Автор: Язева Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 40 "Снегурочка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Публикация
Тема: "Взаимодействие детей комбинированной группы: сахарный диабет и легкая умственная отсталость"
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие детей комбинированной группы: сахарный диабет
и легкая умственная отсталость»
Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Язева Елена Николаевна, я
работаю в МБДОУ №40 «Снегурочка» в группе комбинированного вида № 18
«Ладушки».
Хочу
поделиться
с
вами
опытом
работы,
а
точнее,
взаимодействием
детей
с
сахарным
диабетом
и
детей
с
нарушением
интеллекта.
В
настоящее
время
5
процентов
детей,
проживающих
в
России,
относятся к категории лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в
среде
сверстников. Отклонения в развитии приводит к нарушению связи
ребёнка
с
социумом. Особенности
поведения
этих
детей
препятствует
взаимодействию
со
сверстниками.
Возникает
необходимость
развивать
социальную
компетентность,
навыки
общения
с
окружающими,
чтобы
преодолеть
социальную
грань
и
расширить
возможности
адекватного
взаимодействия со сверстниками.
Исходя
из
собственного
опыта
работы,
могу
отметить,
что
дети
с
заболеванием сахарного диабета и дети с нарушением интеллекта, на первый
взгляд
ничем
не
отличаются
от
обычных
детей.
Только
при
тесном
взаимодействии и контакте с детьми можно выделить существенные отличия
в поведении, общении и обучении. Для начала разберем каждую категорию
заболевания по отдельности.
Сахарный диабет – это заболевание, вызванное нарушением процесса
функционирования эндокринной системы. Это болезнь обмена веществ, при
которой в организме не хватает инсулина, а в крови повышается содержание
сахара. Поэтому для жизни ребенку страдающему диабетом необходимы:
инсулин и диета. В настоящее время при правильном лечении и соблюдении
определенных требований диабет хорошо компенсируется. Сахарный диабет-
это особый образ жизни.
Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном
порядке
требует
строгого
соблюдения
режима
дня,
диеты,
регулярных
дозированных занятий физкультурой. Больному ребенку чрезвычайно важен
психологически
здоровый
микроклимат
в
группе.
Нервные
стрессы,
физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для
детей
с
умственной
отсталостью.
На
фоне
психоэмоциональных
травмирующих факторов у ребенка-диабетика зачастую происходят скачки
сахара.
Исходя
из
всего
вышеперечисленного,
следует
придерживаться
следующих правил при работе с диабетиком:
1. Избегать напряжения психоэмоционального фона ребенка.
2.
Делать
кратковременные
перерывы
в
занятиях
для
зрительной
разгрузки.
3.Перед началом занятий поинтересоваться состоянием здоровья ребенка
на текущий момент.
4.Обращать внимание на внезапно изменившееся состояние и внешний
вид ребенка.
Начиная разговор о детях с нарушением интеллекта, хочется сделать
особый
акцент
на
словах
выдающегося
психолога
Льва
Семеновича
Выготского,
который
в
свое
время
предложил
«найти
то
здоровое,
нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на
основе
этого
осуществлять
коррекционно-педагогическую
работу».
Ведь
каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо
найти и развить.
У данной категории детей органическое поражение головного мозга, в
результате которого идет снижение познавательной деятельности, но это не
означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-
другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные
отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении,
владении эмоциями и волей.
Работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, требует большого
терпения. При работе мы всегда учитываем индивидуальные особенности
ребенка. Во время работы с отстающими детьми мы организовываем занятия
так,
чтобы
детям
было
легче
усвоить
материал. Для
этого
учитываются
следующие правила:
1.
Дозированность информации. Дети должны получать такое количество
сведений, которое они смогут усвоить.
2.
Большое
количество
наглядного
материала. Детям
легче
усваивать
информацию, поданную в виде изображения или видео, а не словесные
сведения.
3.
Частое повторение. Нам важно убедиться, что информация усвоена, и
только после этого переходить к следующей теме. Но того количества
повторений, которого хватает для нормально развивающегося ребенка,
ребенку с легкой умственной отсталостью не хватит.
4.
Регулярная
смена
деятельности. Из-за
проблем
с
усидчивостью
и
концентрацией отстающим детям сложно заниматься одной и той же
деятельностью больше определенного времени.
5.
Игровая деятельность лежит в основе работы с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста.
Если упустить развитие такого ребенка-дошкольника на самотек, то он
упустит
навык
общения
с
людьми,
навык
предметного
действия.
Если
ребенок не будет достаточно контактировать со своими сверстниками и со-
взрослыми, не будет играть с детьми в игры или участвовать в какой-либо
деятельности,
то
это
негативно
отразится
на
социальной
адаптации,
на
развитии мышления, памяти, самосознания, воображения, речи, воли и так
далее.
При
правильном
подходе
к
организации
воспитания
и
обучения,
можно
корректировать
нарушения
развития
познавательных
процессов
и
речи.
Если четко организовать такое педагогическое воздействие, то можно
добиваться
хороших
результатов.
Обучение
таких
детей
должно
быть
специализированно, проходить в рамках определенной программы АОП. И
тогда можно увидеть рост сферы речевой активности ребенка, способствовать
развитию его личности, волевой активности.
Итак, разобрав каждую категорию заболевания детей, мы можем четко
просмотреть взаимодействие между ними, а именно:
Дети, которые не «такие», как здоровые, у них такое же внутреннее
строение, они так же переживают неудачи и радуются удачам. Они хотят
дружить с другими детьми и хотят, чтобы дружили с ними. У них есть
любимые предметы и нелюбимые и т. д. Но, к сожалению, они физически
часто не способны сделать то, что легко делаем мы. Однако это не должно
быть причиной плохого к ним отношения.
Нужно общаться с ними как с
равными! Обсуждать те же проблемы, что и с остальными сверстниками. Не
поддерживать насмешки, которые могут исходить от других детей. Дети с
ОВЗ, с одной стороны, часто нуждаются в помощи и поддержке, но с другой
стороны — не просят её. Многие с обидой воспринимают такую помощь,
считая, что она унижает их и подчеркивает их недостатки. Поэтому наши
дети научились оказывать помощь так, чтобы она не была навязчивой и
воспринималась как обычное дело. Большинство детей с сахарным диабетом
рассказывают таким ребятам о своих увлечениях, интересах. Часто именно
сверстники являются для них основным источником познания окружающего
мира.
И самое главное они понимают, что все мы разные, но каждый из нас
необычен и неповторим! Каждый человек достоин уважения!
В
заключении
хотелось
бы
сказать:
воспитывайте
у
своих
детей
терпимость, культуру общения с людьми, которые не такие, как все. Если
ребёнок начинает задавать вопрос,
видя такого ребёнка, шепните ему на
ушко, что на все вопросы вы ответите дома, а сейчас он должен ввести себя
обычно
так
как
ничего
необычного
не
происходит.
Мы
должны
быть
примером для ребёнка в отношениях с такими людьми.