Напоминание

"Взаимодействие детей комбинированной группы: сахарный диабет и легкая умственная отсталость"


Автор: Язева Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 40 "Снегурочка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Публикация
Тема: "Взаимодействие детей комбинированной группы: сахарный диабет и легкая умственная отсталость"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие детей комбинированной группы: сахарный диабет

и легкая умственная отсталость»

Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Язева Елена Николаевна, я

работаю в МБДОУ №40 «Снегурочка» в группе комбинированного вида № 18

«Ладушки».

Хочу

поделиться

с

вами

опытом

работы,

а

точнее,

взаимодействием

детей

с

сахарным

диабетом

и

детей

с

нарушением

интеллекта.

В

настоящее

время

5

процентов

детей,

проживающих

в

России,

относятся к категории лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в

среде

сверстников. Отклонения в развитии приводит к нарушению связи

ребёнка

с

социумом. Особенности

поведения

этих

детей

препятствует

взаимодействию

со

сверстниками.

Возникает

необходимость

развивать

социальную

компетентность,

навыки

общения

с

окружающими,

чтобы

преодолеть

социальную

грань

и

расширить

возможности

адекватного

взаимодействия со сверстниками.

Исходя

из

собственного

опыта

работы,

могу

отметить,

что

дети

с

заболеванием сахарного диабета и дети с нарушением интеллекта, на первый

взгляд

ничем

не

отличаются

от

обычных

детей.

Только

при

тесном

взаимодействии и контакте с детьми можно выделить существенные отличия

в поведении, общении и обучении. Для начала разберем каждую категорию

заболевания по отдельности.

Сахарный диабет – это заболевание, вызванное нарушением процесса

функционирования эндокринной системы. Это болезнь обмена веществ, при

которой в организме не хватает инсулина, а в крови повышается содержание

сахара. Поэтому для жизни ребенку страдающему диабетом необходимы:

инсулин и диета. В настоящее время при правильном лечении и соблюдении

определенных требований диабет хорошо компенсируется. Сахарный диабет-

это особый образ жизни.

Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном

порядке

требует

строгого

соблюдения

режима

дня,

диеты,

регулярных

дозированных занятий физкультурой. Больному ребенку чрезвычайно важен

психологически

здоровый

микроклимат

в

группе.

Нервные

стрессы,

физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для

детей

с

умственной

отсталостью.

На

фоне

психоэмоциональных

травмирующих факторов у ребенка-диабетика зачастую происходят скачки

сахара.

Исходя

из

всего

вышеперечисленного,

следует

придерживаться

следующих правил при работе с диабетиком:

1. Избегать напряжения психоэмоционального фона ребенка.

2.

Делать

кратковременные

перерывы

в

занятиях

для

зрительной

разгрузки.

3.Перед началом занятий поинтересоваться состоянием здоровья ребенка

на текущий момент.

4.Обращать внимание на внезапно изменившееся состояние и внешний

вид ребенка.

Начиная разговор о детях с нарушением интеллекта, хочется сделать

особый

акцент

на

словах

выдающегося

психолога

Льва

Семеновича

Выготского,

который

в

свое

время

предложил

«найти

то

здоровое,

нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на

основе

этого

осуществлять

коррекционно-педагогическую

работу».

Ведь

каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо

найти и развить.

У данной категории детей органическое поражение головного мозга, в

результате которого идет снижение познавательной деятельности, но это не

означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-

другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные

отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении,

владении эмоциями и волей.

Работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, требует большого

терпения. При работе мы всегда учитываем индивидуальные особенности

ребенка. Во время работы с отстающими детьми мы организовываем занятия

так,

чтобы

детям

было

легче

усвоить

материал. Для

этого

учитываются

следующие правила:

1.

Дозированность информации. Дети должны получать такое количество

сведений, которое они смогут усвоить.

2.

Большое

количество

наглядного

материала. Детям

легче

усваивать

информацию, поданную в виде изображения или видео, а не словесные

сведения.

3.

Частое повторение. Нам важно убедиться, что информация усвоена, и

только после этого переходить к следующей теме. Но того количества

повторений, которого хватает для нормально развивающегося ребенка,

ребенку с легкой умственной отсталостью не хватит.

4.

Регулярная

смена

деятельности. Из-за

проблем

с

усидчивостью

и

концентрацией отстающим детям сложно заниматься одной и той же

деятельностью больше определенного времени.

5.

Игровая деятельность лежит в основе работы с детьми дошкольного и

младшего школьного возраста.

Если упустить развитие такого ребенка-дошкольника на самотек, то он

упустит

навык

общения

с

людьми,

навык

предметного

действия.

Если

ребенок не будет достаточно контактировать со своими сверстниками и со-

взрослыми, не будет играть с детьми в игры или участвовать в какой-либо

деятельности,

то

это

негативно

отразится

на

социальной

адаптации,

на

развитии мышления, памяти, самосознания, воображения, речи, воли и так

далее.

При

правильном

подходе

к

организации

воспитания

и

обучения,

можно

корректировать

нарушения

развития

познавательных

процессов

и

речи.

Если четко организовать такое педагогическое воздействие, то можно

добиваться

хороших

результатов.

Обучение

таких

детей

должно

быть

специализированно, проходить в рамках определенной программы АОП. И

тогда можно увидеть рост сферы речевой активности ребенка, способствовать

развитию его личности, волевой активности.

Итак, разобрав каждую категорию заболевания детей, мы можем четко

просмотреть взаимодействие между ними, а именно:

Дети, которые не «такие», как здоровые, у них такое же внутреннее

строение, они так же переживают неудачи и радуются удачам. Они хотят

дружить с другими детьми и хотят, чтобы дружили с ними. У них есть

любимые предметы и нелюбимые и т. д. Но, к сожалению, они физически

часто не способны сделать то, что легко делаем мы. Однако это не должно

быть причиной плохого к ним отношения.

Нужно общаться с ними как с

равными! Обсуждать те же проблемы, что и с остальными сверстниками. Не

поддерживать насмешки, которые могут исходить от других детей. Дети с

ОВЗ, с одной стороны, часто нуждаются в помощи и поддержке, но с другой

стороны — не просят её. Многие с обидой воспринимают такую помощь,

считая, что она унижает их и подчеркивает их недостатки. Поэтому наши

дети научились оказывать помощь так, чтобы она не была навязчивой и

воспринималась как обычное дело. Большинство детей с сахарным диабетом

рассказывают таким ребятам о своих увлечениях, интересах. Часто именно

сверстники являются для них основным источником познания окружающего

мира.

И самое главное они понимают, что все мы разные, но каждый из нас

необычен и неповторим! Каждый человек достоин уважения!

В

заключении

хотелось

бы

сказать:

воспитывайте

у

своих

детей

терпимость, культуру общения с людьми, которые не такие, как все. Если

ребёнок начинает задавать вопрос,

видя такого ребёнка, шепните ему на

ушко, что на все вопросы вы ответите дома, а сейчас он должен ввести себя

обычно

так

как

ничего

необычного

не

происходит.

Мы

должны

быть

примером для ребёнка в отношениях с такими людьми.



В раздел образования