Автор: Емельяненкова Ирина Болеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №25 "Солнышко"
Населённый пункт: Г. Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в форме квест – игры в средней группе
Тема: Тема: «Перелетные птицы».
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в форме квест - игры в средней группе
Тема: «Перелетные птицы».
Цель. Формирование и закрепление знаний детей о перелетных птицах.
Задачи.
Обучающие:
формировать
умение
образовывать
новые
слова.
Расширять
представления о перелетных птицах, формировать умение понимать обобщающее
слово «перелетные птицы».
Развивающие: развивать речевую активность, умение слушать и понимать заданный
вопрос и отвечать на него, развивать диалогическую речь, зрительное восприятие и
внимание, мышление, мелкую и общую моторику.
Развитие социально-коммуникативного качества детей путем коллективного решения
общих задач.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок.
Просмотр компьютерной презентации «Перелетные птицы», «Все живое из яйца».
Беседа с детьми о перелетных птицах.
Предметно-пространственная среда: групповая комната с игровыми заданиями.
Материал:
• Муляж яйца грача,
• чудесный мешочек с игрушками (черепаха, змея, птичка),
• картинки с изображением перелетных птиц,
• игрушка сова,
• приз – энциклопедия.
Технологическая карта квест – игры:
1. Мотивация к деятельности.
2. Основная часть:
- Задание: дидактическая игра «Волшебный мешочек».
- Задание: подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы».
- Задание: дидактическая игра «Кого не стало?»
- Задание: словесная игра «Кто о ком заботится?»
- Задание: собрать изображение птицы.
- Задание: поиск совы с призом.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети посмотрите, что я нашла.
Воспитатель
показывает
яичко,
дает
детям,
чтобы
они
рассмотрели
его.
Дети передают его из рук в руки, рассматривают.
Воспитатель: Вчера я была в лесу и на земле около дерева увидела это маленькое
яичко. Я решила взять его и показать вам. Давайте подумаем: чьё это яичко, почему
оно лежало на земле и что с ним делать?
Дети высказывают предположения: яйцо выпало из гнезда, кто-то взял и бросил,
уронили.
Воспитатель: Дети посмотрите, на столе лежит мешочек, давайте посмотрим, что там.
Может это поможет узнать, кто хозяйка моей находки.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель: Кто у нас спрятался в мешочке? (Ребенок достает змею).
Ребенок: Змея.
Воспитатель: Почему она здесь?
Ребенок: Змея откладывает яйца.
Воспитатель: Значит это змеиное яйцо?
Дети: Нет. Змея еще не проснулась от зимней спячки.
Ребенок достает черепаху.
Воспитатель: Кто это?
Ребенок: Черепаха. Она тоже откладывает яйца.
Воспитатель: Значит это ее яичко?
Ребенок: Нет. Черепаха не живет в лесу..
Ребенок достает птичку.
Воспитатель: Кто это?
Ребенок: Птичка.
Воспитатель: Это ее яичко?
Ребенок: Да. Птица откладывает яйца в гнездо.
Воспитатель: Почему же яичко оказалось на земле?
Дети: Оно могло выпасть из гнезда. Дерево срубили и гнездо упало. Кто-то взял его
из гнезда.
Воспитатель: Давайте посмотрим, может ещё что-то в нашем мешочке лежит.
Ребенок
достает
из
мешка
вырезанный
из
картона
хвост птицы
(прикреплено
письмо). Чтобы найти хозяйку вашей находки нужно собрать все подсказки и из них
собрать портрет птицы.
Воспитатель: А каких птиц вы знаете?
Дети перечисляют: сорока, ворона, цапля, журавль, лебедь и т. д.
Воспитатель: Много птиц вы знаете. Но все эти птицы делятся на два класса. Так как
каждый год к нам зима приходит: холодная, снежная морозная. То первый класс птиц
называется…как?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Почему птицы называются зимующие?
Дети: Потому что они зимуют с нами. Птицы зимой не улетают на юг.
Воспитатель: Правильно. А второй класс птиц…как?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: Почему перелетные?
Дети: Осенью птицы улетают на юг, а весной прилетают обратно.
Проводится подвижная игра: Перелетные и зимующие птицы (перелетная птица –
дети летают по группе, зимующая – садятся и хлопают в ладоши).
Воспитатель: аист, воробей, грач, синица, ласточка, дикая утка, снегирь, скворец
(воспитатель прикрепляет на доску контур перелетных птиц).
Воспитатель: Ребята, посмотрите во время игры к нам прилетели перелетные птицы,
которых вы отгадали. Но одна птичка не долетела. Какая?
Дети: Скворец.
Воспитатель: Скворец улетел к своему домику. Где он живет?
Дети: В скворечнике.
Воспитатель: В нашей группе есть скворечники?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите на скворца, что у него в клюве.
Воспитатель открепляет картонное изображение крыла.
Воспитатель:
Вот
и
вторая
подсказка:
чтобы
получить
следующую
подсказку
поиграйте в игру «Кого не стало?»
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Дети выполняют задание (во время игры аист улетает на крышу дома).
Воспитатель: Почему аист улетел туда?
Дети: Аист вьет гнездо на крыше дома.
Воспитатель: Зачем птицам гнезда?
Дети: Откладывают яйца, высиживают птенцов.
Воспитатель переворачивает гнездо и находит задание.
Словесная игра «Кто о ком заботится?»
- Аист заботится об аистятах.
- Грач заботится о грачатах.
- Лебедь заботится о лебедятах.
- Утка заботится об утятах.
- Скворец заботится о скворчатах.
Воспитатель: Вот и третья подсказка (за домиком).
Воспитатель: Давайте соберем изображение птицы, чьё яйцо я нашла в лесу.
Дети собирают изображение грача из частей.
Воспитатель: Вот мы с вами и нашли хозяйку нашего яичка. Что это за птица?
Дети: Грач.
Воспитатель: Дети, но ведь еще холодно в лесу, а я уже нашла грачиное яичко.
Почему?
Дети: Грач прилетает первым с юга. Грач первым откладывает яички в гнездо. У грача
птенцы появляются первыми.
Воспитатель: Ребята, посмотрите грач принес нам письмо (воспитатель читает)
Вы выполнили все задания правильно и заслужили приз. Чтоб его найти, вот вам
подсказка.
Ах, ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела.
В детский сад прилетела.
Дети расходятся по групповой комнате, находят игрушку сову.
Воспитатель: Ребята, вы догадались кто помогал нам найти хозяйку яйца.
Дети: Сова.
Воспитатель: Умная сова приготовила для вас подарок. Что это?
Дети: Книга.
Воспитатель: Это энциклопедия, научный справочник. С помощью энциклопедии мы
узнаем много нового и интересного.