Автор: Филатова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления №203" г. Саратова
Населённый пункт: Саратовская область, город Саратов
Наименование материала: Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи
Тема: "Грамотейка"
Раздел: дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по развитию речи
«Грамотейка»
для воспитанников 5-6 лет
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова
на 2017– 2018 учебный год
Автор проекта: Филатова Т.А.
Вид проекта: информационный
Срок реализации: 3 месяца
Участники проекта: воспитатель - Филатова Т.А., дети старшего дошкольного
возраста, родители.
Актуальность :
Важной
особенностью
психического
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста
является
повышенная
чувствительность,
во-первых, к
усвоению
нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению
целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у
ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность
этого
периода
и
высокая
обучаемость
проявляются
и
в
процессе
подготовки
к
освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в
дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо
вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и
волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в
числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует
довольно высокого развития способности анализировать, и побуждает как бы даже
"препарировать" живое явление, которое пронизывает всю жизнь ребенка, начиная с
первых лет. Язык присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он
становится
предметом
изучения
в
школе,
у
многих
еще
не
сформировалась
потребность расчленить его на составляющие между этими элементами, - а именно
этого требует программа.
Овладение
грамотой
-
это
усвоение
определенной
системы
знаний,
где
выделяются
основополагающие
средства
языка.
В
настоящее
время
проблема
подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной.
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к обучению грамоте.
Задачи проекта:
Закрепление у дошкольников понятий «звук» и «буква»;
Знакомство с гласными звуками и их графическим изображением;
Формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;
Формирование фонематического восприятия;
Формирование навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
Развитие воображения, мышления.
Ресурсное обеспечение проекта:
Дидактический материал для проведения занятий;
Схемы и фишки для выполнения звукового анализа слов;
Наглядный материал;
Планируемы результат проекта:
различать звуки и буквы;
узнавать и называть гласные буквы русского алфавита;
соединять звуки в слоги;
уметь различать гласные и согласные звуки.
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю по 25 минут по четвергам
Форма подведения итогов: Викторина
План реализации:
Совместна деятельность
программное содержание
количество часов
« В мире звуков»
Освоение звукового анализа слов.
Познакомить детей с понятием «звук»,
гласный «звук», согласный «звук».
Развитие представлений о гласных
звуках.
25 минут
Звук «А», буква - А
Обучение детей интонационному
выделению звука в слове, умению
подбирать слова с заданным звуком ( в
начале слова), дать понятие, что звук
«а» гласный звук и обозначается буквой
А
25 минут
Звук «И», буква - И
Обучение детей интонационному
выделению звука в слове, умению
подбирать слова с заданным звуком ( в
начале слова, в середине слова), дать
понятие, что звук «и» гласный звук, на
письме обозначается буквой И.
Развивать представление о
многообразии слов. Знакомство с
термином « слово»
25 минут
Звук «О», буква - О
Обучение детей интонационному
выделению звука в слове, умению
подбирать слова с заданным звуком ( в
начале слова, в середине слова), дать
понятие, что звук «о» гласный звук.
Обозначается буквой О. Развитие
умения сравнивать слова по звучанию,
измерять их протяжённость (длинные и
короткие слова)
25 минут
Звук «У», буква - У
Обучение детей интонационному
выделению звука в слове, умению
подбирать слова с заданным звуком ( в
начале слова, в середине слова), дать
понятие, что звук «у» гласный звук на
25 минут
письме обозначается буквой У,
совершенствовать умение сравнивать
слова по звучанию, измерять их
протяжённость ( длинные и короткие
слова)
Звук «Ы», буква - ы
Обучение детей интонационному
выделению звука в слове, умению
подбирать слова с заданным звуком ( в
начале слова, в середине слова), дать
понятие, что звук «Ы» гласный звук.
Обозначается на письме буквой Ы.
Знакомство с термином « слог»
25 минут
Звук «Э», буква - Э
Обучение детей интонационному
выделению звука в слове, умению
подбирать слова с заданным звуком (в
начале слова, в середине слова), дать
понятие, что звук «э» гласный звук.
Обозначается на письме буквой Э.
Развивать умение определять
количество слогов в словах
25 минут
«Звуки а, о, у, ы, э -
звук и»
Освоение звукового анализа слова.
Знакомство со смыслоразличительной
функцией звука. Совершенствование
умения подбирать слова с заданным
звуком.
25 минут
Игры со словами.
Звуковой анализ слов.
Деление на слоги».
Обучать
пониманию
слов-антонимов,
синонимов,
омонимов.
Формировать
умение
связывать
существительное
с
соответствующим глаголом.
25 минут
«
Гласные звуки в
речи»
Закрепить полученные знания о гласных
звуках и их графическим обозначением.
25 минут
Взаимодействие с родителями.
Тема
Срок реализации
Консультация: «Звуковой анализ слова»
апрель
Составление альбома «Гласные буквы».
апрель