Автор: Сергеева Нина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Колыванская СОШ №3"
Населённый пункт: р.п. Колывань Новосибирская область
Наименование материала: Учебное занятие по математике 4 класс
Тема: "Площадь и её измерения. Квадратный метр"
Раздел: начальное образование
Ф ИО: Сергеева Нина Юрьевна, МБОУ «Колыванская СОШ№3»
Тема: Площадь и её измерения. Квадратный метр.
Класс: 4, УМК «Планета знаний»
Планируемы
результаты
Личностные
Получат возможность:
- для формирования положительного интереса к изучаемому предмету;
- для осознания чувства сопричастности и гордости за свою Малую Родину,
Метапредметные
Регулятивные:
Будут:
- принимать и сохранять
учебную задачу;
- планировать свои действия с
поставленной задачей;
- оценивать правильность
выполнения действий;
- оценивать свою работу в
группе;
- учитывать правило в
планировании и контроле
способа нахождения площадь
прямоугольника.
Познавательные:
Будут:
- использовать знаково-
символические средства
(формулы), в том числе схемы
для решения задачи;
- анализировать
предложенные объекты
(схемы, неравенства и пр.)
- осуществлять синтез как
составление целого из частей;
Получат возможность:
- осуществлять выбор
наиболее эффективных
способов решения задачи;
- строить логические
Коммуникативные
Будут:
- принимать участие в работе
группами, договариваться,
приходить к общему
решению;
- развивать умение с
достаточно полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации;
рассуждения.
-использовать ИКТ как
инструмент для формирования
ИКТ компетентности.
Предметные:
- Повторят свойства прямоугольника и квадрата отличие площади и периметра;
- Научатся вычислять площадь данных фигур используя квадратный метр ;
Будут:
- анализировать задачи, устанавливая зависимость между величинами, выбирая и объясняя
выбор действия;
-отрабатывать вычислительный навык умножения на двузначное и трёхзначное число.
Получат возможность:
- Решать задачи на нахождение доли величины (площади);
- Решать задачи в 3-4 действия;
- Находить разные способы решения задачи.
Цель ученика:
- Уметь находить площадь прямоугольника и квадрата с помощью квадратного метра.
Цель учителя:
- Создать условия для закрепления знаний нахождения площади прямоугольника;
- Обеспечить усвоение учащимися знания о единице измерения площади – квадратного метра;
- Способствовать формированию умения работать в группе;
- Обеспечить условия для осознания чувства сопричастности и гордости за свою Малую Родину.
Задачи:
Закрепить отличие площади от периметра;
Повторить формулу нахождения площади прямоугольника по известным сторонам и
стороны по известным площади и другой известной стороне;
Применить формулу нахождения площади при решении практических задач;
Закрепить умения находить разные способы решения задачи на определение площади
прямоугольника;
Отработать умение пользоваться схемами при решении задач на нахождение площади
прямоугольника.
Организовать работу в группе;
Использовать краеведческий материал для решения практических задач.
Проблема:
Различные в уровне развития детей;
Небольшой опыт групповой работы.
Содержание занятия
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания каждого этапа
Используемые
методы и
приёмы
Формы
организации
деятельности
I
этап.
Организа
ция
класса
Цель:
Активизир
овать
учащихся.
Создаёт ситуацию
готовности
принимать
учебную задачу.
Проверяют готовность
к урок. Настраиваются
на работу.
Всем здравствуйте!
Проверьте, всё ли готово к
уроку! Повернитесь друг к
другу, улыбнитесь, пожмите
руки и пожелайте успехов.
Создание
комфортной
обстановки
Фронтальная
I
I
этап
Актуализ
ация
знаний.
Цель:
Обеспечит
ь
побужден
Организует
работу для
повторения
имеющихся
знаний о
прямоугольниках
и квадратах.
Вспоминают, какие
фигуры знают.
Повторяют
определения
четырёхугольника,
трапеции, ромба,
прямоугольника и
квадрата.
- У вас на столах лежат
разные фигуры. Уберите
лишнюю фигуру,
аргументируйте свой выбор.
-Как, одним словом назвать
все остальные фигуры?
- Найдите лишний
четырёхугольник,
Актуализация
ЗУН учащихся
Групповая
ие
учащихся
к
деятельно
сти
Учатся задавать
вопросы.
аргументируйте свой выбор.
-Я загадала среди
оставшихся
четырёхугольник. Выясните,
какой, задав вопросы.
Прямые вопросы задавать
нельзя. ( ! загадан
прямоугольник)
Фронтальная
I
I
I
этап
Целепола
гание
Цель:
Способств
овать
формиров
анию
умения
составлять
алгоритм
Побуждает к
целеполаганию.
Включает
учащихся
в обсуждение
Вспоминают, что у
прямоугольников
можно измерить
периметр и площадь.
Закрепляют отличие
площади от
периметра.
Составляют в группе
алгоритм нахождения
площади.
Делают вывод, что при
- Чтобы определить тему
урока, ответьте на вопрос:
«Какие измерения имеет
прямоугольники? Как они
обозначаются?»
- Как не путать периметр и
площадь?
- Как найти площадь
прямоугольника? Составьте
алгоритм нахождения
площади.
……
-Какие умения у нас должны
быть, чтобы находить
Подводящий
диалог
Моделирование
Домысливание
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
проблемных
вопросов
и определения
цели урока и её
достижения
Фиксирует план
на доске
нахождении площади
необходимо знать
формулу, уметь
хорошо умножать,
применять знания на
практике.
Составляют план
урока:
- вспомнить формулу;
- потренироваться в
умножении;
- решать разные
задачи на нахождение
площади.
площадь прямоугольников?
- А что вы это не умеете
делать? Не знаете формулы,
не умеете умножать?
- Зачем авторы учебника
включили эту тему урока?
- Значит, чем вы займетесь
на уроке?
I
V этап
Закрепле
ние
умножени
я
Цель:
Закрепить
вычислите
Обеспечивает в
ходе закрепления
повышение
уровня
осмысления
изученного
материала,
глубины
Отрабатывают
вычислительный
навык умножения.
-Разберите прямоугольники
разного цвета из другого
конверта в своих группах. С
обратной стороны каждого
прямоугольника записаны
примеры на умножения. На
маркерных досках
выполнить умножение, на
Письменное
упражнение
Индивидуальная
льный
навык
умножени
я
многознач
ных чисел
понимания
Взаимопроверка в
группах.
прямоугольник записать
ответ.
- Те, у кого синие
прямоугольники,
сгруппируйтесь и сравните
ответы друг с другом.( и т.д.)
Групповая
V этап
Закрепле
ние
площади
Цель:
Создать
условия
для
формиров
ания
умения
находить
площадь.
Обеспечивает в
ходе закрепления
повышение
уровня
осмысления
изученного
материала,
глубины
понимания
Находят площади
прямоугольников.
Работа с раздаточным
материалом
- Напишите формулу
нахождения площади
прямоугольника.
- Измерьте стороны вашего
прямоугольника и найдите
площадь.
- Те, у кого синие
прямоугольники,
сгруппируйтесь и сравните
ответы друг с другом.( и т.д.)
Письменное
упражнение
Индивидуальная
Групповая
V
I
этап
Акцентир
ование
внимания
учащихся
Цель:
Акцентир
овать
внимания
учащихся
на том,
Создаёт условия
для развития
мышления и
пространственног
о воображения
Записывают те
единицы измерения
площадь, которые
знают.
Делают вывод «метр -
основная единица
площади»
-Вернитесь в свои группы.
- Запишите те единицы
измерения площадь,
которые знаете.
- Как считаете, какая
единица измерения площади
будет основной? Почему?
Групповая
Фронтальная
что метр -
основная
единица
площади.
- На с.38 учебника
прочитайте правило.
-Когда в жизни приходится
находить площадь?
Приведите примеры. Какой
единицей площади мы
пользуемся?
V
I
I
этап
Решение
задач
практиче
ского
характера
Цель:
Создать
условия
для
формиров
ания
умения
находить
площадь.
Обеспечивает
усвоение знаний
и способов
действий на
уровне
применения их в
разнообразных
ситуациях
Находят разные
способы решения
задачи на определение
площади
прямоугольника.
Решают задачу в
группе. Учатся
задавать вопросы.
Работа с задачами,
предложенными в
учебнике
С.38 №1
- Решите задачу. Какой
площади получилось у вас
поле?
- Кто выбрал решение,
соответствующее этой
схеме? А другой схеме…?
… ∙…= … +…=
… ∙…= … +…=
… ∙…= … ∙…=
… ∙…=
… +…=
- Какое рассуждение
показалось легче? Почему?
Решение задач
практического характера
на краеведческом
материале
- Послушайте задачу:
«Главная площадь нашей
Колывани – Мемориал
Письменное
упражнение
Дискуссия
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Славы. Ширина площади
60м, а длина 150м.
Половину площади
занимает сам памятник, а
клумба - десятую часть
оставшегося участка. Какова
площадь клумбы, которую
необходимо вскопать для
проведения праздника?»
- Работая в группе,
составьте схему задачи и
решение.
- Задайте вопросы к
каждому действию?
Моделирование
V
I
I
I
этап
Воспитат
ельная
беседа
Цель:
Обеспечит
ь условия
для
осознания
чувства
сопричаст
ности и
гордости
за свою
Малую
- Обеспечивает
условия для
осознания
чувства
сопричастности и
гордости за свою
Малую Родину.
Высказывают своё
мнение
- К каким праздникам ребята
будут наводить порядок у
Мемориала Славы?
-Что это за праздники?
А вы бывали на таких
праздниках? Есть ли среди
погибших колыванцев имена
ваших родственников?
Обязаны ли мы бывать на
таких праздниках? Почему?
- А как называется парк, у
которого находится
Мемориал Славы? Чем этот
человек заслужил такое
уважение, что его именем
назван Парк?
Беседа
Фронтальная
Родину.
- Задание. Желающие могут
найти информацию о
Д.Н.Пичугине (3-4
предложения), измерить
ширину и длину парка,
составить задачу для
одноклассников.
IX этап
Решение
задач
практиче
ского
характера
Цель:
Создать
условия
для
формиров
ания
умения
находить
площадь.
Обеспечивает
усвоение знаний
и способов
действий на
уровне
применения их в
разнообразных
ситуациях
Повторят формулу
стороны по известным
площади и другой
известной стороне.
Осмысливают
способы и приемы
работы с учебным
материалом.
Работа с задачами,
предложенными в
учебнике
С.38 №2
- Можем ли мы
воспользоваться формулой
площади? Почему?
- Какой закон математики
надо вспомнить, чтобы
найти ширину или длину
прямоугольника?
- Найдите размеры каждого
дома.
Письменное
упражнение
Фронтальная
X этап
Самостоя
тельная
работа
Цель:
выявить
уровень
осознания
Выявляет
качество и
уровень усвоения
знаний и
способов
действий
Самостоятельно
решают задачу
С.38 №3
- Самостоятельно решить
задачу.
- Те, кто выполнит задание
вперед – пройти
тестирование на
компьютере.
Самостоятельна
я работа
Индивидуальная
содержани
я
пройденно
го
XI этап
Итог
урока
Цель:
Выявить
эмоционал
ьное
состояние,
степень
удовлетво
ренности
работой на
уроке.
Инициирует
рефлексию
учащихся по
поводу
мотивации своей
деятельности и
взаимодействия с
одноклассниками
Рефлексия своей
деятельности
- Давайте вспомним цель
урока. Достигли мы цели?
Выберите для себя фразу и
продолжите:
« М не
бол ь ш е
в с е г о
удалось…
Урок для меня показался…
За урок я…»
- Вы сегодня работали в
группах. Оцените свою
работу в группе. Были вы
активным участником
групповой работы или
пассивным? Удалось вам
договориться с
одноклассниками?
Если вы довольны работой
на уроке полностью,
оставьте такую полоску
(лучик солнышка) как есть,
если наполовину, то
оторвите половину, чем
меньше довольны, тем
короче лучик. Прикрепите
лучик к солнышку.
Рефлексия
Индивидуальная
ФОТО С УРОКА
Составляем план урока
Работа над алгоритмом
Работа над алгоритмом
Сверяем ответы
Работа группы над составлением схемы
и решения задачи
Мы уже готовы
Сверяем ответы
Работа группы над составлением схемы
и решения задачи
За тестом
Итог урока
За тестом