Напоминание

Использование геометрического материала в начальной школе


Автор: Филиппова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Бугульма Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Использование геометрического материала в начальной школе
Дата публикации: 09.06.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Использование геометрического материала в начальной школе.

Филиппова Светлана Анатольевна

Учитель начальных классов

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г. Бугульмы

Геометрический материал в программе начальной школы не выделяется в

самостоятельный раздел. Он включается в программу каждого года обучения и тесно

связан с другими разделами математики и прежде всего с арифметикой. В основе этой

связи лежит возможность установления отношений между числами и геометрической

фигурой при формировании понятий числа. Свойств чисел и операций над ними и.

наоборот. Использование числа для изучения свойств геометрических фигур. Так. На

первом году обучения геометрические фигуры и тела применяются в качестве объектов

для пересчитывания (как счётный материал). Позже такими объектами должны стать

элементы фигур (стороны, углы, вершины многоугольников). В первом классе учащиеся

знакомятся с изменением отрезков, что позволяет установить связь между отрезком и

числом. Знакомство с измерением отрезков позволяет наглядно иллюстрировать

представления о натуральном числе, десятичной системе счисления (сантиметр –

единица, дециметр – сотня, километр – тысяча), об операциях над числами (масштабная

линейка как числовой луч, как счётный прибор). Геометрические фигуры используются

также при изучении долей единицы.

Как отмечается в методических руководствах для учителей, введение геометрии в

начальной школе носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических

сведений не копирует собой систематического курса геометрии, где основное внимание

уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними наглядная

геометрия представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций

(демонстрируются подвижные модели отрезков, углы, треугольники и другие формы и

т.п.), систему упражнений в черчении и моделировании геометрических форм из

различных материалов. Эти упражнения сопровождаются вычислениями, связанными с

изучением свойств геометрических фигур: сторон, углов, периметров, площадей. Всё это

способствует выработке у детей умений конструировать, преобразовывать фигуры,

формирует у них интерес к различным построениям.

В 1 – м классе я использовала элементы геометрического материала сразу на двух

уроках: математики и технологии. На уроках математики дети познакомились с

геометрическими фигурами. Мы считали треугольники, квадраты, круги, овалы,

прямоугольники. Сравнивали, чем они похожи и чем различаются. Чертили отрезки,

учились их сравнивать. Научились быстро чертить квадраты, прямоугольники и

треугольники.

На уроках технологии дети с удовольствием составляли различные композиции из

геометрических фигур. Во многом нам помогали трафаретные линейки, которые родители

приобрели для всего класса. Благодаря им времени на изготовление элементов для

аппликации у нас уходило мало, поэтому мы могли составлять сложные фигуры. У детей

были тетради по технологии, в которых они выполняли домашнее задание. Вот некоторые

из них:

Материалы для уроков я брала из книг:

Жильцова Т.В. , Обухова Л.А. «Поурочные разработки по наглядной геометрии (1 –

4 классы). – М.: ВАКО, 2004;

Волкова С.И. , Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование: Рабочая тетрадь

(1,2,3,4 классы);

Волкова С.И. «Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» (1

-4 классы). – М.: Просвещение, 2004;

Белошистая А.В. «Наглядная геометрия»

Большую помощь в подборе материала мне оказывает Интернет. Там можно найти

множество разработок с использованием геометрического материала.

Начиная со 2-го класса я стала вести уроки математики и конструирования как

факультативный курс. Дети с удовольствием работают на этих уроках. Хочу показать

один из таких уроков.

Тема урока «Треугольник»

Упражнение 1.

Материал: набор фигур или рисунков на доске.

Задание: найти лишнюю фигуру и объяснить свой выбор. При объяснении

фиксируются признаки фигур: количество сторон и углов.

Упражнение 2.

Материал:

Задание: закрасить

- зелёным цветом

- красным цветом

Упражнение 3.

Материал: счётные палочки. Карточки с рисунками фигур.

Задание: сложи фигуру из палочек.

Упражнение 4.

Материалы:

2

1 3

Длина стороны

1

2

3

Сумма длин двух

других сторон

2+3

1+3

1+2

Вывод: длина любой стороны треугольника меньше суммы длин двух других сторон.

Упражнение 5.

Задание: дострой каждую ломаную до треугольника.

Упражнение 6.

Задание: выполни аппликацию.

Домашнее задание.

1. Каждый из данных треугольников дострой до квадрата.

2. Начерти два прямоугольника со сторонами 4 см и 2 см. первый прямоугольник раздели

на 2 равных квадрата одним отрезком, второй – на 2 равных треугольника. Раскрась

полученные фигуры разными цветами.

Дети с удовольствием работают с трафаретной линейкой. Каких только сказочных

героев мы не придумывали!

На уроках я использую также графические диктанты, задания для копирования по

клеточкам данной фигуры, задания на внимание, развитие зрительной памяти, мышления,

воображения. Программу и уроки пришлось составлять исходя из возможностей класса.

Для каждого урока приходится записывать детям в тетрадях задания, а на это уходит

много времени. Я попробовала использовать готовые рабочие тетради, но они не совсем

подходят к тому материалу, который хочется дать детям.

Я стараюсь учитывать возрастные особенности детей, и поэтому материал

представляется в форме интересных заданий, сказочных путешествий в страну

Геометрию, дидактических игр, игровых ситуаций. На уроках использую стихи, сказки,

считалки, ребусы и т.д.

Надеюсь, что мы и в 3-м, и в 4-м классе продолжим эту работу, и мои дети придут в

5-й класс, имея более широкое представление о геометрии, фигурах и работе с ними, чем

это можно дать на уроке математики по существующей программе.



В раздел образования