Автор: Филиппова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Бугульма Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Использование геометрического материала в начальной школе
Раздел: начальное образование
Использование геометрического материала в начальной школе.
Филиппова Светлана Анатольевна
Учитель начальных классов
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
г. Бугульмы
Геометрический материал в программе начальной школы не выделяется в
самостоятельный раздел. Он включается в программу каждого года обучения и тесно
связан с другими разделами математики и прежде всего с арифметикой. В основе этой
связи лежит возможность установления отношений между числами и геометрической
фигурой при формировании понятий числа. Свойств чисел и операций над ними и.
наоборот. Использование числа для изучения свойств геометрических фигур. Так. На
первом году обучения геометрические фигуры и тела применяются в качестве объектов
для пересчитывания (как счётный материал). Позже такими объектами должны стать
элементы фигур (стороны, углы, вершины многоугольников). В первом классе учащиеся
знакомятся с изменением отрезков, что позволяет установить связь между отрезком и
числом. Знакомство с измерением отрезков позволяет наглядно иллюстрировать
представления о натуральном числе, десятичной системе счисления (сантиметр –
единица, дециметр – сотня, километр – тысяча), об операциях над числами (масштабная
линейка как числовой луч, как счётный прибор). Геометрические фигуры используются
также при изучении долей единицы.
Как отмечается в методических руководствах для учителей, введение геометрии в
начальной школе носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических
сведений не копирует собой систематического курса геометрии, где основное внимание
уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними наглядная
геометрия представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций
(демонстрируются подвижные модели отрезков, углы, треугольники и другие формы и
т.п.), систему упражнений в черчении и моделировании геометрических форм из
различных материалов. Эти упражнения сопровождаются вычислениями, связанными с
изучением свойств геометрических фигур: сторон, углов, периметров, площадей. Всё это
способствует выработке у детей умений конструировать, преобразовывать фигуры,
формирует у них интерес к различным построениям.
В 1 – м классе я использовала элементы геометрического материала сразу на двух
уроках: математики и технологии. На уроках математики дети познакомились с
геометрическими фигурами. Мы считали треугольники, квадраты, круги, овалы,
прямоугольники. Сравнивали, чем они похожи и чем различаются. Чертили отрезки,
учились их сравнивать. Научились быстро чертить квадраты, прямоугольники и
треугольники.
На уроках технологии дети с удовольствием составляли различные композиции из
геометрических фигур. Во многом нам помогали трафаретные линейки, которые родители
приобрели для всего класса. Благодаря им времени на изготовление элементов для
аппликации у нас уходило мало, поэтому мы могли составлять сложные фигуры. У детей
были тетради по технологии, в которых они выполняли домашнее задание. Вот некоторые
из них:
Материалы для уроков я брала из книг:
Жильцова Т.В. , Обухова Л.А. «Поурочные разработки по наглядной геометрии (1 –
4 классы). – М.: ВАКО, 2004;
Волкова С.И. , Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование: Рабочая тетрадь
(1,2,3,4 классы);
Волкова С.И. «Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» (1
-4 классы). – М.: Просвещение, 2004;
Белошистая А.В. «Наглядная геометрия»
Большую помощь в подборе материала мне оказывает Интернет. Там можно найти
множество разработок с использованием геометрического материала.
Начиная со 2-го класса я стала вести уроки математики и конструирования как
факультативный курс. Дети с удовольствием работают на этих уроках. Хочу показать
один из таких уроков.
Тема урока «Треугольник»
Упражнение 1.
Материал: набор фигур или рисунков на доске.
Задание: найти лишнюю фигуру и объяснить свой выбор. При объяснении
фиксируются признаки фигур: количество сторон и углов.
Упражнение 2.
Материал:
Задание: закрасить
- зелёным цветом
- красным цветом
Упражнение 3.
Материал: счётные палочки. Карточки с рисунками фигур.
Задание: сложи фигуру из палочек.
Упражнение 4.
Материалы:
2
1 3
Длина стороны
1
2
3
Сумма длин двух
других сторон
2+3
1+3
1+2
Вывод: длина любой стороны треугольника меньше суммы длин двух других сторон.
Упражнение 5.
Задание: дострой каждую ломаную до треугольника.
Упражнение 6.
Задание: выполни аппликацию.
Домашнее задание.
1. Каждый из данных треугольников дострой до квадрата.
2. Начерти два прямоугольника со сторонами 4 см и 2 см. первый прямоугольник раздели
на 2 равных квадрата одним отрезком, второй – на 2 равных треугольника. Раскрась
полученные фигуры разными цветами.
Дети с удовольствием работают с трафаретной линейкой. Каких только сказочных
героев мы не придумывали!
На уроках я использую также графические диктанты, задания для копирования по
клеточкам данной фигуры, задания на внимание, развитие зрительной памяти, мышления,
воображения. Программу и уроки пришлось составлять исходя из возможностей класса.
Для каждого урока приходится записывать детям в тетрадях задания, а на это уходит
много времени. Я попробовала использовать готовые рабочие тетради, но они не совсем
подходят к тому материалу, который хочется дать детям.
Я стараюсь учитывать возрастные особенности детей, и поэтому материал
представляется в форме интересных заданий, сказочных путешествий в страну
Геометрию, дидактических игр, игровых ситуаций. На уроках использую стихи, сказки,
считалки, ребусы и т.д.
Надеюсь, что мы и в 3-м, и в 4-м классе продолжим эту работу, и мои дети придут в
5-й класс, имея более широкое представление о геометрии, фигурах и работе с ними, чем
это можно дать на уроке математики по существующей программе.