Автор: Плисова Юлия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Курагинская СОШ № 1 им.Героя Советского Союза А.А.Петряева
Населённый пункт: пгт Курагино, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие целеполагания в учебной и исследовательской деятельности учащихся
Раздел: среднее образование
Развитие целеполагания в
исследовательской и
проектной деятельности
учащихся
1
Целеполагание является обязательным этапом
учебного проектирования и учебного исследования
Этапы учебного проектирования
•
Проблематизация
•
Целеполагание
•
Выделение возможных действий
•
Построение цепочки необходимых действий
•
Подготовка представления результатов
проектирования
•
Презентация проекта
2
Проблематизация
Учебный
проект,
задается
проблемной
ситуацией
Чем она определяется?
3
Проблематизация
1. Учебный
проект,
задается
проблемной
ситуацией,
которая
определяется
проблемой и
условиями ее существования.
2. На
этапе
проблематизации
рассматривается
проблемная ситуация и
вычленяется проблема
(П).
3. Затем
формулируется
проблема
проектирования П
п
.
Как она формулируется?
4
Проблематизация
1. Учебный
проект,
задается
проблемной
ситуацией,
которая
определяется
проблемой и
условиями ее существования.
2. На
этапе
проблематизации
рассматривается
проблемная ситуация и
вычленяется проблема
(П).
3. Затем
формулируется
проблема
проектирования
П
п
.
Она
формулируется в
виде
вопроса
«Как,
каким
образом
разрешить
проблему
П?»
(проблема
проектирования
заключается
в
нахождении
способа
решения
проблемы проекта).
5
Что такое цель?
Каковы её характеристики?
Цель - это то, к чему
стремятся, что надо
осуществить.
Характеристика цели:
•
Конкретна и понятна;
•
Осознанна;
•
Измерима;
•
Побудительна (побуждает к действию);
•
Достижима;
•
Ориентирована на результат;
•
Соотносима с конкретным сроком достижения
Целеполагание
Анализируется проблемная ситуация и выделяются
условия существования проблемы.
Цель проекта
найти способ решения проблемы.
Результат проектирования
способ разрешения проблемы проблемной
ситуации.
Продукт проектирования
средства наглядности, которые используются для
представления
результата
проектирования,
то
есть способы решения проблемы.
Нужно ли выдвигать гипотезу в проекте?
9
Учебный проект.
Этапы проблематизации и целеполагания.
10
Учебный проект — это проблемное задание
на
проектирование.
Он
задается
предъявлением
проблемной
ситуации.
Когда мы задумываем, какой использовать
учебный
проект
в
образовательном
процессе, то должны учитывать возрастные
особенности
и
состав
учащихся,
их
жизненный опыт и ценностные ориентиры.
Предъявление
учащимся
проблемной
ситуации
может
быть
использовано
как
мотивационный приём.
11
Пример проблемной ситуации:
В условиях современной школы ученик сталкивается
с большим объемом текстовой информации. Ученик
с низкой техникой чтения будет отставать от класса в
усвоении учебных предметов. Следовательно, такой
ученик - кандидат в неуспевающие. Программа
основной школы не предусматривает выполнение
на уроке заданий, повышающих скорость и
осознанность чтения.
12
Проблема:
Ученик с низкой техникой чтения не успевает по предметам
Условия.
Большой
объем
текстов,
низкая
техника
чтения
и,
как
следствие,
отсутствие
осознанности
учебного
материала,
отсутствие
конкретных
приемов
повышения
скорости,
осознанности и мотивации к чтению.
Проблема проекта:
Как повысить скорость чтения?
Цель:
Разработать сборник техник для повышения скорости чтения
Результат.
Сборник с техниками, повышающими скорость чтения
13
Целеполагание в учебном исследовании.
Проблема для исследования – отсутствие
какого-либо знания.
Что будет являться целью?
14
Целеполагание в учебном исследовании.
Проблема для исследования – отсутствие
какого-либо знания.
Цель исследования – узнать, проверить
предположение (гипотезу)
Гипотеза в исследовании – высказывание,
предположение, утверждение, которое
либо опровергается, либо подтверждается
Результат – подтверждение или
опровержение выдвинутой гипотезы.
15
Учебное исследование.
Этапы проблематизации и целеполагания.
16
Пример:
Проблемная ситуация.
На перемене дети возбуждены, бегают, шумят.
Не
могут
организовать
свою
деятельность,
которая поможет им отдохнуть после урока.
После перемены перевозбуждены и не могут
сосредоточиться на уроке. Есть возможность
по
школьному
радио
транслировать
музыкальные
произведения
во
время
перемены.
17
Условия:
Школьная
перемена,
учащиеся
5
классов,
возможность
трансляции
музыкальных
произведений.
Проблема:
Как
влияет
трансляция
классической
музыки
на
поведение детей во время перемены?
Цель:
Узнать,
как
влияет
классическая
музыка
на
поведение детей во время перемены
Гипотеза:
Прослушивание
классической
музыки
позволяет
детям расслабиться и хорошо отдохнуть.
Результат.
Подтверждение или опровержение гипотезы.
18
Объект и предмет исследования
В чем отличие?
19
Объект и предмет исследования
Объект
исследования
–
это
определенный
процесс
или
явление,
порождающее
проблемную ситуацию; то, на что направлена
исследовательская деятельность.
Предмет
исследования
–
это
существенные
свойства
или
отношения
объекта
исследования,
познание
которых
важно
для
решения
практических
или
теоретических
проблем.
20
Объект исследования Предмет исследования
Личность человека
Психологические
особенности
личности
21
Учащиеся 5 классов
Влияние классической музыки
Проектно-
исследовательская
деятельность
в
современной
школе
как
образовательный
метод
Специфика
проектно-
исследовательской
деятельности на уроках МХК в
школе
ВЫВОД
В учебном проекте цель проекта – найти
способ решения проблемы.
В учебном исследовании цель – узнать то,
что мы не знали, проверить гипотезу.
22
Вопросы
Может
ли
быть
исследование
без
гипотезы?
Может
быть
учебный
проект
с
исследованием?
Может
быть
исследование,
включающее
проект?
23
Проект с исследованием
24
Вывод:
На
начальных
этапах
имеет
смысл
проводить
учебное
проектирование
и
исследование
минимального
уровня
сложности:
проблемная
ситуация,
проблема,
условия
ее
существования,
допустимые в этой ситуации действия для
проекта и методы для исследования.
25
Темы
•
Литературная география
•
Дневник чтения
•
Исторические реалии в художественной
литературе
•
Где есть место волшебству? (Составление карты
волшебных мест)
•
Как повысить скорость чтения?
•
Как научиться писать сочинение по картине?
•
Книга в кадре, или Как создать буктрейлер?
•
Образ Наполеона в поэзии Пушкина
•
Как влияет прослушивание классической
музыки на поведение детей на перемене?
26
Приём «Логическая рамка»
Матрица – это структура, которая позволяет
анализировать проект сверху вниз и снизу
вверх в логической последовательности и
строить
взаимосвязи
между
элементами
проекта.
Анализируя
семь
ключевых
областей проекта, формулируем цель
27
Логико-структурный подход в целеполагании
(Прием «Логическая рамка»)
Виденье
К чему стремимся в более далёкой перспективе?
Цель
Зачем мы это делаем?
Результат
Какой конечный результат мы ожидаем?
Действия
Что необходимо сделать для получения результата?
Показатели
успеха
Как мы узнаем, что достигли успешного результата?
Средства
контроля
Каким образом мы сможем проверить отчеты о результатах?
Риски и
предпосылки
Какие
условия
внешней
среды
(предпосылки)
должны быть выполнены, чтобы проект завершился успешно?
Какие
существуют
риски
срыва
проекта?
На
этом
шаге
важно рассмотреть внешние условия реализации проекта. При каких
условиях результат будет успешным и при каких можно получить
провал?
«А напоследок я скажу…»
•
Насколько
оправдались
ваши
ожидания
и
кому
за
это
спасибо
(исключая организаторов семинара)?
•
Что не оправдалось и почему?
•
Ваши и наши перспективы?
29