Напоминание

"Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"


Автор: Шаненкова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №37
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учебно-методическая разработка

«Современные образовательные технологии в ранней

профориентации дошкольников»

Описание

материала:

Данный

материал

будет

полезен

всем

педагогам,

работающим

с

детьми

дошкольного

возраста.

В

статье

раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного

возраста

посредством

современных

образовательных

технологий.

Цель: Познакомить педагогов с современными образовательными

технологиями,

используемыми

в

работе

с

дошкольниками

по

ранней

профориентации.

Актуальной задачей современной системы образование является

целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка.

Одним

из

эффективных

решений

данной

задачи,

является

проведение

п р о ф о р и е н т а ц и о н н о й

р а б о т ы

с

д о ш к о л ь н и к а м и .

В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация

способствует

накоплению

социального

опыта

взаимодействия

ребенка

с

взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество,

действовать совместно с другими.

На

современном

этапе

развития

общества

к

системе

дошкольного

обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого

педагога является поиск более эффективных современных образовательных

технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы,

методы,

используемые

в

практики

и,

конечно,

они

должны

быть

ориентированы

на

развитие

личности

ребенка

и

его

способностей.

Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых,

в

нашем

дошкольном

учреждении,

является

метод

проектов

так

как:

-

основывается

на

личностно

ориентированном

подходе

к

обучению

и

воспитанию

- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения

проблемы,

тем

самым

делая

образовательный

процесс

интересным

и

мотивационным.

А

основная

цель

любой

проектной

деятельности

развитие

творческой

личности!

В рамках проекта «Профессии, которые прячутся» нами были

разработаны

следующие

проекты:

«За

кулисами

театра»,

«Кто

поможет

балерине?», «Профессия парикмахера», «Как стать певицей», «Инспектор

ДПС – кто он?», «Как стать спортсменом».

Активными участниками проектов стали родители наших дошкольников.

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного

образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и

теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Нами широко

используется

«Педагогическая

технология

организации

сюжетно-ролевых

игр».

Эта

технология

опирается

на

принцип

активности

ребенка,

характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной

потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы

игры и учения.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным

признаком. Каким?

1 . Ч е т к о

п о с т а в л е н н о й

ц е л ь ю

о б у ч е н и я ,

2.

Соответствующим

цели

педагогическим

результатом

познавательной

направленности.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии,

в

нее

нужно

поиграть!

В

ходе

игры

дошкольники

начинают

отражать

содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача,

строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

Работа

по

ранней

профориентации

дошкольников

может

быть

осуществлена

через

совместную

деятельность

педагога

с

детьми

и

самостоятельную

деятельность

детей,

которая

проходит

через

познавательную,

продуктивную

и

игровую

деятельность.

Данный

подход

способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации

представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир

профессий

в

обществе

сложная,

динамичная,

постоянно

развивающаяся система.

В

старшей

группе

игры

усложняются.

В

играх

показана

работа

различных

учреждений

(банк,

магазин,

аптека).

У

воспитанников

совершенствуются

игры,

в

которых

отражены

отдельные

профессии

(продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта,

шахтера, спортсмена, летчика).

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его

интеллект,

воля,

воображение

и

общительность,

но

самое

главное,

эта

деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В

играх

на

тему

"транспорт"

совершенствуются

знания

правил

дорожного

движения,

воспитанники

учатся

выполнять

свои

замыслы,

играть

в

соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии

своих родителей.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями

заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для

непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные

технологии

предполагают

моделирование

различных

профессиональных

ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Нами

используются

в

своей

работе

3D

экскурсии

(«Путешествие

в

театр»,

«Путешествие на Красную площадь»).

Профессиональная

ориентация

дошкольников

это

широкое

поле

деятельности

для

педагогов

и

психологов,

новое

и

еще

неизученное

направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с

окружающим

миром

происходит

уже

в

младшем

дошкольном

возрасте,

когда

дети

через

сказки,

общение

с

взрослыми

и

средства

массовой

информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей,

психологических

особенностей

темперамента

и

характера,

от

воспитания

ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний

о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных

профессиях

имеет

огромное

значение,

так

как

информационно

-

коммуникативные

средства

это

то,

что

требует

современная

модель

обучения на современном этапе образования.

Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для

воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего

возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая

будет приносить удовольствие и радость.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к

своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется

эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется

возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация

является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В

ходе

целенаправленной

и

систематической

профориентационной

работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

В

практике

с

дошкольниками

по

ранней

профориентации

мы

используем разнообразные

методы,

которые

позволяют

сделать

работу

наиболее интересной. Среди них

Наглядные (живые образы), к которым относятся:

экскурсии

наблюдения

дидактические пособия

рассматривание

картин,

иллюстраций,

фотографий,

рисунков.

просмотр видеозаписей

Словесные, которые включают:

художественное слово

рассказ воспитателя

беседы

малые фольклорные формы

проблемные ситуации

высказывания и сообщения

Практические – это:

трудовые поручения

обучение

отдельным

способам

выполнения

трудовых

операций.

игровые обучающие ситуации

сюжетно-ролевые игры

Игровые, к которым относятся:

дидактические игры

игровые упражнения

игры с правилами

словесные игры

игры-воображения

игры-шутки

сюжетно-ролевые игры

сюрпризные моменты

Нужно

отметить

и

группу

методов,

которая

непосредственно

способствует продуктивной детской деятельности. Это:

показ

объяснение

обучение

отдельным

способам

выполнения

трудовых

операций.

обсуждение труда и его результатов

оценка

Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только

расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей,

но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных

действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе

интересующего

их

вида

деятельности,

получат

представления

о

мире

профессий,

осознают

ценностное

отношение

к

труду

взрослых,

будут

проявлять

самостоятельность,

активность

и

творчество,

что

поможет

их

дальнейшему

успешному

обучению

в

школе,

а

в

будущем

стать

профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе

профессии!!!



В раздел образования