Автор: Шаненкова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №37
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Учебно-методическая разработка
«Современные образовательные технологии в ранней
профориентации дошкольников»
Описание
материала:
Данный
материал
будет
полезен
всем
педагогам,
работающим
с
детьми
дошкольного
возраста.
В
статье
раскрывается опыт работы по ранней профориентации детей дошкольного
возраста
посредством
современных
образовательных
технологий.
Цель: Познакомить педагогов с современными образовательными
технологиями,
используемыми
в
работе
с
дошкольниками
по
ранней
профориентации.
Актуальной задачей современной системы образование является
целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка.
Одним
из
эффективных
решений
данной
задачи,
является
проведение
п р о ф о р и е н т а ц и о н н о й
р а б о т ы
с
д о ш к о л ь н и к а м и .
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация
способствует
накоплению
социального
опыта
взаимодействия
ребенка
с
взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество,
действовать совместно с другими.
На
современном
этапе
развития
общества
к
системе
дошкольного
обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого
педагога является поиск более эффективных современных образовательных
технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы,
методы,
используемые
в
практики
и,
конечно,
они
должны
быть
ориентированы
на
развитие
личности
ребенка
и
его
способностей.
Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых,
в
нашем
дошкольном
учреждении,
является
метод
проектов
так
как:
-
основывается
на
личностно
ориентированном
подходе
к
обучению
и
воспитанию
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения
проблемы,
тем
самым
делая
образовательный
процесс
интересным
и
мотивационным.
А
основная
цель
любой
проектной
деятельности
–
развитие
творческой
личности!
В рамках проекта «Профессии, которые прячутся» нами были
разработаны
следующие
проекты:
«За
кулисами
театра»,
«Кто
поможет
балерине?», «Профессия парикмахера», «Как стать певицей», «Инспектор
ДПС – кто он?», «Как стать спортсменом».
Активными участниками проектов стали родители наших дошкольников.
Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного
образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и
теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Нами широко
используется
«Педагогическая
технология
организации
сюжетно-ролевых
игр».
Эта
технология
опирается
на
принцип
активности
ребенка,
характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной
потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы
игры и учения.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным
признаком. Каким?
1 . Ч е т к о
п о с т а в л е н н о й
ц е л ь ю
о б у ч е н и я ,
2.
Соответствующим
цели
педагогическим
результатом
познавательной
направленности.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии,
в
нее
нужно
поиграть!
В
ходе
игры
дошкольники
начинают
отражать
содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача,
строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
Работа
по
ранней
профориентации
дошкольников
может
быть
осуществлена
через
совместную
деятельность
педагога
с
детьми
и
самостоятельную
деятельность
детей,
которая
проходит
через
познавательную,
продуктивную
и
игровую
деятельность.
Данный
подход
способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации
представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Мир
профессий
в
обществе
–
сложная,
динамичная,
постоянно
развивающаяся система.
В
старшей
группе
игры
усложняются.
В
играх
показана
работа
различных
учреждений
(банк,
магазин,
аптека).
У
воспитанников
совершенствуются
игры,
в
которых
отражены
отдельные
профессии
(продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта,
шахтера, спортсмена, летчика).
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его
интеллект,
воля,
воображение
и
общительность,
но
самое
главное,
эта
деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В
играх
на
тему
"транспорт"
совершенствуются
знания
правил
дорожного
движения,
воспитанники
учатся
выполнять
свои
замыслы,
играть
в
соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии
своих родителей.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями
заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для
непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные
технологии
предполагают
моделирование
различных
профессиональных
ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Нами
используются
в
своей
работе
3D
экскурсии
(«Путешествие
в
театр»,
«Путешествие на Красную площадь»).
Профессиональная
ориентация
дошкольников
–
это
широкое
поле
деятельности
для
педагогов
и
психологов,
новое
и
еще
неизученное
направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с
окружающим
миром
происходит
уже
в
младшем
дошкольном
возрасте,
когда
дети
через
сказки,
общение
с
взрослыми
и
средства
массовой
информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей,
психологических
особенностей
темперамента
и
характера,
от
воспитания
ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний
о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных
профессиях
имеет
огромное
значение,
так
как
информационно
-
коммуникативные
средства
–
это
то,
что
требует
современная
модель
обучения на современном этапе образования.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для
воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего
возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая
будет приносить удовольствие и радость.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к
своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется
эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется
возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация
является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В
ходе
целенаправленной
и
систематической
профориентационной
работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
В
практике
с
дошкольниками
по
ранней
профориентации
мы
используем разнообразные
методы,
которые
позволяют
сделать
работу
наиболее интересной. Среди них
Наглядные (живые образы), к которым относятся:
экскурсии
наблюдения
дидактические пособия
рассматривание
картин,
иллюстраций,
фотографий,
рисунков.
просмотр видеозаписей
Словесные, которые включают:
художественное слово
рассказ воспитателя
беседы
малые фольклорные формы
проблемные ситуации
высказывания и сообщения
Практические – это:
трудовые поручения
обучение
отдельным
способам
выполнения
трудовых
операций.
игровые обучающие ситуации
сюжетно-ролевые игры
Игровые, к которым относятся:
дидактические игры
игровые упражнения
игры с правилами
словесные игры
игры-воображения
игры-шутки
сюжетно-ролевые игры
сюрпризные моменты
Нужно
отметить
и
группу
методов,
которая
непосредственно
способствует продуктивной детской деятельности. Это:
показ
объяснение
обучение
отдельным
способам
выполнения
трудовых
операций.
обсуждение труда и его результатов
оценка
Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только
расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей,
но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных
действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе
интересующего
их
вида
деятельности,
получат
представления
о
мире
профессий,
осознают
ценностное
отношение
к
труду
взрослых,
будут
проявлять
самостоятельность,
активность
и
творчество,
что
поможет
их
дальнейшему
успешному
обучению
в
школе,
а
в
будущем
стать
профессионалами своего дела.
Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе
профессии!!!