Напоминание

"Организация работы в классе «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»"


Автор: Грешнова Ольга Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО Донецкая школа–интернат
Населённый пункт: г.Донецк, Ростовская область
Наименование материала: сатья
Тема: "Организация работы в классе «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»"
Раздел: начальное образование





Назад




Организация работы в классе «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»

Обучение

детей в классе «Особый ребёнок» проводиться комплексно со

специалистами группы сопровождения (социальным педагогом, медиками,

логопедом). Учитывая проблемы в интеллектуальном развитии детей,

жёстко

не

привязана

программа

обучения

к

определённым

срокам.

Содержание

занятий

планируется

с

учётом

возможностей

детей,

обеспечивается

возможность чередования различных видов деятельности.

Выбор форм организации деятельности зависит не только от физического

состояния

и

психологических

особенностей

детей

с

ограниченными

возможностями, но и с учётом метеоусловий. Так как практически все дети с

нарушением

в

интеллектуальном

развитии

неадекватно

реагируют

на

погодные

условия.

Учитывая

метереологическую

обстановку

и

психоэмоциональный

настрой

ребёнка

на

обучение,

время

занятий

уменьшается.

Длительность

обучающего

момента

с

детьми

в

классе

«Особый ребёнок», может длиться около 15 -20 минут. Очень важно, чтобы

во время занятий ребёнок не пассивно созерцал происходящее, а принимал

участие

во

всех

видах

деятельности.

После

занятия,

в

зависимости

от

психоэмоционального состояния учащихся, им необходим отдых в течение

10-15 минут. Для этого рекомендуется в классе организовывать зону отдыха

(диваны, бассейны, объёмные игровые модули).

Общеизвестно, что существуют три основные формы организации учебной

деятельности

на

уроке:

индивидуальная,

групповая

и

фронтальная

деятельность. Результаты наблюдений показывают, что дети, обучающиеся с

первого класса, хотя имеющие разные уровни интеллектуального развития, в

ходе

фронтальной

и

групповой

работы

с

применением

индивидуального

подхода

к

каждому

ребенку,

через

определённое

время

показывают

достойный уровень социальной адаптации, что является главной задачей при

обучении детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Это говорит о

том, что совместное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии

разного

возраста

и

различным

уровнем

интеллектуального

развития,

возможно,

организовать

так,

что

оно

будет

способствовать

развитию

и

благотворно влиять на становление личности каждого ребенка, обучающегося

в классе «Особый ребёнок». Замечено, что на первых этапах обучения они

значительно продуктивнее работают индивидуально (избранно) или в паре.

Учитывая специфику обучения детей с нарушением интеллектуального

развития, обучение учеников формируется поэтапно и комплексно:

- формирование контакта учителя

с детьми (эмоциональный настрой на

общение, фиксация взгляда на предмете, учителе);

- формирование эмоционально – положительного отношения к окружающим

(использование на занятиях пример поведения детей; демонстрация пособий

по темам);

-

закрепление навыка координации движений (мелкая, общая моторика).

Особое внимание выделено на развитие мелкой моторики (раскладывание и

складывание разборных игрушек, конструктивная деятельность: с кубиками,

палочками, конструктором, расстёгивание - застёгивание пуговиц, молний;

обведение контуров, их штриховка и раскрашивание; работа с пластилином:

разминание, скатывание и т.д.);

- формирование и закрепление навыка о представлении, об окружающей

действительности, обогащение словарного запаса, уточнение значения слов

(использование

различных

дидактических

игр

и

пособий,

экскурсии-

практикумы, тактильные ощущения предметов, вкусовые качества фруктов и

овощей);

- формирование и закрепление навыка продуктивной деятельности (игровая

деятельность во время перемены, физ.минутки, занятия – рисование);

Так

как

практически

у

всех

детей

наблюдается

органическое

поражение

головного мозга, вследствие чего отмечается недоразвитие артикуляционной

моторики, на занятиях проводится артикуляционная гимнастика на основе

орального образа звука или имитации упражнения. Проводятся упражнения

на развитие и восприятие ритма (воспроизведение ритмического рисунка).

- формирование и развитие навыка слухового и зрительного внимания и

памяти;

- дифференциация звуков (гласные-согласные, гласные 1-го ряда – гласные 2-

го ряда, согласные звонкие – глухие, согласные твёрдые-мягкие);

- формирование развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слогов,

слов

(выделение

определённого

звука

из

ряда

слогов,

слов;

соотнесение

фонемы с графемой);

-

формирование

и

закрепление

навыка

лексико-грамматической

стороны

речи;

- развитие навыка связной речи (с помощью сюжетных картинок, с опорой на

символы, игры- драматизации).

Учитывая

психические

особенности

детей

с

проблемами

в

интеллектуальном

развитии

(сниженная

концентрация

внимания,

замедленность усвоения информации и её фрагментарность), целесообразно

практически

и

творчески

закреплять

накопленные

навыки.

При

этом

большое значение имеет своевременное переключение ребенка с одного вида

деятельности на другой. Содержание деятельности, ее продолжительность

регламентируется

уровнем

работоспособности

ребенка.

Возможности

включения детей во фронтальную работу расширяются по мере преодоления

ребенком появления готовности к взаимодействию с окружающими. С целью

совершенствования

организации

обучения

в

классе

«Особый

ребёнок»

наряду с традиционными уроками – занятиями проводятся игровые занятия,

уроки,

которые

строятся

на

широком

использовании

различных

игр

и

пособий, а также экскурсии-практикумы. Поэтому, организованное обучение

обеспечивает

усвоение

социально

бытовых

навыков,

развитие

речи

и

программного материала.

Таким образом, обучение детей с различной структурой дефекта,

представленной

значительным

разнообразием

его

каче ственных

характеристик

и

индивидуальными

возможностями

компенсации,

требует

гибкого, часто нетрадиционного подхода к выбору организационных форм

обучения,

которые

наиболее

полно

отвечали

бы

индивидуальным

возможностям

и

потребностям

“проблемного”

ребенка.

Непременным

условием успеха такой работы является готовность самих педагогов выйти за

рамки жесткой дифференциации и их стремление к творческому поиску в

процессе обучения детей с ограниченными возможностями.



В раздел образования