Автор: Грешнова Ольга Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО Донецкая школа–интернат
Населённый пункт: г.Донецк, Ростовская область
Наименование материала: сатья
Тема: "Организация работы в классе «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»"
Раздел: начальное образование
Организация работы в классе «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»
Обучение
детей в классе «Особый ребёнок» проводиться комплексно со
специалистами группы сопровождения (социальным педагогом, медиками,
логопедом). Учитывая проблемы в интеллектуальном развитии детей,
жёстко
не
привязана
программа
обучения
к
определённым
срокам.
Содержание
занятий
планируется
с
учётом
возможностей
детей,
обеспечивается
возможность чередования различных видов деятельности.
Выбор форм организации деятельности зависит не только от физического
состояния
и
психологических
особенностей
детей
с
ограниченными
возможностями, но и с учётом метеоусловий. Так как практически все дети с
нарушением
в
интеллектуальном
развитии
неадекватно
реагируют
на
погодные
условия.
Учитывая
метереологическую
обстановку
и
психоэмоциональный
настрой
ребёнка
на
обучение,
время
занятий
уменьшается.
Длительность
обучающего
момента
с
детьми
в
классе
«Особый ребёнок», может длиться около 15 -20 минут. Очень важно, чтобы
во время занятий ребёнок не пассивно созерцал происходящее, а принимал
участие
во
всех
видах
деятельности.
После
занятия,
в
зависимости
от
психоэмоционального состояния учащихся, им необходим отдых в течение
10-15 минут. Для этого рекомендуется в классе организовывать зону отдыха
(диваны, бассейны, объёмные игровые модули).
Общеизвестно, что существуют три основные формы организации учебной
деятельности
на
уроке:
индивидуальная,
групповая
и
фронтальная
деятельность. Результаты наблюдений показывают, что дети, обучающиеся с
первого класса, хотя имеющие разные уровни интеллектуального развития, в
ходе
фронтальной
и
групповой
работы
с
применением
индивидуального
подхода
к
каждому
ребенку,
через
определённое
время
показывают
достойный уровень социальной адаптации, что является главной задачей при
обучении детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Это говорит о
том, что совместное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии
разного
возраста
и
различным
уровнем
интеллектуального
развития,
возможно,
организовать
так,
что
оно
будет
способствовать
развитию
и
благотворно влиять на становление личности каждого ребенка, обучающегося
в классе «Особый ребёнок». Замечено, что на первых этапах обучения они
значительно продуктивнее работают индивидуально (избранно) или в паре.
Учитывая специфику обучения детей с нарушением интеллектуального
развития, обучение учеников формируется поэтапно и комплексно:
- формирование контакта учителя
с детьми (эмоциональный настрой на
общение, фиксация взгляда на предмете, учителе);
- формирование эмоционально – положительного отношения к окружающим
(использование на занятиях пример поведения детей; демонстрация пособий
по темам);
-
закрепление навыка координации движений (мелкая, общая моторика).
Особое внимание выделено на развитие мелкой моторики (раскладывание и
складывание разборных игрушек, конструктивная деятельность: с кубиками,
палочками, конструктором, расстёгивание - застёгивание пуговиц, молний;
обведение контуров, их штриховка и раскрашивание; работа с пластилином:
разминание, скатывание и т.д.);
- формирование и закрепление навыка о представлении, об окружающей
действительности, обогащение словарного запаса, уточнение значения слов
(использование
различных
дидактических
игр
и
пособий,
экскурсии-
практикумы, тактильные ощущения предметов, вкусовые качества фруктов и
овощей);
- формирование и закрепление навыка продуктивной деятельности (игровая
деятельность во время перемены, физ.минутки, занятия – рисование);
Так
как
практически
у
всех
детей
наблюдается
органическое
поражение
головного мозга, вследствие чего отмечается недоразвитие артикуляционной
моторики, на занятиях проводится артикуляционная гимнастика на основе
орального образа звука или имитации упражнения. Проводятся упражнения
на развитие и восприятие ритма (воспроизведение ритмического рисунка).
- формирование и развитие навыка слухового и зрительного внимания и
памяти;
- дифференциация звуков (гласные-согласные, гласные 1-го ряда – гласные 2-
го ряда, согласные звонкие – глухие, согласные твёрдые-мягкие);
- формирование развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слогов,
слов
(выделение
определённого
звука
из
ряда
слогов,
слов;
соотнесение
фонемы с графемой);
-
формирование
и
закрепление
навыка
лексико-грамматической
стороны
речи;
- развитие навыка связной речи (с помощью сюжетных картинок, с опорой на
символы, игры- драматизации).
Учитывая
психические
особенности
детей
с
проблемами
в
интеллектуальном
развитии
(сниженная
концентрация
внимания,
замедленность усвоения информации и её фрагментарность), целесообразно
практически
и
творчески
закреплять
накопленные
навыки.
При
этом
большое значение имеет своевременное переключение ребенка с одного вида
деятельности на другой. Содержание деятельности, ее продолжительность
регламентируется
уровнем
работоспособности
ребенка.
Возможности
включения детей во фронтальную работу расширяются по мере преодоления
ребенком появления готовности к взаимодействию с окружающими. С целью
совершенствования
организации
обучения
в
классе
«Особый
ребёнок»
наряду с традиционными уроками – занятиями проводятся игровые занятия,
уроки,
которые
строятся
на
широком
использовании
различных
игр
и
пособий, а также экскурсии-практикумы. Поэтому, организованное обучение
обеспечивает
усвоение
социально
–
бытовых
навыков,
развитие
речи
и
программного материала.
Таким образом, обучение детей с различной структурой дефекта,
представленной
значительным
разнообразием
его
каче ственных
характеристик
и
индивидуальными
возможностями
компенсации,
требует
гибкого, часто нетрадиционного подхода к выбору организационных форм
обучения,
которые
наиболее
полно
отвечали
бы
индивидуальным
возможностям
и
потребностям
“проблемного”
ребенка.
Непременным
условием успеха такой работы является готовность самих педагогов выйти за
рамки жесткой дифференциации и их стремление к творческому поиску в
процессе обучения детей с ограниченными возможностями.