Напоминание

Тема статьи: Необходимость социализации и грамотного психолого–педагогического и родительского сопровождения ребенка с ОВЗ


Автор: Королева Арина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2089
Населённый пункт: г. Некрасовка
Наименование материала: статья
Тема: Тема статьи: Необходимость социализации и грамотного психолого–педагогического и родительского сопровождения ребенка с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Тема

статьи:

Необходимость

социализации

и

грамотного

психолого-педагогического

и

родительского

сопровождения

ребенка

с

ОВЗ

Актуальность

работы

заключается

в

том,

что

с

каждым

годом

в

общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют

отклонения

от

условной

возрастной

нормы.

Они

нуждаются

в

специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития,

учитывающие

его

индивидуальные

образовательные

потребности

и

способности.

Эти дети имеют право на получение образования. Поэтому в настоящее

время педагогами и психологами много говорится о создании доступной

среды

для

полноценного

развития

ребенка

с

особыми

образовательными

потребностями, не нарушая его прав.

Речь

идет

об интеграции,

которая предполагает

совместную

жизнь

детей

с

отклонениями

в

развитии

с

их

нормально

развивающимися

сверстниками в стенах образовательного учреждения.

«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к

школьному обучению

на

своём

уровне, соответственно

своим личностным

особенностям».

Человек - существо социальное. «Жить в обществе и быть свободным

от него - невозможно…». Ребёнок с ОВЗ - прежде всего человек и его

реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у

здоровых детей. Цель учителей начальных классов и общества в целом -

подготовить будущее поколение к дальнейшему обучению, а в перспективе к

производительному,

общественно

полезному

труду

и

к

самостоятельной

жизни.

Особую актуальность приобретает вопрос психолого - педагогического

сопровождения

детей

с

ОВЗ

в

условиях

школьного

образовательного

учреждения.

Таким

образом,

определим Задачи

психолого-педагогического

сопровождения:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития,

обучения,

социализации:

учебные

трудности,

проблемы

с

выбором

образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-

волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями,

родителями;

психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической

культуры) учащихся, родителей, педагогов.

А

теперь,

проблемы,

возникающие

при

психолого-педагогическом

сопровождении.

Не секрет, фундаментальный этап в развитии психики, личностных

качеств

и

социальной

природы

человека

-

это

дошкольное

и

начальное

школьное образование. Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья

(ОВЗ), с трудом осваивают стандартную школьную программу - они отстают

от

сверстников,

им

нужно

больше

времени

на

выполнение

внеклассных

заданий и на запоминание пройденного учебного материала. Важно оказать

своевременную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья,

чтобы

их

дальнейшая

жизнь

была

благополучной

и

счастливой.

Считаем, прежде возникает вопрос о непонимании со стороны общества.

Так, например, не каждый родитель согласится, чтобы в одном классе с

его

ребенком

обучался

инвалид.

Сопровождение

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья в общественных местах приводит к их изоляции со

стороны общества. Сегодня редко можно встретить ребенка с ОВЗ на детских

площадках

или

в

развлекательных

учреждениях

(кинотеатры,

кукольные

театры, кафе и парки), поэтому их здоровые сверстники чаще всего в не

принимают их и в школе.

При

постоянном

дефиците

социальных

впечатлений

и

ограничении

коммуникативных

потребностей

домашним

образованием

дети

с

ОВЗ

не

только замыкаются в себе, но и их самочувствие постоянно ухудшается. Даже

в

особо

тяжелых

случаях

(ДЦП,

ЗПР,

лежачий

образ

жизни)

для

полноценного развития и образования подростку нужно регулярно общаться

с людьми, менять окружающую обстановку (выходить из дома на прогулку, в

магазин). Несомненно, объединение учеников с одинаковыми диагнозами в

коррекционные группы значительно облегчает образовательный процесс, но

при этом такое общество негативно сказывается на социализации детей, так

как они не получают полноценного общения, не знают, как общаются и

проводят

время

здоровые

сверстники.

Желательно,

как

можно

раньше

перестать

«стесняться»

своего

ребенка

и

принять

ситуацию,

как

сложившуюся.

Далее

проблемы

обучения.

Образование

и социализация

детей

с

ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми ребятами -

это уникальное явление в нашей стране, вызывающие большой резонанс в

обществе.

Часто

возникающие

проблемы:

Отсутствие

преподавателей.

Педагог,

даже

с

многолетним

стажем

работы

в

общеобразовательном

учреждении, понимает, что в классе, где есть ребенок с ОВЗ, требующий

особого внимания, создает в целом полную картину, но проблемную. Важно

не только подобрать правильный подход к ученикам, но и знать особенности

их заболеваний, уметь предотвратить конфликтные ситуации и преодолевать

собственные

психологические

барьеры,

написать

адаптированную

программу,

проводить

индивидуальные

занятия.

Обычно,

такие

детишки

психологически

очень

сложные

и

надо

стать

психологом,

тьютером

и

учителем в одном лице.

Опять

же,

нет

преемственности

НОО

и

среднего

образования,

тем

более,

отсутствие

адаптированных

программ

для

получения

среднего

специального и высшего образования может отрицательно сказываться на

семье и ребенке. В дальнейшем совершеннолетним гражданам, имеющим

ограничения по здоровью, также сложно устроиться на работу.

Таким образом, Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с

ОВЗ включает в себя:

1.

Бережный

конфиденциальный

сбор

информации

о

различных

сторонах жизни и динамики развития ребёнка. Для получения и анализа

такого

рода

информации

используются

методы

педагогиче ского

и психологического

мониторинга,

так

как

эта

форма

позволяет

отражать

сильные

и

слабые

стороны

в

развитии

ребёнка,

также

индивидуальные

проявления, особенности. Знание тех и иных особенностей необходимо для

оптимальных

форм сопровождения,

оно

показывают

перспективу

его

дальнейшего развития, то над чем нужно работать.

2.

Повышение

компетентности

всех

участников

образовательного

процесса (семинары, практикумы, беседы и др. формы).

3. Выбор технологий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.

4. Сотрудничество всех участников модели при выборе и разработке

программ для комплексного взаимодействия.

5.

Определение

основных

направлений

коррекционно-развивающей

работы,

составление

адаптированных

индивидуальных

коррекционно-

развивающих программ.

6.

Взаимодействие

с

семьями

воспитанников

для

обеспечения

п о л н о ц е н н о г о

р а з в и т и я

к а ж д о г о

р е б ё н к а (информирование,

консультирование, просвещение).

7 . О ц е н к а

э ф ф е к т и в н о с т и

с о в м е с т н о й

д е я т е л ь н о с т и

участников сопровождения в рамках разработанной модели.

8. Разработка дальнейшей стратегии сопровождения.

Данная модель сопровождения детей с ОВЗ эффективно применяется в

нашей

школе.

Вся

работа

с

детьми

строится

на

основе

тесного

взаимодействия

со

всеми

участниками

образовательных

отношений

(педагогом-психологом,

учителем-логопедом,

педагогами,

ребенком

и

его

родителями).



В раздел образования