Автор: Королева Арина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2089
Населённый пункт: г. Некрасовка
Наименование материала: статья
Тема: Тема статьи: Необходимость социализации и грамотного психолого–педагогического и родительского сопровождения ребенка с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Тема
статьи:
Необходимость
социализации
и
грамотного
психолого-педагогического
и
родительского
сопровождения
ребенка
с
ОВЗ
Актуальность
работы
заключается
в
том,
что
с
каждым
годом
в
общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют
отклонения
от
условной
возрастной
нормы.
Они
нуждаются
в
специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития,
учитывающие
его
индивидуальные
образовательные
потребности
и
способности.
Эти дети имеют право на получение образования. Поэтому в настоящее
время педагогами и психологами много говорится о создании доступной
среды
для
полноценного
развития
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями, не нарушая его прав.
Речь
идет
об интеграции,
которая предполагает
совместную
жизнь
детей
с
отклонениями
в
развитии
с
их
нормально
развивающимися
сверстниками в стенах образовательного учреждения.
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к
школьному обучению
на
своём
уровне, соответственно
своим личностным
особенностям».
Человек - существо социальное. «Жить в обществе и быть свободным
от него - невозможно…». Ребёнок с ОВЗ - прежде всего человек и его
реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у
здоровых детей. Цель учителей начальных классов и общества в целом -
подготовить будущее поколение к дальнейшему обучению, а в перспективе к
производительному,
общественно
полезному
труду
и
к
самостоятельной
жизни.
Особую актуальность приобретает вопрос психолого - педагогического
сопровождения
детей
с
ОВЗ
в
условиях
школьного
образовательного
учреждения.
Таким
образом,
определим Задачи
психолого-педагогического
сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития,
обучения,
социализации:
учебные
трудности,
проблемы
с
выбором
образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-
волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями,
родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической
культуры) учащихся, родителей, педагогов.
А
теперь,
проблемы,
возникающие
при
психолого-педагогическом
сопровождении.
Не секрет, фундаментальный этап в развитии психики, личностных
качеств
и
социальной
природы
человека
-
это
дошкольное
и
начальное
школьное образование. Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья
(ОВЗ), с трудом осваивают стандартную школьную программу - они отстают
от
сверстников,
им
нужно
больше
времени
на
выполнение
внеклассных
заданий и на запоминание пройденного учебного материала. Важно оказать
своевременную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья,
чтобы
их
дальнейшая
жизнь
была
благополучной
и
счастливой.
Считаем, прежде возникает вопрос о непонимании со стороны общества.
Так, например, не каждый родитель согласится, чтобы в одном классе с
его
ребенком
обучался
инвалид.
Сопровождение
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в общественных местах приводит к их изоляции со
стороны общества. Сегодня редко можно встретить ребенка с ОВЗ на детских
площадках
или
в
развлекательных
учреждениях
(кинотеатры,
кукольные
театры, кафе и парки), поэтому их здоровые сверстники чаще всего в не
принимают их и в школе.
При
постоянном
дефиците
социальных
впечатлений
и
ограничении
коммуникативных
потребностей
домашним
образованием
дети
с
ОВЗ
не
только замыкаются в себе, но и их самочувствие постоянно ухудшается. Даже
в
особо
тяжелых
случаях
(ДЦП,
ЗПР,
лежачий
образ
жизни)
для
полноценного развития и образования подростку нужно регулярно общаться
с людьми, менять окружающую обстановку (выходить из дома на прогулку, в
магазин). Несомненно, объединение учеников с одинаковыми диагнозами в
коррекционные группы значительно облегчает образовательный процесс, но
при этом такое общество негативно сказывается на социализации детей, так
как они не получают полноценного общения, не знают, как общаются и
проводят
время
здоровые
сверстники.
Желательно,
как
можно
раньше
перестать
«стесняться»
своего
ребенка
и
принять
ситуацию,
как
сложившуюся.
Далее
проблемы
обучения.
Образование
и социализация
детей
с
ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми ребятами -
это уникальное явление в нашей стране, вызывающие большой резонанс в
обществе.
Часто
возникающие
проблемы:
Отсутствие
преподавателей.
Педагог,
даже
с
многолетним
стажем
работы
в
общеобразовательном
учреждении, понимает, что в классе, где есть ребенок с ОВЗ, требующий
особого внимания, создает в целом полную картину, но проблемную. Важно
не только подобрать правильный подход к ученикам, но и знать особенности
их заболеваний, уметь предотвратить конфликтные ситуации и преодолевать
собственные
психологические
барьеры,
написать
адаптированную
программу,
проводить
индивидуальные
занятия.
Обычно,
такие
детишки
психологически
очень
сложные
и
надо
стать
психологом,
тьютером
и
учителем в одном лице.
Опять
же,
нет
преемственности
НОО
и
среднего
образования,
тем
более,
отсутствие
адаптированных
программ
для
получения
среднего
специального и высшего образования может отрицательно сказываться на
семье и ребенке. В дальнейшем совершеннолетним гражданам, имеющим
ограничения по здоровью, также сложно устроиться на работу.
Таким образом, Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с
ОВЗ включает в себя:
1.
Бережный
конфиденциальный
сбор
информации
о
различных
сторонах жизни и динамики развития ребёнка. Для получения и анализа
такого
рода
информации
используются
методы
педагогиче ского
и психологического
мониторинга,
так
как
эта
форма
позволяет
отражать
сильные
и
слабые
стороны
в
развитии
ребёнка,
также
индивидуальные
проявления, особенности. Знание тех и иных особенностей необходимо для
оптимальных
форм сопровождения,
оно
показывают
перспективу
его
дальнейшего развития, то над чем нужно работать.
2.
Повышение
компетентности
всех
участников
образовательного
процесса (семинары, практикумы, беседы и др. формы).
3. Выбор технологий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
4. Сотрудничество всех участников модели при выборе и разработке
программ для комплексного взаимодействия.
5.
Определение
основных
направлений
коррекционно-развивающей
работы,
составление
адаптированных
индивидуальных
коррекционно-
развивающих программ.
6.
Взаимодействие
с
семьями
воспитанников
для
обеспечения
п о л н о ц е н н о г о
р а з в и т и я
к а ж д о г о
р е б ё н к а (информирование,
консультирование, просвещение).
7 . О ц е н к а
э ф ф е к т и в н о с т и
с о в м е с т н о й
д е я т е л ь н о с т и
участников сопровождения в рамках разработанной модели.
8. Разработка дальнейшей стратегии сопровождения.
Данная модель сопровождения детей с ОВЗ эффективно применяется в
нашей
школе.
Вся
работа
с
детьми
строится
на
основе
тесного
взаимодействия
со
всеми
участниками
образовательных
отношений
(педагогом-психологом,
учителем-логопедом,
педагогами,
ребенком
и
его
родителями).