Автор: Зинова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №14" имени Героя России Дмитрия Шектаева
Населённый пункт: город Североуральск, посёлок Калья, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Е.М. Зинова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
п. Калья, Североуральский городской округ
«Естественный путь усвоения языка – это развитие речи.
Речь – канал развития интеллекта.
Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания»
Н.И. Жикалкин
В
условиях
реализации
ФГОС
проблема
развития
речевой
деятельности
обучающихся в начальной школе одна из важнейших, это зафиксировано в планируемых
результатах
обучения,
применимых
к
уровню
развития
речи:
выпускники приобретут
умения
учитывать
позицию собеседника
(партнёра),
организовывать
и
осуществлять
сотрудничество
и
кооперацию
с
учителем
и
сверстниками,
адекватно передавать
информацию
и
отображать
предметное
содержание
и условия
деятельности
в
речи.
Поставленная задача акцентирует внимание на обеспечении условий развития личности
обучающихся, требует перехода к новой парадигме обучения, которая, в свою очередь,
связана с принципиальными изменениями деятельности учителя.
Изучая
психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме
развития
речевой
деятельности младших школьников, анализируя и обобщая собственный педагогический
опыт, пришла к выводу, что использовать только традиционную классно-урочную систему
недостаточно.
Дети
рано
овладевают
компьютером,
умеют
самостоятельно
извлекать
информацию, но передать эту информацию в устной форме им очень трудно. Не хватает
словарного запаса. Очень важно развивать критическое мышление у детей, чтобы ребёнок
стал
получать
удовольствие
от
чтения
книг,
научился
их
анализировать
и
делать
самостоятельные выводы, научился задавать умные вопросы и творчески находить на них
ответы.
Развивать
речь
и
формировать
коммуникативные
компетенции
возможно
с
помощью
использования
современных
образовательных
технологий.
Занялась
сбором
практического
материала
по
теме
«Использование
современных
эффективных
образовательных технологий - залог успешного развития речевой деятельности младших
школьников». Основная идея инновационного подхода заключается в систематическом и
целенаправленном
использовании
современных
технологий,
способствующих
активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширению словарного
запаса и кругозора, увеличению речевой активности, формированию навыков правильной
речи.
В
своей
работе
применяю
следующие
технологии:
развитие
критического
мышления,
технологию
продуктивного
чтения,
проблемно-диалогическую,
групповые
технологии, игровые, ИКТ, метод проектов, технологию мастерских. Данные технологии
использую
на
уроках
русского
языка,
литературного
чтения,
математике,
уроках
окружающего мира, технологии, во внеурочной деятельности.
Среди многих технологий меня заинтересовала «Технология развития критического
мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Остановлюсь на методических приёмах,
которые использую на своих уроках. Базовая модель ТРКМЧП состоит из трёх стадий:
вызова, смысловой и рефлексии. Элемент новизны - это создание условий для свободного
развития каждой личности. Учитель выступает в роли координатора работы: направляет
усилия
учеников
в
определённое
русло,
сталкивает
различные
суждения
и
создаёт
условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. На каждой стадии урока
используются
свои
методические
приёмы.
Кластер
-
данный
приём
предполагает
выделение
смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В
центре кластера обозначается тема, вокруг неё - крупные смысловые единицы темы.
Применяю как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Например, при изучении
темы «Имя существительное» в центре листа обучающиеся записывают тему, затем в
течение двух минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. Далее, в
форме игры «Аукциона знаний» называют записанные сведения, факты, не повторяя ранее
сказанного. Белым мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то, что узнают в
течение урока, записывается цветным мелом.
Инсёрт часто называют технологией эффективного чтения. Во время чтения текста
ученики делают на полях пометки, а после прочтения, заполняют таблицу, где значки
становятся заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе;
«?» – не понял, есть вопросы.
«Фишбоун» в
переводе
означает
«рыбья
кость».
Чаще
всего
использую
на
смысловой
стадии при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы
записывается
проблема,
на
верхних
косточках
схемы
дети
записывают
причины,
обусловившие
возникновение
данной
проблемы,
на
нижних
косточках
-
факты,
подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все
записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими. Например, урок окружающего мира
по
теме
«Пустыня».
В
«голове»
-
экологическая
проблема;
верхние
косточки
-
браконьерство,
неумелое
орошение,
люди
создают
каналы;
на
нижних
косточках
-
погибают животные, растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь зону пустынь.
Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов - этот приём развивает умение задавать
вопросы. «Тонкие» - вопросы, требующие односложного ответа. «Толстые» – вопросы,
требующие
размышления,
привлечения
дополнительных
знаний.
Например,
изучая
творчество
А.
С.
Пушкина,
дети
могут
научиться
различать
«Тонкие»
и
«Толстые»
вопросы. Предлагаю следующие задания: «Тонкий» вопрос: назовите дату рождения А. С.
Пушкина; составьте «Толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» А. С. Пушкина…
(любят взрослые и дети, читают во всём мире); «Толстый» вопрос: как в произведениях
поэта
раскрывается
мудрость
народа?
Отвечая,
ученики
приводят
примеры
из
произведений, вспоминают содержание, подкрепляют ответы текстом.
«Дерево предсказаний» Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые
ведутся по двум основным направлениям - «возможно» и «вероятно» и, наконец, «листья»
- обоснование этих предположений, аргументы
«Синквейн» – в
переводе
с
французского
означает
«пять». Нерифмованное
стихотворение
-
творческая
работа,
позволяющая
в
сжатой
форме
запечатлеть
эмоциональное переживание изучаемой темы. Когда зачитываются работы, повышается
самооценка.
Я
использую
«Снквейн»
на
разных
этапах
урока:
на
стадии
вызова,
осмысления,
рефлексии. Например: урок литературного чтения во втором классе. Тема:
«Солнце и Туча». Дж. Родари. 1. Солнце. 2. Весёлое, доброе. 3.Дарит, греет, веселится. 4.
Солнцу рады все. 5. Добро. Наиболее эффективные «Синквейны» получаются при работе
в парах, группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать
тему. Например, при изучении темы «Свойства воды» по окружающему миру во втором
классе, проводя рефлексию урока, каждая группа составляла «Синквейн» «Вода»: 1.
Вода. 2. Жидкая, прозрачная. 3. Моет, питает, течёт. 4. Без воды нет жизни. 5. Жизнь!
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: I этап.
Работа
с
текстом
до
чтения:
определение
смысловой,
тематической
направленности
текста, выделение его героев по названию произведения, ключевым словам, постановка
целей
урока.
II
этап.
Работа
с
текстом
во
время
чтения:
первичное
чтение
текста;
перечитывание текста; беседа по содержанию; выразительное чтение. III этап. Работа с
текстом после чтения: смысловая беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с
заглавием,
иллюстрациями;
творческие
задания.
Данная
технология
способствует
развитию читательских компетенций, помогает формировать коммуникативные УУД и
активно способствует развитию устной речи.
Проблемно-диалогическая технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить,
чтобы
ученики
ставили
и
решали
проблемы. Постановка
проблемы -
это
этап
формулирования темы урока или вопроса для исследования. Слово «диалог» означает,
что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально
выстроенного
учителем
диалога.
Различают два
вида
диалога: побуждающий
и
подводящий. Данная технология активно способствует формированию навыков общения,
аргументированию
своей
позиции,
обогащению
словарного
запаса
и
формированию
коммуникативных УУД.
Групповые
технологии играют
положительную
роль
на
всех
этапах
обучения.
Создаваемая группа - единое целое и каждый ребёнок задействован в работе: командир,
генератор идей, фиксатор, критик, аналитик. Главная цель работы в группе - приблизиться
к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. Данная технология
учит детей общаться, выражать своё мнение.
Игровые
технологии
способствуют
развитию
речи
обучающихся
и
позволяют
научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать,
применять.
Внедрение
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовательную
деятельность делает обучение более интересным, способствует развитию познавательной
мотивации. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип - принцип
наглядности.
Кроме
того,
позволяют
делать
обучение
проблемным,
творческим,
ориентированным
на
исследовательскую
активность,
их
использование
повышает
возможность применения проектного метода обучения.
Проектный
метод
обучения
-
это
относительно
высокий
уровень
сложности
педагогической
деятельности. Требования
к
учебному
проекту
совершенно
особые:
наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной,
практической; планирования действий по разрешению проблемы; конкретный результат.
Технология
«Педагогических
мастерских»
позволяет
успешно
осуществлять
формирование метапредметных УУД. Мастерская - это процесс исследования, добычи
знаний, маленьких и больших открытий. Она живёт и строится на чётко продуманной
системе
знаний.
Мастерская
начинается
со
слова
(фразы,
предмета,
рисунка).
Далее
каждый ученик создаёт свою гипотезу или даже проект. Прежде чем огласить перед всеми
своё решение поставленной проблемы, ученики обсуждают её в маленьких группах.
Сравнение
собственной
находки
с
остальными
неизбежно
выявляет
слабость
или
неполноту
принятой
«в
одиночку»
гипотезы.
Завершается
«Мастерская»
рефлексией.
Особенностью
мастерской
является
реализация
идеи
диалога.
Происходит
обмен
мнениями, знаниями, творческими находками между участниками «Мастерской», чему
содействует
чередование
индивидуальных
групп
деятельности
и
работа
в
парах.
«Мастерские»
помогают
детям
осмыслить
их
собственную
речевую
практику;
учат
преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний, воспитывают
постоянное внимание к слову; закладывают основы культуры речевого поведения,
Особенностью данных технологий является то, что они позволяют проводить уроки
в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний
на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
В
работе над развитием речевой деятельности необходимо опираться на знание
психолого-педагогических методологических основ формирования связной речи младших
школьников.
Эффективность
работы
обеспечивается
применением
эффективных
технологий. Работа по развитию речи обучающихся на уроках вносит существенный вклад
в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности
будущего
выпускника
школы.
Эта
работа
развивает
мышление
обучающихя,
их
наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
Литература.
1.
Бузова Б.И. Лексическая работа на уроках литературного чтения [Текст]//
Начальная школа, 1992, №1.
2.
Д.С. Левитас. Практика обучения: современные образовательные технологии.
Мурманск, 2003.
3.
Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках
чтения [Текст] //М:Просвещение. 1985, 81 стр.
4.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей.
5.
Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество.-СПб:
Петербургская Новая школа,2000.-110с.
6.
Хлыбова Н.С. Развитие речи на уроках литературного чтения. [Электронный
ресурс] // Новотворцева Н.В. Развитие речи детей «Гринго» 1995.