Автор: Морозова Лилия Альбертовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ школа № 589
Населённый пункт: Колпино, Санкт – Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Слушая музыку"
Раздел: начальное образование
Слушая музыку
Морозова Лилия Альбертова
учитель музыки ГБОУ СОШ №589 Санкт-Петербурга
Мы стали часто сталкиваться с равнодушием людей. Но, иногда,
настоящие поступки, нас восхищают и… удивляют.
В современной России среди населения наблюдается низкий уровень
нравственности, духовности, интеллекта. Культура и искусство среди
молодежи не популярны, и не вызывают интереса. Подростки стали
значительно меньше читать, классическую музыку воспринимают с трудом, а
духовную не слушают вовсе. В музеи ходят с неохотой и редко. Их влечет
современное бездуховное «искусство». И, несомненно, это говорит о
неизбежной деградации общества. А ведь именно без культуры «человек
становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влияний»
(Б.П.Юсов). И поэтому современным учителям необходимо воспитывать в
детях и подростках духовную культуру.
Основной целью учителя музыки как раз и является развитие духовно-
нравственной культуры школьников на уроках музыкального искусства. Но
как ее воспитать и развить? Как эту духовность понимает учитель?
Религиозность это, а может быть качества человека..? Чтобы учитель смог
ответить на этот вопрос, ему самому необходимо ценность культуры
общества перенести в свое собственное сознание и душу. Учителю музыки
это сделать, возможно, проще, чем другим учителям, потому что учитель
искусства « живет» музыкой. А ведь именно в музыке можно найти все
аспекты духовного мира, потому что она, музыка, – это художественное
воплощение жизни. Соприкасаясь с высоким искусством, учитель всегда
проживает его нравственное содержание. Постоянные эмоции и чувства от
прослушанных произведений становятся собственным переживанием, что, в
свою очередь, развивает, облагораживает , преобразовывает его духовный
мир. Потому что музыка, как, собственно, и жизнь, и человеческие
переживания, предстает пред слушателем в постоянном противоречии
интонаций (Людвиг Ван Бетховен, его борьба с самим собой), что и
воспитывает его духовный мир. В музыке «Человек» - ключевое понятие. И
любое чувство человека, его духовный мир в музыке представляется
неоднозначно, а как диалектическая система, где одна эмоция существует
рядом с другой, и затем выражается через нее. И когда человек слушает
музыку, перед ним раскрывается многообразие, противоречивость духовных
переживаний, которые он проживает в своем внутреннем мире, соотнося со
своими собственными.(И. С. Бах «Лакримоза», в интонации скорби
слышатся: боль, тоска, горечь утраты, внезапно протест, гнев, и тут же
всплывает другая грань - просветление, воспоминание. И все эти эмоции
соединены в одном образе скорби).
И вот именно тогда, когда человек воспринимает музыкальное
произведение именно так, а не однозначно, то в этом случае восприятие
музыки выстраивается как исследование человеческого содержания, как
проживание духовного пути автора, и в том числе своего духовного пути.
Вот так на уроках, учителя музыки, помогая ученикам проживать путь
создания произведения, соприкасаясь с нравственными идеями, заложенными
в нем, сами постоянно чувствуют и творчески переживают. Развивая
эмоциональную отзывчивость на произведение у учеников, они сами
сопереживают человеческим мыслям и чувствам, содержащимся в
художественных образах и развивают свой духовный мир.
Зная жизнь, чувствуя музыку, учитель каждый раз помогает детям
эмоционально откликаться на проблемы жизни, отображенные в музыке. И
каждый раз, как в первый он духовно насыщается ею, восторгается и
понимает, что музыка – и есть жизнь.