Напоминание

"Слушая музыку"


Автор: Морозова Лилия Альбертовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ школа № 589
Населённый пункт: Колпино, Санкт – Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Слушая музыку"
Раздел: начальное образование





Назад




Слушая музыку

Морозова Лилия Альбертова

учитель музыки ГБОУ СОШ №589 Санкт-Петербурга

Мы стали часто сталкиваться с равнодушием людей. Но, иногда,

настоящие поступки, нас восхищают и… удивляют.

В современной России среди населения наблюдается низкий уровень

нравственности, духовности, интеллекта. Культура и искусство среди

молодежи не популярны, и не вызывают интереса. Подростки стали

значительно меньше читать, классическую музыку воспринимают с трудом, а

духовную не слушают вовсе. В музеи ходят с неохотой и редко. Их влечет

современное бездуховное «искусство». И, несомненно, это говорит о

неизбежной деградации общества. А ведь именно без культуры «человек

становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влияний»

(Б.П.Юсов). И поэтому современным учителям необходимо воспитывать в

детях и подростках духовную культуру.

Основной целью учителя музыки как раз и является развитие духовно-

нравственной культуры школьников на уроках музыкального искусства. Но

как ее воспитать и развить? Как эту духовность понимает учитель?

Религиозность это, а может быть качества человека..? Чтобы учитель смог

ответить на этот вопрос, ему самому необходимо ценность культуры

общества перенести в свое собственное сознание и душу. Учителю музыки

это сделать, возможно, проще, чем другим учителям, потому что учитель

искусства « живет» музыкой. А ведь именно в музыке можно найти все

аспекты духовного мира, потому что она, музыка, – это художественное

воплощение жизни. Соприкасаясь с высоким искусством, учитель всегда

проживает его нравственное содержание. Постоянные эмоции и чувства от

прослушанных произведений становятся собственным переживанием, что, в

свою очередь, развивает, облагораживает , преобразовывает его духовный

мир. Потому что музыка, как, собственно, и жизнь, и человеческие

переживания, предстает пред слушателем в постоянном противоречии

интонаций (Людвиг Ван Бетховен, его борьба с самим собой), что и

воспитывает его духовный мир. В музыке «Человек» - ключевое понятие. И

любое чувство человека, его духовный мир в музыке представляется

неоднозначно, а как диалектическая система, где одна эмоция существует

рядом с другой, и затем выражается через нее. И когда человек слушает

музыку, перед ним раскрывается многообразие, противоречивость духовных

переживаний, которые он проживает в своем внутреннем мире, соотнося со

своими собственными.(И. С. Бах «Лакримоза», в интонации скорби

слышатся: боль, тоска, горечь утраты, внезапно протест, гнев, и тут же

всплывает другая грань - просветление, воспоминание. И все эти эмоции

соединены в одном образе скорби).

И вот именно тогда, когда человек воспринимает музыкальное

произведение именно так, а не однозначно, то в этом случае восприятие

музыки выстраивается как исследование человеческого содержания, как

проживание духовного пути автора, и в том числе своего духовного пути.

Вот так на уроках, учителя музыки, помогая ученикам проживать путь

создания произведения, соприкасаясь с нравственными идеями, заложенными

в нем, сами постоянно чувствуют и творчески переживают. Развивая

эмоциональную отзывчивость на произведение у учеников, они сами

сопереживают человеческим мыслям и чувствам, содержащимся в

художественных образах и развивают свой духовный мир.

Зная жизнь, чувствуя музыку, учитель каждый раз помогает детям

эмоционально откликаться на проблемы жизни, отображенные в музыке. И

каждый раз, как в первый он духовно насыщается ею, восторгается и

понимает, что музыка – и есть жизнь.



В раздел образования