Напоминание

Семинар–практикум для воспитателей: «Развитие восприятия средствами музыки, Природа и музыка»


Авторы: Мандрик Ирина Львовна, Саитгалина Вера Михайловна
Должность: Музыкальные руководители
Учебное заведение: МАДОУ ДС №16 "Снежинка"
Населённый пункт: г.Радужный.ХМАО–Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар–практикум для воспитателей: «Развитие восприятия средствами музыки, Природа и музыка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Снежинка»

Семинар-практикум для воспитателей:

«Развитие восприятия средствами музыки,

Природа и музыка»

Музыкальные руководители:

Мандрик Ирина Львовна

Саитгалина Вера Михайловна

г. Радужный,

2019

Слайд1

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для

формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей.

Слайд 2

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по

этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное

средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства

сердца

и

чистоты

души.

Музыка

открывает

людям

глаза

на

красоту

природы,

нравственных

отношений,

труда.

Благодаря

музыке

в

человеке

пробуждается

представление

о

возвышенном,

величественном,

прекрасном

не

только

в

окружающем мире, но и в самом себе».

По силе своего эмоционального воздействия музыка превосходит любой вид

искусства.

Её

называют

языком

чувств,

моделью

человеческих

эмоций.

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности,

культуры

чувств,

развития

эмоциональной

и

познавательной

сторон

личности

человека.

Организуя

музыкальное

воспитание

ребёнка,

важно

развить

у

него

потребность

в

общении

с

музыкой,

способность

чувствовать

её

красоту,

интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому столь остро

стоит в наше время проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста,

поскольку

именно

этот

возраст

является

временем

интенсивного

развития

музыкальной восприимчивости.

Слайд 3

Вопрос 1. Как вы думаете, что такое музыкальное восприятие?

Слайд 4

Музыкальное восприятие (восприятие музыки) - это процесс целостного,

эмоционального,

осознанного,

образного

познания

музыкального

произведения.

Кратко

охарактеризуем

каждый

из

четырех

важнейших

свойств

этого

вида

восприятия.

Целостность. Это характерное свойство всякого восприятия. Человек воспринимает

любой предмет - дом, дерево, стол, шкаф и т. д. - как нечто единое, нераздельное.

Каждое

такое

целое

характеризуется

восприятием

отдельных

свойств

данного

Предмета: формы, объема, цвета. Музыкальное восприятие также характеризуется

целостностью. Музыкальное произведение тоже воспринимается человеком прежде

всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности

отдельных

элементов

музыкальной

речи:

мелодии,

характера,

гармонии,

ритма,

тембра.

Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия

является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание

красоты

музыкального

образа,

чувств

и

настроений,

пробуждаемых

музыкой.

Эстетическое

восприятие

музыки

всегда

эмоционально.

Всем

хорошо

известна

способность

музыки

воздействовать

на

эмоциональную

сферу

человека.

Дети

дошкольного

возраста

уже

прекрасно

чувствуют

и

понимают,

что

разные

музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека. Музыка, написанная

в мажоре, обычно веселая, радостная, задорная, а в миноре - грустная, печальная,

мрачная. Таким образом, эмоциональность есть свойство музыкального восприятия.

Часто эстетическое переживание музыки бывает настолько сильным и ярким, что

человек испытывает при этом подлинное счастье. Выдающийся композитор Д. Д.

Шостакович

отмечал,

что

«это

чувство

возникает

оттого,

что

в

человеке

под

воздействием музыки пробуждаются до сих пор дремлющие силы души и он познает

их». Музыка действительно способна пробуждать в людях возвышенные мысли и

чувства, воспитывать красоту человеческих отношении.

Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. По определению С. Л.

Рубинштейна, «мышление - это все более полное и многостороннее мысленное

восстановление

объекта,

реальности,

действительности,

исходя

из

чувственных

данных, возникающих в результате воздействия объекта». Восприятие невозможно

без

осознания

и

понимания

того,

что

воспринимается.

Известный

ученый

-

музыковед,

педагог

В.

Н.

Шацкая

отмечала,

что

«под

активным

восприятием

музыкального

произведения

подразумевается

восприятие,

связанное

с

его

эстетической

оценкой

и

осознанием

содержания

музыки,

ее

идей,

характера

переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ». О

необходимости

осознания

смыслового

содержания

воспринимаемой

музыки

говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Н. А. Римский-Корсаков

считал, что любовь к музыке бывает разная: любовь «без понимания», которую он

называл

«щекотанием

слуха»,

любовью

«низменной,

стихийной»,

и

любовь

«понимающая»,

которая

подразумевает

оценку

выразительных

средств

музыки:

ритма, мелодии, гармонии, тембра и т. д. Единство эмоционального и сознательного

в

восприятии

музыки

является

одним

из

основных

принципов

музыкальной

педагогики.

Образность. Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный

образ

есть

совокупность

различных

средств

музыкальной

выразительности,

использованных

композитором

для

передачи

содержания

произведения.

Воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает его образ на основе

имеющихся

у

него

представлений

о

музыке

в

целом

и

об

отдельных

ее

выразительных средствах. От ясности и богатства возникающего образа зависит

глубина

и

тонкость

восприятия

музыки.

По

словам

Б.

В.

Асафьева,

«процесс

восприятия

музыки

есть

процесс

становления

музыкального

образа».

Малоподготовленному слушателю, в том числе дошкольнику, сложно воспринимать

всю систему средств, создающих музыкальный образ, так, как это способен сделать

подготовленный

слушатель.

Развивая

музыкальное

восприятие

дошкольников,

можно научить их воспринимать целостный образ музыкального произведения -

настроение, характер, средства выразительности.

На основании характеристик каждой из особенностей можно сделать вывод:

музыкальное

восприятие

-

это

сложный

процесс,

в

основе

которого

лежит

способность слышать, переживать музыкальное произведение как художественно-

образное отражение действительности.

Слайд 5:

Вопрос 2 Назовите виды музыкальной деятельности детей?

Слайд 6

(Пение,

музыкально-ритмические

движения,

игра

на

детских

музыкальных

инструментах, детское творчество(песенное ,танцевально-игровое), музыкальные

игры и т. д. )

Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности,

который организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном

учреждении.

Обычно

в

методической

литературе

этот

вид

деятельности

и

определяется

как

«слушание

музыки»,

в

ходе

которого

дети

знакомятся

с

музыкальным произведением.

Слушание

музыки

-

один

из

наиболее

эффективных

и

развивающих

видов

музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать

музыку,

эмоционально

воспринимать

и

анализировать

ее.

Слушая

музыку,

они

получают

значительно

больше

впечатлений,

чем

в

других

видах

музыкальной

деятельности.

В своей работе мы успешно решаем задачи по музыкальному восприятию по

программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Одна

тема

из

этой

программы называется «Природа и музыка». Научить детей видеть красивое -

дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к

ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к

словам,

настроению

и

делам

взрослого,

они

быстро

видят

положительное

и

подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное

душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о

единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами

природы,

постоянных

изменениях

в

природе

и

ее

развитии,

целесообразности

взаимоотношений

между

живыми

существами

в

природе,

рациональном

использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей

эстетически

относится

к

миру,

воспринимать

и

оценивать

прекрасное,

своей

деятельностью

умножать

красоту

окружающего,

побуждать

задумываться

над

взаимоотношениями людей и природы.

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей используются

произведения из альбома П. И. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена

года»,

Г.

Свиридова,

Р.

Шумана,

К.Сен-Санса

и

др.

Произведения

этих

композиторов доступны и близки по тематике, музыкально-образному строю.

Сейчас мы с вами попробуем передать характер музыки с помощью кистей рук.

Этот

прием

называется

пластическое

дирижирование.

Первая

подгруппа

дирижирует, а вторая подгруппа выкладывает строение произведения (игра

«Как построена музыка?»)

Слайд7

1.Задание:

передать

характер

музыки

с

помощью

кистей

рук

и

выложить

строение

музыкального

произведения

С.

Прокофьева

«Ходит

месяц

над

лугами».

Лучше понять и почувствовать музыку помогают занятия в игровой форме. После

прослушивания и анализа произведения детям даётся возможность передать свои

впечатления

от

увиденного

и

услышанного

в

исполнительской

и

творческой

деятельности:

пении,

рисовании,

музыкально-ритмических

движениях.

Так,

например,

перевоплощаясь

в

осенние

листья,

снежинки,

цветы,

ветер

и

т.д.

индивидуальными ритмическими движениями можно показать (каждый по-своему),

о чем рассказывает музыка. Сейчас мы с вами попробуем на практике, как можно с

помощью музыкально-ритмических движений передать образы природы.

Слайд 8

2. Задание: передать с помощью музыкально-ритмических движений характер

музыкального произведения: Р. Шуман «Цветы», Э. Григ «Ручеек».

Интеграция различных видов искусств дает возможность ярче проявить себя в

творчестве, помогает ощутить свои возможности и укрепляет веру в успех. Слушая

музыку на занятиях и развивая в ребенке музыкальность педагог предоставляет ему

свободу

выражения,

интеллектуальную

и

эмоциональную

раскованность.

Самое

главное для педагога - это результат его работы. Как приятно видеть, когда слушая

музыкальное

произведение,

дети

с

удовольствием

играют

на

музыкальных

инструментах.

Сейчас мы с вами попробуем оркестровать произведение Р. Шумана «Дед Мороз».

Слайд 9

3. Задание: оркестровать с помощью музыкальных инструментов музыкальное

произведение:Р. Шумана «Дед Мороз».

В ходе работы над восприятием музыки, мы учим детей высказываться о характере

музыки,

согласовывать

действия

соответственно

смене

частей

музыкального

произведения. Иными словами, развивать эмоциональную отзывчивость, осознанное

восприятие музыки и после прослушивания классической музыки передать все свои

впечатления о ней, её характере на листе бумаги.

Например, после прослушивания с детьми произведения К.Сенс-Санса «Аквариум»

дети с большим удовольствием передавали музыку на бумаге.

Мы сейчас с вами послушаем прекрасную музыку П.И. Чайковского «Подснежник»

и попробуем передать её образ на бумаге.

Слайд 10

4. Задание: нарисовать прослушанный образ произведения П. И. Чайковского

«Подснежник» (Презентация «Подснежник», муз. П. И. Чайковского)

Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для

внешних

впечатлений

и

воздействий;

почти

все

его

интересует,

привлекает

внимание.

Этим

"рычагом",

созданным

самой

природой,

следует

постоянно

пользоваться в обучении вообще.

Слайд 11

Вопрос 3: Какие формы организации работы с детьми по восприятию

музыки вы применяете в своей работе? (НОД, экскурсии в ДШИ, праздники и

развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальные игры и т.д.)

Здесь много такого, что естественным образом пробуждает любопытство ребенка.

Музыка может изображать окружающий мир, животных, разнообразные явления и

картины природы; она может веселить или печалить, под нее можно танцевать,

маршировать, разыгрывать разные сценки "из жизни" и т.д. Педагогу надлежит

раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки -

в этом, собственно, одна из главных целей музыкального воспитания, равно как и

формирование-развитие способности воспринимать музыкальные явления.

В. Сухомлинский сказал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту

музыкального

произведения,

если

в

звуках

ребёнок

почувствует

многогранные

оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая

не может быть достигнута ни какими другими средствами».

Дети часто связывают понятия «добро» и «красота» с природой, с бережным

отношением к ней. Наш опыт свидетельствует: многие дети знают, что природу

нужно беречь, но, лишь дополнительные эстетическим чувствам, положительным

отложением, эти знания влияют на их поведение; наслаждение красотой природы,

чувство любви к ней определяют их практическую деятельность по ее охране,

умножение ее богатств.

Слайд 12

Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения к миру

прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через

музыку видеть красоту окружающего нас мира.

Список используемой литературы

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. Интонация / Б.В. Асафьев. М.;

Л.; 1947 г., с.8;

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина. М., 1978

г., С. 72-73; .

Ветлугина

Н.А.

Методика

музыкального

воспитания

в

детском

саду.

М.:

Просвещение, 1989 г., 140с.;

Ветлугина

Н.А.

Музыкальное

развитие

ребёнка.

М.:

Просвещение,

1968,

с.99;

Ендовицкая С.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Развитие ощущений и восприятий //

Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под

ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1988 г., С.13-17; .

Кечхуашвили

Г.Н.

К

проблеме

психологии

восприятия

музыки

//

Вопросы

музыкознания. Т 3. М., 1990 г., с.354;

Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997 г., с.138; .

Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Деятельность. Сознание. Личность. М.,

1991 г., с.187; .

Метлов Н.А. Музыка детям / Н.А. Метлов, М., 1985 г., с 112;

Никашина Г.А. Малыш и музыка. Мн. 2004 г., с.23; .

Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия. // Музыкальная психология. М.,

1993 г., с.175-182; . .

Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. М., 1990 г., с. 153; .

Ремизовская Е.Р. Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания

детей раннего и дошкольного возраста. / Е.Р. Ремизовская Мн., 1996 г., с.;

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Тарасова

К.В.

Онтогенез

музыкальных

способностей

М.,

1991г.,

с.123-124;

Тютюнникова Т. Музыка и движение/ Т. Тютюнникова// Дошкольное воспитание.

1999 г., №4, с. 107-111;

Ходонович С. Музыкальное творчество и игровая деятельность / С. Ходонович //

Пралеска 2000 г., №3, с.15-21;

Холопова В. Музыка как вид искусства. 2000 г., с.319;

Шацкая

В.Н.

Музыкально-эстетическое

воспитание

детей

и

юношества

/В.Н.

Шацкая М., 1975г., 87с.



В раздел образования