Автор: Александрова Наталья Константиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Дс №36
Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыка П.И.Чайковского в постановке новогодней сказки "Щелкунчик"
Раздел: дошкольное образование
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА –
Город КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №36
«Музыка П.И.Чайковского
в постановке новогодней сказки
«Щелкунчик»
Музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
МБДОУ Д/С №36
Александрова Наталья Константиновна
Город Камышин
Май 2019
«Музыка П.И.Чайковского
в постановке новогодней сказки «Щелкунчик»
(из опыта работы)
Праздник это моделирование социокультурной ситуации жизнедеятель-
ности ребенка в образовательном процессе. Именно на праздниках дети в
большей степени усваивают традиции, обычаи, обряды, которые являются
содержанием этих образовательных форм. Поэтому очень важно, в какой
культурно-ценностной обусловленности они будут проектироваться.
Новый год – этот праздник, который непосредственно связан с ка-
лендарем жизнедеятельности человека. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик
и мышиный король» повествует о традициях празднования Рождества, об
изготовление и дарение подарков крестным Дроссельмейером – музыкально-
го замка «с множеством зеркальных окон и золотых башен» и с танцующими
фигурками, а также преподнесение в дар замечательного человечка для раска-
лывания твердых орехов. Через сказочный сюжет дети усваивают нормы и
ценности, такие как честь, доблесть, взаимовыручка. Здесь быль перекли-
кается с вымыслом: появление мышей и оживление игрушек, бой игрушеч-
ного войска во главе со Щелкунчиком и его победа, превращение игрушки
Щелкунчика в прекрасного принца. Поэтому обращение именно к данному
сюжету было не случайно.
В ходе подготовки к предстоящему празднику, был намечен следующий
план работы:
- Знакомство детей с сюжетом сказки Амадея Гофмана «Щелкунчик и мыши-
ный король» - чтение, рассмотрение иллюстраций, просмотр мультипликаци-
онного фильма, беседа по содержанию (анализ события, в чем его смысл, в
каком месте и в какое время происходит действие);
- характеристика образов сказки, выделение отличительных черт каждого ге-
роя;
- выполнение творческих заданий «Передай образ» с помощью пантомимики;
нахождение необходимых интонаций речи, движений, мимики, как для пере-
дачи внешнего облика, так и характера героя, его внутреннего мира; выбор
атрибутов и элементов костюмов;
- проведение игр с импровизационными шумовыми и музыкальными инстру-
ментами для передачи образов;
- совместное написание (содружество воспитателя и детей) авторской сказки
с завязкой, развитием сюжетной линии, кульминацией и развязкой. Таким об-
разом, были отобраны следующие герои сказки: Мари, Фриц, Теодор, Эрнст,
Луиза, Анна, Щелкунчик (Принц), мыши, солдатики, елочные игрушки, цве-
ты, снежинки, Фея, Мышиный король был заменен на Мышильду.
- подбор дидактического материала: методическая копилка аудио файлов
несколько вариантов музыкальных фрагментов для характеристики одно и
того же образа (см. Приложение);
- выделение отличительных черт музыкального языка для каждого отдельно-
го образа сказки;
- проведение викторины на музыкальных занятиях «Какому герою принадле-
жит эта музыка» и выполнение творческого задания в группе «Нарисуй му-
зыку»;
- нахождение наиболее доступного и понятного для детей музыкального ма-
териала для танцевальных композиций и импровизаций, при этом был сделан
акцент на музыку П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».
- написание сценария, распределение ролей, разучивание литературного и му-
зыкального материала (стихи, танцы, выходы героев, сценки, игра на музы-
кальных инструментах) на фронтальных, групповых, индивидуальных заня-
тиях в музыкальном зале и в группе;
- изготовление атрибутов, элементов костюмов, декораций к спектаклю (сов-
местное творчество детей, воспитателей, муз.руководителя, родителей)
- соединение воедино отдельных элементов спектакля (исключение сюр-
призных моментов): определение темпоритма.
- премьера спектакля;
- беседа после спектакля: рефлексия.
Следует подчеркнуть: от звучания музыки во многом зависит единое
художественное целое, а значит и успех спектакля. Музыка – это главное дей-
ствующее лицо, которая без слов сможет погрузить в атмосферу спектакля,
пережить эмоционально его содержание, передать образ.
В ходе подготовки к спектаклю и его проведения, дети не только усвои-
ли традиции, обычаи, связанные с празднованием Рождества и Нового года,
но и постигли ценностно-смысловое понимание содержания музыкального
языка балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Приложение:
Методическая копилка музыкальных произведений:
кукла – «Новая кукла» П.И.Чайковский, танцы кукол Д.Шостаковича
солдатики – «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского
- «Марш оловянных солдатиков» «Щелкунчик» П.И.Чайковский. «Сол-
датский марш» Р.Шуман, «Марш» Д.Шостакович, «Марш» Л. Шульгин
Мари и Принц – дуэт Мари и Принца «Щелкунчик» П.И.Чайковского,
«Принцесса и Принц» «Спящая красавица» П.И.Чайковского
- Битва Щелкунчика с Мышами – «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Ро-
мео и Джульетта» С.Прокофьева, тема Монтеки и Капулетти
- цветы – «Вальс цветов» П.И.Чайковский, финальный вальс и Апофеоз
– «Щелкунчик» П.И. Чайковский, Вальс – «Спящая красавица»
П.И.Чайковский, Вальс – «Лебединое озеро» П.И.Чайковский, «Сенти-
ментальный вальс» П.И.Чайковский, «Вальс» С.Прокофьев, «Малень-
кий вальс» Н.Леви.
- снежинки – «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковский, «Метель» Г.
Свиридов, «Зимний вальс» Е.Дога
- «Колыбельная» П.И.Чайковского, «Колыбельная» С.Разоренова
- Сказочная музыка (загадывание желаний) – Па-де-де «Щелкунчик»
П.И.Чайковского, начало праздника - увертюра «Щелкунчик», «Ска-
зочка» С.Майкапар, «Сказочка» Д.Кабалевский, «Вечерняя сказка»
А.Хачатурян, «Нянина сказка П.И.Чайковский
- появление феи, волшебство - Фея Драже П.И.Чайковский
- мыши - тема мышей «Щелкунчик» 1действие, 1 картина, «Мышки»
А.Жилинского
Список используемой литературы:
1.
А.И. Буренина «От игры до спектакля» СПб, 2012 г.
2.
Т.А. Затямина «Музыкальное занятие в ДОУ» Учитель, Волго-
град, 2017 г.