Напоминание

"Музыка П.И.Чайковского в постановке новогодней сказки "Щелкунчик"


Автор: Александрова Наталья Константиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Дс №36
Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыка П.И.Чайковского в постановке новогодней сказки "Щелкунчик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА –

Город КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №36

«Музыка П.И.Чайковского

в постановке новогодней сказки

«Щелкунчик»

Музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

МБДОУ Д/С №36

Александрова Наталья Константиновна

Город Камышин

Май 2019

«Музыка П.И.Чайковского

в постановке новогодней сказки «Щелкунчик»

(из опыта работы)

Праздник это моделирование социокультурной ситуации жизнедеятель-

ности ребенка в образовательном процессе. Именно на праздниках дети в

большей степени усваивают традиции, обычаи, обряды, которые являются

содержанием этих образовательных форм. Поэтому очень важно, в какой

культурно-ценностной обусловленности они будут проектироваться.

Новый год – этот праздник, который непосредственно связан с ка-

лендарем жизнедеятельности человека. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик

и мышиный король» повествует о традициях празднования Рождества, об

изготовление и дарение подарков крестным Дроссельмейером – музыкально-

го замка «с множеством зеркальных окон и золотых башен» и с танцующими

фигурками, а также преподнесение в дар замечательного человечка для раска-

лывания твердых орехов. Через сказочный сюжет дети усваивают нормы и

ценности, такие как честь, доблесть, взаимовыручка. Здесь быль перекли-

кается с вымыслом: появление мышей и оживление игрушек, бой игрушеч-

ного войска во главе со Щелкунчиком и его победа, превращение игрушки

Щелкунчика в прекрасного принца. Поэтому обращение именно к данному

сюжету было не случайно.

В ходе подготовки к предстоящему празднику, был намечен следующий

план работы:

- Знакомство детей с сюжетом сказки Амадея Гофмана «Щелкунчик и мыши-

ный король» - чтение, рассмотрение иллюстраций, просмотр мультипликаци-

онного фильма, беседа по содержанию (анализ события, в чем его смысл, в

каком месте и в какое время происходит действие);

- характеристика образов сказки, выделение отличительных черт каждого ге-

роя;

- выполнение творческих заданий «Передай образ» с помощью пантомимики;

нахождение необходимых интонаций речи, движений, мимики, как для пере-

дачи внешнего облика, так и характера героя, его внутреннего мира; выбор

атрибутов и элементов костюмов;

- проведение игр с импровизационными шумовыми и музыкальными инстру-

ментами для передачи образов;

- совместное написание (содружество воспитателя и детей) авторской сказки

с завязкой, развитием сюжетной линии, кульминацией и развязкой. Таким об-

разом, были отобраны следующие герои сказки: Мари, Фриц, Теодор, Эрнст,

Луиза, Анна, Щелкунчик (Принц), мыши, солдатики, елочные игрушки, цве-

ты, снежинки, Фея, Мышиный король был заменен на Мышильду.

- подбор дидактического материала: методическая копилка аудио файлов

несколько вариантов музыкальных фрагментов для характеристики одно и

того же образа (см. Приложение);

- выделение отличительных черт музыкального языка для каждого отдельно-

го образа сказки;

- проведение викторины на музыкальных занятиях «Какому герою принадле-

жит эта музыка» и выполнение творческого задания в группе «Нарисуй му-

зыку»;

- нахождение наиболее доступного и понятного для детей музыкального ма-

териала для танцевальных композиций и импровизаций, при этом был сделан

акцент на музыку П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

- написание сценария, распределение ролей, разучивание литературного и му-

зыкального материала (стихи, танцы, выходы героев, сценки, игра на музы-

кальных инструментах) на фронтальных, групповых, индивидуальных заня-

тиях в музыкальном зале и в группе;

- изготовление атрибутов, элементов костюмов, декораций к спектаклю (сов-

местное творчество детей, воспитателей, муз.руководителя, родителей)

- соединение воедино отдельных элементов спектакля (исключение сюр-

призных моментов): определение темпоритма.

- премьера спектакля;

- беседа после спектакля: рефлексия.

Следует подчеркнуть: от звучания музыки во многом зависит единое

художественное целое, а значит и успех спектакля. Музыка – это главное дей-

ствующее лицо, которая без слов сможет погрузить в атмосферу спектакля,

пережить эмоционально его содержание, передать образ.

В ходе подготовки к спектаклю и его проведения, дети не только усвои-

ли традиции, обычаи, связанные с празднованием Рождества и Нового года,

но и постигли ценностно-смысловое понимание содержания музыкального

языка балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Приложение:

Методическая копилка музыкальных произведений:

кукла – «Новая кукла» П.И.Чайковский, танцы кукол Д.Шостаковича

солдатики – «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского

- «Марш оловянных солдатиков» «Щелкунчик» П.И.Чайковский. «Сол-

датский марш» Р.Шуман, «Марш» Д.Шостакович, «Марш» Л. Шульгин

Мари и Принц – дуэт Мари и Принца «Щелкунчик» П.И.Чайковского,

«Принцесса и Принц» «Спящая красавица» П.И.Чайковского

- Битва Щелкунчика с Мышами – «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Ро-

мео и Джульетта» С.Прокофьева, тема Монтеки и Капулетти

- цветы – «Вальс цветов» П.И.Чайковский, финальный вальс и Апофеоз

– «Щелкунчик» П.И. Чайковский, Вальс – «Спящая красавица»

П.И.Чайковский, Вальс – «Лебединое озеро» П.И.Чайковский, «Сенти-

ментальный вальс» П.И.Чайковский, «Вальс» С.Прокофьев, «Малень-

кий вальс» Н.Леви.

- снежинки – «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковский, «Метель» Г.

Свиридов, «Зимний вальс» Е.Дога

- «Колыбельная» П.И.Чайковского, «Колыбельная» С.Разоренова

- Сказочная музыка (загадывание желаний) – Па-де-де «Щелкунчик»

П.И.Чайковского, начало праздника - увертюра «Щелкунчик», «Ска-

зочка» С.Майкапар, «Сказочка» Д.Кабалевский, «Вечерняя сказка»

А.Хачатурян, «Нянина сказка П.И.Чайковский

- появление феи, волшебство - Фея Драже П.И.Чайковский

- мыши - тема мышей «Щелкунчик» 1действие, 1 картина, «Мышки»

А.Жилинского

Список используемой литературы:

1.

А.И. Буренина «От игры до спектакля» СПб, 2012 г.

2.

Т.А. Затямина «Музыкальное занятие в ДОУ» Учитель, Волго-

град, 2017 г.



В раздел образования