Автор: Токаренко Вера Юрьевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ ЛО "Волховский алюминиевый колледж"
Населённый пункт: Волхов, Ленинградская область
Наименование материала: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В Концепции модернизации Российского образования на период до
2010
года
сказано:
«Основная
цель
профессионального
образования
–
подготовка
квалифицированного
работника
соответствующего
уровня
и
профиля,
конкурентоспособного
на
рынке
труда,
ком петентного,
ответственного, свободно владеющего своей профессией…».
На современном этапе развития общества происходит реформирование
системы
образования
России
в
соответствии
с
запросами
рынка
труда,
претерпевающего
постоянные
изменения.
Выпускник
среднего
профессионального образования будет конкурентоспособным при условии,
если
он
обладает
профессиональными
умениями,
комплексом
интеллектуальных
и
социальных
умений,
которые
позволят
быстро
адаптироваться
в
изменяющихся
условиях
действительности.
В
рамках
компетентностного
подхода
обучение
студентов
исследовательской
деятельности
становится
одной
из
актуальных
задач
среднего
профессионального
образования,
и
требует
целенаправленного
развития
исследовательской компетентности студентов.
Обучение в техническом ссузе должно подготовить студентов к ак-
тивным действиям в непредвиденных профессиональных, организационных
и других проблемных ситуациях. Современный специалист должен самостоя-
тельно, быстро и экономно находить и использовать новые научные данные,
организовывать
новые
исследования,
пользоваться
всеми
современными
источниками
информации,
а
также
видеть,
понимать,
теоретически
обо-
сновывать и практически решать профессиональные задачи.
Нет
сомнений,
что
потребности
общества
в
специалистах
с
кардинально более высоким уровнем подготовки, владеющих технологией и
методологией
научного
исследования,
будут
постоянно
возрастать.
Молодежь, нынешние студенты, будут трудиться в новых условиях, иметь
дело с технологиями, которые, возможно, сегодня еще не существуют, но,
несомненно, скоро появятся в производстве.
В современной системе образования должны быть созданы условия для
развития
личности
обучающегося,
его
индивидуальности
и
творческих
способностей, для формирования потребности учиться на протяжении всей
жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах,
для
самоопределения
и
самореализации.
Научно-технический
прогресс
изменяет
характер
производственной
деятельности
человека,
соз давая
благоприятные условия для развития его исследовательских компетенций,
для
формирования
личности
специалиста-исследователя.
От
современных
учебных заведений требуется уже не простое включение исследовательских
методов
в
образовательную
практику,
а
целенаправленная
работа
по
формированию
и
развитию
культуры
исследовательской
деятельности,
способности к ее проведению на протяжении всей жизни.
Ориентация
на
формирование
исследовательских
компетенций
обу-
чающихся
в
процессе
непрерывного
профессионального
образования
по-
зволит
подготовить
грамотного,
творческого,
динамичного
специалиста,
способного самостоятельно осваивать новые технологии и решать профес-
сиональные задачи научными методами.
Под
компетенцией
понимается
общая
способность
специалиста
мобилизовать
в
профессиональной
деятельности
свои
знания,
умения,
а
также
найти
общие
способы
выполнения
действий.
Исследовательская
компетенция – это такая совокупность знаний, исследовательских умений,
навыков и способов деятельности, которая позволяет студенту
занимать
позицию исследователя.
Становление
исследовательских
компетенций
представляет
собой
процесс
добровольного
перехода
студента
в
позицию
исследователя,
осуществляемый
в
исследовательской
деятельности
через
внутренний
источник личностного развития, в рамках которого обеспечивается свобода
выбора цели, способов и средств ее реализации.
В последние годы ученые уже не рассматривают вопрос, применима ли
исследовательская деятельность в системе профессионального образования,
они исследуют возможности ее использования в практике учебных заведений.
И в этом случае исследовательская деятельность становится не целью, а
средством достижения цели. Важна не столько специализация, сколько опыт
исследовательской
деятельности,
владение
определенными
навыками,
совокупность которых позволит стать специалистом широкого профиля.
Понимая
важность
решения
данной
проблемы,
педагогический
коллектив
Федерального
государственного
образовательного
учреждения
среднего
профессионального
образования
«Волховский
алюминиевый
колледж»
на
протяжении
ряда
лет
занимается
организацией
научно
–
исследовательской деятельности студентов, ставя своей целью формирование
творческой
инициативной
личности
в
процессе
их
обучения
в
образовательном
профессиональном
учреждении.
Для
достижения
поставленной цели решаются следующие задачи:
Выявить возможности развития активности, креативного потенциала
студентов в учебном процессе.
Формировать
интересы,
склонности к
научно
–
исследовательской
деятельности, умения и навыки проведения исследовательского труда.
Обучить
студентов методике проведения собственных учебных или
научных
исследований,
творчески
мыслить
и
использовать
результаты
исследования на практике.
Способствовать профессиональной и социальной адаптации.
Чтобы
выполнить
эти
задачи,
проводилась
и
соответствующая
методическая
работа
с
педагогами
по
овладению
ими
современными
активными
методами,
приёмами,
технологиями
обучения
и
воспитания,
ориентированными на формирование творческой деятельности студентов, а
также
по
созданию
педагогическим
коллективом
условий
для
развития
творческой
личности
обучаемых,
их
самоопределения
и
самореализации.
При организации и ведении научно – исследовательской деятельности были
определены основополагающие принципы исследования:
- единство и активное взаимодействие научно – исследовательской,
инновационнно – проектной и образовательной деятельности;
- направленность на социальное и духовное развитие личности;
-
концентрация
усилий
и
ресурсов
на
приоритетных,
социально
значимых и недостаточно освоенных направлениях;
- поддержка и развитие научного творчества студентов;
-
поддержка
ярких
творческих
индивидуальностей,
способных
обеспечить высокий уровень проводимых исследований;
- доведение результатов исследований и проектов до применения в
практической деятельности, используя при этом издательскую деятельность
и возможности сети Интернет;
- ориентация творческих коллективов (групп) на проведение полного
цикла
исследований
и
разработок,
заканчивающихся
созданием
готовой
продукции;
- развитие многообразия форм организации научно – исследовательской
и творческой деятельности;
Исследовательская работа студентов в колледже может выполняться как
индивидуально,
так
и
коллективно.
Формы
работы
определяются
в
соответствии с уровнем подготовки.
Содержание
исследовательской
работы
обуславливается
ра бочей
программой учебной дисциплины и выполняется в обязательном порядке
каждым студентом под руководством преподавателя, ведущего лекционные,
практические,
лабораторные
занятия,
осуществляющего
руководство
производственной
практикой,
выполнением
курсовых
и
выпускных
квалификационных работ. В процессе выполнения учебных исследований
студенты учатся пользоваться приборами, оборудованием, самостоятельно
проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных
задач
исследовательского
характера.
Ведущую
роль
в
формировании
исследовательских умений студента призваны играть практические занятия,
необходимой составной частью которых является учебно-исследовательская
работа студентов.
Основными
формами
представления
исследовательской
работы
являются:
•
выпускная квалификационная работа;
•
курсовая работа;
•
учебно-исследовательский проект;
•
доклад;
•
сообщение по теме;
•
дневник педагогических наблюдений;
•
алгоритм решения конкретной задачи;
•
конструкция дидактического средства;
•
аннотированный библиографический список;
•
терминологический словарь;
•
реферат;
•
аннотация;
•
план решения проблемы (простой или сложный).
Для
обеспечения
единства
требований,
предъявляемых
к
учебному
исследованию и его результатам, в колледже разработаны регламентирующие
положения;
методические
рекомендации
для
студентов
по
выполнению
курсовых и выпускных квалификационных работ, по написанию рефератов,
по
со ставлению
аннотированных
библиографиче ских
с п и с ков,
терминологических
словарей,
сборники
заданий
исследова тельского
характера.
Руководство исследовательской работой данного уровня осуществляет
Научно-методический
совет,
возглавляемый
заместителем
директора
по
учебной
работе.
Основными
звеньями,
организующими
данную
работу,
являются
цикловые
комиссии.
Руководители
цикловых
комиссий
несут
ответственность
за
организацию
исследовательской
работы
студентов
в
рамках учебного плана.
Непосредственное руководство исследовательской работой студентов
осуществляют
преподаватели,
для
которых
этот
вид
работы
является
обязательным.
Планирование исследовательской работы студентов осуществляется на
заседаниях
цикловых
комиссий
и
утверждается
на
Научно-методическом
совете колледжа. Председатели цикловых комиссий отчитываются два раза в
год на Научно-методическом совете об организации исследовательской ра-
боты студентов. Общее руководство и контроль за деятельностью цикловых
комиссий в данном направлении осуществляет заместитель директора по
учебной работе.
Особое внимание в колледже уделяется организации исследовательской
деятельности в период прохождения различных видов практик. Именно в
период
практики
будущие
специалисты
должны
закрепить
теоретические
знания,
полученные
в
колледже,
путём
непосредственного
и
активного
участия в профессиональной деятельности, овладевать профессиональными
умениями и навыками, приобретать опыт работы в коллективе. В период
прохождения
студентами
производственной
практики
ими
совместно
с
преподавателями составляются планы проведения исследований, уточняются
их методики. Тематика исследований разнообразна и зависит от курса и
профиля дисциплин обучаемых.
В
рамках
профессиональной
подготовки
студентов
имеются
также
возможности
реализации
их
научных
потребностей
через
организацию
совместной
научно
–
исследовательской
деятельности
с
преподавателями
колледжа.
Научно - исследовательская деятельность преподавателей включает:
-
Деятельность
по
методическому
обеспечению
занятий:
овладение
современными методами, технологиями обучения и воспитания студентов, их
самоопределения и самореализации;
-
подготовку
студентов
к
ведению
учебно
-
и
н ау ч н о
–
исследовательской работы;
-
составление
методических
пособий
и
разработок
по
учебным
дисциплинам;
-
разработку
сборников
тестов,
контрольных
вопросов,
задач,
производственных
ситуаций,
форм
самостоятельной
работы
студентов,
практических и лабораторных занятий;
- разработку, корректировку рабочих и авторских программ;
-
вовлечение
студентов в
работу
исследовательского
характера
и
оказание помощи в подготовке докладов, рефератов, курсовых, дипломных
работ, проектной деятельности и т.д.;
- курсы повышения квалификации и переподготовки;
- подготовка публикаций научного и обобщающего характера из опыта
работы.
В основе организации учебно – исследовательской работы студентов
лежат требования Государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования. Так, Государственный образовательный
стандарт СПО для специальностей повышенного уровня (270116 «Монтаж,
наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских
зданий», 150102 «Металлургия цветных металлов»,
080110 «Экономика и
бухгалтерский
учет»,
150411
Монтаж
и
техническая
эксплуатация
промышленного оборудования») предполагает изучение учебной дисциплины
«Основы
исследовательской
деятельности»,
относящейся
к
циклу
общепрофессиональных дисциплин и призванной формировать у студентов
общие
исследовательские
умения.
Целью
преподавания
данного
курса
является
овладение
обучающимся
основами
исследования
как
универсального
способа
освоения
действительности
через
повышение
мотивации
к
учебно-профессиональной
деятельности
и
активизацию
л и ч н о с т н о й
п о з и ц и и .
В основу методики преподавания дисциплины положены методы,
рекомендуемые
учеными
при
использовании
технологии
компетентно-
ориентированного
обучения
в
среднем
профессиональном
образовании:
создание условий для свободы выбора в учебном процессе; опережающая
самостоятельная работа; побуждение к рефлексии, т. е. самоанализу учебной
и профессиональной деятельности, выявлению собственных затруднений и
о ш и б о к ; обучение
профессиональным
умениям
и
навыкам
путем
«погружения»
в
профессиональную
деятельность; психологическая
п о д д е р ж к а
в
с а м о о п р е д е л е н и и .
В процессе изучения учебной дисциплины «Основы
исследовательской
деятельности»
студенты
дают
определение
понятию
«научное исследование», устанавливают место и роль научных исследований
в практической деятельности человека, изучают методы научного познания и
рассматривают
возможность
их
применения
в
будущей
учебной
и
профессиональной
деятельности,
знакомятся
с
применением
логических
законов,
с
возможностями
накопления
научной
информации,
правилами
о ф о р м л е н и я
р е з у л ь т а т о в
н а у ч н о г о
и с с л е д о в а н и я .
Ведущую
роль
в
формировании
исследовательских
умений
студента
призваны
играть
практические
занятия,
необходимой
составной
частью
которых
является
учебно-исследовательская
работа
с туд е н то в .
Государственный
стандарт
отводит
не
менее
20
учебных
часов
на
практические
работы
для
данных
специальностей,
что
предоставляет
возможность
для
серьезной
целенаправленной
работы
по
формированию
исследовательских умений. Следует отметить, что сформированные умения
будут востребованы при изучении специальных дисциплин, при выполнении
выпускной квалификационной работы и в ходе будущей профессиональной
деятельности.
Большинство
работ
носит
частично-поисковый
характер,
студентам предлагается применить определенный метод, прием исследования
в
к о н к р е т н о й
с и т у а ц и и .
Любое исследование в начале проходит эмпирический этап, следовательно,
первые
практические
работы
предполагают
применение
методов
эмпирического исследования (анкетирование, тестирование). Сначала берутся
проблемы,
близкие
самим
студентам,
носящие
внутренний
характер,
в
пределах
колледжа.
Обучающиеся
самостоятельно
разрабатывают
анкету,
связанную с изучением учебно-воспитательного процесса в образовательном
учреждении,
проводят
анкетирование,
обрабатывают
его
результаты
и
представляют их для общего рассмотрения, защищают свою точку зрения,
осуществляют
рефлексию.
Данная
работа
проводится
в
малых
группах,
студенты
выполняют
коллективно-распределенную
деятельно сть,
приобретают
опыт
сотрудничества.
При
этом
реализуется
такая
важная
характеристика личностно ориентированного процесса, как предоставление
свободы
выбора студентам.
Обучающиеся
сами
определяют
содержание
анкеты и ее объем, состав респондентов, уровень сложности вопросов, форму
представления
результатов,
а
также
распределяют
роли
в
малой
группе.
Следует
обратить
внимание
на
постепенное
формирование
у
студента
готовности к осуществлению выбора, вплоть до умения осознанного выбора
и
ответственности
за
него.
Таким
образом,
в
случае
необходимости
серьезного выбора молодой человек становится способным к осмыслению
собственных потребностей, сопоставлению их со своими возможностями и
способностями, нахождению подлинно личностных смыслов в той или иной
деятельности. Завершается работа публичным представлением ее результатов
(защита)
и
рефлексивным
анализом
собственной
деятельно сти.
Рефлексивные
навыки
способствуют
развитию
критического
мышления,
необходимы
будущему
специалисту
для
дальнейшего
саморазвития
и
профессионального
роста.
Самооценка
работы
осуществляется
в
соответствии
с
заранее
установленными
критериями,
возможна
и
взаимооценка (обязательно мотивированная). Аналогично выстраивается и
пр а кт ич е с ка я
р а б от а
по
пр име не нию
ме тод а
т е с т и р о в а н и я .
В
дальнейшем
студенты
осваивают
целостное
восприятие
своей
профессиональной
сферы
деятельности,
реализуют
системный
подход,
моделируя
технические
объекты.
При
этом
обучающиеся
не
только
планируют
ход
выполнения
работы,
устанавливают
межпредметные
и
внутрипредметные
связи,
выстраивают
иерархию
отношений,
но
и
вырабатывают
рекомендации
по
повышению
эффективности
данной
системы,
что
напрямую
подготавливает
выпускника
к
будущей
профессиональной деятельности. Выполняя данную работу, студенты также
самостоятельно выбирают моделируемый технический объект, уровень его
сложности, форму и вид модели, форму представления результатов, а также
организационную
форму
взаимодействия:
индивидуальную,
парную
или
групповую.
Учащиеся
получают
задание
на
выполнение
опережающей
самостоятельной работы, предшествующей практическому занятию (именно
ее
результат
лежит
в
основе
моделирования).
Причем
студенты
самостоятельно определяют источник выполнения подготовительной работы:
учебник,
справочная
литература,
материал,
собранный
в
ходе
производственной практики, компьютерные сети и т. д. Публичная защита
работы, рефлексия, само- и взаимооценка работы продолжают формирование
у м е н и й ,
в о с т р е б о в а н н ы х
с о в р е м е н н ы м
п р о и з в о д с т в о м .
Ряд работ дает студентам возможность применить на практике различные
виды
анализа
документов,
научиться
создавать
тексты
в
научном
стиле,
создает
условия
для
обучения
приемам
активного
чтения
(идеальный
конспект, маркировка ИНСЕРТ и др.). Завершающие занятия посвящены
подготовке
студентов
к
выполнению
ими
выпускной
квалификационной
работы: они постигают общую логику исследования, учатся формулировать
цели и задачи исследования, определять его объект и предмет, осознанно
выстраивать
его
методику,
грамотно
оформлять
список
литературы
в
с о о т в е т с т в и и
с
у с т а н о в л е н н ы м и
т р е б о в а н и я м и ,
п р о в о д и т ь
библиографический поиск с применением каталогов и научно-справочного
аппарата
книг,
находить
ошибки
и
корректировать
научные
тексты.
Назначение предлагаемых студентам заданий состоит не столько в усвоении
конкретного
учебного
материала,
сколько
в
освоении
способов
учебной
р а б о т ы ,
о п р е д е л е н н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Исследовательского
уровня
студент
достигает
тогда,
когда
становится
способен выполнять усвоенную деятельность в нестандартных ситуациях,
адаптируя к ним ранее усвоенные алгоритмы. Это могут быть любые задания,
в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он
оказывается в положении исследователя, открывает для себя новую, но уже
известную другим истину, вырабатывает мышление, свободное от шаблона,
выдвигает
новые
объяснения,
собственные
суждения,
догадки,
гипотезы,
творчески
подходит
к
познанию
действительности.
Неизвестное,
которое
надо будет открыть, должно составлять необходимую для усвоения общую
закономерность.
Жизнь молодого человека не должна ограничиваться только какой-то одной
определенной деятельностью, пусть даже она и будет исследовательской.
Исследовательская деятельность может выступать как определенная форма
центрообразующего
стержня
совместной
деятельности
студентов
и
преподавателей на основе достижения общей цели.
Литература
1.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сб. статей /
Под ред. А.С. Обухова. – М., 2006.
2.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся //
Народное образование, 2004, № 2.
3.
Самойленко П.И., Гериш Т.В. НИРС – необходимый компонент
подготовки специалистов наукоемких технологий // Специалист, 2004,
№ 12.
4.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в
средних специальных учебных заведениях. – М., 2001.