Автор: Качина -Пулло Анна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 16" Тракторозаводского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Раздел: начальное образование
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дифференцированное обучение является одним из средств реализации
индивидуального
подхода
и
повышения
учебной
мотивации
школьников.
Дифференцированным
считается
такой
учебно-воспитательный
процесс,
для
которого
характерен
учет
типичных
индивидуальных
различий
обучающихся.
Дифференциация в обучении предполагает разделение обучающихся
на
группы
по
каким-либо
признакам,
которое
осуществляется
для
последующего
группирования,
т.е.
в
дифференциации
обязательно
присутствует интеграция, выражающаяся в объединении Учащихся.
Другим не менее важным аспектом является различное построение
процесса
обучения
в
группах.
Таким
образом,
при
дифференциации
обучения
осуществляется
учёт
индивидуально
типологиче ских
особенностей
личности
в
форме
группировки
обучающихся
и
различное
построение процесса обучения в выделенных группах.
Для организации дифференцированного обучения можно использовать
групповую форму. В группы детей формируют по способу обученности, а
также
на
основании
индивидуальных
особенностей,
способностей,
интересов.
Первая
группа
комплектуется
из
обучающихся
с
высоким
уровнем
учебных возможностей, и высокими показателями успеваемости, а также из
обучающихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем
развития
познавательного
интереса.
Для
этой
группы
главным
является
организация
обучения
в
соответствующем
темпе,
не
тормозящая
естественный
ускоренный
процесс
развёртывания
психологических
функций.
Суще ственным
моментом
являет ся
ориент ация
н а
самостоятельность
обучающихся.
Для
наиболее
одарённых
детей
разрабатываются индивидуальные задания и упражнения.
Вторая группа комплектуется из учащихся со средними показателями
успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя
будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации
обучающихся,
стабилизации ш ко л ь н ы х интересов
и
личностной
направленности на интеллектуальный труд.
Третью группу составляют обучающиеся с низкими познавательными
способностями,
низким
уровнем
сформированности
познавательного
интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.
Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы.
Неоднородность индивидуальных особенностей обучающихся этой группы
предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в
обучении внутри самой группы.
Осуществляя
групповую
дифференциацию,
необходимо
создавать
атмосферу, благоприятную для обучающихся, ибо для того, чтобы учебный
процесс
был
мотивирован,
и
ребёнок,
учился
согласно
своим
индивидуальным
возможностям
и
особенностям,
он
должен
четко
представлять себе и понимать, чего от него ждут.
В работе с младшими школьниками целесообразно, использовать два
основных
критерия дифференциации: «обученность» и
«обучаемость».
По мнению психологов, обученность - это определенный итог предыдущего
обучения, т. е. характеристики психологического развития ребёнка, которые
сложились у него к сегодняшнему
дню. Показателями обученности могут
служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков,
способы и приёмы их приобретения.
Обучаемость - это восприимчивость школьника к усвоению новых
знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни
умственного развития.
Важными показателями высокого уровня являются восприимчивость к
помощи
другого
человека,
умение
осуществлять
перенос,
способность
к
самообучению, работоспособность и т.д.
Дифференцированное
обучение
по
своей
структуре
понятие
многогранное,
поэтому
на уроках,
вводя,
элементы
дифференциации;
необходимо придерживаться в основном одной цели- обеспечить одинаковый
темп
продвижения
каждого
ученика
при
выполнении
самостоятельной
работы, т.е. исходить из того, чтобы каждый ученик работал в полную меру
своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость труда,
прочно и более сознательно усваивал программный материал.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания
могут предлагаться ученикам на выбор.
1.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ
ТВОРЧЕСТВА.
Такой
способ
предполагает
различия
в
характере
познавательной
деятельности
школьников,
которая
может
быть
репродуктивной
или
продуктивной (творческой).
На уроках математики используются различные виды продуктивных
заданий, например:
* классификация математических объектов (выражений, геометрических
фигур);
* преобразование
математического
объекта
в
новый
(например,
преобразование простой арифметической задачи в составную);
* задания с недостающими или лишними данными;
* выполнение задания разными способами, поиск наиболее
рационального способа решения;
* самостоятельное
составление
задач,
математических
выражений,
уравнений и др.
2.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ
ТРУДНОСТИ.
Такой
способ
дифференциации
предполагает
следующие
виды
усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся:
усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й
группы используются двузначные числа, а для 3-й группы — однозначные);
увеличение
количества
действий
в
выражении
или
в
решении
задачи
(например, во 2-й и 3-й группах даётся задача в 3 действия, а в 1-й группе в 4
действия);
выполнение
операции
сравнения
в
дополнение
к
основному
заданию
(например,
3-й
группё
даётся
задание:
запишите
выражения
в
порядке
увеличения их значений и вычислите);
использование
обратного,
задания
вместо
прямого
(например,
2-й
и
3-й
группам даётся задание на замену крупных мер мелкими, а 1-й группе —
более трудное задание на замену мелких мер крупными).
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА.
Такой способ дифференциации предполагает, что обучающиеся 1-й и
2-й группы выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание,
аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость
дифференциации
заданий
по
объёму
обусловлена
разным
темпом
работы
обучающихся.
Как
правило,
дифференциация
по
объёму
сочетается
с
другими
способами
дифференциации.
В
качестве
дополнительных
предлагаются
творческие
или более трудные
задания, а
также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из
других разделов программы;
4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в
учебных заданиях для разных групп обучающихся. Все дети выполняют
одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а
другие самостоятельно.
5.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ
ОБУЧАЮЩИМСЯ.
Такой
способ,
в
отличие
от
дифференциации
по
степени
самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы
п о д
руководством
учителя.
Все
обучающиеся
сразу
приступают
к
самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в
выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенные виды помощи:
а) помощь
в
виде
вспомогательных
заданий,
подготовительных
упражнений;
б) помощь
в
виде
«подсказок»
(карточек-помощниц,
карточек-
консультаций, записей на доске).
Таким образом, дифференцированный процесс обучения - это широкое
использование различных форм, методов обучения и организации учебной
деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики
учебных
возможностей,
склонностей,
способностей
учащихся.
Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая
дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых,
создают
благоприятные
условия
для
развития
личности
в
личностно-
ориентированном
образовательном
процессе,
а
так
же
способствует
повышению учебной мотивации младших школьников.
МОУ «Гимназия № 16» Тракторозаводского района Волгограда
Учитель начальных классов А.Ю. Качина-Пулло
Литература:
1.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996. - 340 с.
2.
Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988. — 232 с.
3.
Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б.
Формирование мотивации учения. — М., 1990. — 212 с.