Автор: Щипко Екатерина Николаевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МБУ "Городской информационно–методический центр города Ставрополя"
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Формы и содержание работы городского информационно–методического центра города Ставрополя
Раздел: полное образование
Формы и содержание работы городского информационно-методического
центра города Ставрополя
Цель
методической
работы
–
создание
условий
для
повышения
педагогического
мастерства
учителей.
Реализация
этой
цели
может
происходить разными способами и формами, но сегодня на первый план
выходят
активные
формы
обучения
педагогов
и
п о с т оя н н а я
самообразовательная деятельность педагогов с обобщением своего опыта.
В Центре используются следующие формы организации методической
работы.
Коллективные:
- «фестиваль педагогических идей»;
- «педагогические чтения»
-
семинары
(психолого-педагогические,
теоретические,
семинары-
практикумы, методические);
- педагогическая мастерская;
- круглые столы;
- презентации опыта работы, представление портфолио педагогов;
- заседания школы молодого педагога;
- открытые уроки, занятия кружков;
- научно-практические конференции;
- предметные недели как форма творческого отчёта учителя;
- работа творческих групп;
- конкурсы.
Индивидуальные:
- индивидуальные консультации;
- наставничество;
- разработка учителем авторских программ;
- работа по самообразованию.
Для
реализации
поставленной
цели
городской
информационно-
методический центр города Ставрополя решает следующие задачи:
-создает банк данных программно-методической, нормативно-правовой,
научно-теоретической информации;
-способствует улучшению организации учебно-методической работы.
В работе Центра преобладают активные формы обучения.
Тем
не
менее,
серьёзной
проблемой
остаётся
самообразовательная
деятельность
учителя
(её
планирование,
отслеживание,
результативность,
анализ).
Современному
учителю
никак
не
прожить
с
профессионально
устаревшим багажом знаний, ориентацией только на традиционные методы
обучения
и
формы
деятельности,
игнорированием
образовательных
тенденций.
Городские методические заседания по предметным областям,
семинары
проводится
в
активной
форме:
педагогические
мастерские
по
конструированию
компетентно стно-ориентированных
з а д а н и й ,
проектирование
уроков
по
новым
технологиям,
создание
проектов
по
заданной тематике, открытые уроки с использованием новых технологий,
защита презентаций и другие формы, но не всегда, и не все участники
принимают
активное
участие,
занимая
позицию
наблюдателя,
формально
принимая участие.
Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей
предметной
области,
но
и
владеть
современными
педагогическими
технологиями,
уметь
работать
в
информационном
пространстве,
быть
способным
к
системному
действию
в
профессионально-педагогической
ситуации,
обладать
креативными
способностями,
аналитической
и
рефлексивной культурой. Современный учитель должен быть способен к
исследовательской
деятельности,
профессионально-педагогической
рефлексии, к согласованию целей преподавания своего предмета, с целями
развития
личности
обучаемого,
иметь
инновационный
тип
мышления,
должен быть гуманитарно-ориентированным. Школе нужен особый учитель.
Ученик изменился, а учитель? Для этого необходимо использовать новые
формы обучения педагогов.
Важно
подчеркнуть,
что современное
образоване
требует
от
учителя
необходимых методических и психологических знаний и умений. Например,
умения
использовать
техники,
позволяющие
включить
всех
участников
учебного
занятия
в
процесс
обсуждения,
умения
о суще ствлять
психологическую
подготовку
участников
и
правильно
организовывать
пространство
для
занятия,
умения
регламентировать
этапы
работы
и
визуализировать ключевые понятия и т. д. Традиционный урок, направлен на
обогащение
слушателей
методической,
дидактической,
психологической
информацией.
От
учителя
сегодня
требуется
умение
постоянно
совершенствовать
свои
знания,
вносить
в
работу
элементы
творчества,
осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в
учебно-воспитательном процессе. В этих условиях современному педагогу
необходимо
осмысливать
собственную
деятельность
с
научных
позиций,
владеть навыками исследовательской работы.
Одно из важных направлений исследовательской деятельности учителя
в школе - это исследования учащихся в процессе обучения. Научная и научно-
исследовательская
деятельность
учителя
направлена
на
организацию
собственных умений и навыков, анализ своего опыта работы.
Современный учитель должен обладать следующими показатели:
-
наличие
мотивации
на
осуществление
исследовательской
деятельности;
- наличие теоретических и методологических знаний;
Условия
эффективной
подготовки
учителя
к
исследовательской
деятельности:
- наличие данных, позволяющих выявить уровень готовности учителя к
исследовательской деятельности;
-
выбор
учителем
образовательной
программы,
соответствующей
уровню его профессиональной компетентности;
- использование в учебном процессе современных форм и методов;
-
реализация
принципа
преемственности
на
всех
этапах
подготовки
учителя к исследовательской деятельности.
Только
использование
интерактивных
форм
обучения
педагогов
позволяет вырастить в коллективе педагогов высокого методического уровня.
Формами интерактивного обучения педагогов являются: методические
семинары-практикумы,
рефлексивно-ролевые
игры,
организационно-
деятельностные игры, дидактические игры, рефлексивно-проектировочный
семинар, деловые игры, творческий отчёт, «мозговой штурм», конференции,
презентации своего опыта, методический урок в нетрадиционной форме,
методические
недели,
творческая
мастерская,
проектная
работа
учителя.
(Приложение 1).
Таким
образом,
исходя
из
провиденных
в
первой
главе
гипотез
исследования, можно сделать следующие выводы.
Городской информационно-методический центр города Ставрополя -
совокупно сть
деятельно сти
вс ех
направлений
д е я т е л ь н о с т и
подведомственных
структурных
подразделений
комитета
образования
администрации
города
Ставрополя,
направленная
на
обеспечение
становления,
сбалансированности,
функционирования
и
развития
образования.
А также, в первой главе диссертации
исходя из теоретических
обоснований по вопросу этапов развития методической службы, форм и
содержания работы городского информационно-методического центра были
поставлены и решались следующие задачи:
со ст авить
функциональную
модель
деятельно сти
го р од с ко го
информационно-методического
центра
города
Ставрополя,
актуальные
формы методического сопровождения молодых учителей географии школ
города,
организация
и
проведение
эксперимента
по
повышению
педагогического мастерства учителей географии.
План мероприятий, направленный на повышение эффективного выполнения
заданий ЕГЭ и ОГЭ, по предмету географии
№п/п
Мероприятие
Время проведения
1.
Мастер класс «Роль оценочных процедур в повышении
качества
знаний
по
географии
на
основе
анализа
прохождения ОГЭ И ЕГЭ»
Урок
коллективного
посещения:
«Германия-локомотив
европейской экономики»
Урок взаимопосещений: «Хождение за три моря»
октябрь
2.
Семинар-практикум
д л я
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х
учреждений
с
низкими
показателями:
«Работа
с
мотивированными
учащимися
на
уроках
географии
и
внеклассной деятельности»
Мастер-класс:
«Решение
географических
задач,
включенных в часть 2 экзаменационной работы ЕГЭ по
географии»
Ур о к
в з а и м о п о с е щ е н и й :
« Х и м и ч е с к а я
промышленность».
ноябрь
3.
Урок
коллективного
посещения:
« З о н а л ь н а я
специализация хозяйства»
Мастер-класс: «Отработка заданий 15,16, 18 по ЕГЭ»
декабрь
4.
Урок открытого взаимопосещения: «Озера и болота».
(по согласованию с учителем)
Круглый
стол «Мониторинг при подготовке к ГИА, как
условие
своевременной
диагностики
проблемы
и
основной метод корректировки работы при подготовке к
ГИА »
январь
5
Урок
открытого
взаимопосещения:
«Северо-западный
экономический район»
Урок открытого взаимопосещения: «Современная Россия»
март
6
Обучающий семинар: «Построение профиля при
подготовки к ГИА» (для общеобразовательных
учреждений с низкими показателями:
апрель