Напоминание

Использование куклотерапии в работе учителя–логопеда


Автор: Гусева Светлана Вячеславовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБДОУ д/с № 7
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование куклотерапии в работе учителя–логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные технологии в работе учителя-логопеда.

Куклотерапия.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в

детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание

исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и специалистов

других областей.

Невозможно представить работу логопеда без использования обучающих,

дидактических игр. На логопедических занятиях используются различные игры:

дыхательные, артикуляционные, пальчиковые, игры с крупой и песком, игры с

элементами массажа, подвижные, настольно-печатные, игры с предметами и

словесные, а также компьютерные игры.

Для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе,

от учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска эффективных

форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Использование

куклы позволяет решить большинство этих задач.

Куклотерапия

это

раздел

арт-терапии,

использующий

в

качестве

основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный

объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое

здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить

конфликтные

ситуации

в

коллективной

деятельности

и

тем

самым

создать

благоприятные условия для коррекционного воздействия.

Использование куклы позволяет в игровой форме решить многие задачи,

связанные с

формированием правильного произношения;

формированием слоговой структуры слова; фонетико-фонематических

представлений;

развитием связной речи, грамматического строя, общей и мелкой

моторики;

формированием психоэмоционального опыта;

развитием психических процессов.

Знакомьтесь – кукла-помощник Квакуша

Ростовая логопедическая кукла в виде

лягушки. Квакуша имеет петельку для

надевания на шею, длина петельки

регулируется, что очень удобно.

Язык в виде мешочка, в который вставляется

рука.

Кисти сделаны в виде перчаток.

Еще у неё есть башмачки, которые тоже функционируют-ребенок может их

спокойно обуть.

Квакуша – это всегда хорошее настроение и сюрпризный момент.

Появляется она у нас как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Используется она, естественно, с какой-то определенной целью.

Первое, что привлекает детей, это язык Квакуши, который может двигаться

вверх, вниз, из стороны в сторону, может быть узким и широким, даже в форме

чашечки. Ребята знакомятся со строением языка – узнают, где кончик языка

средняя часть, боковые края. Конечно, интересно всё это повторить вместе с

куклой, а если в качестве поощрения или обучения дали ребёнку проделать это

самому, понимаете, какое это удовольствие и блеск в глазах.

Вместе с Квакушей учимся делить слова на слоги, а сделать это можно

либо надев перчаточки, либо проговаривая слоги вместе с Квакушей

У Квакуши есть «волшебный карманчик»

Содержимое «волшебного карманчика» наполняется в зависимости от задач

занятия:

Материал на согласование существительных и прилагательных;

словообразование.

Картинки на автоматизацию или дифференциацию звуков

Картинки на развитие связной речи (составить предложение, рассказ)

Материал для формирования навыков фонематического анализа и синтеза.

Картинки по определенной лексической теме.

Наша Квакуша-модница –все её наряды – определенные дидактические

игры.

Уже знакомый вам волшебный кармашек, оформлен в виде игры «Посчитай»

Ребенок из кармана достает картинку и выполняет задание – согласует имя

существительное с числительным. Используя этот наряд, мы работаем над

формированием грамматического строя речи.

Оформлены в виде пиктограм игры, развивающие грамматические категории.

Игры «Один-много»,

«Назови ласково»

«Я вижу много»,

«Жадина»

«Чего нет»

(это всем нам очень хорошо знакомые игры, которые учат детей образовывать

множественное число существительных и прилагательных, знакомит с разными

падежами,

учит

согласовывать

имя

существительное

и

числительное,

местоимения

и

существительное

и

т.д.

формируем

у

детей

навыки

словоизменения и словообразования)

Этот наряд очень удобен и полезен в работе над звукопроизношением – на этапе

автоматизации звуков в словах и словосочетаниях. Игры те же, а вот картинки

подбираются на определенный звук.

Следующий наряд Квакуши оформлен в виде дидактической игры «Раздели

слова на слоги».

Здесь представлены слоговые схемы, дети из волшебного кармана получают

задания, делят слова на слоги и соотносят с соответствующей схемой.

Удобна трансформируемость пособия. Легким движением руки мы вид

фартука, выполняем уже следующее задание –выкладываем звуковую схему под

картинкой, либо занимаемся ниткографией.

Новый наряд – платьице, к которому обязательно нужны бусики. Игра те

Бусики

это

картинки,

соответствующие

определенному

заданию

логопеда.

Например,

подбирались

бусики

слова,

в

которых

звук

Р

стоит

посерединке.

Следующий наряд прост, он поможет развивать умения ориентироваться на

листе, при этом вспоминаем геометрические фигуры и цвета

У нашей Квакуши «волшебный кармашек» сменяется фартучком – это

коврограф, используя который, мы развиваем психические функции: мышление,

внимание, память, моторику (в ход идут шнурочки, кружочки, буквы и т.д.)

Игры «Продолжи ряд», «Что изменилось», «Повтори рисунок»

Развитие фонематического анализа – выкладываем схемы.

Весело с Квакушей выполнять физкультминутки, пальчиковую гимнастику,

самомассаж при помощи шариков су-джок, колечек

су-джок, различные игры с массажными шариками,

предметами.

Квакуша напомнит ребятам о времени года,

месяце, дне недели

(для подготовительной группы – напечатаны слова,

для старшей - пиктограммы)

Поможет Квакуша ориентироваться в пространстве, в схеме тела: мы

вспомним, где правая рука, где левая, где правый глазик, где левый.

Предлагаем ребенку выполнить роль куклы, приглашаем детей и даем

инструкцию : «Встань-ка, Квакуша, межу Полиной и И Настей, за Сергеем,

перед Игорем, справа от Ульяны, слева от Пети и т.д. Такие игры проходят весело

и самое главное, с пользой.

С Квакушей мы вспоминаем предлоги, она у нас может сесть на стул, под

стол, кому-то на голову, главное, что, отвечая на вопрос «Где находится

Квакуша», «Что делает Квакуша», ребята учатся правильно употреблять

предлоги.

А еще у нашей Квакуши есть очаровательная корзинка, она любит с ней

ходить в магазин, на рынок или в лавку и покупать разный товар.

В

нашем

детском

саду

педагоги

активно

и

успешно

используют

куклотерапию в различных областях образовательной деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод:

построение

образовательного

процесса

с

использованием

куклотерапии помогает эффективно решить задачи коррекционной

работы учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

Нет

предела

совершенству,

фантазии,

творчеству,

если

есть

желание

работать. И тогда даже самую обыкновенную простую куклу можно сделать

прекрасным дидактическим пособием.



В раздел образования