Автор: Гусева Светлана Вячеславовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБДОУ д/с № 7
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование куклотерапии в работе учителя–логопеда
Раздел: дошкольное образование
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда.
Куклотерапия.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в
детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание
исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и специалистов
других областей.
Невозможно представить работу логопеда без использования обучающих,
дидактических игр. На логопедических занятиях используются различные игры:
дыхательные, артикуляционные, пальчиковые, игры с крупой и песком, игры с
элементами массажа, подвижные, настольно-печатные, игры с предметами и
словесные, а также компьютерные игры.
Для достижения максимальной эффективности в коррекционном процессе,
от учителя-логопеда требуется решение сложных задач поиска эффективных
форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Использование
куклы позволяет решить большинство этих задач.
Куклотерапия –
это
раздел
арт-терапии,
использующий
в
качестве
основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный
объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое
здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить
конфликтные
ситуации
в
коллективной
деятельности
и
тем
самым
создать
благоприятные условия для коррекционного воздействия.
Использование куклы позволяет в игровой форме решить многие задачи,
связанные с
формированием правильного произношения;
формированием слоговой структуры слова; фонетико-фонематических
представлений;
развитием связной речи, грамматического строя, общей и мелкой
моторики;
формированием психоэмоционального опыта;
развитием психических процессов.
Знакомьтесь – кукла-помощник Квакуша
Ростовая логопедическая кукла в виде
лягушки. Квакуша имеет петельку для
надевания на шею, длина петельки
регулируется, что очень удобно.
Язык в виде мешочка, в который вставляется
рука.
Кисти сделаны в виде перчаток.
Еще у неё есть башмачки, которые тоже функционируют-ребенок может их
спокойно обуть.
Квакуша – это всегда хорошее настроение и сюрпризный момент.
Появляется она у нас как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Используется она, естественно, с какой-то определенной целью.
Первое, что привлекает детей, это язык Квакуши, который может двигаться
вверх, вниз, из стороны в сторону, может быть узким и широким, даже в форме
чашечки. Ребята знакомятся со строением языка – узнают, где кончик языка
средняя часть, боковые края. Конечно, интересно всё это повторить вместе с
куклой, а если в качестве поощрения или обучения дали ребёнку проделать это
самому, понимаете, какое это удовольствие и блеск в глазах.
Вместе с Квакушей учимся делить слова на слоги, а сделать это можно
либо надев перчаточки, либо проговаривая слоги вместе с Квакушей
У Квакуши есть «волшебный карманчик»
Содержимое «волшебного карманчика» наполняется в зависимости от задач
занятия:
Материал на согласование существительных и прилагательных;
словообразование.
Картинки на автоматизацию или дифференциацию звуков
Картинки на развитие связной речи (составить предложение, рассказ)
Материал для формирования навыков фонематического анализа и синтеза.
Картинки по определенной лексической теме.
Наша Квакуша-модница –все её наряды – определенные дидактические
игры.
Уже знакомый вам волшебный кармашек, оформлен в виде игры «Посчитай»
Ребенок из кармана достает картинку и выполняет задание – согласует имя
существительное с числительным. Используя этот наряд, мы работаем над
формированием грамматического строя речи.
Оформлены в виде пиктограм игры, развивающие грамматические категории.
Игры «Один-много»,
«Назови ласково»
«Я вижу много»,
«Жадина»
«Чего нет»
(это всем нам очень хорошо знакомые игры, которые учат детей образовывать
множественное число существительных и прилагательных, знакомит с разными
падежами,
учит
согласовывать
имя
существительное
и
числительное,
местоимения
и
существительное
и
т.д.
–
формируем
у
детей
навыки
словоизменения и словообразования)
Этот наряд очень удобен и полезен в работе над звукопроизношением – на этапе
автоматизации звуков в словах и словосочетаниях. Игры те же, а вот картинки
подбираются на определенный звук.
Следующий наряд Квакуши оформлен в виде дидактической игры «Раздели
слова на слоги».
Здесь представлены слоговые схемы, дети из волшебного кармана получают
задания, делят слова на слоги и соотносят с соответствующей схемой.
Удобна трансформируемость пособия. Легким движением руки мы вид
фартука, выполняем уже следующее задание –выкладываем звуковую схему под
картинкой, либо занимаемся ниткографией.
Новый наряд – платьице, к которому обязательно нужны бусики. Игра те
Бусики
–
это
картинки,
соответствующие
определенному
заданию
логопеда.
Например,
подбирались
бусики
–
слова,
в
которых
звук
Р
стоит
посерединке.
Следующий наряд прост, он поможет развивать умения ориентироваться на
листе, при этом вспоминаем геометрические фигуры и цвета
У нашей Квакуши «волшебный кармашек» сменяется фартучком – это
коврограф, используя который, мы развиваем психические функции: мышление,
внимание, память, моторику (в ход идут шнурочки, кружочки, буквы и т.д.)
Игры «Продолжи ряд», «Что изменилось», «Повтори рисунок»
Развитие фонематического анализа – выкладываем схемы.
Весело с Квакушей выполнять физкультминутки, пальчиковую гимнастику,
самомассаж при помощи шариков су-джок, колечек
су-джок, различные игры с массажными шариками,
предметами.
Квакуша напомнит ребятам о времени года,
месяце, дне недели
(для подготовительной группы – напечатаны слова,
для старшей - пиктограммы)
Поможет Квакуша ориентироваться в пространстве, в схеме тела: мы
вспомним, где правая рука, где левая, где правый глазик, где левый.
Предлагаем ребенку выполнить роль куклы, приглашаем детей и даем
инструкцию : «Встань-ка, Квакуша, межу Полиной и И Настей, за Сергеем,
перед Игорем, справа от Ульяны, слева от Пети и т.д. Такие игры проходят весело
и самое главное, с пользой.
С Квакушей мы вспоминаем предлоги, она у нас может сесть на стул, под
стол, кому-то на голову, главное, что, отвечая на вопрос «Где находится
Квакуша», «Что делает Квакуша», ребята учатся правильно употреблять
предлоги.
А еще у нашей Квакуши есть очаровательная корзинка, она любит с ней
ходить в магазин, на рынок или в лавку и покупать разный товар.
В
нашем
детском
саду
педагоги
активно
и
успешно
используют
куклотерапию в различных областях образовательной деятельности.
Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод:
построение
образовательного
процесса
с
использованием
куклотерапии помогает эффективно решить задачи коррекционной
работы учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Нет
предела
совершенству,
фантазии,
творчеству,
если
есть
желание
работать. И тогда даже самую обыкновенную простую куклу можно сделать
прекрасным дидактическим пособием.