Напоминание

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


Автор: Фалалеева Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП детский сад "Рябинка" ГБОУ СОШ с.Надеждино
Населённый пункт: Самарская область Кошкинский район с.Надеждино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методическая разработка

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Выполнила Фалалеева Екатерина Викторовна Воспитатель СП детский сад «Рябинка» ГБОУ СОШ с.Надеждино

I.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной

на решение профессиональной проблемы
1.
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях

профессиональной деятельности.
В настоящее время значимость развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста актуализируется в ФГОС. Источником такой деятельности является окружающая ребёнка жизнь, так как мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, наблюдений. Однако в содержании деятельности детей в ДОУ ощущается нехватка ярких впечатлений, активности действии по эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Анализ практики показывает, что существуют определённые факторы, оказывающие влияние на становление эстетического отношения детей к окружающему миру: Недостатки в результатах:  дети не достаточно проявляют интереса, любознательности к окружающему миру;  с трудом проявляют эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире (предметном, природном); Недостатки в процессе:  нет системы в работе (нет годового плана работы по эстетическому развитию детей) или воспитатель не придерживается плана работы.  рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей (родители не принимают участия в эстетическом развитии своих детей, считают, что это входит в работу воспитателя).  в организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы (не рациональное построение образовательного процесса). 2
Недостатки в условиях:  недостаточно материала, пособий, дидактических и мультимедийных игр для эстетического развития детей;  не созданы условия при оформлении окружающей среды (группы). Воспитатель не привлекла внимание детей к эстетически оформленному уголку или объекту. Развитие условия становления эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру происходит в познавательно- исследовательской деятельности, однако недостаточное владение воспитателем современных образовательных технологий делает этот процесс затруднительным. Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что эстетическое отношение детей к окружающему миру является актуальной проблемой на сегодняшний день. Именно через знакомство с окружающим миром деятельности ребенок развивается, познаёт мир и общается со сверстниками. 2.
Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного

анализа.
На о снове проведённого анализа, можно с ф о рм ул и р о ват ь профессиональную проблему: выявить и создать психолого – педагогические условия, которые способствуют формированию эстетического отношения детей к окружающему миру (согласно ФГОС п. 3.2.1.): 1) поддержку любознательности, активности детей; 2) возможность выбора детьми видов активности, участников совместной деятельности и общения; 3) поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом; 4) ориентировать образовательную деятельность на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывать социальную ситуацию его развития (индивидуальная работа с ребенком по его интересам и возможностям); 5) вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность. 3
3.
Описание новых образовательных результатов, сформированных у

обучающихся.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Целевой ориентир Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Обращает внимание на красоту природы. Воспринимает красоту звуков в природе: различает наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки). Замечает как преображается природа в результате труда человека. Отмечает красоту лесов, полей, садов. Замечает красоту отдельных явлений и объектов природы (тучи, звезды).
4.

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание,

средства обучения и воспитания, контроля).
Для решения поставленных задач необходимо внести изменения в образовательный процесс. 4
Игровой прием «Красивое вокруг нас», «Я волшебник» Цель: помочь детям увидеть и оценить красоту окружающего мира. Игра согласно ФГОС, рассматривается, как метод вовлечения детей в творческую деятельность. Дидактические игры помогают закреплять у детей знания полученные в образовательной деятельности. Во время игры можно увидеть, какие знания у детей уже есть, чему еще нужно научить и в процессе игры я показала свое эстетическое отношение к окружающему миру.  Пример взрослых, окружающих ребенка, тесная связь с семьей. Родители и воспитатели обязаны помочь ребенку вписаться в социум, развить познавательный интерес. Работа заключается в обогащении пространства, событий, явлений, объектов. Научить понимать ценность и смысл мира природы. В мире все прекрасно.  Экскурсии в парк, в поле. Привлекаются родители. Воспитатель в процессе экскурсии своим примером показывает доброе и эстетическое отношение к окружающему миру. Любовь к природе можно воспитывать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных их потребностях. Начиная работать над этой темой, я решила расширить свои знания. В этом мне помогла книга «Об изменении эмоциональных состояний, приобретении и постоянном обогащении нравственного и эстетического опыта ребенком дошкольного возраста» Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Н. Ф. Виноградова, Л. С. Давыдова; «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» Ю. М. 2005, 242с. Реализация эстетического отношения детей к окружающему миру осуществляется в течение года.  Воспитатель применяет приемы – привлечения внимания детей к красоте окружающего мира. Поскольку обмен эстетическими оценками происходит в процессе общения, следует уделить внимание установлению дружеского контакта с воспитанниками. 5
 Проводятся наблюдения за погодой, природой, животными, и воспитатель обращает внимание детей на красоту каждого времени года, старается показать, что у природы нет плохой погоды.  Во время индивидуальной работы предложить ребенку с помощью сравнения выбрать предмет или объект эстетически красивый (какой дом тебе нравится больше? Почему?). При сравнении используются элементы игры, применяются пословицы и поговорки.  Игры на занятиях, прогулках, экскурсиях, в специально отведенное для них время (игры с песком, водой, камешками, снегом – дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт). Продуманное и тактичное руководство и контроль со стороны воспитателя. Воспитатель, проводит диагностику в начале года и в конце по методике М. А. Васильевой, используя методы: наблюдения в игровой деятельности детей, в индивидуальной беседе, опросник (сравнение) «Что красивое, что не красивое? » и выявляет активных, любознательных детей. 5.
Характеристика

изменений

условий,

обеспечивающих

достижение

новых

образовательных

результатов

(кадровые,

научно-

методические,

материально-технические,

нормативно-правовые,

информационные, организационные).
Для достижения новых образовательных результатов необходимо пере смотреть кадровые условия: ознакомление работников с инновационными образовательными программами и технологиями, и их применение на практике:  следует приобрести дополнительную литературу по эстетическому развитию детей дошкольного возраста;  наглядные пособия, дидактические игры «Профессии», «Времена года», «Животные», «Птицы» и другие. 6
 использовать современные технические средства (компьютер, проектор, интерактивная доска – для просмотра слайдов и для мультимедийных игр);
Нормативно-правовые изменения:
 Календарно – тематическое планирование;  ФГОС, Конвенция ООН о правах ребенка. Также нужно изменить и информационную работу с воспитателями, специалистами и родителями. Нужно проводить следующие мероприятия:
Организационные:
 создание сайта воспитателя;  размещение информации для родителей на стендах ДОУ по эстетическому развитию у детей окружающего мира.  индивидуальные и групповые консультации «Животные и дети», «Учите детей наблюдать».  проведение экскурсий в парк, поле (с привлечением родителей);
Кадровые:
 Педагогические конференции по обмену опыта работы на тему: «Формы и методы работы по эстетическому развитию детей». 6.
Описание

работы

с

алгоритмом

использования

электронного

интерактивного

дидактического

мультимедийного

пособия

в

образовательном процессе

Тема пособия «Что нам осень принесла?»

Возраст целевой группы:
старший дошкольный возраст
Цель пособия:
обобщить знания детей об овощах, фруктах.
Задачи пособия:
 обеспечить развитие умения наблюдать, описывать овощи, фрукты;  обеспечить развитие любознательности, воображения, памяти, логического мышления, самостоятельности. 7
 способствовать развитию в сознании детей обобщающих понятий «овощи», «фрукты»;  подвести к выводу о пользе овощей и фруктов для человека: это источник витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания;  обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины и т. д.).  расширять коммуникативные способности детей;  воспитывать у детей способность выслушивать друг друга, не перебивая;  способствовать развитию семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1
Тема пособия: «Что нам осень принесла?».
№2
Слушание песенки: «Что там осень принесёт?»
№ 3
Отгадай загадку. Загляни в осенний сад Чудо - Мячики висят. Красноватый, спелый бок Ребятишкам на зубок. (Яблоко)
№4
И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом... ( Картошка) 8

№5
Рос весною, рос я летом. Был зеленым, незаметным, Твердым, мелким и невкусным Потому - то был я грустным! Но когда кончалось лето - Стал я красного вдруг цвета, Знают все, о чем тут спор. Я – красавец …(помидор)
№6
Гроздья крупные висят, Как янтарь они горят. Сок из ягодок приятный: Вкусный, сладкий, ароматный. Этой ягоде я рад, Обожаю... (виноград).
№ 7
Дидактическая игра «Собери правильно картинку».
№8
Дидактическая игра «Найди лишнее».
№9
Молодцы ребята. 9


В раздел образования