ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Автор: Фалалеева Екатерина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП детский сад "Рябинка" ГБОУ СОШ с.Надеждино Населённый пункт: Самарская область Кошкинский район с.Надеждино Наименование материала: методическая разработка Тема: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Раздел: дошкольное образование
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Выполнила
Фалалеева Екатерина Викторовна
Воспитатель
СП детский сад «Рябинка» ГБОУ СОШ с.Надеждино
I.
Моделирование системы деятельности педагога, направленной
на решение профессиональной проблемы
1.
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях
профессиональной деятельности.
В
настоящее
время
значимость
развития
предпосылок
ценностно
–
смыслового
восприятия
и
понимания
мира
природы,
становление
эстетического отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста
актуализируется
в
ФГОС.
Источником
такой
деятельности
является
окружающая ребёнка жизнь, так как мотивы его поступков, интересы связаны
с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, наблюдений. Однако в
содержании
деятельности
детей
в
ДОУ
ощущается
нехватка
ярких
впечатлений,
активности
действии
по
эстетическому
развитию
детей
дошкольного возраста.
Анализ практики показывает, что существуют определённые факторы,
оказывающие
влияние
на
становление
эстетического
отношения
детей
к
окружающему миру:
Недостатки в результатах:
дети
не
достаточно
проявляют
интереса,
любознательности
к
окружающему миру;
с трудом проявляют эмоциональный отклик на проявление красоты в
окружающем мире (предметном, природном);
Недостатки в процессе:
нет
системы
в
работе
(нет
годового
плана
работы
по
эстетическому
развитию детей) или воспитатель не придерживается плана работы.
рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей
(родители не принимают участия в эстетическом развитии своих детей,
считают, что это входит в работу воспитателя).
в организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы (не
рациональное построение образовательного процесса).
2
Недостатки в условиях:
недостаточно материала, пособий, дидактических и мультимедийных игр
для эстетического развития детей;
не
созданы
условия
при
оформлении
окружающей
среды
(группы).
Воспитатель не привлекла внимание детей к эстетически оформленному
уголку или объекту.
Развитие условия становления эстетического отношения у детей старшего
дошкольного возраста к окружающему миру происходит в познавательно-
исследовательской
деятельности,
однако
недостаточное
владение
воспитателем современных образовательных технологий делает этот процесс
затруднительным.
Анализ
всех
недостатков
позволяет
сделать
вывод,
что
эстетическое
отношение детей к окружающему миру является актуальной проблемой на
сегодняшний
день.
Именно
через
знакомство
с
окружающим
миром
деятельности ребенок развивается, познаёт мир и общается со сверстниками.
2.
Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного
анализа.
На
о снове
проведённого
анализа,
можно
с ф о рм ул и р о ват ь
профессиональную проблему: выявить и создать психолого – педагогические
условия,
которые
способствуют
формированию
эстетического
отношения
детей к окружающему миру (согласно ФГОС п. 3.2.1.):
1) поддержку любознательности, активности детей;
2) возможность выбора детьми видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
3) поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;
4) ориентировать образовательную деятельность на интересы и возможности
каждого
ребёнка
и
учитывать
социальную
ситуацию
его
развития
(индивидуальная работа с ребенком по его интересам и возможностям);
5) вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность.
3
3.
Описание новых образовательных результатов, сформированных у
обучающихся.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевой ориентир
Конкретизация в
соответствии с возрастом и
темой
Пример проявления качества
в действии и речи ребенка
ребёнок проявляет
любознательность, задаёт
вопросы взрослым и
сверстникам,
интересуется причинно-
следственными связями,
пытается самостоятельно
придумывать объяснения
явлениям природы и
поступкам людей;
склонен наблюдать,
экспериментировать.
Обладает начальными
знаниями о себе, о
природном и социальном
мире, в котором он живёт;
знаком с произведениями
детской литературы,
обладает элементарными
представлениями из
области живой природы,
естествознания,
математики, истории и
т.п.; ребёнок способен к
принятию собственных
решений, опираясь на
свои знания и умения в
различных видах
деятельности.
Обращает внимание на
красоту природы.
Воспринимает красоту
звуков в природе:
различает наиболее
характерные особенности
сезонных изменений в
природе (краски, запахи,
звуки).
Замечает как
преображается природа в
результате труда человека.
Отмечает красоту лесов,
полей, садов.
Замечает красоту отдельных
явлений и объектов природы
(тучи, звезды).
4.
Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание,
средства обучения и воспитания, контроля).
Для
решения
поставленных
задач
необходимо
внести
изменения
в
образовательный процесс.
4
Игровой прием «Красивое вокруг нас», «Я волшебник» Цель: помочь
детям увидеть и оценить красоту окружающего мира.
Игра согласно ФГОС, рассматривается, как метод вовлечения детей в
творческую деятельность.
Дидактические игры помогают закреплять у детей знания полученные в
образовательной деятельности. Во время игры можно увидеть, какие знания у
детей уже есть, чему еще нужно научить и в процессе игры я показала свое
эстетическое отношение к окружающему миру.
Пример взрослых, окружающих ребенка, тесная связь с семьей. Родители
и
воспитатели
обязаны
помочь
ребенку
вписаться
в
социум,
развить
познавательный интерес. Работа заключается в обогащении пространства,
событий, явлений, объектов. Научить понимать ценность и смысл мира
природы. В мире все прекрасно.
Экскурсии
в
парк,
в
поле.
Привлекаются
родители.
Воспитатель
в
процессе экскурсии своим примером показывает доброе и эстетическое
отношение к окружающему миру.
Любовь
к
природе
можно
воспитывать
лишь
на
основе
знаний
о
растениях и животных, условиях их жизни, основных их потребностях.
Начиная работать над этой темой, я решила расширить свои знания. В
этом
мне
помогла
книга
«Об
изменении
эмоциональных
состояний,
приобретении
и
постоянном
обогащении
нравственного
и
эстетического
опыта ребенком дошкольного возраста» Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Н.
Ф.
Виноградова,
Л.
С.
Давыдова;
«Ознакомление
дошкольников
с
окружающей и социальной действительностью» Ю. М. 2005, 242с.
Реализация
эстетического
отношения
детей
к
окружающему
миру
осуществляется в течение года.
Воспитатель применяет приемы – привлечения внимания детей к красоте
окружающего
мира.
Поскольку
обмен
эстетическими
оценками
происходит в процессе общения, следует уделить внимание установлению
дружеского контакта с воспитанниками.
5
Проводятся наблюдения за погодой, природой, животными, и воспитатель
обращает внимание детей на красоту каждого времени года, старается
показать, что у природы нет плохой погоды.
Во
время
индивидуальной
работы
предложить
ребенку
с
помощью
сравнения выбрать предмет или объект эстетически красивый (какой дом
тебе нравится больше? Почему?). При сравнении используются элементы
игры, применяются пословицы и поговорки.
Игры на занятиях, прогулках, экскурсиях, в специально отведенное для
них время (игры с песком, водой, камешками, снегом – дети знакомятся с
качеством
и
свойствами
природных
материалов,
накапливают
чувственный опыт).
Продуманное
и
тактичное
руководство
и
контроль
со
стороны
воспитателя. Воспитатель, проводит диагностику в начале года и в конце по
методике
М.
А.
Васильевой,
используя
методы:
наблюдения
в
игровой
деятельности детей, в индивидуальной беседе, опросник (сравнение) «Что
красивое, что не красивое? » и выявляет активных, любознательных детей.
5.
Характеристика
изменений
условий,
обеспечивающих
достижение
новых
образовательных
результатов
(кадровые,
научно-
методические,
материально-технические,
нормативно-правовые,
информационные, организационные).
Для
достижения
новых
образовательных
результатов
необходимо
пере смотреть
кадровые
условия:
ознакомление
работников
с
инновационными
образовательными
программами
и
технологиями,
и
их
применение на практике:
следует
приобрести
дополнительную
литературу
по
эстетическому
развитию детей дошкольного возраста;
наглядные пособия, дидактические игры «Профессии», «Времена года»,
«Животные», «Птицы» и другие.
6
использовать современные технические средства (компьютер, проектор,
интерактивная доска – для просмотра слайдов и для мультимедийных
игр);
Нормативно-правовые изменения:
Календарно – тематическое планирование;
ФГОС, Конвенция ООН о правах ребенка.
Также нужно изменить и информационную работу с воспитателями,
специалистами и родителями. Нужно проводить следующие мероприятия:
Организационные:
создание сайта воспитателя;
размещение
информации
для
родителей
на
стендах
ДОУ
по
эстетическому развитию у детей окружающего мира.
индивидуальные и групповые консультации «Животные и дети», «Учите
детей наблюдать».
проведение экскурсий в парк, поле (с привлечением родителей);
Кадровые:
Педагогические конференции по обмену опыта работы на тему: «Формы и
методы работы по эстетическому развитию детей».
6.
Описание
работы
с
алгоритмом
использования
электронного
интерактивного
дидактического
мультимедийного
пособия
в
образовательном процессе
Тема пособия «Что нам осень принесла?»
Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст
Цель пособия: обобщить знания детей об овощах, фруктах.
Задачи пособия:
обеспечить развитие умения наблюдать, описывать овощи, фрукты;
обеспечить развитие любознательности, воображения, памяти, логического
мышления, самостоятельности.
7
способствовать
развитию
в
сознании
детей
обобщающих
понятий
«овощи», «фрукты»;
подвести к выводу о пользе овощей и фруктов для человека: это источник
витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания;
обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, цвета, величины и т.
д.).
расширять коммуникативные способности детей;
воспитывать у детей способность выслушивать друг друга, не перебивая;
способствовать развитию семейного творчества и сотрудничества семьи и
детского сада.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда
Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1
Тема пособия: «Что нам осень принесла?».
№2
Слушание песенки: «Что там осень принесёт?»
№ 3
Отгадай загадку.
Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)
№4
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом... ( Картошка)
8
№5
Рос весною, рос я летом.
Был зеленым, незаметным,
Твердым, мелким и невкусным
Потому - то был я грустным!
Но когда кончалось лето -
Стал я красного вдруг цвета,
Знают все, о чем тут спор.
Я – красавец …(помидор)
№6
Гроздья крупные висят,
Как янтарь они горят.
Сок из ягодок приятный:
Вкусный, сладкий, ароматный.
Этой ягоде я рад,
Обожаю... (виноград).
№ 7
Дидактическая игра «Собери правильно картинку».
№8
Дидактическая игра «Найди лишнее».
№9
Молодцы ребята.
9