Автор: Костюк Валентина Тимофеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Великие игрища народов Севера
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования администрации города Ноябрьска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Мальвина»
муниципального образования г. Ноябрьск
«Великие игрища народов Севера»
Спортивное развлечение в подготовительной
группе
Подготовила: Костюк Валентина Тимофеевна.
Цель:
закрепить и уточнить знание основ безопасности собственной жизнедеятельности;
развивать и совершенствовать у детей психические процессы: двигательную память,
внимание, мышление и воображение;
развивать быстроту реакции, ловкость скоростно-
силовые качества, выносливость, силу;
воспитывать чувства патриотизма, любовь к
Родине, к своему краю через вовлечение детей в подвижные игры разных народов России,
в частности народов Севера.
Ход развлечения:
Под народную мелодию дети входят в зал и встают в круг.
Выполняют танцевальные движения.
Родина моя – Бескрайняя Россия,
И Сибирь, и
Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Ведущая:
Наша Родина - великая страна Россия. В ней свыше тысячи городов,
множество сел, деревень; проживают люди разных национальностей – русские, татары,
башкиры, марийцы, дагестанцы, якуты, буряты и многие другие. Все дети и даже
взрослые любят играть, у каждого народа есть свои игры, свои традиции. Вот сегодня мы с
вами попутешествуем по нашему Крайнему северу и поиграем в народные игры народов
Севера.
Ну что, готовы путешествовать? Да! Тогда скорее садимся на собачьи упряжки и
поедем.
П/и «Каюр и собаки»
Дети встают парами: каюр и собака. В таких упряжках все
начинают движение по кругу бегом друг за другом.
Вдруг в зале гаснет свет, все останавливаются, начинается мигание огоньков, как
северное сияние.
Ведущая: На Крайнем севере очень мало тепла и света, долго продолжается зима. Люди
давно придумали интересные зимние игры.
«Льдинки, ветер и мороз»
Игроки встают парами лицом друг к другу и хлопают в
ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь,
дзинь…
Дети делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши
товарища. По сигналу «Ветер!» дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал
«Мороз!» все
выстраиваются в круги и берутся за руки. Выигрывают те дети, у которых в кругу
оказалось большее число игроков.
Ведущая: Но лето на Крайнем севере очень короткое, и люди издавна создавали игры,
которые помогали вызывать солнце, солнечный свет. Предлагаю поиграть в солнечную
игру.
«Солнце» («Хейро»)
Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, делают
равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят: «Солнце» («Хейро»)
Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Когда солнце встает и
выпрямляется (вытягивает руки в стороны), дети разбегаются. Те, кого ведущий не
задел, возвращается в круг на сигнал: «Раз, два, три – в круг скорей беги!»
В зале опять гаснет свет и на экране под красивую музыку восходит солнце.
Ведущая: Посмотрите, как красиво! Солнце взошло, стало тепло, стала просыпаться
природа, вышли на пастбища олени.
На экране слайд, где показана природа, как пасутся северные олени.
Ведущая: На Крайнем севере только олени могут помогать людям, потому что они очень
выносливые животные и не боятся морозов. Но чтобы олени служили людям, их надо
сначала поймать.
«Олени и пастухи»
Все игроки–олени, руки - рога. Двое ведущие-пастухи, стоят на
противоположных краях площадки, в руках у них маут (обруч). Игроки-олени бегают по
кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут.
Ведущая: Ну, вот, хорошо поработали, олени пойманы, накормлены. Можно и
повеселиться и свои игрища устроить.
«Причудливые гонки» («Икушкикмяк»)
Игроки ложатся на живот, распределяя свой
вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит
их на протяжении всей гонки. По сигналу воспитателя начинается состязание.
Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.
«Перетягивание каната»
Все играющие делятся на две равные команды и встают по
обе стороны нарисованной черты, держа в руках канат. По сигналу « Раз, два, три –
тяни!» каждая команда начинает тянуть канат в свою сторону. Кто сумеет
перетянуть соперника через черту, тот и считается победившим.
Гаснет свет, звучит музыка, на экране появляется изображение костра и танца
шамана.
Под удары бубна входит шаман.
Шаман: Здравствуйте, гости дорогие. Я, белый шаман, призываю духов добра и света,
чтобы они помогали людям северным в их нелегкой жизни.
Ведущая: Здравствуй, великий Белый шаман. Мы тебе очень рады и хотим помочь.
Шаман: Конечно. Сначала я проверю, какие вы смелые ребята.
«Смелые ребята»
Дети встают в шеренгу, выбирают 2-3 ведущих. Ведущие
спрашивают:
- Вы смелые ребята?
- Смелые!
- Мы посмотрим, какие вы смелые. Раз,
два, три, кто смелый?
- Я1 Я!..
- Бегите!
Дети бегут на противоположную сторону, а
ведущие ловят убегающих.
Шаман: Вставайте скорее в круг. Предлагаю другую игру.
«Белый шаман»
Играющие ходят по кругу, выполняя разные движения. В центре круга
– шаман. Он становится на колени и бьет в бубен какой–то ритм, затем подходит к
одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в
точности ритм, проигранный шаманом. Игра повторяется несколько раз.
В зале гаснет свет.
Шаман: Духи хотят вас отблагодарить и что-то подарить.
Шаман раздает подарки детям, прощается и уходит.
Ведущая: А нам пора домой возвращаться, скорее садимся на оленьи упряжки и
отправляемся домой.
«Оленьи упряжки»
По типу игры «Каюр и собаки», только встают в упряжку олень и
погонщик.
Ведущая: Вот мы с вами и завершили путешествие по Крайнему Северу. Как интересен
наш мир!