Напоминание

Использование сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР III уровня


Автор: Жуковская Ольга Александровна
Должность: Учитель начальных классов, логопед
Учебное заведение: МБОУ "Шалинская СШ №1"
Населённый пункт: с. Шалинское
Наименование материала: Логопедическая работа в сенсорной комнате
Тема: Использование сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР III уровня
Раздел: начальное образование





Назад




1.3.

Использование сенсорной комнаты в логопедической работе с

детьми младшего школьного возраста с ОНР III уровня

Традиционно

организация

обучающего

процесса

школьников

с

нарушениями

речи

строится

на

проведении

групповых,

подгрупповых

и

индивидуальных формах занятий с педагогом, а также отработке полученных

знаний и умений в семье. Но такая форма деятельности зачастую у учеников

интереса не вызывает, поскольку эта работа по устранению недостатков речи

за

счет

обогащения

словарного

запаса

предполагает

ежедневный

и

кропотливый

труд

как

со

стороны

педагога,

так

и

со

стороны

самого

учащегося.

В

классе

от

ребенка

требуется

усидчивость

и

подчинения

установленным требованиям. Дети в большинстве занимаются, потому что

«так надо», «чтобы родители не ругали», это говорит о том, что у них

внешние

мотивы

к

обучению,

а

не

по

тому,

что

им

интересно,

такие

показатели соответственно дают низкий результат усвоения программного

содержания. Больших результатов можно достичь, если в своей учебной

деятельности

ученик

будет

побуждается

внутренними

мотивами

и

будет

вызван познавательным интересом ребенка.

Успешность

школьника

во

многом

зависит

от

уровня

сенсорного

развития детей, то есть от того, насколько хорошо ребёнок видит, слышит,

осязает

окружающее,

насколько

качественно

он

может

оперировать

этой

информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Огромную

роль

играет

сенсорное

развитие

в

психологическом

и

социальном

становлении

ребёнка,

его

психики

и

интеллекта.

Еще

Л.

С.

Выготский обратил внимание на то, что «В основе формирования и развития

высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего

мира

во

внутренний».

В

своих

работах

он

отводил

большее

значение

процессу восприятия для развития речи, убеждённый в том, что ребёнок

может

мыслить

и

говорить

только

воспринимая: «Развитие

восприятия

различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает

формироваться

речь»,

а

также

психическое

развитие

и

развитие

интеллектуально-познавательной сферы.

В связи с переходом образования на новый уровень в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом для получения

значимых

результатов

вырос

интерес

к

не

традиционным

средствам

обучения.

К

специально

организованным

занятиям

с

детьми

с

использованием инновационных технологий и средств, к которым можно

о т н е с т и

и

с е н с о р н у ю

ко м н ат у,

ко т о р а я

п о

с у т и

я в л я е т с я

многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития

ученика. Она так же предназначена для оказания комплексной помощи детям

с ОНР III уровня. Искусственно организованная педагогом, специальным

образом среда, наполненная различного рода тренажёрами и стимуляторами,

которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на

органы

чувств,

позволяет

наполнить

словарь

ребенка

новыми

словами,

обозначающими

названия

предметов

и

их

свойств.

Научить

применять

полученные знания в практической деятельности с предметами, это, по сути,

позволяет успешно решить задачи развития речи и осуществлять коррекцию

личностных особенностей ребенка. В ситуации успеха на занятии у ребенка

появляется инициатива, а в последующем это отражается в положительной

динамике развития познавательных сфер и успешности ребенка в школе.

Сенсорная

комната

представляет

собой

реальную

возможность

обогащения словарного запаса у младших школьников за счет расширения

жизненного опыта и развития их чувственного мира. Она используется как

«энциклопедия

стимулирующих

ощущений» предлагающая

огромное

разнообразие

впечатлений,

по

сравнению

с

традиционными

формами

обучения,

что

приводит

к

более

быстрому

развитию

познавательных

сфер ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Комната является многофункциональным комплексом, позволяющим

педагогу творчески подходить к структуре коррекционно – развивающего

урока.

Такие

уроки

не

оставляют

равнодушными

самих

учеников,

это

позволяет повысить мотивацию к образовательному процессу, тем самым

получив

значительно

лучшие

показатели

развития

интеллекта

ученика

младшего школьного возраста. Это таким образом организованная среда,

наполненная

различного

рода

стимуляторами

и

тренажёрами,

которые

способствуют интенсивному развитию психических процессов, они прежде

всего воздействуют на органы чувств, обогащая внутренний мир ребенка

новыми

ощущениями,

формируя

в

его

словаре

ни

только

имена

существительные, но так же в процессе происходит рабата над пониманием и

закреплением прилагательных и глаголов, что позволяет восполнить пробелы

знаний и усвоить новую информацию, в значительно большем количестве и

лучшем качестве. Так же содержание сенсорной комнаты помогает развивать

и вестибулярный аппарат, дает возможность успешно решать коррекционные

задачи

развития

ребенка

как

интеллектуального

характера

так

и

эмоционального.

Внедрение в практику оборудования сенсорной комнаты в работе с

младшим школьным возрастом связано, прежде всего с тем, что в настоящее

время значительно возросло количество учеников со сложными, сочетанными

дефектами

развития,

которые

имеют

свои

специфические

особенности

слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, высокую

чувствительность

и

низкий

уровень

внимания

и

памяти,

все

это

в

значительной степени отражается на мышлении ребенка.

Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий,

профилактический и коррекционный потенциал. Необычность оборудования,

яркость и привлекательность, красочность, позволяет обеспечить быстрое

установление эмоционально положительного контакта между учеником и

педагогом.

Это

значительно

повышает

уровень

доверия

к

взрослому,

погружает

ребенка

в

атмосферу

игры,

пробуждает

позитивную

мотивационную позицию на активное включение в работу по обогащению

словаря по средством тренажеров и стимуляторов сенсорной комнаты.

Педагогический замысел коррекционных занятий логопеда с детьми

ОНР III в сенсорной комнате следующий:

1.Формировать

межмодальные

перцептивные

взаимодействия,

активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения.

2.Развивать

активность,

гибкость

сформированных

представлений

о

предметах и явлениях окружающего мира.

3.Развивать и корректировать познавательные процессы: восприятие,

мышление, память, внимание, воображение, их произвольность.

4.Развивать

операции

ассоциативного

мышления,

воссоздающего

воображения на основе упражнений в ассоциации оборудования сенсорной

комнаты с предметами и явлениями окружающего мира.

5.Развивать

умение

входить

в

игровую

ситуацию,

действовать

в

воображаемом плане, используя знания, полученные в процессе наблюдений.

6.Обогащать

активный

и

пассивный

словарь

существительными,

прилагательными, глаголами.

7.Закреплять

умение

правильно

согласовывать

прилагательные

с

существительными в роде, числе, падеже.

8.Развивать диалогическую форму речи.

9.Сберегать здоровье детей в коррекционно-развивающем процессе с

помощью использования двигательных техник как метода ненаправленного

во зд е й с т в и я

н а

в ы с ш и е

п с и х и ч е с к и е

фу н к ц и и ,

с т и м ул я ц и и

биоэнергетического потенциала детского организма.

10. Воспитывать мотивацию к познанию.

Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:

I принципом является – индивидуальный подход. Занятия в сенсорной

комнате

педагог

разрабатывает

с

учётом

образовательных

потребностей,

учитывая индивидуальные возможности ребенка. Педагог в своей работе так

же учитывает рекомендации врача невролога, психиатра. При составлении

индивидуального

образовательного

маршрута

учитывается

прежде

всего

физиологические

особенности

развития

ребенка,

корректируется

время

проведения занятий и форма. В процессе коррекционно-развивающей работы

проводится мониторинг для отслеживания динамики пополнения словарного

запаса,

что

позволяет

увеличить

или

на

оборот

уменьшить

объем

информации.

II

принцип

это

последовательность.

На

первом

этапе

наиболее

эффективна

индивидуальная

форма

работы,

педагог

должен

установить

эмоциональный контакт с ребёнком, сформировать относительно стабильное

продуктивное

взаимодействие.

Учитель

постепенно

знакомит

ребёнка

с

интерактивным

оборудованием

и

его

возможностями.

Тут

нужно

четко

понимать,

что

перенасыщение

ученика

информацией

может

привести

к

быстрому его утомлению и потери интереса к занятиям. По мере овладения

ребёнком

различных

навыков,

педагог

постепенно

усложняет

задания,

варьируя

степень

и

интенсивность

воздействия,

решая

непосредственно

коррекционно-развивающие задачи.

III принцип – преемственность. Педагог составляет занятия с учётом

уже сформированного уровня словарного запаса ребёнка, полученные данные

при диагностике фиксируются в карте ребенка, которые также заполняют

остальные

педагоги,

работающие

с

этим

ребенком,

в

соответствии

с

показателями

подбираются

развивающие,

коррекционные

занятия.

Все

специалисты работают

в

тесной

взаимосвязи

друг

с

другом,

отслеживая

динамику развития ребёнка.

Противопоказаний к проведению коррекционно-развивающих занятий

в

сенсорной

комнате

практически

нет,

но

есть

ограничения,

которые

определяет врач невролог:

- при эпилепсическом синдроме и судорожной готовности не рекомендовано

использовать

мерцающие,

сверкающие

и

раздражающие

стимуляторы,

а

также ритмичную музыку. Так же это касается групп детей с расстройством

аутистического

спектра.

Детей

переживших

психическую

травму.

Для

категории таких детей свойственна индивидуальная непереносимость одного

или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам или

цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, возможен так

же отказ от речи. Без учёта этих особенностей, при активном воздействии

можно спровоцировать негативную реакцию, так называемую аффективную

вспышку и еще более усугубить имеющиеся нарушения.

-

при

работе

в

сенсорной

комнате

с

гиперактивными

детьми

педагогу

необходимо учитывать особенности таких детей и снизить нагрузку для них,

а так же исключить элементы активной стимуляции.

- при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от

одного стимула к другому.

Если говорить о возрастных ограничениях при работе в сенсорной

комнате, то занятия можно проводить для всех возрастных категорий детей

начальной школы, результат проведенной работы напрямую будет зависить от

правильно подобранного материала [8, с.96].

Планируя работу, направленную на обогащение и развитие словаря у

детей с ОНР III уровня, мы опираемся на следующие положения:

1.

Младший

школьный

возраст

является

сензитивным

для

всех

детей, в том числе и для детей с различными нарушениями в развитии речи.

2.

Речь

это

результат

согласованной

деятельности

многих

областей головного мозга. Запорожец А.В. утверждал, что «обогащенный

опыт

действий

с

предметами

составляет

основу

для

усвоения

детьми

значений слов». Этот принцип особо важен при организации работы по

развитию и обогащению словаря у детей в условиях сенсорной комнаты.

3.

Формирование словаря – это педагогический целенаправленный

процесс, как указывает Логинова В.И. протекающий по трем направлениям:

обогащение

словаря

ребенка

на

основе

ознакомления

с

постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

включение слов, обозначающих особенности, свойства, качества

предметов и явлений окружающего мира.

введение

слов,

имеющие

элементарные

понятия

разного

содержания,

на

основе

работы

над

выделением

обобщений

и

различий

предметов по существенным признакам.

Опыт работы с детьми показывает, что работу по развитию и

обогащению словаря целесообразно начинать с формирования и уточнения

имеющего словарного запаса Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.

4.

Мозг человека развивается, если его тренировать. Чем больше

информации проходит через визуальный, слуховой, осязательный и другие

анализаторы,

тем

лучше

они

будут

функционировать.

Поэтому

на

формирование

словаря

большое

влияние

оказывает

сенсомоторный

опыт.

Тихеева Е.И. утверждает то, что детям необходима такая окружающая среда,

которая бы «доставляла обильный материал для расширения мира детских

восприятий и обогащения их языка».

В силу наглядно - образного и наглядно - действенного характера

мышления

ребенок

овладевает,

прежде

всего,

названиями

наглядно

доступных или представленных для его деятельности предметов, явлений,

качеств, свойств и отношений. Речь идет о включении в практику работы

природосообразного

потребностям

детей

оборудования

и

новых

форм

проведения

коррекционно

-

развивающих

занятий,

с

целью

развития

и

обогащения словаря. Такие возможности педагогам предоставляют только

современные сенсорные комнаты, которые оснащены полифункциональным

оборудованием.

Использование такого оборудования в работе с младшими

школьниками с ОНР III уровня позволяет обогатить и расширить не только их

сенсорный опыт, а соответственно и словарный запас, но и удовлетворить их

потребность в движениях, игре, скорректировать двигательные нарушения,

улучшить внимание, восприятие, память.

Оборудование сенсорной комнаты дает возможность включения в

работу

всех

анализаторов,

а

деятельность

анализаторов,

а

деятельность

анализаторов наиболее успешно проявляется при их взаимодействии, после

чего результат такого взаимодействия отражается в речи ребенка.

Стимуляция анализаторов средствами сенсорной комнаты позволяет

включить

компенсаторный

механизм

и

облегчить

процесс

коррекции

сенсомоторных

и

речевых

недостатков,

а

в

частности

скорректировать,

обогатить и уточнить словарь ребенка.

Оборудование

сенсорной

комнаты

помогает

организовать

занятие

в

среде,

сообразной

природе

ребенка,

отойти

от

условий

традиционной

неподвижной позы и дать возможность обучаться, играя и двигаясь, это

позволяет

заменить

узкоформатные

плоскостные

технологии

познания

сенсорно-стимульными и пространственными. По средством этого коррекция

и

компенсация

речевых

недостатков

происходят

без

принуждения

и

подавления воли ребенка.

В связи с этим встала задача в планомерной структуре организации

игр - занятий, в предметно - игровой среде - сенсорной комнате, которые

помогут ребенку обогатить его словарный запас. А именно:

1. Обеспечить количественное пополнение слов, необходимых для

содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания

а) овладение значением слов

б) освоение обогащающего значения слова

в) умение пользоваться образным строем речи

3. Активизировать словарь, путем включения новых слов в практику

общения.

Большее преимущество сенсорная комната имеет в том, что в

процессе

реабилитации

дает

возможность

проведения

комплексной

коррекции. В занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со

светооптическими

нитями,

и

обогащать

словарь

через

рассматривание

и

описание

фантастических

узоров,

а

так

же

снижать

эмоциональную

напряжённость через релаксацию.

Оснащение

сенсорной

комнаты

содержит

мощный

коррекционно

-

развивающий

и

профилактический

потенциал:

Яркость,

красочность,

что

может

вызвать

у

ребёнка

так

же

отрицательные

эмоции,

знакомство

с

сенсорной

комнатой

необходимо

начинать,

когда

все

стимуляторы

и

тренажеры

выключены.

Планировать

работу

необходимо

поэтапно

с

включением

в

нее

игровых

сюжетов,

когда

включение

определенного

тренажёра является частью игры.

В процессе коррекционно – развивающей работы педагог активно

стимулирует блоки релаксационного и активизирующего характера.

В

релаксационный

блок

входит

релаксационное

музыкальное

сопровождение,

аудио

библиотека,

мягкие

подушки,

набор

тактильных

шариков,

мягкое

напольное

покрытие.

В

этом

блоке

акцент

делается

на

упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного

напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого

пояса,

восстановления

дыхания.

Сочетание

цвета,

спокойной

музыки

и

мягких тактильных ощущений приводят в состояние умиротворенности, что

способствует восстановлению сил и повышению работоспособности.

В зоне активизирующего блока используются различные стимуляторы

и тренажеры, направленные на развитие мелкой моторики рук, а так же по

средством сенсорного опыта у учащихся происходит обогащение словарного

запаса, это позволяет сформировать представление о цвете, форме, величине

предметов

наполняя

словарь

именами

прилагательными.

Упражнения

на

манипуляцию с предметами способствует обогащению словаря глаголами.

Таким

образом,

коррекционная

работа

в

сенсорной

комнате

с

младшими школьниками с ОНР III уровня однозначно приводит к развитию и

обогащению словаря, и так же способствует развитию познавательной сферы:

процессов памяти, мышления, внимания, что позволяет отметить то что дети

после работы в сенсорной комнате становятся более уверенными в своих

высказываниях и проявляют больший интерес к познавательной деятельности

не боясь возникающих трудностей, а уже имея представление о том каким

способом

можно

разрешить

сложившуюся

ситуацию,

решают

ее

самостоятельно

используя

опыт

полученный

в

работе

с

педагогом

в

сенсорной комнате.



В раздел образования