Автор: Марчук Валентина Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Филиал казенного общеобразовательного учреждения Ханты–Мансийского автономного округа – Югры "Специальная учебно–воспитательная школа№1" в Исправительной колонии № 15
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по Астрономии, 10 кл.
Раздел: полное образование
Филиал казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Специальная учебно-воспитательная школа№1»
В Исправительной колонии № 15
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ПО
астрономии
астрономии
(базовый уровень)
(базовый уровень)
Учебный год: 2018-2019
Класс (параллель):10
Количество часов в неделю: 1час
Марчук В.В., учитель физики
Первая квалификационная категория
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МО
Директор филиала
Протокол №___
Е.М. Панарина
от ________2018 г
_______________
«____» _______2018 г
2018 год
1
Пояснительная записка рабочей программы по астрономии 10 класса
Рабочая программа по астрономии 10 класса (базовый уровень) разработана на основе:
Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», на 2015-2016 учебный год»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников,
рекомендованных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства
образования и науки РФ»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013года № 1015 (ред. от 30.08.2013г.) «Об утверждении Порядка
организации и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Учебного плана филиала КОУ «Специальная школа № 1» в ИК - 15 на 2018-2019 учебный год
Количество часов на изучение предмета соответствуют учебному плану и годовому графику работы школы на 2018-2019 учебный год:
35
часов на учебный год (1 час в неделю).
Астрономия – введён как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование
основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом.
Цель программы обучения: общее знакомство учащихся с фундаментальными законами природы, освоение ими знаний о естественном
методе познания, достаточном для формирования современной естественнонаучной картины мира
Задачи изучения курса:
2
Осознание
принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира;
Приобретение
знаний
о
физической
природе
небесных
тел
и
систем,
строения
и
эволюции
Вселенной,
пространственных
и
временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
Овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени
по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного
неба в конкретном пункте для заданного времени;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
Формирование научного мировоззрения;
Формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико – математических знаний для объективного анализа
устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
: В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения
планет, комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник, звезда. Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
Смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина,
Смысл физического закона Хаббла;
Основные этапы освоения космического пространства;
Гипотезы происхождения Солнечной системы;
Основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
Размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь:
3
Приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных
диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с
помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
Описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения
светил,
причины
возникновения
приливов
и
отливов;
принцип
действия
оптического
телескопа,
взаимосвязь
физико
–
химических
характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет – светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник
энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Допплера;
Характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы
определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
Находить па небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь,
Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
Использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного
населенного пункта;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
Оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно – популярных статьях.
Учебно – методическое обеспечение предмета.
Учебники:
- Б.А.Воронцов – Вельяминов Е.К.Страут Астрономия 11 класс. Москва Дрофа 2018
- Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев В.М. Чаругин. Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва « Просвещение» 2013
Дополнительная литература для учителя:
Б.А.Воронцов – Вельяминов, М.М. Дагаев Методика преподавания астрономии Москва Просвещение 2012
Г.И.Малахова Е.К.Страут Дидактический материал по астрономии Москва «Просвещение» 2012
А.В.Засов Э.В.Кононович Астрономия 11 Москва «Просвещение» 2010
4
С.А. Соколова . Экспресс – диагностика 11 класс. Национальное образование Москва 2013 1
Физика Справочник в таблицах «Айрис – пресс» 2014г. Москва
Цифровые образовательные ресурсы
Электронное приложение к учебнику физика 11 класс Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, В.М.Чаругина
Кинофильмы « Все тайны Космоса»:
Часть1 – Вселенная от начала до конца;
Часть2 – Солнечная система. Исследование иных планет;
Часть3 - Солнечная система. Исследование иных планет;
Часть4 – Человек и космос. Мечта и поиск
Преобладающими формами контроля выступают устный опрос, письменный опрос (самостоятельные, контрольные, практические работы,
тестирование).
Преобладающими формами контроля выступают устный опрос, письменный опрос (самостоятельные, контрольные, практические работы,
тестирование).
Цель программы обучения: общее знакомство учащихся с фундаментальными законами природы, освоение ими знаний о естественном
методе познания, достаточном для формирования современной естественнонаучной картины мира
Задачи изучения курса:
Осознание
принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира;
Приобретение
знаний
о
физической
природе
небесных
тел
и
систем,
строения
и
эволюции
Вселенной,
пространственных
и
временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
Овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени
по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного
неба в конкретном пункте для заданного времени;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
Формирование научного мировоззрения;
5
Формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико – математических знаний для объективного анализа
устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельного и личностно - ориентированного подходов, освоение учащимися
интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья
Учащиеся должны понимать смысл изучаемых физических понятий, величин и законов; описывать и объяснять явления, представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение
изученных законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной
информации
Содержание программы учебного курса:
Тема: Введение в астрономию – 2 час.
Предмет астрономии. Ее значение и связь с другими науками. Особенности методов познания в астрономии. Наблюдения – основа
астрономии. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Тема: Практические основы астрономии – 7час.
Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное
движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Тема: Строение Солнечной системы- 8 час
Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет. Синодический период. Законы движения планет Солнечной системы.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Контрольные работы:
Промежуточная аттестация за 1 семестр
Тема: Природа тел Солнечной системы – 7час
6
Общие характеристики планет. Система Земля – Луна. Планеты земной группы: Общность характеристик. Меркурий. Венера. .Марс.
Далекие планеты. Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты.
Тема: Солнце и звезды – 6 час.
Общие сведения о Солнце. Закон Стефана – Больцмана. Строение атмосферы Солнца. Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на
Солнце. Солнце и жизнь Земли. Солнечно - земные связи. Звезды. Определение расстояния до звезд, параллакс. Пространственные скорости
звезд. Эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд. Физическая природа звезд. Внутреннее строение и источники энергии звезд.
Происхождение химических элементов. Основные физико – химические характеристики звезд. Разнообразие звездных характеристик и их
закономерности. Связь между физическими характеристиками звезд. Двойные и кратные звезды.
Физические переменные, новые и
сверхновые звезды, коричневые карлики.
Тема: Строение и эволюция Вселенной – 5 час.
Наша Галактика – Млечный Путь. Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики.
Темная материя. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и
активность галактик. Метагалактика. Происхождение и эволюция галактик и звезд. Происхождение планет. Представление о космологии.
Красное смещение. Закон Хаббла. Жизнь и разум во Вселенной. Астрономия и космонавтика
Контрольные работы: Итоговая промежуточная аттестация
7
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата
10Д
Дата
коррек
ции
Тема раздела. Тема урока
Тип урока
Формирование учебных и практических умений
Введение в астрономию – Гл 1
1
05.09
Предмет астрономии. Структура и
масштабы Вселенной.
Урок
введения
нового
знания
Знать роль астрономии в развитии цивилизации,
особенности методов познания в астрономии,
практическое применение астрономических
исследований. Знать назначение, виды и
возможности современных телескопов. Уметь
описывать и объяснять сущность спектрального
анализа, применяя знание физических явлений и
законов, эффекта Доплера, законов теплового
излучения
§1
2
12.09
Наблюдения – основа астрономии
Урок
комплексного
применения
знаний
Знать назначение, виды и возможности
современных телескопов. Уметь описывать и
объяснять сущность спектрального анализа,
применяя знание физических явлений и законов,
эффекта Доплера, законов теплового излучения.
§2 Упр1(1)
Практические основы астрономии – Гл 2
3
19.09
Звезды и созвездия
Урок
Знать о разнообразии звезд, методах изучения их
§3
8
введения
нового
знания
размеров, движения и свойств, классификации
звезд. Знать названия созвездий звездного неба,
уметь находить их. Знать обозначения звезд в
созвездиях
4
26.09
Небесные координаты и звездные
карты
Урок
введения
нового
знания
Знать смысл понятий: эклиптика, небесный
экватор, небесный меридиан, зодиакальное
созвездие, день летнего/зимнего солнцестояния,
день весеннего/осеннего равноденствия. . Знать
изображение звездного неба на звездных картах,
основные точки и круги небесной сферы,
небесные координаты звезд. Уметь находить на
небе основные созвездия северного полушария,
самые яркие звезды Уметь описывать и объяснять
изменение вида звездного неба в течение года,
изменение продолжительности дня и ночи в
течение года на разных широтах
§4 Упр3(3)
5
03.10
Видимое движение звезд на различных
географических широтах
Урок
комплексного
применения
знаний
Знать принципы определения географической
широты и долготы. Уметь описывать и объяснять
изменение вида звездного неба в течение года,
изменение продолжительности дня и ночи в
течение года на разных широтах
§5 Упр4(1)
6
10.10
Годичное движение Солнца по небу.
Эклиптика
Урок
введения
нового
знания
Знать строение Солнечной системы. Уметь
описывать движение Солнца по эклиптике. Знать
смысл понятий: эклиптика, небесный экватор,
небесный меридиан, зодиакальное созвездие
§6
7
17.10
Движение и фазы Луны
Урок
введения
нового
знания
Знать физическую природу Луны, современные
методы ее исследования. Уметь описывать и
объяснять смену лунных фаз
§7 Упр6(4)
8
24.10
Затмения Солнца и Луны
Урок
введения
нового
знания
Уметь описывать и объяснять солнечные и
лунные затмения, влияние Луны на процессы,
происходящие на Земле
§8
9
31.10
Время и календарь
Урок
введения
Знать единицы измерения времени, способы
счета, летоисчисление. Уметь описывать и
§9 Упр8(1)
9
нового
знания
объяснять различия календарей
Строение Солнечной системы – Гл 3
10
07.11
Развитие представлений о строении
мира
Урок
введения
нового
знания
Знать историю развития представлений о
строении мира, отличие системы Коперника от
системы Птолемея.
§10
11
14.11
Конфигурация планет. Синодический
период
Урок
введения
нового
знания
Знать смысл понятий: планета, звезда. Знать
понятие – конфигурация планеты, внутренние и
внешние планеты, условия их видимости Уметь
определять синодический и сидерический периоды
обращения планет
§11
12
21.11
Законы движения планет Солнечной
системы
Урок
введения
нового
знания
Знать/понимать законы Кеплера. Уметь описывать
и объяснять движение небесных тел .
§12 Упр10(2)
13
28.11
Определение расстояний и размеров
тел в Солнечной системе
Урок
введения
нового
знания
Знать понятия: Солнечная система, орбита,
параллакс, световой год, парсек, астрономическая
единица. Знать принципы определения расстояний
до тел Солнечной системы и размеров этих
небесных тел. Уметь рассчитывать радиус орбиты
и характеристики небесных тел, используя законы
Кеплера
§13 Упр11(3)
14
05.12
Движение небесных тел под действием
сил тяготения
Урок
введения
нового
знания
Знать закон всемирного тяготения, историю его
открытия. Уметь объяснять возмущения в
движении тел Солнечной системы.
§14 (1,2)
15
12.12
Определение массы небесных тел.
Движение ИСЗ и космических
аппаратов к планетам
Урок
введения
нового
знания
Знать фундаментальные законы природы небесных
тел и Вселенной в целом. Уметь использовать в
практической деятельности. Знать достижения
современной науки и техники, космонавтики,
методы и результаты научных исследований
небесных тел и Вселенной. Знать практическое
применение астрономических исследований,
историю развития отечественной космонавтики,
§14 (3 – 6)
10
первый ИСЗ, полет Ю.А.Гагарина
16
19.12
Промежуточная аттестация за 1
семестр
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний
Знать/понимать основные понятия,
фундаментальные законы природы небесных тел.
Уметь использовать в практической деятельности
§ 1 - 14
17
26.12
Обобщающее повторение за 1 семестр.
Урок
обобщения и
систематиза
ции знаний
Знать/понимать основные понятия,
фундаментальные законы природы небесных тел.
Уметь использовать в практической деятельности
§1 - 14
Природа тел Солнечной системы – Гл 4
18
09.01
Общие характеристики планет
Урок
введения
нового
знания
Знать строение Солнечной системы, природу и
общую характеристику планет. Уметь по
характеристикам объяснить разделение планет на
две группы
§15
19
16.01
Солнечная система как комплекс тел,
имеющих общее происхождение
Урок
введения
нового
знания
Знать строение Солнечной системы, возраст,
природу и общую характеристику планет. Уметь
объяснить процессы, происходящие в ходе
формирования планет
§16
20
23.01
Система Земля – Луна
Урок
введения
нового
знания
Знать внутреннее строение планет земной группы
и Луны, основное движение и форму Земли, ее
спутнике и физических условиях на ней, породы и
ландшафт Луны. Уметь описывать и объяснять
влияние Луны на процессы, происходящие на
Земле
§17 Упр13(1)
21
30.01
Планеты земной группы
Урок
введения
нового
знания
Знать основные параметры, историю открытий и
исследований планет земной группы. Уметь
описывать и объяснять отличительные
особенности каждой из планет: состав и плотность
атмосферы, наличие/отсутствие магнитного поля,
рельеф поверхности, температурный режим и т.д.
§18
22
13.02
Далекие планеты
Урок
введения
нового
знания
Знать основные параметры, историю открытий и
исследований планет – гигантов. Уметь описывать
и объяснять отличительные особенности каждой из
планет: состав и плотность атмосферы,
§19
11
наличие/отсутствие магнитного поля, рельеф
поверхности, температурный режим и т.д
23
20.02
Малые тела Солнечной системы
Урок
введения
нового
знания
Знать физическую природу астероидов,
карликовых планет, комет. Уметь описывать состав,
строение, происхождение, характер движения
малых тел Солнечной системы. Уметь объяснять
закономерности их движения. Уметь описывать и
объяснять пояс астероидов
§20 (1 -3)
24
27.02
Метеоры, болиды и метеориты
Урок
введения
нового
знания
Знать физическую природу метеоров, метеоритов.
Уметь объяснять закономерности их движения.
Уметь описывать и объяснять изменение внешнего
вида комет, метеорные потоки
§20 (4) Упр16(3)
Солнце и звезды – Гл 5
25
06.03
Солнце – ближайшая звезда
Урок
введения
нового
знания
Знать общие сведения о Солнце: размеры, масса,
светимость, температура и состояние вещества,
химический состав, вращение Солнца. Описывать
Солнце как источник жизни на Земле
§21 (1,2)
26
13.03
Атмосфера Солнца. Солнечная
активность
Урок
введения
нового
знания
Знать/понимать смысл понятий: «фотосфера»,
«хромосфера», «солнечная корона», «вспышки»,
«протуберанцы», «солнечный ветер». Уметь
описывать и объяснять процессы, происходящие на
Солнце
§21 (3,4)
27
20.03
Годичный параллакс и расстояния до
звезд. Светимость звезд
Урок
введения
нового
знания
Знать понятия: Солнечная система, орбита,
параллакс, световой год, парсек, астрономическая
единица. Знать принципы определения расстояний
до тел Солнечной системы и размеров этих
небесных тел. Уметь рассчитывать радиус орбиты
и характеристики небесных тел, используя законы
Кеплера .
§22 (1,2) Упр18(4)
28
27.03
Характеристики излучения звезд
Урок
введения
нового
знания
Знать основные физико – химические
характеристики звезд и их взаимную связь Уметь
описывать и объяснять эволюцию звезд различной
массы от «рождения» до «смерти». Уметь
анализировать диаграммы «спектр – светимость»
§ 22 (3,4)
12
и «масс – светимость .
29
03.04
Массы и размеры звезд
Урок
введения
нового
знания
Знать о разнообразии звезд, методах изучения их
размеров, движения и свойств, классификации
звезд: оптические и физические двойные звезды,
визуально – двойные звезды, спектрально – и
затменно – двойные звезды. Знать принципы и
методы определения масс звезд на основе
исследования визуально – двойных звезд
§23 Упр19(1)
30
10.04
Переменные и нестационарные звезды
Урок
введения
нового
знания
Знать о разнообразии звезд, превращения звезд,
эволюцию звезд различной массы. Знать основные
особенности физической природы нестационарных
звезд. Знать современные представления о
происхождении и эволюции звезд
§24
Строение и эволюция Вселенной –Гл 6
31
17.04
Наша Галактика
Урок
введения
нового
знания
Знать понятия: галактика, наша Галактика, Знать
строение нашей Галактики
§25 Упр20
32
24.04
Другие звездные системы – галактики
Урок
введения
нового
знания
Знать понятия: размеры и структура Галактики,
типы галактик, группы и скопления галактик,
квазары. Знать понятие «Метагалактика», закон
Хаббла, «красное смещение» как средство
определения расстояний до далеких галактик.
Уметь по скорости удаления галактики (эффект
Доплера) вычислять расстояние до далеких
галактик
§26
33
08.05
Промежуточная итоговая
аттестация
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний
Знать/понимать основные понятия,
фундаментальные законы природы небесных тел.
Уметь использовать в практической деятельности
Гл.1 - 6
34
15.05
Основы современной космологии
Урок
введения
нового
знания
Знать
понятие
«Вселенная».
Знать
строение
Вселенной,
историю
развития
представления
о
Вселенной,
уметь
анализировать
на
основании
з а ко н а
Х а б бл а
с о с тоя н и е
В с е л е н н о й
и
§27
13
прогнозировать
развитие
Вселенной.
Знать
о
м о д е л я х
р а з в и т и я
В с е л е н н о й . З н а т ь
фундаментальные законы природы небесных тел и
Вселенной
в
целом.
Уметь
использовать
в
практической деятельности
35
22.05
Жизнь и разум во Вселенной
Урок
обобщения и
систематиза
ции знаний
Знать
понятие
«Вселенная».
Знать
строение
Вселенной,
историю
развития
представления
о
Вселенной,
уметь
анализировать
на
основании
з а ко н а
Х а б бл а
с о с тоя н и е
В с е л е н н о й
и
прогнозировать
развитие
Вселенной.
Знать
о
м о д е л я х
р а з в и т и я
В с е л е н н о й
З н а т ь
фундаментальные законы природы небесных тел и
В с е л е н н о й
в
ц е л о м .
Ум е т ь
о б о б щ а т ь ,
анализировать, делать выводы .Уметь использовать
в
практической
деятельности
и
повседневной
жизни
§28
14