Автор: Першина Татьяна Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №41"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Публикация статьи
Тема: Обобщение опыта работы с одаренными учащимися в классах с углубленным изучением английского языка в средней школе
Раздел: полное образование
Публикация по теме «
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С
ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
».
Першина Татьяна Владимировна
Учитель английского языка
МБОУ «СОШ №41»
г. Братск
Иркутская область
Изучение
иностранного
языка,
предусматривающего
обучение
учащихся
на
повышенном
уровне
сложности
учебного
материала,
развитие
способностей
учащихся
с
ориентацией
на
уровень
одаренных
и
талантливых,
дает
широкие
возможности
развития
индивидуальных психологических особенностей личности в условиях
недостаточной
межкультурной
компетенции
и
от сут ствия
эстетического осмысления общей картины мира.
Новый социальный заказ общества, обучать иностранному языку
как средству межкультурной коммуникации, формировать личность,
вобравшую в себя ценности родной и иноязычной культуры и готовую
к
межнациональному
общению,
нашел
отражение
в
концепциях
межкультурного и социокультурного обучения иностранному языку.
Изменение значения учебной дисциплины «Иностранный язык»,
в
соответствии
требованиям
ФГОС
Министерства
образования
Российской Федерации, повлекли за собой необходимость создания
новой
программы,
определения
новых
целей
и
новых
подходов
в
обучении английскому языку.
В
новой
программе
для
школ
с
углубленным
изучением
английского языка выделяется три этапа обучения:
начальный: 1-4 классы;
средний: первая ступень – 5-7 классы;
1
вторая ступень – 8-9 классы;
старший: 10-11 классы.
Начало
обучения
английскому
языку
в
данном
типе
школ
предлагается со второго класса.
. В начальной школе на занятия английским языком отводится 3
раза в неделю. На среднем этапе (5-9 классы) – 5- часов в неделю. На
старшем этапе (10-11 классы) – 5 часов.
Для
успешного
использования
программы
по
углубленному
изучению
английского
языка
необходимо
чтобы
все
учителя
английского языка владели методикой коммуникативного подхода в
обучении,
новыми
педагогическими
технологиями
обучения,
технологией
социокультурного
развития
учащихся,
технологией
отбора
учебной
и
методической
литературы,
материалами
международных тестов по оценке уровня сформированности умений в
различных видах речевой деятельности.
Основной
целью
обучения
английскому
языку
в
школах
с
углубленным
изучением
иностранных
языков
является
овладение
учащимися
коммуникативными
умениями
во
всех
видах
речевой
деятельности и развития способностей учащихся использовать язык
как средство общения в диалоге культур. Кроме того, английский язык
служит,
наряду
с
родным
языком, средством передачи и получения
информации
из
различных
областей
знания, что
способствует
мотивации учения. В процессе изучения английского языка учащимся
необходимо овладеть различными способами обработки информации, ее
анализа и синтеза и другими общеучебными навыками и умениями,
необходимыми в реальной практической жизни каждого человека.
Задачей в реализации данных целей определяется создание сферы
благоприятной для становления личности ребенка, а также условий
для
проявления
его
интеллектуальных
творческих
способностей,
обращение к личностным резервам обучаемого.
Как один из учебных
предметов,
иностранный
язык
обладает
следующими функциями:
обучающей, образовательной, развивающей, воспитательной.
Обучающая функция состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять общение на
иностранном языке в устной и письменной формах в образовательных
речевых ситуациях.
Образовательная функция включает:
2
- лингвистическое образование, которое позволяет осознать наличие
разных способов оформления мысли, сущность языковых явлений, иную
систему понятий, посредством которой воспринимается окружающая
действительность, особенности родного языка или сопоставлении с
изучаемым;
- формирование социокультурной компетенции, что предполагает
знакомство
с
культурой
стран
изучаемого
языка
(реалии,
обычаи,
традиции, история и т.п.), участие школьников в диалоге культур.
Развивающая функция., развитие средствами ИЯ предусматривает
формирование
интеллектуальных
умений
учащихся,
в
частности
я з ы ко в о й
и л и речевой
наблюдательности,
речемыслительной
деятельности, готовности к познавательно-поисковому творчеству.
Воспитательная функция иностранного языка состоит в том, чтобы
приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, сформировать
уважение к другим народам, к родной и иноязычной культуре.
В основе процесса обучения английскому языку как средству
общения лежит коммуникативный подход. Это прежде всего учет
индивидуальных особенностей учащихся, наличие коммуникативной
мотивации.
Отбор и организация учебного материала проходят на основе
общения
ситуаций
и проблем общения в соответствии с интересами
учащихся данного возраста.
Коммуникативная направленность обучения иностранному языку
характеризуется так же коммуникативно-ориентировнным поведением
учителя
и
учащихся
в
ходе занятий. предметностью процесса
коммуникации.
В
х о д е реализации
коммуникативной
направленности
у ч и т ы ва ют с я
т а к и е особенности
учебного
процесса,
как
соотнесенность
с
определенной
сферой
общения;
тематическая
направленность информации; тщательность отбора речевых единиц,
тем,
ситуаций
общения;
характер
общения
официальный,
неофициальный; логическое и структурное построение информации;
культурное различие; учет личностных особенностей говорящего и
слушающего (возраст, пол и т.п.); направленность и педагогическое (т.е.
обучающее) общение.
Роль
учителя в
учебном
процессе
при
коммуникативной
направленности особенно важна. По определению Е.И. Пассова он
является
речевым партнером по общению.
Он создает атмосферу
3
доброжелательности, устраняет
психологический
барьер,
создает
положительную
мотивацию
для
общения.
Учитель
использует
те
методические
и
дидактические
приемы, которые бы способствовали
формированию у учащихся потребности в высказываниях, общении.
Управление
процессом обучения выражается в умении учителя
создавать в учебной группе не только атмосферу доброжелательности,
но
и требовательности, учить объективно оценивать свою работу и
работу каждого
члена
группы.
Поэтому,
применяемые
учителем
приемы
и
средства обучения должны быть гибкими, ясно мотиви
рованными
и
соотнесенными
с реальной
учебной
ситуацией,
возникающей в ходе совместной работы над решением учебных задач и
целей.
В работе учителя и ученика, при овладении языком как средством
общения у
учащихся
формируется
коммуникативная
компетенция,
которая
означает способность
правильно
использовать
язык
в
разнообразных
ситуациях общения. Коммуникативная компетенция
выявляет
уровень сформированности
речевых
навыков
и
умений
применительно к различным сферам и ситуациям общения.
Формирование
коммуникативной
компетенции
является
практической целью обучения английскому языку.
При
разработке
современных
форм
иноязычного
контроля
учитывался международный уровень владения иностранными языками
и
международное признанные экзамены, отражающие новое качество
обучения.
Для достижения качественно нового результата
по изучению
иностранного языка, в соответствии с требованиями ФГОС, в нашей
школе (г.Братск школа №41) процесс обучения строится на основе УУД,
личностно-ориентированного
подхода
к
учащемуся,
которые
учитывают интересы, возраст, проблемы, развивает индивидуальные
способности
каждого, формируют духовно богатую, образованную
личность, уважающую традиции и культуру своего народа и народов
англоязычных
стран,
формируют
навыки самообразования,
самостоятельность учащихся к учебной деятельности.
Для
того
чтобы
наш
выпускник
мог
практически
свободно
использовать
иностранный
язык,при
непосредственном
общении
с
носителем языка (говорении и аудировании) в повседневных ситуациях
при опосредованном общении (чтение, письмо), мы пытаемся создать
прочную профессионально ориентированную базу для дальнейшего
4
обучения
в
вузе,
с
целью
использования
иностранного
языка
в
профессиональной деятельности.
Поэтапное образование углубленного изучения состоит
из
начального, среднего и старшего периодов, что позволяет качественно
реализовать задачи обучения.
Опыт работы с классами углубленного изучения английского
языка свидетельствует. что углубленное изучение особенно успешно
если:
-оно начинается до девятилетнего возраста;
-личностно ориентированные методы присутствуют и
соответствуют возрасту обучаемых:
-осуществляются хорошо подготовленными учителями;
-интегрированно в программу начальной школы.
На начальном этапе обучения английскому языку, 1-4 классы,
большое значение имеет создание психологических и дидактических
условий для развития у школьников младших классов желания изучать
английский
язык, стимулирование
потребностей
в
открытии
мира
зарубежных сверстников и использовании иностранного языка в этих
целях:
формирование
элементарных
основ
этики межличностного
отношения как на родном так и на английском языке.
Цель начальной школы заложить прочный фундамент для создания
должной языковой компетенции в дальнейшем обучении детей.
С р ед н и й
э т а н углубленного
изучения
английского
языка
обеспечивает последовательное
и
систематическое
развитие
всех
с о с т а в л я ю щ и х : коммуникативную
компетенцию,
базовые
коммуникативные
умения
в основных видах речевой деятельности:
говорении. чтении, аудировании, письме.
У
учащихся
на старшем
этапе достаточно
высокий
уровень
владения иностранным языком: обеспечен большой запас слов. К 9
классу,
уже
изучены все
грамматические
явления,
подлежащие
активному
усвоению.
На
этом этапе и далее ставится задача более
углубленного изучения иностранного языка, совершенствования уже
сформированных лексических и грамматических навыков и умений,
приведения их в систему, в единое целое.
Итоговые
контрольные
работы
в
4,
9,
11
к ласс ах
р а с ш и р е н н о го
о б ъ е м а
и
п о в ы ш е н н о й
л е к с и к о
-грамматической трудности по пройденному материалу. К результатам
контрольных работ прилагается портфолио ученика по английскому
5
языку, его «мотивационный стимул к дальнейшему изучению», что
является критерием последующего отбора в 5,10 класс. Достижения
учащихся размещены на сайте школы.
Адаптация
зарубежных
пособий,
при
планировании
учебных
занятий, касается не изменения основного содержания и технологий, а
составления планов –комментариев в том числе культуроведческих) к
учебным пособиям или переводе отдельных частей УМК на русский
язык (методических указаний для учителя, объяснения, инструкций
для
учащихся,
на
начальной
и
средней
ступенях)
при
обучении
английскому
языку.
Использование
зарубежных
материалов
помогают нашим учащимся лучше понять иностранный язык, который
по
мнению
Зимней
И.А.
как
всякая
языковая
система
есть
общественно-исторический
продукт,
в
котором
находит
отражение
история
народа,
его
культура,
система
социальных
отношений,
традиций и др.
Наша школа последовательно работает над реализацией единых
подходов
в
преподавании
родного
и
иностранного
языка,
руководствуясь принципом сравнения культуры страны изучаемого
языка
и
родной
страны.
С
7
класса,
в
классах
с
углублённым
изучением вводится второй иностранный язык по выбору учащихся
(немецкий, французский, испанский).
Так,
при
углубленном
изучении
английского
языка
,
для
формирования межкультурной компетенции имеет место:
-создание
клубов
по
переписке
(в
том
числе
использование
интернет);
-приготовление еды по национальным рецептам;
-разгадывание географических и исторических загадок;
-размещение в классе флагов, символов, постеров;
-чтение
страноведческой
литературы
о
традициях,
быте,
психологии, экономике, политике иноязычных стран.
Чтобы
помочь
детям
приобрести
опыт
межкультурной
коммуникации
мы
знакомим
учащихся
с
интеркультурным
компонентом языка, используем при этом картинки, рисунки, марки,
монеты
реалии,
коммуникативные
жесты,
видео,
страноведческие
комментарии, по возможности, приглашаем в класс носителей языка,
организуем
костюмированные
праздники
и
карнавалы;
•учебные
поездки в Великобританию и США. Учитель - основной носитель
иностранного языка, с которым общаются учащиеся, а значит его
6
иноязычное
поведение
должно
соответствовать
всем
культурно-
речевым требованиям, помогать учащимся овладеть межкультурной
коммуникацией.
О д н и м
и з
гл а в н ы х
у с л о в и й
с о в е р ш е н с т в о в а н и я
профессионального мастерства учителя является формирование у него
индивидуального
стиля,
который
представляет
собой
систему
психологических
средств
адаптации
индивидуальности
учителя
к
объективным требованиям педагогической деятельности.
В качестве индивидуального стиля деятельности были выявлены
содержательные характеристики учителя:
1. Четкость в планировании.
2.
Оперативность
в
использовании
средств
и
способов
педагогической деятельности.
3. Гибкость по отношению к изменяющейся ситуации.
4. Стабильное эмоциональное отношение к учащимся.
Таким образом, новые задачи обучения иностранному языку в
условиях обновления общеобразовательной школ ФГОС предполагают
качественные
изменения
в
требованиях
к
уровню
владения
иностранного языка, определение новых подходов к отбору содержания
и организации учебного материала, использование адекватных форм и
видов контроля при разных вариантах его изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Анисимов Н.М. Современное представление об изобретательской и
инновационной деятельности//Школьные технологии.М.-1995.-с.49-51.
2.
Артунова Ж.М. О проблемах преподавания иностранных языков в
условиях лингвистической школы.//Иностранные языки в школе-1996-
№6-с.30-32.
3.
Беннет У. Вопросы методики обучения иностранного языка за
рубежом. М.:Просвещение-1978.-с.63-70.
4.
Гордеева Е.И. Концепция обучения учебного комплекса. М.-1999.-
с.183-190.
5.
Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Педагогика-
1986.-150с.
6.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.
М.: Просвещение-1991.-222с.
7.
Клементьева Т.Б., Шеннон Д. Счастливый английский-II. Обнинск.
Титул-1996.-462с.
7
8.
Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.Н. Практическая методика
обучения иностранному языку. М.: Академия-2000.-264с.
9.
Пасов Е.И. Учитель иностранного языка. М.: Присвещение-1993.-
с. 115-130
10.
Полякова
Е.Б.
Работ
Г.П.,
Шалаева
Г.П.
Учебник
английского языка для школьников среднего возраста. М.: TERRA-1992.-
с.208-210.
11.
Сафонова В.В., Соловова Е.Н. Английский язык 5-9
классы
школ
с
углубленным
изучением
иностранных
языков.
Программы. М.: Просвещение-1997,-59с.
12.
Селевко
Г.К.
Современная
о б р а з о в ат е л ь н а я
технология.//М.: Народное образование-1998.-256с.
13.
Слуцкий Б.М. Одаренные дети. М.: Прогресс-1991,-79с
14.
Федеральный
Государственный
Стандарт
Российской
Федерации 2013г.
8