Напоминание

Обобщение опыта работы с одаренными учащимися в классах с углубленным изучением английского языка в средней школе


Автор: Першина Татьяна Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №41"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Публикация статьи
Тема: Обобщение опыта работы с одаренными учащимися в классах с углубленным изучением английского языка в средней школе
Раздел: полное образование





Назад




Публикация по теме «

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С

ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ

ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

».

Першина Татьяна Владимировна

Учитель английского языка

МБОУ «СОШ №41»

г. Братск

Иркутская область

Изучение

иностранного

языка,

предусматривающего

обучение

учащихся

на

повышенном

уровне

сложности

учебного

материала,

развитие

способностей

учащихся

с

ориентацией

на

уровень

одаренных

и

талантливых,

дает

широкие

возможности

развития

индивидуальных психологических особенностей личности в условиях

недостаточной

межкультурной

компетенции

и

от сут ствия

эстетического осмысления общей картины мира.

Новый социальный заказ общества, обучать иностранному языку

как средству межкультурной коммуникации, формировать личность,

вобравшую в себя ценности родной и иноязычной культуры и готовую

к

межнациональному

общению,

нашел

отражение

в

концепциях

межкультурного и социокультурного обучения иностранному языку.

Изменение значения учебной дисциплины «Иностранный язык»,

в

соответствии

требованиям

ФГОС

Министерства

образования

Российской Федерации, повлекли за собой необходимость создания

новой

программы,

определения

новых

целей

и

новых

подходов

в

обучении английскому языку.

В

новой

программе

для

школ

с

углубленным

изучением

английского языка выделяется три этапа обучения:

начальный: 1-4 классы;

средний: первая ступень – 5-7 классы;

1

вторая ступень – 8-9 классы;

старший: 10-11 классы.

Начало

обучения

английскому

языку

в

данном

типе

школ

предлагается со второго класса.

. В начальной школе на занятия английским языком отводится 3

раза в неделю. На среднем этапе (5-9 классы) – 5- часов в неделю. На

старшем этапе (10-11 классы) – 5 часов.

Для

успешного

использования

программы

по

углубленному

изучению

английского

языка

необходимо

чтобы

все

учителя

английского языка владели методикой коммуникативного подхода в

обучении,

новыми

педагогическими

технологиями

обучения,

технологией

социокультурного

развития

учащихся,

технологией

отбора

учебной

и

методической

литературы,

материалами

международных тестов по оценке уровня сформированности умений в

различных видах речевой деятельности.

Основной

целью

обучения

английскому

языку

в

школах

с

углубленным

изучением

иностранных

языков

является

овладение

учащимися

коммуникативными

умениями

во

всех

видах

речевой

деятельности и развития способностей учащихся использовать язык

как средство общения в диалоге культур. Кроме того, английский язык

служит,

наряду

с

родным

языком, средством передачи и получения

информации

из

различных

областей

знания, что

способствует

мотивации учения. В процессе изучения английского языка учащимся

необходимо овладеть различными способами обработки информации, ее

анализа и синтеза и другими общеучебными навыками и умениями,

необходимыми в реальной практической жизни каждого человека.

Задачей в реализации данных целей определяется создание сферы

благоприятной для становления личности ребенка, а также условий

для

проявления

его

интеллектуальных

творческих

способностей,

обращение к личностным резервам обучаемого.

Как один из учебных

предметов,

иностранный

язык

обладает

следующими функциями:

обучающей, образовательной, развивающей, воспитательной.

Обучающая функция состоит в формировании коммуникативной

компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять общение на

иностранном языке в устной и письменной формах в образовательных

речевых ситуациях.

Образовательная функция включает:

2

- лингвистическое образование, которое позволяет осознать наличие

разных способов оформления мысли, сущность языковых явлений, иную

систему понятий, посредством которой воспринимается окружающая

действительность, особенности родного языка или сопоставлении с

изучаемым;

- формирование социокультурной компетенции, что предполагает

знакомство

с

культурой

стран

изучаемого

языка

(реалии,

обычаи,

традиции, история и т.п.), участие школьников в диалоге культур.

Развивающая функция., развитие средствами ИЯ предусматривает

формирование

интеллектуальных

умений

учащихся,

в

частности

я з ы ко в о й

и л и речевой

наблюдательности,

речемыслительной

деятельности, готовности к познавательно-поисковому творчеству.

Воспитательная функция иностранного языка состоит в том, чтобы

приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, сформировать

уважение к другим народам, к родной и иноязычной культуре.

В основе процесса обучения английскому языку как средству

общения лежит коммуникативный подход. Это прежде всего учет

индивидуальных особенностей учащихся, наличие коммуникативной

мотивации.

Отбор и организация учебного материала проходят на основе

общения

ситуаций

и проблем общения в соответствии с интересами

учащихся данного возраста.

Коммуникативная направленность обучения иностранному языку

характеризуется так же коммуникативно-ориентировнным поведением

учителя

и

учащихся

в

ходе занятий. предметностью процесса

коммуникации.

В

х о д е реализации

коммуникативной

направленности

у ч и т ы ва ют с я

т а к и е особенности

учебного

процесса,

как

соотнесенность

с

определенной

сферой

общения;

тематическая

направленность информации; тщательность отбора речевых единиц,

тем,

ситуаций

общения;

характер

общения

официальный,

неофициальный; логическое и структурное построение информации;

культурное различие; учет личностных особенностей говорящего и

слушающего (возраст, пол и т.п.); направленность и педагогическое (т.е.

обучающее) общение.

Роль

учителя в

учебном

процессе

при

коммуникативной

направленности особенно важна. По определению Е.И. Пассова он

является

речевым партнером по общению.

Он создает атмосферу

3

доброжелательности, устраняет

психологический

барьер,

создает

положительную

мотивацию

для

общения.

Учитель

использует

те

методические

и

дидактические

приемы, которые бы способствовали

формированию у учащихся потребности в высказываниях, общении.

Управление

процессом обучения выражается в умении учителя

создавать в учебной группе не только атмосферу доброжелательности,

но

и требовательности, учить объективно оценивать свою работу и

работу каждого

члена

группы.

Поэтому,

применяемые

учителем

приемы

и

средства обучения должны быть гибкими, ясно мотиви

рованными

и

соотнесенными

с реальной

учебной

ситуацией,

возникающей в ходе совместной работы над решением учебных задач и

целей.

В работе учителя и ученика, при овладении языком как средством

общения у

учащихся

формируется

коммуникативная

компетенция,

которая

означает способность

правильно

использовать

язык

в

разнообразных

ситуациях общения. Коммуникативная компетенция

выявляет

уровень сформированности

речевых

навыков

и

умений

применительно к различным сферам и ситуациям общения.

Формирование

коммуникативной

компетенции

является

практической целью обучения английскому языку.

При

разработке

современных

форм

иноязычного

контроля

учитывался международный уровень владения иностранными языками

и

международное признанные экзамены, отражающие новое качество

обучения.

Для достижения качественно нового результата

по изучению

иностранного языка, в соответствии с требованиями ФГОС, в нашей

школе (г.Братск школа №41) процесс обучения строится на основе УУД,

личностно-ориентированного

подхода

к

учащемуся,

которые

учитывают интересы, возраст, проблемы, развивает индивидуальные

способности

каждого, формируют духовно богатую, образованную

личность, уважающую традиции и культуру своего народа и народов

англоязычных

стран,

формируют

навыки самообразования,

самостоятельность учащихся к учебной деятельности.

Для

того

чтобы

наш

выпускник

мог

практически

свободно

использовать

иностранный

язык,при

непосредственном

общении

с

носителем языка (говорении и аудировании) в повседневных ситуациях

при опосредованном общении (чтение, письмо), мы пытаемся создать

прочную профессионально ориентированную базу для дальнейшего

4

обучения

в

вузе,

с

целью

использования

иностранного

языка

в

профессиональной деятельности.

Поэтапное образование углубленного изучения состоит

из

начального, среднего и старшего периодов, что позволяет качественно

реализовать задачи обучения.

Опыт работы с классами углубленного изучения английского

языка свидетельствует. что углубленное изучение особенно успешно

если:

-оно начинается до девятилетнего возраста;

-личностно ориентированные методы присутствуют и

соответствуют возрасту обучаемых:

-осуществляются хорошо подготовленными учителями;

-интегрированно в программу начальной школы.

На начальном этапе обучения английскому языку, 1-4 классы,

большое значение имеет создание психологических и дидактических

условий для развития у школьников младших классов желания изучать

английский

язык, стимулирование

потребностей

в

открытии

мира

зарубежных сверстников и использовании иностранного языка в этих

целях:

формирование

элементарных

основ

этики межличностного

отношения как на родном так и на английском языке.

Цель начальной школы заложить прочный фундамент для создания

должной языковой компетенции в дальнейшем обучении детей.

С р ед н и й

э т а н углубленного

изучения

английского

языка

обеспечивает последовательное

и

систематическое

развитие

всех

с о с т а в л я ю щ и х : коммуникативную

компетенцию,

базовые

коммуникативные

умения

в основных видах речевой деятельности:

говорении. чтении, аудировании, письме.

У

учащихся

на старшем

этапе достаточно

высокий

уровень

владения иностранным языком: обеспечен большой запас слов. К 9

классу,

уже

изучены все

грамматические

явления,

подлежащие

активному

усвоению.

На

этом этапе и далее ставится задача более

углубленного изучения иностранного языка, совершенствования уже

сформированных лексических и грамматических навыков и умений,

приведения их в систему, в единое целое.

Итоговые

контрольные

работы

в

4,

9,

11

к ласс ах

р а с ш и р е н н о го

о б ъ е м а

и

п о в ы ш е н н о й

л е к с и к о

-грамматической трудности по пройденному материалу. К результатам

контрольных работ прилагается портфолио ученика по английскому

5

языку, его «мотивационный стимул к дальнейшему изучению», что

является критерием последующего отбора в 5,10 класс. Достижения

учащихся размещены на сайте школы.

Адаптация

зарубежных

пособий,

при

планировании

учебных

занятий, касается не изменения основного содержания и технологий, а

составления планов –комментариев в том числе культуроведческих) к

учебным пособиям или переводе отдельных частей УМК на русский

язык (методических указаний для учителя, объяснения, инструкций

для

учащихся,

на

начальной

и

средней

ступенях)

при

обучении

английскому

языку.

Использование

зарубежных

материалов

помогают нашим учащимся лучше понять иностранный язык, который

по

мнению

Зимней

И.А.

как

всякая

языковая

система

есть

общественно-исторический

продукт,

в

котором

находит

отражение

история

народа,

его

культура,

система

социальных

отношений,

традиций и др.

Наша школа последовательно работает над реализацией единых

подходов

в

преподавании

родного

и

иностранного

языка,

руководствуясь принципом сравнения культуры страны изучаемого

языка

и

родной

страны.

С

7

класса,

в

классах

с

углублённым

изучением вводится второй иностранный язык по выбору учащихся

(немецкий, французский, испанский).

Так,

при

углубленном

изучении

английского

языка

,

для

формирования межкультурной компетенции имеет место:

-создание

клубов

по

переписке

том

числе

использование

интернет);

-приготовление еды по национальным рецептам;

-разгадывание географических и исторических загадок;

-размещение в классе флагов, символов, постеров;

-чтение

страноведческой

литературы

о

традициях,

быте,

психологии, экономике, политике иноязычных стран.

Чтобы

помочь

детям

приобрести

опыт

межкультурной

коммуникации

мы

знакомим

учащихся

с

интеркультурным

компонентом языка, используем при этом картинки, рисунки, марки,

монеты

реалии,

коммуникативные

жесты,

видео,

страноведческие

комментарии, по возможности, приглашаем в класс носителей языка,

организуем

костюмированные

праздники

и

карнавалы;

•учебные

поездки в Великобританию и США. Учитель - основной носитель

иностранного языка, с которым общаются учащиеся, а значит его

6

иноязычное

поведение

должно

соответствовать

всем

культурно-

речевым требованиям, помогать учащимся овладеть межкультурной

коммуникацией.

О д н и м

и з

гл а в н ы х

у с л о в и й

с о в е р ш е н с т в о в а н и я

профессионального мастерства учителя является формирование у него

индивидуального

стиля,

который

представляет

собой

систему

психологических

средств

адаптации

индивидуальности

учителя

к

объективным требованиям педагогической деятельности.

В качестве индивидуального стиля деятельности были выявлены

содержательные характеристики учителя:

1. Четкость в планировании.

2.

Оперативность

в

использовании

средств

и

способов

педагогической деятельности.

3. Гибкость по отношению к изменяющейся ситуации.

4. Стабильное эмоциональное отношение к учащимся.

Таким образом, новые задачи обучения иностранному языку в

условиях обновления общеобразовательной школ ФГОС предполагают

качественные

изменения

в

требованиях

к

уровню

владения

иностранного языка, определение новых подходов к отбору содержания

и организации учебного материала, использование адекватных форм и

видов контроля при разных вариантах его изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Анисимов Н.М. Современное представление об изобретательской и

инновационной деятельности//Школьные технологии.М.-1995.-с.49-51.

2.

Артунова Ж.М. О проблемах преподавания иностранных языков в

условиях лингвистической школы.//Иностранные языки в школе-1996-

№6-с.30-32.

3.

Беннет У. Вопросы методики обучения иностранного языка за

рубежом. М.:Просвещение-1978.-с.63-70.

4.

Гордеева Е.И. Концепция обучения учебного комплекса. М.-1999.-

с.183-190.

5.

Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Педагогика-

1986.-150с.

6.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.

М.: Просвещение-1991.-222с.

7.

Клементьева Т.Б., Шеннон Д. Счастливый английский-II. Обнинск.

Титул-1996.-462с.

7

8.

Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.Н. Практическая методика

обучения иностранному языку. М.: Академия-2000.-264с.

9.

Пасов Е.И. Учитель иностранного языка. М.: Присвещение-1993.-

с. 115-130

10.

Полякова

Е.Б.

Работ

Г.П.,

Шалаева

Г.П.

Учебник

английского языка для школьников среднего возраста. М.: TERRA-1992.-

с.208-210.

11.

Сафонова В.В., Соловова Е.Н. Английский язык 5-9

классы

школ

с

углубленным

изучением

иностранных

языков.

Программы. М.: Просвещение-1997,-59с.

12.

Селевко

Г.К.

Современная

о б р а з о в ат е л ь н а я

технология.//М.: Народное образование-1998.-256с.

13.

Слуцкий Б.М. Одаренные дети. М.: Прогресс-1991,-79с

14.

Федеральный

Государственный

Стандарт

Российской

Федерации 2013г.

8



В раздел образования