Автор: Гебертаева Иман Геланиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №18 "Барт"
Населённый пункт: Чеченская республика г. Гудермес
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Маша и медведь"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по речевому развитию для детей старшей группы
(5-6 лет)
«Маша и медведь»
Цель: Развитие познавательной, творческой и эмоциональной
активности в процессе приобщения дошкольников к литературе.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие,
коммуникативное развитие.
Используемые технологии: игровые, здоровье – сберегающие.
Образовательные задачи:
Закреплять и расширять знания детей о книгах.
Формировать представление о роли книги в социальной жизни
человека, о роли театра и кино.
Развивающие:
1. Обеспечить развитие психических процессов: воображение,
память мышление.
2. Развивать речь детей, расширять активный словарь,
активизировать устную речь.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважение и интерес к книгам, к сказкам.
2.Вызвать положительные эмоции, используя художественную
литературу, иллюстрации, аудиозаписи.
3.Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе,
умение доводить начатое дело до конца;
4.Создавать в группе атмосферу психологического комфорта,
доставить детям радость от занятия.
Материал и оборудование: маска медведя, костюмы для
персонажей маша и медведь, иллюстрации, аудиозаписи, ИКТ.
Предварительная работа:
1.Беседы: «Какие бывают книги?
2. Работа над сказкой «Маша и медведь»: пересказ, анализ
характера и внешнего вида персонажей, рисование иллюстраций к
сказке.
3. Проведение комплексов артикуляционной гимнастики.
4. Проведение игры-перевоплощений «Угадай, кто я?».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам
пришли гости. Давайте поздороваемся (дети здороваются).
Воспитатель: У меня сегодня чудесное настроение и я хочу
поделиться им с вами.
Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш общий друг.
Улыбнитесь ребята друг другу!
Дети передают друг другу радостное настроение.
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Нет лап, нет рук,
А приходит в дом как друг,
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (книга)
Воспитатель: книги бывают разные, но у всех книг есть (называют
дети)
обложка,
странички,
корешок.
Есть
книги
которые
рассказывают сказки.
Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и
справедливости. Русские народные сказки учат нас быть умными и
добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они
учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в
удачу.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Мне кажется, я слышу какой- то шум, по моему
кто то стучится в дверь, я пойду посмотрю.
Рассказчица сказок чихает, (здоровается с ребятами).
Здравствуйте ребята, вы меня узнали, откуда вы меня знаете?
Я в первый раз в детском саду.
Предполагаемые ответы детей (мультфильмов, сказок, из книг..)
Воспитатель: Ребята, вы узнали нашего гостя?
Как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в
некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом
государстве)
А как кончаются сказки? ( Вот и сказке конец, а кто слушал
молодец!...Стали
они
жить,
да
поживать
да
ума
наживать!
( правильно ребята).
Воспитатель: Дорогая рассказчица сказок, наши ребята умеют не
только рассказывать, но и показывать сказку.
Рассказчица: Ну тогда я вам помогу.
Воспитатель: Ребята, вот скажите, а где еще показывают сказки?
(Ответы детей) в кино, в театре. Почему люди ходят в театр?
(Ответы детей)
Воспитатель: В театр ходят с семьей, чтобы отдохнуть с друзьями.
Когда мы ходим в театр, в кино и смотрим постановки сказок то мы
становимся добрее и лучше. Каждая сказка волшебная, сказка учит
нас быть добрыми отзывчивыми, честными. В сказке всегда добро
побеждает зло.
Воспитатель: На нашем занятии мы попробуем научиться стать
актерами. Для начала мы потренируем наше лицо, чтобы оно могло
изобразить все наши чувства.
Я буду показывать вам смайлики, которые выражают злость,
удивление, радость, огорчение, а вы покажете. (Дети изображают
радость, огорчение, удивление, злость.)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете что артисты должны уметь хорошо, четко,
красиво говорить.? (ответы детей)
Значит мы тоже должны уметь говорить четко и красиво. Для этого
мы проведем.
Артикуляционную гимнастику.
1. «Качели». Рот слегка приоткрыт. Кончиком языка касаемся то
верхней, то нижней губы.
2. «Часики». Рот приоткрыт. Кончиком языка поочередно касаемся
левого и правого уголка губ.
Воспитатель: А еще артисты должны правильно дышать и уметь
говорить тихо громко. Давайте потренируемся вместе.
Представьте, что мы заблудились в лесу, и нам нужна помощь, как
мы будем звать на помощь?
Делаем глубокий вдох и..Ау.
Дети: АУ, АУ, АУ.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Теперь мы будем изображать главных героев, говорить за них
разными голосами. (распределяют роли, надевают (шапочку
медведя, костюм маши, костюмы бабушки и дедушки). Давайте
подумаем, как надо показывать медведя. Как вы думаете, какой у
него характер? (Он строгий, у него очень громкий голос, большой,
ходит вперевалку, сердитый). А Маша? (Она говорит не очень
громким голосом, добрая).
Физкультминутка «Мишка косолапый»
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
Инсценировка отрывка сказки «Маша и медведь»
Рассказчица: Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка
Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды.
-Дедушка, бабушка, отпустите меня в лес с подружками.
-Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.
Рассказчица: Ходила, ходила Машенька по лесу- совсем
заблудилась.
Видит-стоит избушка.
В этой избушке жил медведь.
-Ага, - будешь теперь у меня жить, печку топить, кашу варить, меня
кашей кормить!
Рассказчица: Стала она думать как от него убежать. И придумала:
напекла пирогов, достала короб и говорит медведю.
-Я в короб положу пироги, а ты отнеси их дедушке да бабушке.
Короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дуб влезу,
за тобой следить буду!
-Ладно, давай короб!
-Выйди на крыльцо, посмотри, не идет ли дождик!
Рассказчица: Взвалил медведь короб на спину и пошел в деревню.
Так Машенька и добралась до дедушки и бабушка в деревню.
Рассказчица: Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы показали сказку.
Но вы должны запомнить одно, никогда нельзя ходить в лес одному,
но если вы пошли, то обязательно держаться вместе и не уходить
далеко.
А мне пора уходить, засиделась я у вас, досвидания дети! (дети
прощаются)
Воспитатель: Ребята, понравилось выступление? Похлопайте
нашим артистам!
Воспитатель: Чем сегодня мы с вами занимались?
Дети: Мы тренировали лицо, чтобы показывать разные эмоции,
чувства, настроение.
Мы делали гимнастику для языка и голоса.
Воспитатель: А для чего мы делали гимнастику?
Дети: Чтобы четко говорить и уметь управлять своим голосом.
Воспитатель: Мы разыграли сценку из сказки «Маша и медведь.
Молодцы ребята, у вас все получилось.
воспитатель Гебертаева И.Г.
2019 год г.Гудермес