Автор: Лукьянова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №–21"
Населённый пункт: г. Воркута Республика КОМИ
Наименование материала: Проект
Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в детском саду.
Лукьянова Елена Викторовна
Воспитатель
МБДОУ № - 21 «Умка»
«Никто не забыт, ничто не забыто».
1
Оглавление
Паспорт педагогического проекта................................................................................................................................ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................................................................................................................... 4
Состав участников и продолжительность проекта.............................................................................................. 6
I Подготовительный этап......................................................................................................................................... 7
II этап – Практический (творческо – информационный этап).................................................................................9
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНОЙ.........10
«НАШИ ПОМОШНИКИ – ДРУЗЬЯ».......................................................................................................................... 12
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ… » ПО ОБЛАСТЯМ........................................................ 15
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАБОТА С ДЕТЬМИ............................................................. 15
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО… ».....................................................17
В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ....................................................................................................................................... 17
III этап – Заключительный (презентационный)......................................................................................................... 19
Список литературы...................................................................................................................................................... 22
Приложение................................................................................................................................................................. 23
Беседа «Война — это страшно».................................................................................................................................. 23
Беседа и просмотр слайд шоу «Начало войны»:.................................................................................................. 28
Воспоминание о войне: ДЕТИ И ВОЙНА!.............................................................................................................. 30
Рассказ « О ПОБЕДЕ»............................................................................................................................................... 33
Рассказ детям........................................................................................................................................................... 34
«ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ....»......................................................................................................................................... 34
Беседа: «Чтобы помнили . . .».................................................................................................................................37
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ........................................................................................................................... 41
«Как рассказать ребенку о войне?»....................................................................................................................... 41
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ.................................................................................................................................. 42
«Как говорить с ребенком о войне».......................................................................................................................42
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ.................................................................................................................................. 45
«Как говорить с ребенком о войне».......................................................................................................................45
2
Паспорт
педагогического
проекта
Структура
Содержание
Тема
«Никто не забыт, ничто не забыто».
Адресация
проекта
Педагогам образовательных учреждений
Автор проекта
Лукьянова Е. В., МБДОУ № -21 «Умка»
Участники
проекта
Воспитатель группы: Лукьянова Елена Викторовна
Узкие
специалисты;
воспитанники
старшей
группы
«Северное
сияние»;
родители воспитанников группы «Северное сияние» МБДОУ №-21 «Умка»
Возраст
воспитанников
Старшая возрастная группа 5-6 лет
Особенности
проекта
Направленность: интеллектуальный (познавательный).
Количество создателей: индивидуальный.
Проект по количеству детей: групповой.
Проект по продолжительности: среднесрочный (5 месяцев)
Цель проекта
Формирование
у
старших
дошкольников
гражданской
позиции,
патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений
детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о
вкладе детей и животных в победу нашего Отечества.
Задачи проекта
См. пояснительную записку.
Ресурсы проекта
Музыкальный
центр, DVD-
проигрыватель,
мультимедийный
проектор,
обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей (фильмы,
хроники с песнями) военных лет, ноутбук, художественная литература, по
теме Великой Отечественной войне.
3
Предполагаемые
результаты и
продукты
проекта
Результат деятельности педагогов - Формирование у старших
дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине
на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в
Великой Отечественной войне, о вкладе детей и животных в победу нашего
Отечества.
Продукты деятельности педагогов: презентации, авторские
дидактические пособия, консультации, развлечение посвященное Дню
Победы, спортивный праздник на военную тему «Защитники Отечества».
Продукты деятельности детей и родителей: создание мини библиотеки
«Города – герои», организация выставки рисунков детей, создание
видеофильма «хроники войны».
Результат деятельности детей: приобретение знаний, умений, навыков
путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.
Продукты деятельности детей совместно с другими участниками:
рисунки и творческие поделки, альбом, книга, газета, коллекция, выставка,
мини-музей, музыкальные произведения, стихов, рассказов, тематические
праздники.
Аннотация
См. пояснительную записку.
Этапы работы
над проектом
Этапы осуществления проекта
См. пояснительную записку.
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Актуальность проекта
Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств,
в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего
Отечества, к людям, защищавшим родную землю в тяжелые годы. Гордость за свою Родину, любовь
к
родной
земле,
уважение
традиций,
понимание
неповторимости
культуры
своего
народа,
почитание его героев. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства
собственного достоинства и уверенности в себе.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить
защитников
Родины,
отстоявших
родную
землю,
гордится
мужеством,
героизмом,
стойкостью
советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей?
Где взять эти знания, чтобы передать детям?
Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события
Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше.
Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем.
Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа
в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она
способствует объединению, сплочению нашего народа.
День Победы близок и понятен детям
дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по
сказкам - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и
укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность,
особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Поэтому еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные представления о
подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к
России. Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует
акцентировать
их
внимание
на
трудностях,
которые
приходилось
преодолевать
бойцам
и
труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от
фашистского ига.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми была проведена беседа по выявлению знаний и
представлений о Великой Отечественной войне, которая показала что, дети имеют очень скудные
знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения
праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Этот день
победы… ».
5
Цель
проекта:
формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических
чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества
в Великой Отечественной войне, о вкладе детей и животных в победу нашего Отечества.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с героическими подвигами народа в годы Великой Отечественной войны.
2. Расширять представления детей об армии (в годы Великой Отечественной войны воины храбро
сражались и защищали нашу страну от врагов).
3. Развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.
4.
Воспитывать
бережное
отношение
к
народной
памяти,
чувство
благодарности
к
ветеранам
Великой Отечественной войны:
- воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории;
- формировать чувство гордости за воинов - защитников;
- воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них;
5. Расширить музыкальный кругозор детей. Развивать интерес к песням, созданным в дни Великой
Отечественной
войны,
познакомить
с
песнями
о
войне,
созданными
после
Победы,
показать
взаимосвязь поэзии и музыки;
6. Расширить представление детей о чувствах человека и их выражении в поэзии.
7. Познакомить детей с жанром сюжетно - исторического искусства - плакатом;
8. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к
Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами
военных лет.
9. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего
народа в Великой Отечественной войне.
10.
Воспитывать
чувство
гордости
и
уважения
к
родным,
к
людям,
принимавшим
участие
в
сражениях за Родину.
11. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать
у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
6
Состав участников и продолжительность проекта
1.
Лукьянова Елена Викторовна
2.
Дети старшей группы «Северное сияние»
3.
Родители детей старшей группы «Северное сияние»
Продолжительность проекта (реализация разработанной программы) – 5 месяцев
Этапы работы над проектом
I этап – Подготовительный (погружение в проект).
II этап – Практический (творческо – информационный этап).
III этап – Заключительный (презентационный).
7
I
Подготовительный
этап
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от
других стран, как боролась с врагами во имя мира на нашей земле, во имя безоблачного детства
маленьких граждан. Однако, у детей дошкольного возраста нет четкого представления о подвиге
народа совершенном в годы Великой Отечественной Войны.
Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне.
И совсем не важно, как это
называть – патриотическое воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития,
но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над
нашей страной и о великой Победе.
Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как «какое-то
воспитание, заучивание» или скучные обязательные уроки, а заинтересовывались и понимали, что
неотъемлемая часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен.
Из уже известных,
ставших
классическими
художественных
произведений
и
прекрасно
иллюстрированных
книг,
фильмов, основанных на документальных материалах, дети узнают о жизни своих сверстников и
всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа.
Война давно закончилась и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам,
женщинам, детям и военной технике, и зачем им ружья, военная техника, зачем вообще людям
приходилось убивать друг друга….
9 мая такой особый день, когда можно и нужно об этом говорить. Рассказать о дедушках, или уже
прадедушках,
которые
воевали,
посмотреть
старые
семейные
фотографии,
документальные
и
художественные фильмы. Поговорить об обидах, злости, гневе и ссорах – почему возникают и к чему
приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем.
8
Опыт
показывает:
работа
с
родителями
должна
рассматриваться
как
неотъемлемая
часть
всестороннего
развития
ребенка.
Только
в
тесном
сотрудничестве
с
семьей,
при
создании
благоприятного
микроклимата
во
взаимоотношениях
педагогов
и
родителей
можно
достичь
желаемой цели, в формирование дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств,
любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в
Великой Отечественной войне.
Одним из эффективных способов знакомства родителей с особенностями развития их детей,
новыми формами и приемами этого развития является их участие в проектной деятельности.
В
процессе
этой
деятельности
родители
совместно
с
детьми
«овладевают»
всеми
видами,
и
включаются в образовательный процесс.
Цель: Формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Данный этап позволил определить проблему, тему и выбор участников данного проекта.
Задачи:
1.
Выявить
уровень
знаний
детей
и
родителей,
о
Великой
Отечественной
войне
провести
анализ;
2.
Изучить психолого-педагогическую методическую литературу и нормативные документы по
данной проблеме;
3.
Определить формы и методы работы с детьми и их родителями;
4.
Составить план взаимодействия с родителями.
На первом этапе начиная работу с детьми старшей группы, в начале Января месяца была проведена
беседа с детьми, для выявления уровня знаний детей. Беседа с детьми на тему «Никто не забыт,
ничто не забыто» показал, что 53% (8)детей имеют низкий уровень знаний , 33% (5) детей имеют
средний уровень и 14% (2) детей имеют высокий уровень развития и имеют возможность развивать
свои знания.
беседа с детьми
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
9
II
этап
–
Практический
(
творческо
–
информационный
этап
).
Задачи:
1.
Привлечь
родителей
к
обогащению
предметно-развивающей
среды
(создание
книжек-
малышек «Города Герои», слайд шоу), к созданию обучающих программ в рамках темы
проекта.
2.
Сформировать у детей и их родителей интерес к заданной теме.
Так – же в основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к
родному городу, к Отечеству.
3.
Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого
воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола
ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4.
Принцип
интегративности:
сотрудничество
с
семьей,
музеем,
сочетание
разных
видов
деятельности.
5.
Принцип наглядности: изготовление ряда пособий, мультимедийных презентаций на основе
исторического материала.
10
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ
ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ
С
ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНОЙ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ:
I.
Четыре года шла война
(слайд-шоу).
1 - Нападение Германии.
Начало.
2 - Дороги войны.
3 - День Победы.
II.
Солдаты идут в бой
(слайд-шоу).
1 Они сражались за Родину.
2 - Письма с фронта
11
3 - Боевые награды
4 - Памятники героям
III.
Кто помог солдатам победить
(слайд-шоу).
1 - Герои тыла.
2 - Дети и война.
3 - Песни фронтовые.
Прослушивание песен: «Землянка», «Синий платочек», «День Победы»,
«Журавли», «Священная война», «Катюша», и д.р.
4 - Подвиг собак и др. животных в ВОВ.
(совместные рисунки детей и родителей)
«
НАШИ
ПОМОШНИКИ
–
ДРУЗЬЯ
»
12
13
14
15
МОДЕЛЬ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА
«
ЭТОТ
ДЕНЬ
ПОБЕДЫ
… »
ПО
ОБЛАСТЯМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЛАСТЬ
ВИД
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.
РАБОТА
С
ДЕТЬМИ
.
ЦЕЛИ:
-формирование у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа;
-воспитание чувства гордости за воинов- защитников, любви и уважения к ветеранам войны.
ЗАДАЧИ:
-познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и
мужества людей в борьбе за свободу Родины;
-подвести к восприятию художественных произведений о войне;
-уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в
этот день.
-научить детей с уважением и гордостью относиться к ветеранам;
-совместно с взрослыми заниматься поиском информации.
Социализация игровая: «Перевяжи раненного», «Кто самый меткий», «Чей отряд быстрее посадит
самолеты», «Доставь патроны», и другие.
Музыка:
прослушивание
песен
и
музыки:
«Землянка»,
«Синий
платочек»,
«День
Победы»,
«Журавли», «Победа», «Священная война», «Катюша», «Список Шиндлера» и другие.
Пение (разучивание песен): «Наследники победы», «Обелиск», «Вечный огонь», «Девятое мая», «С
дедом на парад».
Музыкально – ритмические движения: Танцы: «Яблочко», «Журавли», «Синий платочек».
Ритмические Упражнения: с лентами «Салют», с флажками, с мячами и обручами.
Коммуникация,
беседы
и
рассматривания
"Книжек
-
Малышек"
(ГОРОДА
ГЕРОИ),
слайд
шоу
«Брестская
Крепость»,
«Разгром
фашистских
войск
под
Москвой»,
«Блокада
Ленинграда»,
«Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины и дети на защите Отечества», «Дети и
война», «Четвероногие помощники на фронте», «Праздник «День Победы» и другие.
Физическая культура – эстафеты: «Построй мост», «Урожай», «Кто быстрее соберет посылку на
фронт», «Доставь донесение».
Чтение художественной литературы и заучивание.
Рассказы: «Малютка», «Орлович - Воронович», «Какой род войск сражается?»
С.П. Алексеев, «О блокадном Ленинграде» и др.
16
Стихи о «Великой Отечественной войне», Героях, Победе: «Что такое День Победы? » А. Усачев, Т.
Белозёров "День Победы", Н. Найдёнова "Пусть будет мир", М. Владимов «Еще тогда нас не было на
свете», С. Михалков «Победой кончилась война» и др.
Познание:
просмотр слайд шоу:
«О женщинах, стариках,
детях и
пионерах героях», «Великая
Отечественная война», «Памятники героям», «Ордена и медали Великой отечественной войны»,
«Письма военных лет», «Фотографии войны», «Плакаты военных лет» и т. д.
Рассматривание агитационных плакатов: «Родина – мать зовет», «На страже мира», «Воин красной
армии - Спаси! », «Наши силы неисчислимы», «На запад» и другие.
Художественное
творчество:
Продуктивная
деятельность
(рисование):
«Салют
Победы»,
«Танк»,
«Бомбардировщик», «День Победы », и другие.
Продуктивная деятельность (лепка): «Собака», «Патроны для солдат», «Самолет».
Продуктивная деятельность (аппликация): «С Днем Победы! », «Открытка для ветерана».
Стенгазета «Победители Великой Отечественной Войны!» (коллективная работа).
Труд: Изготовление атрибутов совместно с детьми и их родителей: Оформление слайдов
«Памятники героям», «Военная техника», атрибуты к игре «Кто быстрее соберет посылку на фронт»,
и т.д.
Ручной труд: Изготовление письма фронтовиков «Треуголка», оригами: «Лодка», «Собака»,
«Звезда».
17
МОДЕЛЬ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА
: «
НИКТО
НЕ
ЗАБЫТ
,
НИЧТО
НЕ
ЗАБЫТО
… »
В
РАБОТЕ
С
РОДИТЕЛЯМИ
Цель:
заинтересовать родителей проектом;
Задачи:
- дать представление о том, как можно участвовать в нем;
- направить на совместную творческую деятельность с детьми
- Консультация: «Как рассказать ребенку о войне».
- Совместные поиски информации.
- Сбор документов и фотографий об участниках войны.
- Привлечение родителей к изготовлению альбомов, книжек - малышек и атрибутов.
- Выпуск газеты «Этот день мы приближали, как могли… ».
- Оформление папки-раскладушки «День Победы».
- Привлечение к организации посещения детьми музея.
- Ознакомление детей с памятникам и военной техникой расположенные на площадь "Победы".
- Развлечение, посвященное Дню Победы.
- Спортивный праздник на военную тему.
Благодаря
всем
этим
видам
деятельности
происходила
интеграция
областей
знаний,
что
предусматривается федеральными государственными требованиями в области образования.
Только зная свои корни – историю страны, народа, семьи малыш вырастет всесторонне
развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Воспитание любви к своей Родине, гуманности,
умения сопереживать чужому горю – долгая и кропотливая работа, а не однодневная акция.
18
Приближается праздник, значимость которого остается неизменной, как бы не менялись
оценка и факты истории. Победа в Великой Отечественной войне – наша слава и гордость. День
Победы достоин того, чтобы принять в нем вместе с малышом самое активное участие.
Великая Отечественная война – один из самых главных этапов в истории нашего народа. Родители,
заботящаяся о гармоничном развитии ребенка, должна рассказать крохе о подвиге дедов и прадедов.
Воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный,
ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому
чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с
личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может
пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма
лежит духовное самоопределение.
Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь
запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие
картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к
родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
19
III
этап
–
Заключительный
(
презентационный
).
Хотелось бы подвести итоги моей работы по теме: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Целью
моего проекта:
Формирование у старших дошкольников гражданской позиции,
патриотических
чувств,
любви
к
Родине
на
основе
расширения
представлений
детей
о
победе
защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе детей и животных в победу нашего
Отечества.
При реализации цели и задач проекта дети познакомились с героическими подвигами народа в годы
Великой Отечественной войны, с помощью просмотра подборок видеозаписей фильмов и хроник, слайд шоу,
прослушиваний аудиозаписей и книжек – малышек «Города-герои», у них появилось чувство гордости за
стойкость и самоотверженность, расширились представления о наших войнах которые храбро сражались и
защищали нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны. Также в ходе проекта дети
посетили
музей
в
воинской
части,
просмотр
слайд
шоу
«военная
техника
и
памятники
в
Воркуте
и
Сыктывкаре» посвященные ВОВ, спортивный праздник. И у детей
сформировалось
внимательное
и
уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, появилось желание оказывать им посильную
помощь. Появилась возможность реализовать свои творческие способности. Родители тоже активно приняли
участие
и
сделали
книжки
-
малышки «Города героев», организовали посещение музея, видеофильм с
использованием хроники «О ВОВ», совместные рисунки со своими детьми «НАШИ ПОМОШНИКИ – ДРУЗЬЯ»,
сбор документов и фотографий об участниках войны.
20
21
На заключительном этапе была проведена беседа с детьми, для выявления уровня знаний детей.
Беседа с детьми на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто», показала, что уровень знания детей
повысился.
Первая беседа с детьми на данную тему показала, что только 14% (2) детей имеют высокий
уровень знаний, 33%(5) детей имеют средний уровень знаний, а 53%(8) детей низкий уровень.
1- я беседа с детьми
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Заключительный этап показал, что 40%(6) детей имеют высокий уровень , 46%(7)детей имеют
средний уровень знаний, а 14%(2) детей низкий уровень знаний.
2-я беседа с детьми
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Поэтому можно сделать вывод, что цель моего проекта была, достигнут и задачи были решены, из
этого следует, что данная работа может быть использована педагогами и родителями для развития
память,
внимания,
логического
мышления,
связной
речи,
коммуникативные
и
творческие
способности, физическую активность.
22
Список
литературы
1. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста.Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
2. Чусовлянкина Е.Е. «От ступеньки дома до крыши вселенной - программа дополнительного
образования патриотического воспитания старших дошкольников».
3. Т.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ»
(патриотическое воспитание), 2008 г.. Москва.
4. Виноградова Н.А., И Позднякова «Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников», 2008 г.,
Москва.
5. Л.Кондрыкинской «Дошкольникам о защитниках отечества», 2005 г, Москва.
6. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
Старшая группа. 2001 г. Москва.
7. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/
Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
8. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных
учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
9. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]:
нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д.
Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с
10. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по
патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
11. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов
дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
12. Е. Т. Чусовлянкина «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного
образования патриотического воспитания ставших дошкольников»
13. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», Москва,
«Просвещение», 1991 г.
14. Л.В.Куцакова «»Конструирование и художественный труд в детском саду», 2006 г. Москва.
15. М.Б.Зацепина «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с
детьми 5-7 лет. 2008 г. Москва.
16. И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». 2006 г.
23
Приложение
Беседа
«
Война
—
это
страшно
»
Воспитатель (В): -
Горели и рушились дома, погибали люди. (Звучит песня «Священная война»).
Мужчины уходили воевать,
защищать свою землю, прогонять врагов. Женщины и даже дети
работали день и ночь, чтобы у солдат была одежда, еда, оружие. (Показ картинок и иллюстраций).
В: - Как именно помогали женщины, дети и старики?
24
Д: - На заводах, занимались сборкой и выпуском военной техники, снарядов, патронов, бомб и т. д.
Но не сразу удалось нашим воинам защитникам прогнать врагов. Ведь враги-фашисты долго
готовились к войне, у них было много оружия, бомб, самолетов, танков.
Много горя принесла война. В городах, деревнях и селах были фашисты. Они выгнали детей
из школ и детских садов и сами там поселились. Они забирали продукты и вещи у жителей.
Установили свои порядки: молодых людей увозили работать далеко-далеко в свою страну, а с
наступлением темноты
наступал комендантский час, нельзя было выходить на улицу, а кто не
послушается — того убивали.
И в других городах и селах много слез пролили люди из-за войны. Город Ленинград фашисты
окружили со всех сторон. Ворваться в город враги не смогли, но и не пропускали в Ленинград никого.
Скоро в городе закончилась вся еда и люди начали умирать от голода и холода. Вот такие маленькие
кусочки хлеба получали дети. (Показ).
И это была вся еда на целый день. Возьмите себе по такому кусочку и съешьте. Как вы думаете,
можно насытиться таким маленьким кусочком?
Д: - Конечно нет, это очень мало.
В: - Вы правы.
25
В: - Некоторые небольшие города и села, фашисты сожгли полностью. Не осталось ни одного дома,
ни одного человека. Много погибло солдат, женщин и детей.
Но вот, наконец, удалось нашим
воинам-защитникам одолеть врагов. Начали они выгонять их с нашей земли. И выгнали до самого
главного их города — Берлина. И в этот самый день объявили о победе над врагом. Какого числа это
произошло?
Д: - 9 мая.
В:
-
Как
радовались
люди
окончанию
долгой
войны.
Все
поздравляли
друг
друга,
плакали,
вспоминая погибших, в ночном небе вспыхнули огоньки праздничного салюта. И с тех пор, каждый
год в этот день наши люди празднуют День Победы. Поздравляют друг друга с тем, что нет больше
войны на нашей земле. Вспоминают тех, кто погиб, сражаясь с фашистами. Благодарят воинов,
которые победили фашистов и освободили нашу землю от врагов. Эти воины сейчас уже очень
старые
люди,
но
в
этот
праздник
Победы,
надевают
свои
ордена
и
медали,
полученные
за
героическую борьбу с врагом, и выходят на парад Победы. (Звучит песня «День Победы». Показ
картинок с изображением парада).
26
В: - Кто, такие ветераны?
Д: - Пожилые люди, победившие в войне.
В: - Во многих городах горит Вечный огонь. Вечный — это тот, который есть всегда. Вечный огонь
горит всегда, никогда не гаснет и напоминает людям о страшном слове «война», о том, что никогда
больше такое не должно повториться. Взрослым и детям нужен мир на всей планете. Есть Вечный
огонь и в нашем городе. Доводилось ли вам бывать возле него?
Д: - Алена и Дима – да.
В: - А заканчивается День Победы праздничным салютом.
27
28
Беседа
и
просмотр
слайд
шоу
«
Начало
войны
»:
«Почему война называется Великой Отечественной?».
Воспитатель (В): - ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества.
Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила
огромную
часть
территории
нашей
страны,
в
ней
участвовали
десятки
миллионов
людей,
она
длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения
всех физических и духовных сил.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники
заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных
одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и
любви. Но война жестоко разрушила эти планы.
22 июня ровно в 4 утра напала на нашу страну фашисткой Германии.
29
Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на
войну, становились бойцами Красной Армии, добровольцами, партизанами. На борьбу с врагом
поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали
победу в тылу и на передовой.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу
с врагом!
В: - скажите, когда именно началась Великая Отечественная война?
Дети (Д): - Летом, в конце июня.
В: - Молодцы, 22 июня.
В: - Какая страна развязала войну?
Д: - Немецкая.
В: - Почти, фашистская Германия.
В: - Как вы думаете, что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
Д: - Убить, захватить.
В: - Кто встал на защиту Отечества?
Д: - Военные, дети и женщины, старики и пожилые люди.
В: - Почему война называется Великой Отечественной?
Д: - Все встали на защиту своей страны.
В: - Молодцы, все очень хорошо работали.
30
Воспоминание
о
войне
:
ДЕТИ
И
ВОЙНА
!
Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело
достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.
Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время
бомбежек,
третьи
лишились
не
только
родных,
но
и
отчего
дома,
четвертые
оказались
на
оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.
Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой
фашизма.
«Война - не место для детей»:
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война.
Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами.
Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.
Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело
заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни.
Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе.
Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?
Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы,
помогали больным и старым людям спускаться
31
в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и
испытать все ужасы оккупации.
Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах.
Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом.
Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был
голод, холод, не было воды».
Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали
колоски, выпавшие из машин при перевозке.
Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.
Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла,
напоила кипятком, угостила вареной фасолью.
Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.
Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки
— побежали в военкоматы.
Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое
горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале —
но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам:
«Ну-ка, девочки, помогайте».
«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,— вспоминала Вера.
Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев.
Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под
гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат.
Солдаты полюбили девочек!
Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она
кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры
погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что
когда
закончится
война,
они
снова
будут
вместе.
Над
этим
письмом
плакал
весь
госпиталь!
вспоминает Вера.
Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу.
Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-
двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над
врагом.
Повсюду
в
тылу
создавались
производства,
выпускающие
оборонную
продукцию.
На
станках
работали женщины и дети 13-14 лет.
32
«Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне с
взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или
прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д.
Ковальский.
Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали
специальные подставки из ящиков.
Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы
поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение
было меньше, отсыпались дома».
Школьники, как могли, старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в
победу, ободрить добрым словом.
Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали
теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.
В: - Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.
Д: - Они работали на заводах, в поле.
В: - Как помогали дети взрослым в тылу?
Д: - Заменили взрослых на рабочих местах, тушили огонь, разбирали завалы, писали письма, вязали
шарфы, носки, кисеты, носки.
В: - Что посылали школьники бойцам на фронт?
Д: - Шили кисеты для табака, вязали носки и шарфы, варежки
33
Рассказ
«
О
ПОБЕДЕ
».
По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все
войны, которые были на нашей планете.
Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито
свыше 20 млн. солдат. В ходе. Второй мировой войны погибло около 55 млн. человек, из них почти
половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери. Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и
поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва
шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!
9мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает
этот день ветеран войны «Был день Победы.
Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом
стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся,
плачем,
смеемся».
Огнем
из
тысячи
орудий,
автоматов,
пулеметов,
ружей,
словно
салютом,
отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного
выстрела...
Эту
мирную
тишину
так
ждали
миллионы
людей,
уже
привыкшие
к
бомбежкам,
взрывам, вою сирен, грохоту орудий.
Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине,
недалеко от немецкого города.
Первый день мира:
Душистая густая тишина,
Ни выстрел не звучит, ни взрыв.
Сегодня утром кончилась война,
И хоть кругом чужая сторона
Я чудом уцелел, я жив!
Друзей я вспомнил тех, кто никогда
Не выйдет в час рассветный на покосы
Кто не забросит в реку невода,
Кого не обдадут весною росы.
Я не хотел ни убивать, ни жечь,
Я ощущал лишь зов родной земли,
Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,
что на чужбине полегли!
Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.
В: - Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией?
Д: - 9 мая.
В. – Почему, этот праздник называется «Днем Победы?»
Д: - Потому, что наша страна и наши войска победили.
34
Рассказ
детям
«
ЭТОТ
ДЕНЬ
ПОБЕДЫ
....»
Только зная свои корни – историю страны, народа, семьи малыш вырастет всесторонне развитым
человеком, которому не чужд патриотизм. Воспитание любви к своей Родине, гуманности, умения
сопереживать чужому горю – долгая и кропотливая работа, а не однодневная акция. В детском саду,
школе воспитатели и педагоги приложат все усилия, чтобы помочь вашему ребенку стать настоящим
Человеком. Но основной фундамент личностных качеств, определяющих отношение крохи к миру и
самому себе, закладывается в семье. Главная роль в воспитании детей, по-прежнему принадлежит
маме…
Приближается праздник, значимость которого остается неизменной, как бы не менялись оценка и
факты истории. Победа в Великой Отечественной войне – наша слава и гордость. День Победы
достоин того, чтобы принять в нем вместе с малышом самое активное участие.
Великая Отечественная война – один из самых главных этапов в истории нашего народа. Мама,
заботящаяся
о
гармоничном
развитии
ребенка,
должна
рассказать
крохе
о
подвиге
дедов
и
прадедов. Однако сделать это представляется весьма проблематичным: как познакомить малыша с
давними событиями, если он не понимает пока значения понятий «вчера», «сегодня», «завтра»?
Повествование о ВОВ стоит начать с истории семьи.
СВЯЗУЮЩАЯ С ПРОШЛЫМ НИТЬ…
Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было. В каждой семье, наверняка,
есть старый-старый альбом с фотографиями. Полуистлевшая бумага хранит изображения лиц тех
людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит, дали жизнь и вам. Наверняка, так же, как
теперь вы, ваша мама показывала вам эти снимки, раскрывая секреты ветвей генеалогического
древа. Пришла пора рассказать малышу о прадедах – героях прошлого.
Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть дедушка, которого ребенок никогда не видел, станет
для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше
похожа мама – на бабушку или дедушку? Найдите фронтовые фотографии деда. Обратите внимание
малыша на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке. Начните рассказ:
«Очень давно на нашу землю пришли злые люди – враги, фашисты. Но дедушка и тысячи таких, же
смелых, как он, мужчин, дали им отпор – отправились на фронт защищать Родину. Дедушка был
танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз
дедушка был ранен. Но потом поправлялся и вновь возвращался в строй. Наш дед дошел до самого
вражеского логова. И всех победил». Постепенно история отдельно взятой семьи тесно переплетется,
сомкнется с историей страны. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно
возвращаются к ним, просят вспомнить детали. Скоро картина далекого прошлого запечалится в
памяти ребенка.
ИСТОРИЯ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА
В вашем доме хранятся старые вещицы – молчаливые свидетели исторических событий. Некоторые
из
них
стали
настоящими
реликвиями:
осколок,
который
в
госпитале
вытащили
из
ноги
деда,
военный
ремень
и
трофейный
бинокль.
Дайте
малышу
полюбоваться
этими
сокровищами,
35
потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню возникших вопросов.
Возможно, вам придется еще раз рассказать о боевом прошлом деда.
ИДЕМ В МУЗЕЙ
После
того,
как
основные
сведения
о
войне
малыш
почерпнул
из
вашего
рассказа,
можно
отправиться в музей, чтобы познакомиться с основными чертами воссозданной эпохи. Рассмотрите
оружие,
солдатский
котелок,
плащ-палатку.
Не
нужно
пытаться
заострить
внимание
крохи
на
минувших исторических событиях. Поговорите о том, какое применение экспонаты находили на
практике. Если поблизости нет экскурсовода, позвольте малышу осторожно прикоснуться к пулемету,
потрогать рукой шероховатую ткань шинели. Попытайтесь вместе представить: каково было солдату,
носившему ее, лютой зимой. Как он мерз, но не покидал своего боевого поста.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ…
К сожалению, с каждым годом, один за другим, от нас уходят люди, которым мы обязаны своей
свободой и жизнью. Помогите малышу приготовить для ветерана или труженика тыла подарок –
выполненную своими руками праздничную открытку с пятиконечной звездой. Конечно, преподнести
презент можно в том случае, если и до знаменательного праздника вы поддерживали с соседом
добрые отношения – хотя бы здоровались. Впрочем, 9 мая – повод и возможность исправить
досадное недоразумение. Но не стоит быть слишком навязчивой – пожилых людей в этом возрасте
здоровье, мягко говоря, не радует.
9 мая отправьтесь вместе с малышом на прогулку. Запаситесь букетом цветов и обратите внимание
крохи на то, как радуются ветераны встрече друг с другом. Им есть, что вспомнить и есть о чем
поговорить. У каждого из них блистают на груди ордена и медали. Награды вручают только самым
храбрым солдатам и командирам. По возвращении домой, в соответствующем справочнике можно
найти названия некоторых из них, узнать, за какие заслуги ими награждали военных.
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Лучше
всего
дадут
представление
о
военном
времени
книги.
Сегодня
литература
на
военную
тематику переиздается редко. Обратитесь в библиотеку – там вам помогут найти сборники коротких
рассказов о войне для младшего школьного возраста. Некоторые из них уже можно прочитать <
малышу . Накануне 9 мая по ТВ будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Не
спешите выключить телевизор. Вместе с ребенком просмотрите отрывки. Не переусердствуйте:
кроха слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно.
Песни военных лет поднимали дух бойцам, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме.
Пока малыш не проникнется атмосферой военных лет, слушая «Священную войну». А вот «Катюшу»
будет исполнять с удовольствием.
Выучите вместе с ребенком к празднику стихи, которые он сможет прочитать на утреннике в детском
саду:
36
***
Т. Белозеров
Майский праздник –
День победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им
Бабушки глядят.
***
Н. Найденова
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Каждая мама старается привить ребенку качества, которые в будущем помогут ему достичь успеха:
целеустремленность, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы,
настойчивость...
К
сожалению,
уделяя
должное
внимание
воспитанию
«успешного»
человека,
родители
забывают
о
таких
важных
понятиях,
как
сопереживание,
великодушие.
Милые
дети
вырастают в черствых, эгоистичных людей. От этого страдают, в первую очередь, сами родители. В
конечном
итоге,
от
этого
страдает
человечество.
Помогите
малышу
стать
сильным
и
добрым,
жестким и милосердным одновременно! В вашем распоряжении – исторический пример Великой
Отечественной войны. Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые
солдаты никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину, свой дом.
Нам есть на кого равняться!
37
Беседа
: «
Чтобы
помнили
. . .»
Воспитатель (В): - Запись, которую вы сейчас услышали, сделана более 70 лет назад. Именно этот
голос, голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана услышали люди 22 июня
1941 года. Именно из этого сообщения все узнали, что началась война. Война длинная, война
страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу. В
последние годы в это время, незадолго до 9 Мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на
м а ш и н а х
о р а н же в о - ч е р н ы е
л е н то ч к и .
З а ч е м
о н и
н у ж н ы ?
Ч то
о н и
о з н а ч а ю т ?
Дети (Д): - молчат.
В: - смотрите
такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого
Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Цвета ленты – черный и
оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
В: – Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая?
Д : - Великая Отечественная война.
В: – Когда началась война? В каком месяце, какого числа?
Д: - Война началась летом 22 июня.
В: – Сколько лет она продолжалась?
Д: - Война продолжалась больше 4лет.
В: – Какое государство напало на нашу страну?
Д: - Фашистская Германия.
В: – Давайте вспомним какие виды войск принимали участие в войне?
Д: - летчики (авиация), моряки (флот), пехота.
В: - Молодцы, правильно.
В: - А, какие использовались виды вооружение?
Д: - самолеты, корабли, танки, пушки.
В: - Бои велись и на суше, и на воде, и в воздухе. Знаете ли вы, где воевали?
Д: - военный флот? На воде, военный флот, воздухе, летчики, авиация, на суше, пехота.
В: – За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой?
Д: - Так называли город, жители которого проявили храбрость, и отвагу во время войны.
В: – Назовите города-герои, которые вы знаете и запомнили.
Д: - Ленинград , Сталинград , Севастополь, Москва, крепость-герой (Брестская крепость),
Новороссийск, Керчь, Минск, Тула.
В: – Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней (почти два с половиной года)?
Д: - Ленинград.
В: – Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней?
Д: - Ветераны.
В: – Как можно узнать ветерана?
Д: - Это пожилой человек, в форме, с наградами.
В: – Что мы должны сделать, если 9 Мая встретим ветерана?
Д: - Поздравить с праздником, и сказать спасибо.
В: - Молодцы все отвечали очень хорошо, а теперь давайте отгадывать загадки:
В: - Подрасту и вслед за братом
38
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою …
Д: - Страну.
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь …
Д:-Пограничником.
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …
Д: - Корабле.
Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный …
Д: - Летчик.
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется …
Д: - Танкистом.
Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
Д: - Войны.
39
Пусть не оборвется нить памяти,
благодарности и уважения к подвигу наших
дедов и прадедов!
Начало мая для каждого из нас - время путешествий, выездов на природу. В
выходные всегда хочется хорошенько отдохнуть, съездить на рыбалку, поехать
потрудится
на
дачу,
покосить
траву.
А
еще
побыть
с
семьей.
Мы
часто
откладываем важные дела на потом, как бы делая себе закладку в уме: Не
забыть рассказать сыну что-то важное, Посетить с ребенком значимое место.
И
в о т
п р и ш л а
п о р а
в ы п о л н и т ь
д а н н ы е
с е б е
о б е щ а н и я .
Приближается 9 Мая - торжественный День Победы, самый трогательный и
душевный праздник. Чем больше проходит времени, тем меньше остается
ветеранов, которые могут поведать о той тяжелой поре и непередаваемом
ощущении победы. Современные дети мало знают о Великой Отечественной
войне.
Мы
же
уверены:
чтобы
малыш
вырос
всесторонне
развитой
и
полноценной личностью, он непременно должен знать историю своего народа.
А сострадание и великодушие стоит воспитывать в крохе с рождения.
40
С
ч е г о
н а ч а т ь ?
Всем детям интересно, что было до его появления на свет, как жила семья
раньше, какими мама и папа, бабушка и дедушка были в детстве и юности.
Рассказ о войне начните с истории о своих дедушках и бабушках. Чтобы
малыш почувствовал, что это его родной человек, внимательно рассмотрите
семейные фотографии, поищите внешнее сходство. Хорошо если найдутся
фотографии военных лет, дедушкины ордена и медали. На примере родного
человека
ребенку
гораздо
проще
понять
историю
всего
народа.
С ранних лет внушайте детям, что война - это плохо. Читайте тематические
книги,
предназначенные
для
деток
дошкольного
возраста.
К
сожалению,
современные детские авторы обходят эту тему стороной. Поэтому подбирайте
в основном советские книжки без политического подтекста. Хочется отметить,
что таких немало. С их помощью старайтесь донести до Вашего чада трагизм
того времени и чувства людей, которые через это прошли. Чего только стоит
серия о детях, которые помогали партизанам, показали себя мужественными,
выносливыми, смелыми. Да и о взрослых героях нельзя не упомянуть. Тем
более что среди них были и наши деды и прадеды. Конечно же, рассказывайте
это с учетом возраста ребенка, без лишних подробностей. Когда видите, что он
готов
воспринять
больше,
дополняйте.
Кстати,
воссоздать
события,
представить,
как
все
было,
можно,
посмотрев
фильмы
о
Великой
Отечественной войне.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим
поколением,
может
любить
Родину,
узнать
ее,
стать
подлинным
патриотом».
С. Михалков.
41
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
«
Как
рассказать
ребенку
о
войне
?»
Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России
отмечают 9 мая. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне детям. Главным
индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой
беседы может стать канун Дня Победы.
О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к
этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и
больше. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него
свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые,
конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы,
отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на
войне. Говоря о войнах в общем, и Великой Отечественной войне в частности, стоит сделать акцент
на том, что причина происходящего не в том, что одна из наций «плохая». Объясните ребенку, что
огромные потери несет население всех стран, участвующих в войне, и, например, для мирного
населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских.
Самыми яркими примерами будут, конечно, семейные. Вы можете показать ребенку фотографии
бабушек и дедушек или известных ему друзей семьи и рассказать ему о тех, кто воевал на фронте
или работал в тылу.
В разговоре с детьми не стоит подробно говорить об ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача
– не напугать ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о
блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты
блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены
были голодать.
Главное – быть честным. Признайтесь ребенку, что война – это тяжелая тема для разговора, что вы,
как и все люди, боитесь войны. Дети чувствуют искренность родителей, и честные слова окажут
гораздо больший эффект, чем специальные «воспитательные речи».
42
КОНСУЛЬТАЦИЯ
РОДИТЕЛЯМ
«
Как
говорить
с
ребенком
о
войне
»
Приближается великий праздник - День Победы. День, напоминающий нам о том, как наши
деды
и
прадеды
не
только
отстояли
собственную
страну,
но
и
помогли
остановить
великую
опасность, которая грозила всему миру.
Торжественные речи, фильмы о Великой Отечественной Войне, встречи с ветеранами в младших
классах школ и выпускных группах детских садов, утренники и выступления для ветеранов - всё это
заставляет ребенка задуматься: что же это была за война, что её окончание празднуется вот уже
около 70 лет.
Естественно, самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом
таинственном событии - семья. И вот перед Вами неожиданно встает важная и сложная задача: как
объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная война, и чем она отличается от
остальных войн.
Задача эта, кажется простой только на первый взгляд. На самом же деле, мировосприятие ребенка
очень
сильно
отличается
от
мировосприятия
взрослого.
Поэтому
многие
вещи,
очевидные
для
взрослого, ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл Вашего
рассказа. Ребенок не способен мыслить глобальными масштабами. С точки зрения ребенка, военные
действия ведутся в специально отведенном для этого месте - на Поле Боя, или Фронте.
43
Участвуют в войне специально обученные люди - Наши Солдаты и Вражеские Солдаты. Солдаты
специально уезжают на Поле Боя, чтобы сражаться друг с другом вдали от населенных территорий.
Поле Боя разделено примерно напополам Линией Фронта. Остальное население страны живет
прежней жизнью, пишет письма на Фронт и ждет возвращения. Наших Солдат после победы над
врагом. Тыл - тоже особенное место. В тылу стоят заводы, которые снабжают солдат оружием. В тылу
отсиживаются трусы. Кроме заводов и трусов в тылу ничего нет.
Первое, что Вам следует объяснить ребенку - это то, что специального места для проведения
военных действий нет. Полем боя может стать любое место на земле, будь то не населенное место
или населенный пункт. Фронт - это совокупность всех полей боя. Фронт сдвигается в ту или иную
сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья, соответственно, отступает. Линией фронта
называют
линию
на
карте,
которая
разделяет
территории,
контролируемые
армиями.
Но
в
реальности никаких линий, прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет. Тыл - это
тоже не специальное место, где трусы прячутся среди заводских труб, а всего лишь территории,
расположенные далеко от линии фронта.
Ребенок уверен, что сражаются на войне только Солдаты и Партизаны. Солдаты - люди, обученные в
Армии, чтобы защищать страну (либо обученные во Вражеской Армии нападать на чужие страны).
Партизаны - люди, которых не взяли в армию по какой-то причине, но которые тоже хотят защищать
страну. Солдаты сражаются с врагом лицом к лицу, партизаны нападают из леса, прячась за кустами
и деревьями. Всё остальное население страны в военных действиях не участвует.
Расскажите ребенку, что солдаты, уходящие на фронт - это и есть самые обычные граждане страны,
которые отправились защищать свои семьи. Что партизаны - это люди, которые, вместо того, чтобы
бежать прочь, когда линия фронта приблизилась к их жилищам, спрятались в окрестных лесах и
вносили свой вклад с борьбу с врагом. Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в прифронтовых
областях
-
люди
работали
изо
всех
сил,
чтобы
обеспечить
армию
необходимым
оружием,
снаряжением,
припасами.
Работали
не
только
взрослые
и
старики,
но
даже
дети
постарше.
Объясните, что вся страна, от мала до велика, в меру своих сил и возможностей, приняла участие в
этой войне. Именно поэтому и победа является заслугой не только армии, но всей страны.
По мнению ребенка, враги - это единый неделимый монолит. Раз война велась с Германией, значит
все жители страны - враги. И их потомки - современные немцы - тоже враги, только наказанные и
присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой страной, захваченной и
порабощенной нацистами, что как раз именно Германия больше всего пострадала от нацистских
зверств.
Вам
придется
четко
разграничить
Германию
как
страну
и
нацистов
как
приверженцев
безумной и страшной идеи. Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как
могли, сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей погибло,
пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем остальным миром. Что многие
солдаты шли на фронт не потому, что были злобными и плохими, а потому, что их заставили, угрожая
убить их семьи.
Не скупитесь например: «вот если придут взрослые дяди с ружьями и скажут, что убьют твою маму,
если ты сейчас же не пойдешь и не побьешь Саньку из соседнего подъезда, что тебе останется
делать? Вот и они не могли ничего поделать - пришлось идти воевать». Ребенок должен понять:
Германия - обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть настоящие
44
враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы. Именно поэтому говорится не о победе
над «Германией» а о победе над «Фашистской Германией», это два совершенно разных понятия.
Ребенок уверен, что какие-то особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги
нападают потому, что они враги. Набрали достаточно оружия и солдат - и напали. Это естественное
поведение для врага, по-другому враг не может. Цель любого врага - завоевать другие страны. Ради
чего ведется это завоевание, ребенок не задумывается.
Вам придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война ведется не просто так, а ради
какой-то
цели.
Одни
войны
ведутся,
чтобы
присвоить
богатства
соседей.
Другие
-
чтобы
присоединить к своей стране часть соседской территории. Иногда войны начинаются потому, что
поссорились правители государств, или потому, что правительство одного государства считает, что
правительство другого государства делает что-то отвратительное и недопустимое. И только эта война
была особенная, потому что нацистов возглавлял сумасшедший правитель, который хотел вовсе не
богатств, земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят не так, как он считал
правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму носа. За имя. За национальность.
Именно
из-за
того,
что
нацисты
убивали
людей
тех
национальностей,
которые
считали
недостойными жить, они и получили свое название. А в результате опасность угрожала всему миру. В
каждой стране были люди, которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так
важна для всего мира и для нашей страны в частности.
И, наконец, последний - по порядку обсуждения, но не по значимости - вопрос, который следует
разъяснить ребенку. Почему война носит название Великая Отечественная.
Хотя
ответ
очевиден
для
взрослого,
ребенку
нужно
объяснить
происхождение
каждого
слова.
Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а, разъяснив ребенку значение слова
«отечество», предложить ему подумать, почему война называется именно так. Это очень хороший
способ закрепить результаты беседы и убедиться, что ребенок понял Ваш рассказ правильно.
«Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы дети
Об этом помнили, как мы!»
45
КОНСУЛЬТАЦИЯ
РОДИТЕЛЯМ
«
Как
говорить
с
ребенком
о
войне
»
Сегодня мы празднуем уже 69-ю годовщину Победы нашей страны над фашистской Германией. К
сожалению, с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. Уже редко они посещают
классные часы в школах, общаются с детьми, рассказывают о той страшной войне. И нынешнее
поколение не совсем понимает, что за праздник 9 Мая?!
Ценой, каких страданий, героических
поступков, понесённых жертв досталась нашим прадедушкам и прабабушкам эта Победа! И сегодня
хотелось бы поговорить о том, как рассказать нашим детям, нашему будущему поколению о той
Великой Войне? Чтобы потомки помнили, и никогда не забывали тот героический подвиг всего
народа.
Конечно,
первым
делом
необходимо
говорить
с
ребёнком,
рассказывать
исторические
факты
местности, где живёт ребёнок. Попробовать восстановить эти факты в игре с солдатиками. Ведь
мальчики очень любят играть в «войнушку».
Во-вторых, можно посмотреть с детьми тематические передачи. Только смотреть их необходимо
обязательно
вместе,
чтобы
объяснить
ребёнку
все
непонятные
для
него
слова
и
моменты.
Посмотреть старые военные художественные фильмы. Например: «В бой идут одни старики», «А
зори здесь тихие», «Журавли», «Максим Перепелица», «Офицеры». Эти фильмы очень хорошо
передают характер людей, которые сражались за Родину, тот патриотизм, который помог выдержать
четыре года тяжёлой битвы. Хочется сказать, что не стоит просматривать с детьми картины, где
кроме «кровавого месива» ребёнок больше ничего не увидит. Такие фильмы могут только развить
агрессию
в
еще
не
окрепшем
детском
сознании.
Если
вы
хотите
посмотреть
с
ребёнком
современный фильм, то лучше сначала посмотрите его сами.
Следующим этапом может стать общение с ветеранами, которые остались в живых. Постарайтесь их
найти среди знакомых, друзей, соседей. Организуйте встречу с ними. Научите ребёнка уважительно
относится
к
ним.
Проведите
предварительную
беседу.
Пожилые
люди
обязательно
расскажут
вашему ребёнку много интересного, подберут нужные слова.
46
Расскажите вашему ребёнку о его предках, воевавших на войне. Найдите старые фотографии, письма
с фронта. Если это невозможно сделать, тогда расскажите о подвигах Героев войны. Например:
Маресьев,
Космьедемьянская,
Карбышев
и
многие
другие.
Расскажите
о
героях
вашего
края.
Покажите его фотографии, скачайте в интернете или найдите в литературе его биографию. Посетите
памятник герою. Расскажите о подвигах юных героев. Обязательно оговаривайте возраст юных
солдат. Вашему ребёнку будет очень интересно, потому как все дети мечтают совершить какой-
нибудь подвиг.
Прочитайте ребёнку художественную литературу о героических подвигах и войне. Вот некоторые из
них: «В списках не значился» Б. Васильева, «Живые и мёртвые» К. Симонова, повести и рассказы В.
Быква, «Твои защитники» Л. Кассиль, «Мешок овсянки» А. Митяев и другие, стихотворение А. Барто
«На заставе», Джек Алтаузен «Выбежала девочка из дома» и другие. Прочитайте ребёнку стихи
поэтов военного времени и воевавших на войне. Также прекрасно раскрывает военную тему поэзия
К. Симонова, Ю. Друниной, А. Ахматовой, В. Высоцкого, Р. Рождественского, Р. Гамзатова, Э. Асадова.
Учите с ребёнком стихи наизусть.
Обязательно посещайте праздники посвященные Дню Победы в детских садах, школах. Посмотрите
концерты военных песен, театральные постановки.
Посетите с ребёнком памятные места, Братские могилы, могилу Неизвестного солдата. Возложите
цветы к Вечному огню. Внимательно рассмотрите фамилии, увековеченные на каменных плитах.
Попробуйте отыскать однофамильцев.
Неоценим подвиг наших предков в той страшной войне, и мы должны быть благодарны им за это. Но
в чем заключается наша благодарность? Чем мы можем отблагодарить их за мир, в котором живём?
Сохранить память о них, об их подвигах и героизме. Вот единственное, что мы можем для них
сделать. Воспитать будущее поколение, учить их помнить, чтить память погибших в той битве и
вспоминать не только 9 мая!
47
48