Напоминание

Ансамблевая игра на синтезаторах как вид деятельности, способствующий развитию тембрового слуха учащихся старших классов ДМШ.


Автор: Муратова Анна Викторовна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская Музыкальная школа
Населённый пункт: Иркутская область г.Черемхово
Наименование материала: методический материал
Тема: Ансамблевая игра на синтезаторах как вид деятельности, способствующий развитию тембрового слуха учащихся старших классов ДМШ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» г. Черемхово

Ансамблевая игра на синтезаторах как вид деятельности, способствующий

развитию тембрового слуха учащихся старших классов ДМШ.

Доклад.

Выполнила: Муратова Анна Викторовна.

Преподаватель по классу фортепиано.

Черемхово

2019г.

Ансамблевая игра на синтезаторах как вид деятельности, способствующий

развитию тембрового слуха учащихся старших классов ДМШ.

Синтезатор (от англ.) - электронный музыкальный инструмент, создающий

(синтезирующий)

звук

при

помощи

одного

или

нескольких

генераторов

звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счет изменения свойств

электрического

сигнала

аналоговых

синтезаторах)

или

же

методом

настройки параметров центрального процессора ( в цифровых синтезаторах).

Как

явствует

из

названия,

синтезатор

синтезирует

звук.

То

есть

это

инструмент, который, в отличие от своих акустических собратьев, не содержит в

себе некоего звучащего тела, колебания которого создают звуковые волны, но

образует звук с помощью генераторов звуковых волн (одного или нескольких) и

того

или

иного

типа

синтеза.

Не

имея

своего

собственного,

природного,

звучания,

синтезатор

компенсирует

эту

нехватку

неограниченными

возможностями в области подражания: его искусственно созданный (то есть

синтетический) звук способен имитировать множество «живых» тембров, а

также создавать различные акустические эффекты и искусственные тембры, не

имеющие природных аналогов.

Клавишный

синтезатор

часто

сравнивают

с

оркестром.

Звуковой

потенциал,

которым

он

располагает

благодаря

многотембровости,

делению

клавиатуры на несколько мануалов, автоаккомпанементу, секвенсеру и другим

функциям, позволяет создавать фактуру по своей полноте и многообразию

значительно превосходящую получаемую с помощью любого механического

или

электронного

аналогового

инструмента.

И

без

переработки

фактуры

с

учетом этих новых звуковых возможностей цифрового инструмента во многих

случаях трудно достичь яркого художественного результата.

Типы синтезаторов:

1.1

Суммирующий

1.2

Вычитающий

1.3

Операторный

1.4

Физический

1.5

Волновой

1.6

Гибридный

Разновидности синтезатора:

1.1.

Аналоговые синтезаторы

1.2.

Виртуально – аналоговые синтезаторы

1.3.

Цифровые синтезаторы

Ансамбль

(франц.

ensemble

-вместе,

сразу,

в

одно

время;

от

франц.

semblable -похожий, подобный; греч., - согласие., лат. symplegas - сплетение) -

художественная

согласованность

исполнения одного произведения совместно

несколькими

артистами одновременное

пение

или

игру

нескольких

исполнителей, а также собственно произведение, специально сочиненное для

такого исполнения: дуэт, трио, квартет, концерт, хор, симфония .

Ансамблевая игра на синтезаторах – это новый вид ансамбля, который

сочетает

в

себе

принципы

фортепианного

и

камерного,

инструментального

типов ансамбля. С одной стороны синтезатор – это клавишный инструмент, с

другой стороны его звучание может имитировать любые инструменты любого

оркестра.

Тем

более

это

ощутимо

в

ансамбле

синтезаторов.

Это

факт

раскрывает перед педагогом богатые возможности для работы над развитием

тембрового слуха учащихся. Если учесть, что большинство из них учится в

классе

специального инструмента (фортепиано, аккордеон, баян, скрипка,

гитара) и не имеет возможности исполнять и слышать собственное исполнение

музыки

на

других

инструментах,

синтезатор

предоставляет

им

такую

возможность.

Когда

ученик

исполняет

произведение

один

на

синтезаторе,

ему

приходится отвечать за все функции: аккомпанемент, мелодия, переключение

тембральной

окраски, intro,

ending,

coda,

start/

stop .

Ансамблевая игра на

синтезаторах

это

возможность

разделить

все

обязанности

исполнения,

перечисленные выше, на разное количество участников. Это выдвигает перед

исполнителями особые требования. Главная трудность- это умение слушать не

только

то,

что

играешь

сам,

а

одновременно

общее

звучание

партий,

сливающихся в органически единое целое. На синтезаторе это очень важно, так

как громкость здесь регулируется движением регулятора самого учащегося.

Клавиши синтезатора устроены так, что они не реагируют на динамику. Это

способствует

концентрации

внимания

учащихся

на

тембро-динамических

трудностях исполнения.

Камнем преткновения в ансамбле синтезаторов являются регистры. На

синтезаторе три регистра -

средний регистр, высокий

и нижний. Средний

регистр предполагает точное звучание какого - либо тембра. В высоком лучше

звучат

флейты, кларнеты и скрипки, т.е инструменты, играющие в высоком

регистре. Нижний предназначен для виолончели, контрабаса, тромбона и др. К

примеру, если флейта в высоком регистре прозвучит естественно, то в нижнем

тембр

ее

изменится.

Важно

научить

учащихся

правильно

выбирать

регистровые характеристики звучания в опоре на тембровый слух, чтобы в их

исполнении не появлялись искаженные и неорганичные тембры . «Полезно

показать

переходы

из

одного

регистра

в

другой,

и

подвести

под

понятие

«регистр» лишь те звуки, которые выражают тембровую

характеристику

инструмента в полной мере» .

Ученик учится слушать и слышать каждый инструмент, его сочетание с

другими

инструментами.

Это

предполагает

знакомство

с

основами

инструментовки.

Нужно

знать

группы

инструментов

оркестра,

диапазон

инструментов, органичные регистры звучания. «Учащийся должен научиться

разбираться

в

том,

какие

инструменты

могут

сочетаться,

какие

регистры

наиболее удобны».

Звучание

этих

инструментов

на

синтезаторе

построено

на

электроакустической

основе,

однако

правильно

взятый

звук

нужном

регистре, диапазоне, динамике) не будет искажать звучание тембра выбранного

инструмента, и тем самым будет максимально приближаться к натуральному

.Тем более,

время не стоит на месте и звук постоянно совершенствуется,

записываясь в синтезатор с «живого» инструмента.

Особенно важен класс ансамбля синтезаторов в учреждениях городов,

отдаленных от культурных центров, где дети лишены возможности услышать

«живой» оркестр, инструменты, их правильное звучание и сочетание.

В сегодняшней практике такой вид деятельности, как игра в ансамбле

синтезаторов, является одним из важных средств развития тембрового слуха у

учащихся старших классов ДМШ.



В раздел образования