Автор: Бутрим Надежда Антоновна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 277
Населённый пункт: Красноярский край. г. Красноярск
Наименование материала: План урока учебной практики
Тема: «Технология выполнения элементов горельефной резьбы».
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 277 ФСИН РОССИИ
ФИЛИАЛ № 3 ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 277
План урока
учебной практики
по профессии: «Резчик по дереву и бересте»
Мастер: Бутрим Надежда Антоновна
Тема программы: «Технология выполнения рельефной резьбы».
Тема урока:
«Технология выполнения элементов горельефной резьбы».
Тип
урока:
Урок
совершенствования
умений
и
навыков
по
выполнению
горельефной резьбы по дереву.
Цель урока:
Формирование профессиональных навыков и умений
выполнения
горельефной резьбы по дереву. Освоение основных приемов выполнения горельефной
резьбы по дереву.
Задачи урока:
Формирование общих понятий о приемах выполнения горельефной резьбы;
Совершенствование умений и навыков:
- формирования и определения границ переднего и заднего плана горельефной резьбы;
- подрезки и выборки фона при выполнении горельефной резьбы;
- формирования контуров горельефной фигуры на общем плане резного изделия;
- резьбы горельефа, используя разные способы выполнения подрезки под контуры
горельефных фигур, а также способы частичного отделения горельефных фигур от
фона.
Оснащение урока:
1. Тематическая папка с иллюстрациями узоров, рисунков и готовых работ;
2. Журналы для резьбы по дереву или подготовленный эскиз для выполнения задания;
3. Инструменты для резьбы по дереву (ножи-резаки, стамески полукруглые и прямые);
4. Разметочные инструменты: карандаш простой ТМ, линейка;
5. Копировальная бумага, калька, писчая бумага;
6. Кнопки, ластик.
7. Электроинструмент – электродрель и электролобзик.
8. Древесные материалы (щиты размером 200×300 мм)
План урока
• Организационный момент - 5мин.
• Знакомство с технологической картой горельефной резьбы - 8 мин.
• Актуализация знаний - 5 мин.
• Проведение инструктажа по выполнению рабочих приемов - 7 мин.
• Выполнение практического задания - 210 мин.
• Анализ и подведение итогов урока - 5мин.
Ход урока
Организационная часть
Проверка учащихся по списку.
Организация рабочего места.
Раздача инструмента.
• Знакомство с технологической картой горельефной резьбы
Технологическая карта выполнения рельефной резьбы
№
пп
Наименование работ
Необходимые
инструменты и
материалы
Примечание
1.
Подготовить заранее эскиз для
выполнения задания горельефной
резьбы.
Бумага, карандаш,
ластик
Для формирования темы
будущего эскиза и выполнения
горельефа использовать
журналы, книги, рисунки.
2.
Перенести подготовленный эскиз на
заготовку, размером
200×300 мм
Карандаш, ластик,
копировальная бумага,
кнопки, заготовка
3.
Перенести подготовленный эскиз на
кальку и вырезать трафарет.
Эскиз, калька,
карандаш, нож – резак
Трафарет необходим для
переноса срезанных линий
эскиза на подрезанный фон
изделия.
4.
Выделить основные фигуры
горельефа, выполнить подрезку
контура основных фигур.
(При необходимости выполнить
пропильные работы)
Нож – резак,
электроинструмент:
дрель и лобзик
Подрезку контура выполнять
строго вертикально по
отношению к деревянной
заготовке.
5.
Подрезка фона вокруг контуров
основных фигур.
Нож – резак, плоская
стамеска
Подрезку фона вокруг контуров
основных фигур выполнять
строго под углом 45
⁰
. Глубина
подрезки до 10 мм.
6.
Выбор фона.
Нож – резак, плоская
стамеска
При выборе фона следить за
глубиной выборки фона.
Глубина фона должна быть
одинаковой везде.
7.
Перенос срезанных линий на
срезанный фон.
Трафарет, карандаш
8.
Дополнительная подрезка контуров
добавленных на срезанный фон
контуров и линий.
Нож – резак
Подрезку контура выполнять
строго вертикально по
отношению к деревянной
заготовке.
9.
Подрезка фона вокруг контуров
дополнительных фигур.
Нож – резак
Подрезку фона вокруг контуров
дополнительных фигур
выполнять строго под углом
45
⁰
. Глубина подрезки до 2мм.
10
.
Дополнительный выбор фона
вокруг дополнительных элементов
резьбы согласно эскизу.
Нож – резак, плоская
стамеска
При выборе фона, следить за
глубиной выборки фона, глубина
фона должна быть одинаковой
везде.
11.
Проработка деталей резьбы
основных фигур сюжетной
композиции. Заоваливание фигур и
нанесение характеризующих фигуру
насечек, подрезок (формирование
образа фигуры согласно эскизу)
Нож – резак, плоские и
полукруглые стамески
При необходимости сделать
глубокую подрезку фигуры,
частично отделяя ее от фона, но
не заглубляться в основной фон.
12
.
Проработка деталей резьбы
дополнительных фигур сюжетной
композиции. Заоваливание фигур и
нанесение характеризующих фигуру
насечек, подрезок (формирование
образа фигуры согласно эскизу)
Нож – резак, плоские и
полукруглые стамески
Выполнить заоваливание всех
дополнительно - подрезанных
фигур, сформировать образ
деталей резьбы, которые
находятся на заднем плане
сюжетной композиции.
13
.
Проработка деталей резьбы заднего
плана и фона.
Нож – резак, плоские и
полукруглые стамески
Актуализация знаний
Вопрос: Раскрыть понятие «Технология».
• Ответ – Технология - ряд последовательно выстроенных технологических операций
с
соблюдением
технологических требований и
приемов,
с
целью
изготовления
изделия.
Вопрос: Дать характеристику горельефной резьбы.
•
Ответ -
Горельефная резьба – это вид рельефной резьбы, высота горельефа
колеблется
от 10 мм
и
выше,
в
зависимости
от
площади
резных
работ.
Отличительной особенностью горельефной резьбы является то, что основные
фигуры выполняются в форме скульптуры, но имеют фон, к которому эти скульптуры
касаются своими элементами. Если круглую скульптуру вырезают со всех сторон по
кругу, то горельеф это исключает.
Вопрос: Техника безопасности во время резьбы по дереву.
Ответ:
•
Категорически запрещается выполнять резьбу по дереву
на коленях и случайных
предметах;
•
Категорически запрещается выполнять резьбу по дереву тупыми,
неисправными
инструментами;
•
Следить за положением рук во время резьбы (удерживающая заготовку рука должна
находиться за тупым концом резака);
•
При резьбе на себя – палец второй руки должен придерживать резец спереди, чтоб при
соскоке резца, палец мог остановить его движение;
•
Запрещается убирать стружку со стола незащищенной рукой, для этого использовать
ветошь или щетку.
Вопрос: Техника безопасности после работы с деревом.
Ответ:
• Убрать за собой рабочее место;
• Убрать заготовки в отведенное для них место;
• Протереть и убрать инструмент в футляры, карманы, гнезда и т.д.;
• После работы, мелкие древесные стружки и пыль сметать со стола щеткой – сметкой;
• Тщательно подмести пол от древесной стружки влажной щеткой;
• Провести влажную уборку помещения и вынести мусор.
Вопрос:
Какие
травмы
можно
получить
при
работе
с
колюще-режущим
инструментом и деревом?
Ответ:
• Порез конечностей рук;
• Попадание мелких частиц стружки в глаза и конечности рук;
• Попадание древесной пыли в дыхательные пути.
• Проведение инструктажа рабочих приемов
1. Проведение инструктажа и показ трудовых приемов по:
- переносу эскиза на заготовку;
- выполнению пропильных работ;
- выполнению вертикальной подрезки основных фигур сюжетной композиции и
подрезке фона;
- выполнению выборки и зачистке фона;
- выполнению заоваливания и проработке деталей резьбы.
Выполнение практического задания
1. Выполнение элементов горельефной резьбы (210 мин.)
Предполагаемые варианты резьбы
Текущий инструктаж
1. Контроль за соблюдением правил и требований техники безопасности при
выполнении резьбы по дереву.
2. Соблюдение последовательности работы по выполнению горельефной резьбы по
дереву:
- работа с технологической картой;
- разработка эскизов, корректировка и оказание помощи в подборе тематического
материала для самостоятельной работы при изготовлении образца горельефной резьбы.
3. Демонстрация приемов и оказание помощи при:
- переносе готового эскиза на заготовку;
- выполнении пропильных работ;
- подрезке основной фигуры переднего плана композиции (возможен брак в резьбе из-
за неправильно заточенного режущего инструмента, образование сколов, обрыв и
срезы древесины).
- подрезке и выборке фона и корректировка при перспективе возникновения
возможных ошибок срезки узора (несоблюдение уровня фона композиции, он может
быть на разных уровнях, выше-ниже, но не ровный по отношению к основным
фигурам в композиции;
- заоваливании резного узора;
- проработке деталей резьбы (основной типичной ошибкой является недостаточно
глубокая подрезка элементов резьбы, отделяющая их от фона).
4. Осмотр образцов изделий, выполняемых обучающимися.
5. Исправление ошибок.
6. Индивидуальная работа с отстающими обучающимися.
Анализ и подведение итогов урока
Объявить критерии оценки
Оценка за практическое занятие выводится по трем составляющим критериям:
• Оценка за активную работу на уроке.
• Оценка за выполнение практического задания.
• Соблюдение требований техники безопасности при выполнении резьбы по дереву.
Критерии оценок:
• Оценка «5» - за выполнение практического задания с незначительными замечаниями.
• Оценка «4» - за выполнение практического задания со значительными замечаниями
более 80%.
• Оценка «3» - за выполнение практического задания с грубыми замечаниями, работа
выполнена более чем 50%.
• Оценка «2» - за выполнение практического задания с замечаниями, работа
выполнена менее чем 50%.
• Оценка «1» - практическое задание не выполнено.
Заключительный инструктаж
• Сделать анализ выполненной работы. Подвести итоги за день.
• Указать на брак в работе учащихся, его причины.
• Разобрать наиболее типичные ошибки и объяснить способы их устранения.
• Отметить лучшие работы и выставить оценки.
• Прием инструмента.
• Уборка рабочего места.
Мастер п/о Бутрим Надежда Антоновна