Напоминание

Скульптурная резьба по дереву "Изготовление ложки"


Автор: Бутрим Надежда Антоновна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 277
Населённый пункт: Красноярский край. г. Красноярск
Наименование материала: план урока учебной практики
Тема: Скульптурная резьба по дереву "Изготовление ложки"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-

НИЕ № 277 ФСИН РОССИИ

ФИЛИАЛ № 3 ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 277

ПЛАН

УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

По профессии: «Резчик по дереву и бересте»

Тема программы: Скульптурная резьба.

Тема урока: Технология изготовления ложки.

Мастер п/о: Бутрим Надежда Антоновна

г. Красноярск

2019г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-

НИЕ № 277 ФСИН РОССИИ

ФИЛИАЛ № 3 ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 277

ПЛАН

Урока учебной практики

По профессии: «Резчик по дереву и бересте»

Мастер п/о: Бутрим Надежда Антоновна

Тема программы: Скульптурная резьба.

Тема урока: Технология изготовления ложки.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Формирование специальных умений и навыков при выполнении скульптур-

ной резьбы на примере изготовления ложки.

Учебно-материальное оснащение урока:

п\п

Наименование материала, инструмента

размер

примечание

1.

Деревянный брусок

300×30×30мм

Кедр, береза

2.

Лист бумаги для шаблона

200-200 мм

Тетрадный лист

3.

Карандаш простой мягкий

М-2М

4.

Ножницы

5.

Ластик

6.

Цыркуль

7.

Нож-косяк

8.

Ножовка

9.

Паста-ГОИ

10.

Брусок с кожей для заточки и правки резака

11.

Шлифовальная бумага разной зернистости.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть : 5 мин.

Проверка присутствующих на уроке, выявление отсутствующих и причи-

ны.

II. Вводный инструктаж: 40 мин.

1. Сообщение темы, цели урока и норм времени. 5 мин.

Проведение инструктажа по ТБ при работе с режущими инструментами.

10 мин.

2. Проверка рабочего места и готовности к занятиям, раздача инструмен-

тов.(5 мин.)

3. Инструктирование по теме урока. (25 мин.)

Работа с технологической картой по изготовлению ложки из дерева.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕРЕВЯННОЙ ЛОЖКИ

Стадии изготовления ложки из древесины

№ п./п.

Выполняемые операции

Эскиз

Инструменты и

материалы

1.

Подготовить березовые бруски размером

30×30×250мм

Ножовка,

брусок

2.

Подготовить эскиз формы ложки, с

указанием размеров всех элементов

ложки.

Карандаш,

тетрадный

лист, ластик

3.

Вырезать по контуру эскиз ложки.

Ножницы

4.

Разметить контур ложки на боковой

поверхности бруска (вид сбоку).

Линейка,

карандаш

5.

Запилить по точкам А и В, сколоть до

линий разметки.

Ножовка,

стамеска,

киянка

6.

Разметить контур ложки и лунки на

широкой поверхности бруска (вид

сверху) по шаблону.

Карандаш,

шаблон

7

Наметить и вырезать лунку.

Полукруглая

стамеска,

киянка

8.

Запилить сбоку бруска, не доходя до

линии 2-3мм вычесать контур ложки

(бока).

Ножовка,

стамеска,

киянка

9.

Скруглить контур ложки до черновой

формы ложки (в 1,5-2 раза больше

требуемой по толщине).

Нож-резец или

обычный нож

10.

Просушка в тёмном (недоступном для

солнечных лучей) месте при комнатной

температуре, не менее суток.

Шкаф-стеллаж

9.

Доработать до требуемой формы.

Ложкарный

резец, нож

10.

Шлифование.

Наждачная

бумага

11.

Полирование.

Деревянным

бруском

12.

Роспись или декоративная резьба на

поверхности ручки ложки.

Гелиевая ручка,

стальное перо,

краски.

Нож –резак,

стамески

13.

Лакирование.

горячее масло

кисть, томпон

III. Текущий инструктаж

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: 20 мин.

• Демонстрация готовых ложек разных по конструкции и форме.

• Демонстрация рабочих приемов по выбору материала для ложки,

на что в первую очередь следует обратить внимание при выборе ма-

териала.

• Рекомендации и советы по правильному размещению шаблонов на

поверхности бруска, какие существуют особенности при этом, (направ-

ление волокон древесины, какой срез, скрытые пороки древесины,

влажность, порода дерева и т.д.).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 190 мин.

Упражнение по теме урока:

- разработка эскиза ложки на бумаге, вид сверху и вид сбоку;

- вырезка шаблона готовой формы ложки;

- порядок размещения шаблона на бруске вида сверху;

- абрис шаблона ложки на бруске;

- приемы выполнения запилов до линии контуров фигуры ложки;

- последовательность выполнения запилов и т.д.;

- порядок размещения шаблона на бруске вида сбоку;

- абрис шаблона ложки на бруске вида сбоку;

- приемы выполнения запилов до линии контуров фигуры ложки;

- последовательность выполнения запилов и т.д.;

- грубая срезка древесины до линии контура фигуры ложки;

- грубое оформление скульптурной фигуры ложки;

- окончательная проработки деталей ложки, ручки и черпака;

- декорирование ручки ложки резьбой;

- шлифование поверхности ложки и резьбы;

- отделка (пропитка) поверхности ложки маслом.

Обход

рабочих

мест

с

целью

предупреждения

ошибок

обучающимися при выполнении учебного задания. Корректировка и

помощь в устранении сделанных ошибок.

• Соблюдение правил безопасности труда.

• Сдача рабочего инструмента.

• Уборка рабочих мест.

IV. Заключительный инструктаж: 45 мин.

Подведение итогов урока.

Осмотр и проверка объема и качества выполненных работ, выявление

неточностей, ошибок, сколов, диспропорций и симметрии изделий.

Отметить характерные ошибки при выполнении работ.

Сообщение оценки качества работы учащегося.

Индивидуально в каждом случае давать обоснованные оценки качества

выполненных работ по изготовлению ложки и резьбы на поверхности

ручки.

Отметить лучшие работы.

Выдать домашнее задание:

Разработать проект стилизованного эскиза для изготовления кухонного

набора, включающего несколько предметов: разделочные доски, ложки,

лопатки и вилки.

Проект должен содержать:

Тему проекта (орнамент с птицами, животными), растительный орнамент

(шишки, хвоя, цветы, листья, завиток и т.д.);

Единый стиль;

Единый размер предметов визуально заключенных в единую

геометрическую форму - (квадрат, прямоугольник, овал, круг, ромб);

Актуальность и новизну форм предметов;

Разработать эскизы, рисунки, зарисовки, наброски идей и т.д. по данной

теме.

Мастер п\о _______ Бутрим Н.А.



В раздел образования