Автор: Першина Оксана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ НСОШ №2
Населённый пункт: посёлок Новая Чара, Каларский район, Забайкальский край
Наименование материала: Разработка урока по окружающему миру
Тема: "Славные символы России"
Раздел: начальное образование
Урок в 4 классе
«Славные символы России».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: рассмотреть и изучить символику Российской Федерации.
Задачи:
Образовательные: познакомить с символикой России: герб, флаг, гимн, прослушать гимн России, Курска.
Развивающие: развитие у учащихся мыслительных операций : памяти, внимания, мышления, речи, сравнение;
развитие учебной самостоятельности, навыков сотрудничества.
Воспитательные: воспитание гражданственности, гордости за свой народ, его прошлое и настоящее, чувство
патриотизма; воспитание уважительного отношения к высказыванию своих товарищей.
Планируемые
предметные результаты урока: уметь отличать символику России от других стран, знать гимн
России.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекать нужную информацию, выявлять известное и
неизвестное.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками необходимые действия.
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Личностные УУД: осознавать своё единство с окружающим миром.
Ход урока.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
I. Организационный момент.
Приветствие:
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок:
Много нового сегодня
Вы узнаете на нём.
Ну, приступим!
В добрый час!
Всё получится у вас!
Проверка готовности к уроку
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Что было задано на дом?
-Ответьте на такие вопросы :
1)Какие права и обязанности граждан России вы знаете?
2) Кто является главой нашего государства?
3) Что ты знаешь о Федеральном собрании?
-Давайте проверим друг у друга выполнение задания 5 на с.62
рабочей тетради.
-Поменяйтесь тетрадями, если домашнее задание выполнено у
соседа правильно, то поднимите руку.
- Ребята, давайте прочитаем задание 5.
- А сейчас прочитайте ваши ответы к заданию 5.
Д/З - с.164 - 167 "Мы - граждане России"
Отвечают на вопросы.
1) Право на свободу и личную
неприкосновенность;
2)на личную и семейную тайну;
3)на защиту своей чести и доброго имени;
4)на свободный труд и образование, на отдых, на
имущество и многое другое.
-Президент Российской федерации - Владимир
Владимирович Путин.
-Это парламент страны, оно состоит из двух палат:
Совета Федерации и Государственной думы.
Выполняют взаимопроверку.
Оцениваю работу товарища.
Ученик читают вслух верные ответы.
-Дом Правительства Российской Федерации,
-Здание Государственной думы.
1
III. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
– Сегодня очень важный для каждого из нас урок. Послушайте
стихотворение и скажите о чём будем говорить?
Учитель читает стихотворение: (Слайд 1-6)
Если долго-долго-долго в самолете нам лететь
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.
Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна.
И поймем тогда какая наша Родина большая.
Необъятная страна.
-Как называется наша Родина?
- Нет в мире ни одной страны, которая была бы больше России.
У каждой страны есть свои отличительные знаки, то есть
символы. Вы знаете их? ( Слайд 7):
-Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?
-Сформулируйте тему нашего урока.
–Правильно! Тема нашего урока : "Славные символы России".
(Слайд 8: тема урока)
У каждого независимого государства есть обязательных
символа. Каждый человек обязан знать символы своей страны,
чтобы представить, как жила и развивалась его Родина.
Ребята, как вы думаете, когда появились первые символы?
Символы появились ещё в глубокой древности.
Дети слушают стихотворение.
Во время чтения стихотворения появляются слайды
с изображением рек, морей, гор, лесов, тундры,
степи.
Мы будем говорить о нашей Родине.
-Россия
Отвечают на поставленный вопрос (Флаг, герб,
гимн)
Отвечают на поставленный вопрос (О символах
России)
Отвечают на поставленный вопрос: тема урока
"Символы России".
(предположения детей)
1. Знакомство с гербом РФ.
-Ребята, посмотри на экран. ( Слайд 9: Герб России)
-Что вы видите?
-Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» - наследство.
-Ребята, а как вы понимаете слово "герб"? ( Слайд 10)
-Герб России
четырёхугольный, с закруглёнными нижними
углами, заострённый в оконечности красный геральдический
щит.
–Что изображено на гербе? ( Слайд 11)
-Что изображено на груди орла? ( Слайд 12)
( Слайд 13):
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шел, чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
Отвечают на вопросы:
-Герб России.
- Герб- это отличительный знак, который может
принадлежать человеку, городу, государству
- Двуглавый золотой орел
.
-Изображение всадника с копьём в руке
2.Словарная работа:
(Слайд 14)
-Ребята а держит в лапах двуглавый орёл?
-Что такое скипетр?
-Что такое держава?
Державу и скипетр
-Это жезл – посох, украшенный золотом и
драгоценными камнями, служит символом власти.
-Это золотой шар с крестом наверху. В давние
времена корона, скипетр и держава служили
символами царской власти.
3. Знакомство с флагом РФ.
2
– Следующий символ государственной власти – это флаг. Флаг
России трехцветный (Слайд 15 : флаг России).
– Назовите его цвета?
-Ребята, поднимите руку, кто сможет составить флаг нашей
страны из фрагментов цветной бумаги.
-Государственный флаг - это знак (символ) свободы,
независимости и самостоятельности государства. На
государственном флаге нашей Родины - три цветные полоски,
одинаковые по размерам. Белый (первый) цвет - означает мир и
чистоту совести, синий цвет - означает небо, верность и правду,
красный - отвагу, мужество и героизм.
-Что означает слово «флаг»?
Слайд 16.
-Флаг – символ государства, города и т.п., сделанный из ткани,
прикрепленный к древку.
Слайд 17.
-Увлечение Петра Первого морем и флотом стало основой
появления на русских судах знакомого нам трёхцветного
знамени.
-Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце 17
века на первом боевом корабле « Орёл».
Такой порядок расположения цветов ввёл Пётр I.
За три века Россия сменила несколько флагов. От чёрно-жёлто-
белого до красного.
Слайд 18.
Ученики рассматривают флаг.
Отвечают на вопросы:
-Белый, синий, красный.
-Ученик у доски составляет флаг России.
Предположения детей.
Дети рассматривают картинки на слайде
4. Знакомство с гимном РФ .
– Ещё один символ государства, о котором мы с вами будем
говорить – это гимн.
– Что такое гимн?
Слайд 19.
(Слайд 20: портреты С.В.Михалкова и А.В.Александрова)
Вам уже знаком текст Государственного гимна России. Музыку
гимна написал композитор А.В.Александров, а слова - поэт
С.В.Михалков
– Когда вам приходилось слушать гимн?
– Как слушают гимн страны?
Прослушивание гимна России. (Слайд 21: текст гимна России)
- Это торжественное музыкальное произведение,
принятое как символ государственного единства
Дети рассматривают портреты С.В.Михалкова и
А.В.Александрова
-Во время подъема государственного флага,
торжественных собраний, национальных
праздников, спортивных соревнований.
-Все встают. Мужчины снимают головные уборы.
Так проявляется уважение к стране, чей гимн
звучит.
Ученики слушают гимн России и подпевают стоя.
IV. Первичное закрепление. Работа с учебником.
Выборочное чтение:
-Откройте учебник на с. 168 -170 "Государственный герб
России"
-Когда впервые двуглавый орел появился на печати Ивана
Третьего?
-В каком веке появились три короны, скипетр, держава на
Государственном гербе?
-Что означало наличие трех корон?
с.170 - 172 "Государственный флаг России".
-В каком году Россия вновь обрела свой исторический флаг?
(Слайд 22).
-Когда мы отмечаем День Государственного Флага?
-Ребят, прочитайте последний абзац.
-Что вы можете сказать о красном знамени победы. (Слайд 23)
-С чего начинается каждый день нашей страны?
Открывают учебник.
с.169 читают в 4 абзаце 1 предложение.
с.169 читают в 5 абзаце 1 предложение.
с.169 - 170читают в 5 абзаце 2 предложения.
с.172 читают в 5 абзаце 1 предложение.
с.172 читают в 5 абзаце 2 предложение.
с.172
с.172 читают в 5 абзаце 2 предложение.
-С гимна, его исполняют по радио и телевизору
V. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Выполняем задание 2 на с. 63 в раб.т.
Один ученик читаем ответ, остальные проверяют.
Выполняют задание.
Один ученик читаем ответ, остальные проверяют.
VI. Работа с загадками: (если останется время, если нет, то
загадки можно загадать на следующем уроке при проверке д/з)
1.На свете много песен разных,
Дети отгадывают загадки:
3
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства
Известна всем до одного.
2.Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй!
3.У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-синий-красный...
-Гимн
-Герб
-Флаг
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
-Какова была цель урока?
-Достигли мы её?
- Сможете ли вы узнать символы России среди символов других
стран?
-Объясните, как вы понимаете слова: «Отношение к гербу, флагу
и гимну России – это отношение к самой России».
Участвуют в рефлексии.
Рассуждают.
VIII. Домашнее задание:
(Слайд 25)
-Запишите домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
с. 168-174 учебника
4