Автор: Соколова Елена Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с.Октябрьское" Томского района
Населённый пункт: с.Октябрьское, Томского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Волшебная книга"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский с.Октябрьское» Томского района
Конспект непосредственной образовательной
деятельности с дошкольниками в средней группе
«Волшебная книга»
Автор разработки: Соколова Елена Васильевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Цели:
-закрепить знания народных сказок, продолжать приучать детей слушать
высказывания сверстников, развивать речь детей.
Задачи образовательные:
-закрепить знания детей об особенностях разных литературных жанров,
-формировать умение подбирать прилагательные к существительным,
-развивать речь детей с помощью загадок и скороговорок,
-расширять и обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
-развивать логическое мышление,
-развивать связную речь дошкольников,
-развивать познавательный интерес к художественной литературе,
-развивать воображение, познавательные способности детей,
- развивать мелкую моторику рук через пальчиковые игры и художественное
творчество.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к художественной литературе,
-продолжать работу по воспитанию интереса к книге.
Предварительная работа:
-чтение и обыгрывание сказок,
- проговаривание скороговорок,
- пальчиковые игры, настольно-печатные игры по сказкам,
- настольные театры по сказкам.
Оборудование:
Волшебная книга, картинки сказочных героев «Петушка, «Козы», «Медведей»,
«Бабы-Яги», бубен, письмо.
Ход занятия
Воспитатель:
Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят…
Дети: книжная полка, книжный шкаф, библиотека.
Воспитатель:
-Как вы догадались? (ответы детей)
-У нас в группе тоже есть книжный уголок (подводит детей). В нем находятся
разные книги. С какими вы знакомы? (ответы детей).
Дети вспоминают, какие книги есть в их книжном уголке.
Воспитатель:
-Книг в нашем уголке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных
жанров. Догадайтесь, что я сейчас зачитаю.
Читает отрывок из сказки.
-Жили –были старик со старухой. Пошел раз старик на реку рыбу ловить.
Смотрит – попался в сети журавль. Бьется, не может выбраться. Пожалел старик
журавля. Помог ему выбраться.
-Спасибо тебе, старичок! – говорит ему тот человеческим голосом….
Воспитатель:
-Что я вам прочитала? (ответы детей).
-Почему вы так думаете? (ответы детей).
-Слушайте следующий отрывок.
Читает стихотворение.
-Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвятся и играя,
Грохочет в небе голубом…
Воспитатель:
-А что сейчас я вам прочитала? (ответы детей).
-Почему вы так решили? (ответы детей).
-Послушайте еще один отрывок.
Читает отрывок из рассказа.
-Мальчик, Саша, очень любил рыбачить. Один раз он поймал, очень большую
рыбу. Саша был очень рад, что сам поймал большую рыбу.
Воспитатель:
-А что сейчас я вам прочитала? (ответы детей)
-Докажите, пожалуйста свои ответы (ответы детей).
-Как вы думаете, а это что?
Говорит скороговорку.
-Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Воспитатель:
-Что это? (ответы детей).
Воспитатель берет книгу с загадками и загадывает загадку.
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым…(снегирем).
Воспитатель:
-Кто это? (ответы детей)
-Что я вам загадала? (ответы детей)
Воспитатель достает волшебную книгу сказок и оттуда выпадает конверт с
письмом. И она его читает.
Воспитатель:
-Злая волшебница Гингема нагнала сильнейший ураган и все перепутала в книге.
Герои сказок, от страха, забыли из какой они сказки. Помогите разобраться.
-Поможем? (ответы детей).
Воспитатель:
-Но прежде чем приступить к делу, надо маленько размяться.
-Изобразим веселых мартышек.
Физмитутка.
Две проказницы мартышки Дети оттопыривают уши пальцами.
Полистать любили книжки: Имитируют перелистывание страниц
(ладонь – книга)
Потрясти их, полизать Имитируют движения по тексту.
И как будто почитать. Пальцем прослеживают «текст» на
ладони.
Ловко принялись за дело Имитируют засучивание рукавов.
И очки они надели. Делают очки из пальцев, подносят к
глазам.
К носу книжку поднесли, Подносят раскрытые ладони к носу.
Вдруг подальше отвели - Отводят раскрытые ладони от носа.
Ничего в очках не видно! Закрывают глаза руками, отрицательно
качают головой.
И мартышкам так обидно! Делают обиженное выражение лица.
Воспитатель подводит детей к первому заданию. На столе лежит картинка
петушка из сказки «Лиса, кот и петух».
Воспитатель:
-Что-то петушок говорит, сейчас я его послушаю (подносит к уху, слушает).
-«Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы….»
-Из какой сказки петушок? (ответы детей)
-Что можно сказать о петушке, какой он в сказке? (ответы детей).
Идут к следующему заданию.
Воспитатель:
-А вот и еще один герой сказки.
-В какой сказке коза говорит вот такие слова?
-Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся. Ваша мать пришла, молока
принесла….» (ответы детей).
Идут к следующему заданию на столе лежат картинки медведей из сказок
«Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок» и др.
Воспитатель:
-Что говорит медведь в сказке «Маша и медведь»? (ответы детей).
-А в сказке «Три медведя»? (ответы детей).
-А что в этой сказке говорит медведь (показывает медведя с колобком)? (ответы
детей).
Игра «Веселый бубен»
Дети передают бубен из рук в руки и произносят считалочку.
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам
У кого веселый бубен
Тот загадку скажет нам.
Воспитатель:
-А у меня есть тоже загадка для вас.
-Сколько лет – никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос – крючком, горбом спина,
С нечестью лесной дружна.
Дом её – на курьих ножках.
Ну, и вредная немножко…..(Баба-Яга).
-А Баба-Яга, так просто не хочет попасть в свою сказку. Она для вас задание
придумала.
Дидактическая игра «Рифмы».
Надо вспомнить известные рифмованные сказочные выражения.
Баба-Яга - ... (костяная нога)
Лягушка - … (квакушка)
Мышка - … (норушка)
Лисичка - … (сестричка)
Волк - … (зубами щелк)
Зайчишка - … (трусишка)
Воспитатель обращает внимание на яблоню, которая висит на стене.
Загадывает загадку.
Воспитатель:
-Дерево волшебное
С яблоками спелыми
Если съешь его плоды –
От врага упрятан ты.
- Что это за дерево и из какой оно сказки? (ответы детей).
Воспитатель:
-А еще мне яблоня сказала, что она не может быть в сказке без яблок. Поможем
яблоньке? (ответы детей)
Дети делятся на три группы. И подходят к столам, с чем они хотят
заниматься.
Первый стол – вырезают яблоки из цветной бумаги и приклеивают на яблоню.
Второй стол – лепят плоские яблоки из пластилина и прикрепляют к яблоне.
Третий стол – рисуют яблоки на дереве.
Воспитатель:
-Скажите пожалуйста, а чем мы с вами сегодня занимались (ответы детей).
-Ну вот, навели порядок в волшебной книге. Книга вам сказала, огромное
спасибо. И передала, что бы вы и дальше продолжали слушать сказки, рассказы,
загадки, и узнали еще больше.