Напоминание

Золотой век Барокко


Авторы: Ларина Оксана Валентиновна, Завьялова Галина Александровна
Должность: преподаватель по классу гитары,преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Камбарская ДШИ"
Населённый пункт: г. Камбарка Удмуртия
Наименование материала: лекция–концерт
Тема: Золотой век Барокко
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Камбарская детская школа искусств»

Лекция – концерт

«Золотой век Барокко»

Выполнили преподаватели ДШИ:

Завьялова Г.А., класс фортепиано;

Ларина О.В., класс гитары.

г.Камбарка, 2018 г.

Содержание

1.

Введение

2.

Архитектура эпохи Барокко

3.

Барокко в интерьере

4.

Барочная мода

5.

Барокко в живописи

6.

Музыка эпохи Барокко

6.1.Лютня

6.2. Барочная гитара

6.3.Танцы

6.4. Выступление учащихся класса гитары

6.5.Клавирная музыка

6.6. Выступление учащихся класса фортепиано

6.7. И.С. Бах

6.8.А.Вивальди «Зима».

7. Заключение

8. Информационные источники

Золотой век Барокко

( лекция- концерт сопровождается презентацией)

Дорогие друзья, наш вечер посвящен культуре, искусству, музыке середины

16 и до конца 18 века. Это время принято называть эпохой «Барокко»,

Золотой век Барокко.

слайд 1

Барокко

, в переводе с итальянског

о, означает «причудливый», «странный»,

«склонный к излишествам». В переводе с португальского - «жемчужина

неправильной формы».

Первые признаки этого стиля стали проявляться в архитектуре и

изобразительном искусстве, а затем и в музыке.

Родиной барокко считается Италия. Наибольшей популярности этот стиль

достиг в Германии, Испании, Франции. К отличительным чертам данного

стиля относятся грандиозность, напыщенность, торжественность и

парадность.

Это время подарило нам открытия астрономов Коперника и Галилео;

Слайд 2

физиков и математиков Ньютона, Декарта, Паскаля, Лейбница;

живопись Рубенса, Рембрандта, Эль Греко, Ван Дейка, Караваджо,

Веласкеса;

поэзию Флеминга, Грифиуса, Кальдерона, Сервантеса,

Слайд 3

Серано де Бержерака, Шарля Пьерро и, конечно же, замечательную музыку.

На Руси же в 16-18 веке весь строй существенно отличался от обстановки на

Западе. Профессиональная музыка в России не выходила за рамки

религиозного хорового пения, духовной бытовой лирики. И, конечно же, в

России в эпоху барокко творил художник, ученый, поэт Михаил

Ломоносов.

Слайд 4

Архитектура

Слайды 5,6,7

Для архитектуры барокко характерны величественность зданий, обильно

украшенных различным декором и даже скульптурами, волнистостью и

вычурностью линий, пространственный размах. Часто встречаются

развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в

интерьерах, колонны и пилястры.

Слайды 8,9

В России архитекторы Карло Растрелли, Дмитрий Ухтомский и Михаил

Земцов создавали прекрасные дворцы Петергофа, Царского села и

Петербурга. Для расцвета эпохи барокко в России (середина18 века)

характерно строительство дворцов, усадеб, храмов.

Барокко в интерьере.

Слайд 10

Интересен стиль барокко в интерьере. В интерьерах того времени

использовалась показная роскошь, в украшении много цвета и крупных,

богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные

стены. Характерны были цветовые контрасты, обильные позолоченные

украшения. Мебель была предметом искусства и предназначалась

практически только для украшения. Зеркала украшались скульптурами и

лепниной с растительным узором.

Барочная мода.

Слайды 11,12,13

Барочный человек отвергал естественность, которая отождествляется с

дикостью, бесцеремонностью, самодурством и невежеством.

Женщины барокко дорожили бледностью кожи, на них неестественные,

высокие и замысловатые прически, украшенные множеством цветных лент,

драгоценными камнями, а порой и вовсе замысловатыми конструкциями

которые крепились проволокой. Одежда непременно пышная, украшенная

множеством рюш, бантов и кружевами, корсет и искусственно расширенная

юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен, в

переводе с английского - «мягкий», «нежный», «спокойный». Он

предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные

парики ( вспомните портреты Г. Генделя, И.С. Бах, они изображены в

париках) Для мужчин того времени свойственны шляпы с перьями, которые

сменили треуголки. Порой мужчины были вынуждены ходить на каблуках.

При Петре I ,европейские костюмы носили также и в России некоторые

аристократы, хотя не повсеместно.

Барокко в живописи

Слайды 14, 15.

Живопись Барокко характеризуется яркостью красок, разнообразием

сюжетов. От религиозных и мифилогических до бытовых, виртуозными

декоративными композициями, парадными портретами. Сегодня мы уже

говорили о таких художниках как П. Рубенс, Караваджо, Веласкес,

Рембрандт, а в России это А. Антропов и Ф. Никитин, чей знаменитый

портрет Петра 1 вы, наверняка, знаете. Кто из вас был в Эрмитаже, где

широко представлены картины эпохи барокко?

Музыка

Слайд19

Золотой век эпохи Барокко - подлинный век музыки. Именно в этот период,

большое развитие получает теория, появляется традиционная запись нот,

которую используем и мы с вами. Развиваются способы игры на

музыкальных инструментах. Показателем стремительного развития стали

новые жанры: опера, которая оказала влияние на все области музыкального

искусства, и где, впервые, были введены яркие костюмы, художественный

текст. Появляются оратория, кантата, в вокальной музыке, слова; а так же

концерт, старинная соната, вариации, прелюдии, фантазии, токкаты и сюита.

Слайд 20

В России представителем эпохи Барокко стал композитор Бортнянский.

Царицей инструментов эпохи Барокко была лютня. Лютнист – типичная

фигура на полотнах художников барокко. В Эрмитаже находится известная

картина итальянского мастера Караваджо «Лютнист».

Слайд 21

Слайд 22

Барокко – это расцвет развития лютни. Она оказывается едва ли не во всех

областях музыкального исполнительства. На ней играли соло и

аккомпанировали пению, включали в состав различных ансамблей и

оркестров. Обучение игре на лютне считалось неотъемлемой частью

светского воспитания. За несколько веков для нее было создано огромное

количество замечательных произведений.

Послушайте звучание лютни. И.С. Бах. Отрывок из симфонии.

Слайд 23 ( видеозапись)

Широкое распространение получили щипковые и струнные инструменты -

виола, барочная скрипка, виолончель, контрабас, а так же деревянные -

духовые инструменты флейты, гобой, кларнет, фагот .

Слайд 24

Особенно, популярна стала барочная гитара. Она отличается от современной

тем, что на ней в то время, было четыре или пять сдвоенных струн.

Слайд 25

Вашему вниманию предлагается послушать барочную гитару. Звучит

произведение «Канариос», автор испанский композитор Гаспар Санз.

Слайд 26 (видеозапись)

Повсеместное распространение получила сюита, что в переводе с

французского значит «последовательность».

Видео танцев эпохи барокко.

Слайд 27 (видеозапись)

Первоначально сюита состояла из четырех танцев - Аллеманда, Куранта,

Сарабанда, Жига. Танцы эти соединялись по принципу контраста между

медленными, плавными и живыми, прыжковыми. Со времени они

дополнились другими танцами – изящным Менуэтом, жеманным Гавотом,

торжественным Полонезом, шутливым Бурре или веселым Ригодоном.

Иногда в сюите появлялись и нетанцевальные части – Прелюдия. Ария,

Каприччио, Рондо.

А сейчас, вашему вниманию предлагается выступления учащихся класса

гитары, которые исполнят некоторые части сюиты, композиторов эпохи

барокко.

1. Мичкова Марина, 1 кл гитара, преп. Ларина О.В.

-Р. Де Визе. Менуэт

Слайд 28

2. Елтышев Саша, 1 кл, гитара, преп. Ларина О.В.

-Кюфнер. Лендлер.

Слайд 29

3.Сергеев Сергей.3 кл, гитара, пре. Ларина О.В.

-И. Кригер. Бурре

Слайд 30

4. Старков Алексей, 4кл. гитара, преп. Ларина О.В., концертм. Юсупова Р.Р.

- Пахельбель. Сарабанда.

Слайд 31

5.Ахатова Альбина, 4 кл, гитара, преп. Ларина О.В.

-И.С. Бах. Менуэт.

Слайд 32

17-18 века стали временем расцвета клавирной музыки.

Слайды 33.34

Клавир – общее название клавишных инструментов того времени: клавесина,

клавикорда, чембало, вердженала и отчасти органа. Произведения, которые

прозвучат сегодня, не являются фортепианными в силу того, что фортепиано

было изобретено позже, в 1709 году, а широкое распространение получило

лишь к концу эпохи барокко(18 века).

В эпоху Барокко жил отец Вольфганга Амадея Моцарта. Композитора эпохи

классицизма - композитор Леопольд Моцарт. Послушайте его произведение

Ария.

6.Ямщикова Анна, 4 кл, фортепиано, преп. Завьялова Г.А

- Л. Моцарт. Ария

7.Житникова У.М. (фортепиано) исполнит произведение ярчайшего

композитора эпохи барокко французского композитора, клавесиниста

Франсуа Куперена. Танец

Слайд 35

8. Шутова С.Ю. (аккордеон) - Корелли. Адажио

Музыка Доменико Скарлатти получила признание в конце 18

столетия, композитор был известен как клавесинист. Важнейшая часть

творческого наследия – клавирные сонаты.

Слайд 36

9. Бельчева Т.А.(фортепиано) – Д. Скарлатти. Ария

Итальянскую органно-клавирную школу мы

Слайд 37

представляем выдающимся музыкантом Жаном Батистой Люлли.

10. Завьялова Г.А.(фортепиано) - Ж.Б. Люлли. Гавот

Слайд 38

Иоганн Себастьян Бах – самый выдающийся представитель композиторов

Барокко, династии Бахов – старинного рода городских музыкантов. Кроме

грандиозных, масштабных произведений Иоганн Себастьян сочинял пьесы,

предназначенные для детей и начинающих музыкантов. Он серьезно

занимался музыкальным образованием своих сыновей, составляет для них

«нотные тетради», «музыкальные альбомы». Одним из самых популярных

сборников баховского педагогического репертуара являются инвенции. В

переводе с латинского «инвенция» означает «изобретение», «загадка»,

«головоломка».

Звучит двухголосная инвенция ля минор.

11.Метелева Ксения, 4 кл, фортепиано, преп. Бельчева Т.А.

-И.С. Бах.2-х голосная Инвенция, ля минор.

Основным музыкальным инструментом И.С. Баха стал орган, как в духовной

так и в светской музыке.

Слайд 39

Послушайте звучание органа. И.С. Баха. Токкатта и фуга, ре минор

Слайд 40 (видеозапись).

Заключение

Творчество Баха завершает эпоху барокко в музыке. На смену «странному»

стилю приходят классицизм, затем романтизм, импрессионизм,

абстракционизм и т.д.

Слайд 41

Но именно в17 веке, идеи о том, какой должна быть музыка, обрели свою

форму, эти музыкальные формы не потеряли актуальности и в сегодняшний

день.

Слайд 42 (видеозапись)

Звучит музыка А. Вивальди. «Зима».

Образы, темы, идеи искусства 17 столетия причудливым образом отразились

в современном искусстве - они широко и успешно используются в

кинематографии, анимации, эстрадной песне различных направлений. Ее

можно услышать даже в мобильных телефонах, она применима в моде. А

ведь ей 250 лет. Чем вызван такой интерес к старинному искусству? Может

быть тем, что мы с вами испытываем чувства, схожие с переживаниями

людей, живших 3 столетия назад – страх, радость. Любовь и растерянность

перед неумолимым течением времени, перед неизвестным…? Может быть….

Музыка 17 века – величайшее достижение человеческого таланта и

разума. Она живет и будет жить еще не одно столетие.

Слайд 43

Информационные источники:

1.

В.И. Петрушин. Слушай, пой, играй. Методическое пособте для

музыкального образования, 1999г.

2.

Интернет ресурсы.



В раздел образования