Напоминание

Внеурочная деятельность "Танцующая капель"


Автор: Гоглова Наталья Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Дашковская СОШ"
Населённый пункт: Московская область ГО Серпухов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внеурочная деятельность "Танцующая капель"
Дата публикации: 14.05.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дашковская средняя общеобразовательная школа»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

___________________ В.Д. Маланин

31.08.2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружок

ритмика «Танцующая капель»

1класс

на 2018-2019 учебный год

Составитель: Гоглова Наталья Александровна,

учитель физической культуры.

п. Большевик

2018г

.

Содержание программы

1.

Пояснительная записка

2.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы.

3.

Учебно-тематический план

4.

Содержание изучаемого курса

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6.

Список литературы

7.

Пояснительная записка

Содержание

программы

основано

на

положениях

нормативно-правовых

актов

Российской Федерации:

требования

к

результатам

освоения

образовательной

программы

по

«Физической культуре» основного общего образования (ГОС и ФГОС);

Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;

Поручение Президента Российской Федерации от 02.10.2007г. №ПР-1766 «О

развитии

физической

культуры

и

спорта

в

образовательных

учреждениях

России»;

Положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период

до 2020года» в отношении модернизации системы физического воспитания

детей,

подростков,

молодежи,

утвержденной

распоряжением

Правительства

Российской Федерации от 07.08.2009года №1101-ф.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889

Методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету

«Физическая культура» приказ Министерства образования и науки России от

29 июля 2011г №1560;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям

и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое

значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с

рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в

наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются

изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в

движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей

сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли»,

появились первые балеты.

Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой

новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к

хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное

представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный

потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и

гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни,

Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам

свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и

нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает

творчество жизни со свободным творчеством...»

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец -

искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой,

художественными образами, произведениями литературы.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ

ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития

каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные

образовательные области.

По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической

подготовки и дети с физическими недостатками. Все занятия программы и досуговые

мероприятия составлены самостоятельно с учётом специализации программы по

ритмике.

Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим

поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые

отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать

универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих

самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой

замысел в творческой деятельности.

На современном этапе развития российское общество осознало необходимость

духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли

эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой

повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на

изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану

здоровья детей.

Учитывая требования современного образования, была создана авторская

образовательная программа внеурочной деятельности «Танцующая капель». Данная

комплексная программа реализует основные идеи и цели системы образования

детей:

Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству;

Содействовать личностному и профессиональному самоопределению

обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;

Приобщать подрастающее поколения к ценностям мировой культуры и

искусству; сохранению и охране здоровья детей.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;

научности;

интеграции;

осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию

личности ребёнка;

соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы,

нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой

личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление

здоровья детей.

Стратегической целью программы является формирование целостной, духовно-

нравственной, гармонично развитой личности.

Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения

следующих задач:

В области хореографии:

расширять знания в области современного хореографического искусства;

способствовать выражению собственных ощущений, используя язык хореографии,

литературы, изобразительного искусства;

формировать умение понимать «язык» движений, их красоту.

В области воспитания:

Содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;

Развивать чувства гармонии, чувства ритма;

Совершенствовать нравственно- эстетические, духовные и физические

потребности.

В области физической подготовки:

Развивать гибкость, координацию движений;

Развивать психофизические особенности, способствующие успешной

самореализации;

укреплять физическое и психологическое здоровье.

Занимающиеся 6-9лет, тематика расписана два занятия в неделю(сплит).

В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные,

интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно-

постановочные занятия включены количество разделов программы самостоятельно,

интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.

На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система

ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной

деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра

используется как метод обучения развития и воспитания.

В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть

коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны

использовать следующие компетенции

позиции рук и ног;

слушать музыку и различать композиции ;

первичные сведения об искусстве хореографии.

воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа

самовыражения;

соединять отдельные движения в хореографической композиции;

исполнять движения под музыку.

освоить элементы спортивной и художественной гимнастики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы.

В

результате

изучения

программы

«Танцующая

капель»

обучающимися

школы

должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные

результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах

учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы,

а именно:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю

России;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

-овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-

формирование

умения

использовать

знания

об

индивидуальных

особенностях

физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным

и половым нормативам;

- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в

различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-

проявление

дисциплинированности,

внимательности,

трудолюбия

и

упорства

в

достижении поставленных целей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные

результаты характеризуют

уровень

сформированности

универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и

практической деятельности, и отражают:

-

овладение

способностью

принимать

и

сохранять

цели

и

задачи

учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-

формирование

умения

понимать

причины

успеха

или

неуспеха

учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-

продуктивное

сотрудничество

(общение,

взаимодействие)

со

сверстниками

при

решении задач во внеурочной деятельности;

-

готовность

конструктивно

разрешать

конфликты

посредством

учета

интересов

сторон

и

сотрудничества,

умением

вести

дискуссию,

обсуждать

содержание

и

результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих

решений;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-

умение

осуществлять

информационную,

познавательную

и

практическую

деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

- формирование понимания красоты телосложения и осанки человека в соответствии

с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической

красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья;

Предметные результаты

-

формирование

знаний

о

укреплении

здоровья

(физического,

социального

и

психического),

о

положительном

влиянии

двигательной

активности

на

развитие

человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное);

-

о вл а д е н и е

ум е н и я м и

о р г а н и з о в ы ват ь

зд о р о в ь е ф о рм и ру ю щ у ю

и

здоровьесберегающую

жизнедеятельность

(режим

дня,

утренняя

зарядка,

оздоровительные мероприятия, спортивные игры и т. д.);

-

формирование

навыка

систематического

наблюдения

за

своим

физическим

состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины

и

массы

тела

и

др.),

показателями

основных

физических

качеств

(быстроты,

координации, гибкости, выносливости);

- развитие основных физических качеств;

- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении

заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и

способов их устранения;

- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в

движениях и передвижениях человека;

- выполнение комплексов на 8-16-32 счета из различных видов ритмики с предметами

и без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения;

-

умение

находить

отличительные

особенности

в

техническом

выполнении

упражнений разными обучающимися;

- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами,

в различных условиях.

Формы организации внеурочной деятельности

Кружок – форма добровольного объединения детей. (Ритмическая гимнастика)

Функции:

расширение, углубление, компенсация предметных знаний;

приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;

расширения коммуникативного опыта;

организации детского досуга и отдыха.

Форма

выражения

итога,

результата

выступление,

концерты,

фестивали,

семинары.

Учебно-тематическое планирование

Второй год обучения

п/п

Наименование тем

Количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Вводные занятия. Правила

техники безопасности

1

1

-

2.

Аэробика

5

1

4

3.

Танец сегодня

5

1

4

4.

Игровые технологии

4

1

3

5.

Азбука танца

5

1

4

6.

Интегрированные занятия

5

-

5

9.

Ритмика

9

-

9

10.

Итоговые занятия и

досуговые мероприятия

1

-

1

Итого:

35

5

30

Содержание изучаемого курса

Вводные занятия.

Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и

содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике

безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях

внешнего вида учащегося.

Танцы народов мира.

Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:

Бальные танцы - танго, вальс, полька.

Народные танцы - русские народные, испанские танцы, танцы Казахстана, Китая,

Африки, Индии.

Особенности восточного танца - Турция, Сирия, Египет.

Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства,

искусство миллионов.

Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, джазовые

танцы, твист, танец модерн.

Танец сегодня.

Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми

веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах

нашего времени.

Самая титулованная пара России Тимохин Дмитрий и Анна Безикова. Вечернее танго

в Буэнос-Айресе. Стремление быть не как все (Московская академия хореографии)

Анастасия Волочкова. Музыкальная таблетка (о лечебной силе музыки). Жизненная

энергия, шоу - балет «Тодес» (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две

грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене).

Учитель танцев. Танец живота - красота и здоровье. Если болезнь нельзя вылечить, её

можно затанцевать, (психотерапевтическая роль танца). Поговорим о ...

Игровые технологии.

«Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению,

человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.

С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого

происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности. Личностное

самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «что

есть «Я» в этом мире?». Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно

сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством

деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим

внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов

учебной деятельности, проявление их личностных функций: мотивирующей, о

посредующей, коллизийной, критической ориентирующей автономности, творчески

преобразующей и само- реализующей. Игра в достаточной мере способствует

становлению этих функций.

Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития

культуры.

Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и

искусства.

В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «о

каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом

полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну

из самых чистых и совершенных форм игры»

Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее

отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с

другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же

ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.

Игровые технологии программы:

- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для

создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие

внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства

ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию».

«Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие

актёрского мастерства»

Интегрированные занятия.

Совместный процесс прослушивания музыки помогает мне заинтересовать и

приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные

замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают

творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных

произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной

литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной

особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к

изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является

составляющими элементами интегрированных занятий программы. Моё обоснование

введения интегрированных занятий по искусству в программе составляют такие

факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов искусств,

соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов искусств,

возрастные и индивидуальные особенности детей, органическое единство разных

видов ощущений в познании действительности, окружающего мира. Учитывая

принцип дидактики, учебный материал для программы отбирался с точки зрения его

доступности, жизненности, практической воспитательной направленности.

Преимущество интегрированных занятий:

повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует

к повышению уровня компетенций и воспитанности учащихся;

способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению

предмета, явления нескольких сторон: теоретической, практической,

прикладной;

способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять

лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

способствуют развитию музыкальных компетенций;

обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа

выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в

активную работу на каждой минуте занятия и способствуют творческому

подходу к выполнению учебного задания.

Так в процессе изобразительной деятельности учащиеся изучая строение объектов,

изображение их пространственного положения, форму, вместе с тем одновременно

познают и законы красоты. В процессе чтения чувства обогащаются, становятся

более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций.

Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных

произведений способствуют развитию музыкальных компетенций. Изображение

художественных образов танца помогает учащимся понять смысл танца, характер

образов и стиль исполнения.

Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного

искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в

мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса,

умения понимать и ценить искусство и красоту.

Вид деятельности ребёнок может выбирать самостоятельно, педагог только

предлагает. На занятиях учащиеся прослушивают мелодии, и возникшие ощущения

выражают или через танцевальные движения, или через рисунок, или через

художественное слово. Импровизация - один из главных элементов данного занятия.

Если учащийся изучает по программе русский народный или современный, то на

занятиях предлагается придумать и смоделировать костюм, изобразив его на бумаге,

или изобразить костюм для себя с учётом своей индивидуальности, а так же

предлагается пофантазировать о новой постановке танца, когда педагог предлагает

новую мелодию или учащийся приносит на занятие понравившуюся ему музыку.

Задачи занятия :

раскрыть потенциальные способности;

закрепление музыкальных и хореографических знаний;

увеличить границы самостоятельного творчества;

содействовать личностному самоопределению.

«Ритмика»

Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры,

музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку

недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в

развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны

способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие,

представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом

в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не

могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним

относятся: компетенции ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке,

определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать

музыку с движением.

На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную

музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают

музыкальные произведения.

Методическое обеспечение внеурочной деятельности

Понятие хореографии как искусства

Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое содержит

балет, искусство народного современного танца.

Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов,

свой

художественно

выразительный

язык,

с

помощью

чего

создает ся

хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он

имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный

мир

человека.

Основу

хореографического

образа

составляет

движение,

которое

непосредственно связано с ритмом.

Специфической

особенностью

искусства

хореографии

является

е е

непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический

образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение.

При анализе музыкального искусства шла речь о существовании важной связи

композитор – исполнитель. В хореографии эта связь значительно усложняется, ведь

между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Именно этот

«тройной союз» и делает хореографию видом искусства.

Первые

свидетельства

о

зарождении

искусства

хореографии

отсылают

нас

к

глубокой давности, когда в доисторические сутки танец выполнял определенную

ритуальную функцию. Эта тенденция имела свое продолжение и развитие в культурах

Древних

Египта

и

Греции,

тогда

как

в

Древнем

Риме

танец

уже

начинает

восприниматься как зрелище.

Средневековье налагает на хореографическое искусство табу – запрещение, хотя

народный танец, невзирая на любые препятствия, продолжает свое развитие (эта

ситуация в известной мере стала основой для известного роману В. Гюго «Собор

Парижской Богоматери»).

Процесс возобновления искусства хореографии связан со временем Возрождения,

но настоящий его развей начинается в XVII ст., когда во Франции была создана

Королевская академия танца (1661).

Академией

была

разработана

основная

система

классической

хореографии

и

заложен фундамент балета (от фр. и лат. – танцую), который имеет свою жанровую

структуру.

Хореография – это своеобразная метатеория балетного искусства, которое рядом с

классическим и народно характерным танцем использует элементы пантомимы и

тому подобное.

Становление искусства балета

Становление и развитие искусства балета связаны с культурами Италии, Англии,

Австрии и особенно Франции. Именно в этой стране начался процесс отделения

балета от оперы и предоставления балетному искусству статуса самостоятельной

отрасли хореографии.

Основателем классического балетного искусства был французский балетмейстер

Ж.Ж. Новерр, который отстаивал идею синтеза между танцем и музыкой. По мнению

Новерра, именно синтез предопределял создание полноценного хореографического

образа.

Ведущими школами классического балета в начале XIX ст. становятся итальянская

и французская, которые

совершенствуют,

развивают

на

новом

уровне

основные

принципы

балета

XVII–XVIII

ст.,

ведут

поиски

новых

средств

и

приемов,

значительно усложняют технику прыжка, вращения, и тому подобное.

Процесс развития балетного искусства XIX ст. имел взаємовпливо-вий характер.

Да,

поиски,

которые

происходили

в

европейской

хореографии,

стимулировали

становление

этого

вида

искусства

в

России,

которая

впоследствии

приведет

к

обратному процессу – влиянию искусства российского балета на западноевропейский

(«Российские сезоны» в Париже). 216

Плодотворно работали в России западные балетмейстеры Ш. Дидло (1767–1837),

который

поставил

много

разножанровых

представлений

и

воспитал

таких

звезд

балетного искусства, как А. Истомина (1799–1848) и Е. Телешова (1804–1857), и

А. Сен-леон (1821–1870).

Последующий расцвет балета происходит во второй половине

XIX – в начале XX ст. и связанный прежде всего с именем М. Петипа (1818–1910),

который осуществил новаторские балетные постановления. Всемирное признание

Петипа принесли балеты «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» (в соавторстве из

Л. Ивановым),

а

имена

О. Преображенской,

М. Кшесинской,

П. Гердта

вошли

в

историю балетного искусства.

Новый этап в развитии российского балета связан с именем О. Горского (1871–

1924)

постановщика

балетов

«Дон

Кихот»

и

«Саламбо».

Он

отказался

от

обветшалых

приемов

пантомимы,

предпринял

действие

более

четким

и

более

динамическим,

начал

активно

вовлекать

в

художественное

оформление

своих

спектаклей известных художников, в частности К. Коровина и О. Головина.

Анализируя искусство хореографии, следует отметить, что оно представлено не

только

классическим

балетом,

но

и

непосредственно

пов

язане

и

с

традициями

народного

танца,

который

воспроизводит

в

движении

и

пластике

специфику

национального самосознания (ансамбль танца им. П. Вирского).

Яркая

страница

в

развитии

искусства

народного

танца

связана

с

традициями

испанской

национальной

культуры,

в

частности

с

деятельностью

хореографа

и

танцовщика А. Гадеса, в творчестве которого объединились искусство классического

балета и уникальное явление испанской культуры – искусство фламенко.

Следовательно, искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется,

ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет

всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира

.

Великие хореографы и танцоры

Как стать великим танцором? На этот вопрос, пожалуй, вам никто не сможет

ответить, даже сами великие танцоры мира. Если же все-таки задаться целью

выяснить, как каждый из них стал великим, то мы быстро найдем ответ на этот

вопрос. Каждый из них с раннего детства много и долго занимался, начиная с

изучения классической хореографии, заканчивая созданием собственной,

неповторимой танцевальной манеры.

Майя Плисецкая – великая русская балерина ХIХ- ХХ веков. Первый этап жизни

великой танцовщицы был связан с ежедневными тренировками, травмами. В балетах

ей доставались лишь небольшие роли. Она пришла в Большой театр, где начала

отрабатывать новые классические партии, которые в скором времени принесли ей

огромный успех и всемирную славу. Второй этап ее жизни и творчества –

хореографическая деятельность и выступления на большой сцене в балетах "Кармен-

сюита", "Анна Каренина", "Дама с собачкой", "Болеро", "Аве Майя" и во многих

других. Хореографы всего мира ставили свои лучшие спектакли именно для нее. И

все же «Лебединое озеро» принесло ей больший успех, чем остальные балеты, ведь

люди во всем мире помнят и знают невероятную пластику тела и руки Майи

Михайловны Плисецкой, которые будто живут самостоятельно, отдельно от тела

балерины.

Морис Бежар - величайший хореограф современности, его называют "поэтом

вольного, сильного, мужского танца, живым классиком, балетным гуру".

Профессиональные танцоры говорят о том, что М. Бежар является самым жестоким

хореографом ХХ века. Дело в том, что танцы, которые ставит М. Бежар, очень

сложны в исполнении и требуют от танцора колоссальной отдачи и физических

затрат. Его постановки отличаются современностью, хаотичностью,

философичностью. Многие говорят о том, что М. Бежар создал собственную

философию танца.

Игорь Моисеев – великий танцор, хореограф, создатель ансамбля народного танца,

который сейчас называется его именем. В 1937 году был создан ансамбль, а в 1943 -

школа-студия народного танца. И. Моисееву удалось показать всю красоту народного

танцевального искусства. По сути он создал новый жанр, который называется

академический народный танец. Ансамбль Игоря Моисеева уже давно стал

достоянием Российской культуры. Движения участников ансамбля не только четки и

отточены. Ансамбль отличается поразительной синхронностью. Каждый танец

представляет собой маленький спектакль, который имеет завязку, развитие,

кульминацию и развязку.

Красота и сила, четкость хореографического мастерства, колоссальная энергетика,

талант и эксцентричность, все это составляющие таланта великих танцоров мира.

Упражнения для развития чувства ритма

1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком ( без хлопка)

- Стоят шеренгой, тактируют.

По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).

2. «Ежик и барабан»

Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру

на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.

С барабаном ходит ежик,

Бум - бум - бум!

Целый день играет ежик,

Бум - бум - бум!

С барабаном за плечами,

Бум - бум - бум!

Ежик в сад попал случайно

Бум - бум - бум!

Очень яблоки любил он

Бум - бум - бум!

Барабан в саду забыл он

Бум - бум - бум!

Ночью яблоки срывались

Бум - бум - бум!

И удары раздавались

Бум - бум - бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум - бум - бум!

Глаз до зорьки не сомкнули

Бум - бум - бум!

3. Учитель говорит:

Дятел сел на толстый сук

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: Всем друзьям своим на юг

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: Телеграммы дятел шлет,

Что весна уже идет,

Что растаял снег вокруг:

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: Дятел зиму зимовал,

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: В жарких странах не бывал!

Дети: Тук да тук, тук да тук!

У: И понятно, почему,

Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.

Дети: Тук да тук, тук да тук!

4. «Шумит оркестр».

Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.

Кыш - кыш (свободное движение рук)

Хлоп - хлоп (в ладоши)

Шлеп - шлеп (по коленям)

Топ - топ ( ноги поочередно)

Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

5. На фланелеграфе выложить ритм:

Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски.

Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.

6. Игра: «Ритмическое эхо».

Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно

повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

7. Игра: «Хлопот в такт».

Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую

сильную долю.

8. Игра: «Музыкальные топотушки».

Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить

длительности.

9. Показ рукой - ударение на каждое слово.

Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?

(Можно прыгать как зайчики).

10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо - 2 раза.

А потом вдруг... в ямку бух! (приседают).

11. «Перевертушки»

На эти слова должны быстро повернуться.

Ой, чки, чки, чки, огурчики.

Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.

12. «Сыграй, как я».

Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.

Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать,

а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на

любом из вышеперечисленных инструментах.

13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши.

Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и

без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс

руки, поклон).

14. Пение с движением руки по движению мелодии.

Сила звука: открывать ладонь и закрывать.

Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела

( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.

Виды современных танцев

Танец живота (bellydance)

Это женский танец, обладающий большой терапевтической пользой. Его родиной

считается Древний Египет. По другой версии, танец живота индийского или

цыганского происхождения, а в последнее время — повальное всемирное увлечение,

распространившееся благодаря своей сексуальности и полезности

Танец живота — это набор изолированных движений мыщц, «главный эффект»

которого, по мнению известного учителя танцев Мохаммеда Гадави — сексуальное

возбуждение за счет созерцания подвижной и гибкой талии.

С медицинской точки зрения танец очень полезен для женского организма: усиливая

кровоснабжение внутренних органов малого таза, он выступает хорошим средством

профилактики гинекологических заболеваний. Развивая мышцы таза и тазового дна,

он существенно облегчает роды. Кроме того, танец живота — признанное средство

лечения и профилактики целлюлита.

Брейк данс

Танцевальная часть мировой культуры хип-хоп. Зародился он в Нью-Йорке в 1969

году под названием «Good Foot», когда Джеймс Браун продемонстрировал публике

свой знаменитый танец «Get on the Good Foot».

Брейк данс — зрелищная танцевальная часть хип-хоп-культуры. В переводе

с английского — ломаный танец. Делится он на Botton (нижний, брейкинг) и Top

(верхний). Первый весьма травмоопасен и требует хорошей физической подготовки,

включает сложные акробатические элементы: вращение на голове, прыжки на руках

со сменой опоры, обороты на руках или на одной руке на 360, 720 и более градусов,

вращение ног вокруг своего тела с опорой на руки и т. д.

Второй больше требует развитой пластики и артистизма — например, waving

имитирует волны, проходящие по всему телу и его отдельным частям, а в таком стиле

как king tut между телом и руками, плечом, предплечьем и запястьем дозволены

только прямые углы.

Латина

Зажигательный клубный танец, синтезированный из множества народных

латиноамериканских, а также стандартизованных бальных европейских танцев.

Латина — модный танец современной клубной аудитории. Он адаптирован

к популярной молодежной музыке. Включает в себя наиболее яркие сексуальные

движения кубинской румбы, веселые наклоны самбы, знаменитый ритм ча-ча-ча

и другие элементы популярных танцев Южной Америки. Кроме того, в латину входят

и движения испанского пасодобля — танца, имитирующего корриду. Есть в ней

и свинговая веселость сверхбыстрого американского джайва.

От естественно-эротичных латино-американских танцев латина унаследовала

сексуальный характер, а клубная эстетика сделала латину очень энергичной.

Получился игривый, задорный танец, он быстро подчинил себе танцующую

молодежь и стал неотъемлемой частью музыкальной поп-культуры.

Клубный танец

Производная от различных современных танцевальных практик, позволяющая

двигаться под любую клубную музыку.

Музыкальная эклектика, смешение стилей обозначили необходимость танца, который

умело вписывался бы в многообразие изменчивых темпов и ритмов современной

музыки.

Клубный танец — это несколько наборов определенных движений в том или ином

стиле (hip-hop, locking, house, funk, r’n’b и др.) с возможностью собственного

сочинительства, импровизации. Клубный танец — это модное универсальное умение

органично танцевать и на домашней вечеринке, и на дискотеке, и в элитном ночном

клубе; оно основано на знании новейших танцевальных техник.

R&B

Самый модный танец на Западе, танцевальная составляющая шоу-бизнеса таких

звезд, как Jastin Timberlake, Mariah Carey, Shakira, B2K и других.

Rnb — ритм и блюз, танцевальное зрелище, популяризуемое MTV-культурой. Оно

базируется на основе техник хип-хопа, фанка и джаза, но имеет собственное

специфическое движение — так называемый «кач».

«Кач» rnb напоминает о фривольности, показных манерах в городской негритянской

эстетике США. Технически «кач» вызывается изолированным напряжением мышц

живота, в то время как остальные мышцы тела расслаблены и производят впечатление

развязности, беззаботности танцора.

Хип-хоп

Движения под музыку, наряду с брейк дансом выступающие танцевальной основой

современной культуры хип-хоп. С 1981 года хип-хоп существует не только как

популярное молодежное увлечение, но и как танцевальная конкурсная дисциплина.

Жизнерадостный и энергичный, неагрессивный танец.

Для него характерны разнообразные прыжковые движения, пружины («hip-hop» —

подскакивать, мелко прыгать), подчиненные интенсивному биту. Благодаря

постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-хопа находится

в непрерывном развитии: впитывает в себя элементы соседних танцевальных практик

(верхний брейк, диско) и стремится к большей выразительности и свободе, несмотря

на жесткую привязанность к ритму.

Список литературы

1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг,

2004.

2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение,

1991.

4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М.,

2001.

5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

6. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

7. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.

8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

9. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания

акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:

10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.

11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12. Игры в школе. - М.: ACT, 2000.

13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.

14. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.

15. Программы для социально-психологического сопровождения детей с

отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.

16. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.

17. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992



В раздел образования