Автор: Машина Наталия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 51 Василеостровского района г. Санкт–Петербурга
Населённый пункт: САНКТ–ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Авторские сказки–малышки(артикуляционная гимнастика для детей 3–4 лет))
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ № 51 Василеостровского района
«Авторские сказки-малышки»
(артикуляционные упражнения для детей 3-4 лет)
Сказка. А что такое сказка? Или Что мы вкладываем в понятие
«сказка»? Сказка - это фольклор, сказка – это вымышленная история с
вымышленным героем.
Сказка – это очень удачная форма работы с малышами 3-4 лет, потому что в
рамках сказки педагоги могут решить все свои воспитательные и
образовательные задачи, а самое главное ненавязчиво. Самое главное, что
сказка всегда интересна детям... Поэтому на просторах интернета появилось
большое количество «Сказок о Веселом Язычке»
Сказки дают нам и ребенку в ненавязчивой, весѐлой форме возможность
тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость
переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения
внимания ребѐнка к правильному выполнению упражнений рекомендую
дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими
необходимые движения языка. Варианты сказок могут быть различными,
педагоги могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к
проведению артикуляционной гимнастики:
- персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно
изобразить движением языка;
- движения языка должны соответствовать определѐнному артикуляционному
упражнению;
- действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного
упражнения могут не совпадать;
- выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребѐнок должен
наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;
- прежде чем предложить ребѐнку тренировку языка на основе сказки,
взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед
зеркалом.
Чем еще привлекательна сказка. Сказки можно позаимствовать из
интернета, а можно придумать самим. Сказки могут быть длинными, т.е.
включать в сказку можно несколько артикуляционных упражнений или
короткими, т.е. можно обыграть одно упражнение. Сопровождать сказки
можно картинками или игрушками.
Цель: выработка у ребенка полноценных движений и определенных
положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для
правильного произношения звуков.
Сказка первая.
Жил – был Язычок. Вот такой язычок (показать игрушку) А у тебя есть
язычок? Покажи. Язычок просыпался утром, открывал глазки, вставал с
кроватки и бежал открывать в окошко. В окошко смотрело солнышко.
Упр. «Окошко»
Чтобы разглядеть солнышко получше Язычок высовывался из окошка
Упр. «Окошко »
Язычок смотрел не только на солнышко, но и на улицу, потому что он был
очень любопытный. Ему было интересно все, что его окружало. Потом
Язычок поворачивал головку и смотрел и вправо и влево.
Упр. «Часики»
Каждый малыш по утрам умывается и чистит зубки, вот и Язычок тоже
каждое утро чистил зубки.
Упр. «Чистим верхние зубки»
Упр «Чистим нижние зубки»
Почистив зубки и помыв лицо и ушки, и глазки язычок бежал завтракать. На
завтрак он любил блины. Для того, чтобы испечь блину нужно тесто и
Язычок замешивал тесто и пек блины.
Упр. «Накажем непослушный Язычок»
Упр. «Лопаточка»
Позавтракав Язычок, отправлялся на прогулку. Он быстро бежал с горки, то
медленно поднимался на горку. Больше всего нравилось Язычку кататься на
качелях, вверх, вниз.
Упр. «Горка»
Упр.»Качели»
После прогулки Язычок возвращался домой и садился на крылечко,
отдыхать.
Упр. «Лопаточка»
Сказка вторая. Лягушонок и Лучик.
Цель: Развивать слуховое внимание.
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,
обнажая верхние и нижние зубы. Укреплять
мышцы губ и развивать их подвижность.
Маленький лягушонок сидел на камушке и вдруг
что-то очень теплое, светлое коснулось.
- Ты, кто? – спросил Лягушонок .
- Я, Лучик – ответил Солнечный Луч.
-А почему ты улыбаешься? – спросил лягушонок
- Мне весело и я встретил тебя.– ответил Лучик.
Давай улыбаться друг другу. Лягушонок попробовал улыбнуться Лучику и у
него получилось!
Упр. «Лягушка» или «Заборчик»
Сказка третья. Лягушонок.
Цель: Развивать слуховое внимание. Научить спокойно, открывать и
закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать язык в данном
положении.
Лягушонок сидел на камушке и ловил мух. Только у него не получалось, толи
мух было мало, толи рот не открывался, но мухи никак не попадали в рот.
Лягушонок сидел на камушке и сочинял песенку:
Я на камушке сижу…..
И зеленых мух ловлю.
Но мухи почему-то не ловились.
Помоги лягушонку, покажи, как надо открывать рот.
Упр. «Окошко»
Сказка четвертая.
Щенок Бобик и удивительный цветок.
Жил – был щенок, и звали его Бобик. Щенок был очень маленький, как вы,
мои маленькие друзья. Бобик не умел рычать, как его мама-собака и папа –
пёс, но зато Бобик научился открывать и закрывать пасть. Вот так. (Упр.
«Окошко») Покажите, как щенок открывает пасть.
Однажды Бобик лежал около конуры (будки) и смотрел на удивительный
цветок. Головка цветка был белая, воздушная на длинной тонкой ножке.
Бобик подполз поближе к цветку и понюхал его…. Несколько пушинок
попало щенку в нос, и он ……чихнул! Когда Бобик открыл глаза, потому что
он чихнул с закрытыми глазами, то увидел много, много пушинок . Они
летали!!! Малыш решил поймать пушинки и стал за ними бегать, открывать
пасть, вот так (упр. «Окошко»)
Как вы думаете, мои маленькие друзья, поймал Бобик пушинки?
Бегая и ловя пушинки, Бобик научился тявкать. У него получалось: «Аф!
Аф!» Щенок задрал свой черный нос и забыл об удивительном цветке.
Ребята, назовите удивительный цветок, который увидел Бобик.
Сказка пятая. Улыбка.
Цель: Развивать слуховое внимание. Научить спокойно,
растягивать губы в улыбки, обнажая верхние и нижние
передние зубы. Укреплять губные мышцы и развивать их
подвижность.
Накрапывал дождик. Маленький лягушонок сидел на камушке и слушал, как
капельки стучали по камушку и вдруг… крохотный желтенький Лучик
пробился сквозь капельки дождя присел на камушек и сказал: «Привет!»
- Привет! – сказал Лягушонок и улыбнулся своему другу.
(Упр. «Улыбка» или «Заборчик»)
Сказка шестая. Дорожка.
Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы языка и развивать их
подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.
Дождь покапал и прошел. Капельки высохли. Лягушонок и Лучик
пошли гулять по дорожке. Дорожка оказалась длинной. Лучик и Лягушонок
шли, шли, шли, шли по дорожке……
(Ротик открыт и высунуть язык вперед. Упр. «Язык здоровается с
подбородком »)
Сказка седьмая. Мостик.
Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы языка и развивать их
подвижность.
Дорожка привела Лягушонка и Лучика к мостику. Мостик был новый и
высокий. Вот такой. (упр. «Мостик»)
Сказка восьмая. Друзья.
Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы губ, языка и
развивать их подвижность, отрабатывать произношение звуков (т), (д).
Наступило утро. Лягушонок проснулся, открыл окошко (упр.
«Окошко») и увидел своего друга. Лучик улыбнулся Лягушонку и помахал
ему хвостиком. (упр. «Улыбка», «Заборчик») Лягушонок прокричал:
«Приходи ко мне в гости!»
- Хорошо! – ответил Лучик.
Лучик позавтракал и спустился к Лягушонку, но окошки в домике Лягушонка
были закрыты, тогда Лучик полетел к двери, но и дверь оказалась закрытой.
Лучик тихонько постучал в дверь «т-т-т-т», никто не открыл, тогда Лучик
постучал громче «д-д-д-!» За дверью послышалось шуршание и лягушонок
открыл дверь……. Друзья встретились.
(упр. «Улыбка» кончиком языка постучать передние верхние зубки. Между
челюстями щелка, идет теплый воздух)