Напоминание

Авторские сказки–малышки(артикуляционная гимнастика для детей 3–4 лет))


Автор: Машина Наталия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 51 Василеостровского района г. Санкт–Петербурга
Населённый пункт: САНКТ–ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Авторские сказки–малышки(артикуляционная гимнастика для детей 3–4 лет))
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБДОУ № 51 Василеостровского района

«Авторские сказки-малышки»

(артикуляционные упражнения для детей 3-4 лет)

Сказка. А что такое сказка? Или Что мы вкладываем в понятие

«сказка»? Сказка - это фольклор, сказка – это вымышленная история с

вымышленным героем.

Сказка – это очень удачная форма работы с малышами 3-4 лет, потому что в

рамках сказки педагоги могут решить все свои воспитательные и

образовательные задачи, а самое главное ненавязчиво. Самое главное, что

сказка всегда интересна детям... Поэтому на просторах интернета появилось

большое количество «Сказок о Веселом Язычке»

Сказки дают нам и ребенку в ненавязчивой, весѐлой форме возможность

тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость

переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения

внимания ребѐнка к правильному выполнению упражнений рекомендую

дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими

необходимые движения языка. Варианты сказок могут быть различными,

педагоги могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к

проведению артикуляционной гимнастики:

- персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно

изобразить движением языка;

- движения языка должны соответствовать определѐнному артикуляционному

упражнению;

- действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного

упражнения могут не совпадать;

- выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребѐнок должен

наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

- прежде чем предложить ребѐнку тренировку языка на основе сказки,

взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед

зеркалом.

Чем еще привлекательна сказка. Сказки можно позаимствовать из

интернета, а можно придумать самим. Сказки могут быть длинными, т.е.

включать в сказку можно несколько артикуляционных упражнений или

короткими, т.е. можно обыграть одно упражнение. Сопровождать сказки

можно картинками или игрушками.

Цель: выработка у ребенка полноценных движений и определенных

положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для

правильного произношения звуков.

Сказка первая.

Жил – был Язычок. Вот такой язычок (показать игрушку) А у тебя есть

язычок? Покажи. Язычок просыпался утром, открывал глазки, вставал с

кроватки и бежал открывать в окошко. В окошко смотрело солнышко.

Упр. «Окошко»

Чтобы разглядеть солнышко получше Язычок высовывался из окошка

Упр. «Окошко »

Язычок смотрел не только на солнышко, но и на улицу, потому что он был

очень любопытный. Ему было интересно все, что его окружало. Потом

Язычок поворачивал головку и смотрел и вправо и влево.

Упр. «Часики»

Каждый малыш по утрам умывается и чистит зубки, вот и Язычок тоже

каждое утро чистил зубки.

Упр. «Чистим верхние зубки»

Упр «Чистим нижние зубки»

Почистив зубки и помыв лицо и ушки, и глазки язычок бежал завтракать. На

завтрак он любил блины. Для того, чтобы испечь блину нужно тесто и

Язычок замешивал тесто и пек блины.

Упр. «Накажем непослушный Язычок»

Упр. «Лопаточка»

Позавтракав Язычок, отправлялся на прогулку. Он быстро бежал с горки, то

медленно поднимался на горку. Больше всего нравилось Язычку кататься на

качелях, вверх, вниз.

Упр. «Горка»

Упр.»Качели»

После прогулки Язычок возвращался домой и садился на крылечко,

отдыхать.

Упр. «Лопаточка»

Сказка вторая. Лягушонок и Лучик.

Цель: Развивать слуховое внимание.

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,

обнажая верхние и нижние зубы. Укреплять

мышцы губ и развивать их подвижность.

Маленький лягушонок сидел на камушке и вдруг

что-то очень теплое, светлое коснулось.

- Ты, кто? – спросил Лягушонок .

- Я, Лучик – ответил Солнечный Луч.

-А почему ты улыбаешься? – спросил лягушонок

- Мне весело и я встретил тебя.– ответил Лучик.

Давай улыбаться друг другу. Лягушонок попробовал улыбнуться Лучику и у

него получилось!

Упр. «Лягушка» или «Заборчик»

Сказка третья. Лягушонок.

Цель: Развивать слуховое внимание. Научить спокойно, открывать и

закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать язык в данном

положении.

Лягушонок сидел на камушке и ловил мух. Только у него не получалось, толи

мух было мало, толи рот не открывался, но мухи никак не попадали в рот.

Лягушонок сидел на камушке и сочинял песенку:

Я на камушке сижу…..

И зеленых мух ловлю.

Но мухи почему-то не ловились.

Помоги лягушонку, покажи, как надо открывать рот.

Упр. «Окошко»

Сказка четвертая.

Щенок Бобик и удивительный цветок.

Жил – был щенок, и звали его Бобик. Щенок был очень маленький, как вы,

мои маленькие друзья. Бобик не умел рычать, как его мама-собака и папа –

пёс, но зато Бобик научился открывать и закрывать пасть. Вот так. (Упр.

«Окошко») Покажите, как щенок открывает пасть.

Однажды Бобик лежал около конуры (будки) и смотрел на удивительный

цветок. Головка цветка был белая, воздушная на длинной тонкой ножке.

Бобик подполз поближе к цветку и понюхал его…. Несколько пушинок

попало щенку в нос, и он ……чихнул! Когда Бобик открыл глаза, потому что

он чихнул с закрытыми глазами, то увидел много, много пушинок . Они

летали!!! Малыш решил поймать пушинки и стал за ними бегать, открывать

пасть, вот так (упр. «Окошко»)

Как вы думаете, мои маленькие друзья, поймал Бобик пушинки?

Бегая и ловя пушинки, Бобик научился тявкать. У него получалось: «Аф!

Аф!» Щенок задрал свой черный нос и забыл об удивительном цветке.

Ребята, назовите удивительный цветок, который увидел Бобик.

Сказка пятая. Улыбка.

Цель: Развивать слуховое внимание. Научить спокойно,

растягивать губы в улыбки, обнажая верхние и нижние

передние зубы. Укреплять губные мышцы и развивать их

подвижность.

Накрапывал дождик. Маленький лягушонок сидел на камушке и слушал, как

капельки стучали по камушку и вдруг… крохотный желтенький Лучик

пробился сквозь капельки дождя присел на камушек и сказал: «Привет!»

- Привет! – сказал Лягушонок и улыбнулся своему другу.

(Упр. «Улыбка» или «Заборчик»)

Сказка шестая. Дорожка.

Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы языка и развивать их

подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

Дождь покапал и прошел. Капельки высохли. Лягушонок и Лучик

пошли гулять по дорожке. Дорожка оказалась длинной. Лучик и Лягушонок

шли, шли, шли, шли по дорожке……

(Ротик открыт и высунуть язык вперед. Упр. «Язык здоровается с

подбородком »)

Сказка седьмая. Мостик.

Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы языка и развивать их

подвижность.

Дорожка привела Лягушонка и Лучика к мостику. Мостик был новый и

высокий. Вот такой. (упр. «Мостик»)

Сказка восьмая. Друзья.

Цель: Развивать слуховое внимание. Укреплять мышцы губ, языка и

развивать их подвижность, отрабатывать произношение звуков (т), (д).

Наступило утро. Лягушонок проснулся, открыл окошко (упр.

«Окошко») и увидел своего друга. Лучик улыбнулся Лягушонку и помахал

ему хвостиком. (упр. «Улыбка», «Заборчик») Лягушонок прокричал:

«Приходи ко мне в гости!»

- Хорошо! – ответил Лучик.

Лучик позавтракал и спустился к Лягушонку, но окошки в домике Лягушонка

были закрыты, тогда Лучик полетел к двери, но и дверь оказалась закрытой.

Лучик тихонько постучал в дверь «т-т-т-т», никто не открыл, тогда Лучик

постучал громче «д-д-д-!» За дверью послышалось шуршание и лягушонок

открыл дверь……. Друзья встретились.

(упр. «Улыбка» кончиком языка постучать передние верхние зубки. Между

челюстями щелка, идет теплый воздух)



В раздел образования