Напоминание

Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста с учётом ФГОС ДО


Автор: Березовская Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 г Томска
Населённый пункт: г. Томск, Томская область
Наименование материала: Статья "Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста с учётом ФГОС ДО"
Тема: Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста с учётом ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности организации образовательного процесса

в группе раннего возраста с учётом ФГОС ДО

Березовская Ольга Николаевна

МБДОУ № 19 г. Томска

В жизни каждого ребенка ранний возраст - самый важный. Дети очень

быстро овладевают различными навыками и умениями. Малыш познает мир, и

себя в нем. Поэтому личностно-ориентированный подход необходим каждому

ребенку. Основным методом воспитания в раннем возрасте является игра, но

она обязательно требует участия взрослого, который объясняет им правила и

способы

игровых

действий,

и

помогает,

если

что-

то

не

получается.

Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден. Малыши живут

только

настоящим,

поэтому

инструкции

и

объяснения

чаще

всего

бывают

бесполезными. Все, что их окружает (предметы, движения, различные звуки),

побуждает гораздо сильнее, чем слова взрослого. Конечно, это не значит, что с

маленькими детьми не нужно разговаривать, но слова воспитателя должны

быть очень эмоциональными, сопровождаться соответствующими жестами и

движениями.

На

этом

возрастном

этапе

образовательная

деятельность

осуществляется

постоянно,

пока

ребенок

находиться

в

дошкольном

учреждении.

Организованная образовательная деятельность с маленькими детьми - это

интересная,

специально

организованная

педагогом,

специфическая

детская

игра,

стимулирующая

активность

каждого

ребенка,

формирующая

у

него

определенные представления, умения и навыки, желание общаться, играть дуг с

другом. Обязательно учитываем возрастные и психологические особенности

детей

раннего

возраста.

Всю

образовательную

деятельность

связываем

с

каким-либо событием из личного опыта. При этом чередуем двигательную и

умственную деятельность.

Комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, вот что

предлагает

нам

федеральный

государственный

образовательный

стандарт.

Первоначальный

социальный

опыт

формируется

на

основе

удовлетворения

жизненных

потребностей

ребенка.

Основным

принципом

дошкольного

образования

стандарт

выдвигает

«полноценное

проживание

ребенком

всех

этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста).

У ребенка до трех лет ведущей является предметно-игровая деятельность.

Поэтому

с

детьми

проводим

только

игры-занятия,

в

которых

усвоение

материала протекает незаметно для малышей. Игры, которые мы используем

при

совместной

деятельности

детей

и

педагога,

для

самостоятельных

игр

малышей, целиком зависят от их возрастных и индивидуальных особенностей.

В своей работе используем основные виды деятельности детей раннего

возраста:

1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Развивает

наглядно-действенное

и

наглядно-образное

мышление

детей.

Это

пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки,

кубики, неваляшки, заводные игрушки, то есть те игрушки, где есть движение.

Детям очень важен результат, его собственных действий. Поэтому уделяем

особое внимание развитию познавательного интереса детей к окружающим

предметам и активным действиям с ними.

2.

Экспериментирование

с

материалами

и

веществами

(песок,

вода,

тесто)

Знакомство детей со свойствами предметов начинаем в повседневной жизни.

Привлекаем их внимание к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам

предметов.

Предоставляем

им

возможность

для

самостоятельного

исследования. Напоминаем о правилах безопасности в играх с песком и водой, с

мелкими предметами. Постоянно поддерживаем познавательную активность и

интерес

детей

в

процессе

экспериментирования,

обогащаем

их

непосредственный чувственный опыт в различных видах деятельности.

3.Общение со взрослыми. Постоянное общение со взрослыми, это основная

форма воспитания в младшем возрасте. Конечно, формы и содержание общения

меняются по мере развития и взросления ребенка: сначала это эмоциональное

общение, общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем

собственно

речевое

общение.

Речь

взрослого

является

образцом

для

подражания.

Чтобы

помочь

детям

создаем

проблемно-речевые

ситуации,

ролевые

и

коммуникативные

игры,

чтение

стихотворений

и

сказок,

драматизации. Обогащаем словарный запас, развиваем потребность в речевом

общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Детям

раннего

возраста

еще

очень

сложно

самостоятельно

включаться

в

игру

со

сверстниками, и нам нужно помочь им организовывать игровую деятельность.

Чтобы

объединить

детей,

подбираем

коммуникативные,

музыкально-

ритмические игры, дидактические. Обучаем позитивным способам разрешения

конфликтов в процессе игры, развиваем эмоциональную отзывчивость в играх

со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,

совок,

лопатка).

Самые

простые

навыки

самообслуживания

начинаем

формировать

у

детей

с

раннего

возраста.

Должен

соблюдаться

принцип

постепенного включения ребенка в деятельность по приобретению навыков

самообслуживания. Все это обязательно происходит в игровой форме и носит

эмоциональный

характер.

У

детей

формируем

элементарные

навыки

самообслуживания, навыки культуры поведения, развиваем самостоятельность

в быту.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картин. Чтение,

рассказывание,

слушание

музыки

всегда

сопровождаем

показом

картинок,

картин и игрушек, потому что наглядность имеет большое значение в этом

возрасте.

Формируем

умение

детей

рассматривать

картинки,

иллюстрации,

умение слушать и понимать короткие, песенки, потешки, сказки и рассказы,

развиваем способность эмоционально откликаться на произведения культуры и

искусства.

7.

Двигательная

активность.

Для

двигательной

активности

необходимо

постоянно обогащать развивающую среду различными игрушками-каталками,

тележками, автомобилями, спортивным инвентарем и оборудованием, развивать

двигательную активность детей в подвижных играх, способствовать развитию

основных движений, создавать условия, побуждающие детей к двигательной

активности, включать и менять виды деятельности, не допускать переутомления

у малышей.

Выполняя все эти требования к образовательному процессу с детьми в

условиях

ДОУ

и

к

организации

развивающей

предметно-пространственной

среды, способствуем решению основного принципа дошкольного образования –

проживание ребенком всех этапов детства, в том числе раннего возраста.

Список литературы:

1.

Закон

об

образование

от

29.12.2012г.

№273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации»

2.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013г.

№1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

стандарта дошкольного образования»

3.

Л.

Павлова,

В

Сотникова

«Раннее

детство

в

системе

вариативного

дошкольного образования» - Москва, Обруч, 2013

4.

С.Н. Теплюк «Актуальные проблемы развития и воспитания детей от

рождения до трех лет» - М:Мозаика-синтез, 2010



В раздел образования