Автор: Полозова Оксана Юрьевна
Должность: педагог
Учебное заведение: ФКП ОУ №117
Населённый пункт: Г.Тольятти
Наименование материала: методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки)
Тема: "Сварка таврового соединения в нижнем положении шва"
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №117
ФИЛИАЛ №3
ФСИН САМАРА
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Профессия: 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки) »
Тема : «
Сварка таврового соединения в нижнем положении шва»
Разработчик:
преподаватель Полозова О.Ю
Тольятти 2019г.
План
проведения конкурса профессионального мастерства среди
обучающихся по профессии «Сварщик (ручной и частично
механизированной сварки (наплавки)»
Цель конкурса профессионального мастерства:
-выявить лучших обучающихся.
- повышение профессионального мастерства;
- закрепление полученных навыков и умений по избранной профессии;
- повышение творческой активности;
- улучшение качества выпускаемой продукции;
- повышение престижа избранной профессии.
Образовательная цель урока:
- Формировать умения пользования инструментами.
- Оценить обучающихся овладением приемами и знаниями по ранее
пройденным темам учебной практики и теоретическому курсу.
Развивающая цель:
-Установить
межпредметную
связь с теоретической частью: «Виды
сварных соединений», «Технология сварки в различных пространственных
положениях», охрана труда: «Безопасные условия труда при выполнении
сварочных работ», материаловедения: «Углеродистая сталь».
-Развивать познавательную активность, память.
Воспитательная цель урока:
-Развить
у
обучающихся
чувства
товарищества,
взаимопомощи,
гуманности.
- Прививать бережное отношение к материалам, инструментам.
- Формировать у обучающихся внимательность, ответственное отношение к
труду.
Задачи конкурса профессионального мастерства :
- активизация творческого потенциала обучающихся;
- систематизация и пополнение материальной и дидактической базы
производственного обучения;
- повышение роли общественно-полезного труда в формировании
личностных качеств обучающихся;
- внедрение новых педагогических технологий в систему образования,
обеспечивающих профессиональное обучение, воспитание и профессиональную
подготовку.
Материально-техническая база:
- кабинет (сварочная мастерская ) учебной практики;
- рабочее место сварочная кабина;
- оборудование и инструмент: трансформатор сварочный марки
ТДМ-303 У-2; - шлакоотделитель, щетка-сметка, щетка по металлу
- металлические пластины (2шт.) из углеродистой стали без
подготовленных кромок размером:150 х150х 5мм, электроды МР-3
Дидактическое обеспечение:
- учебные плакаты: "Токарный станок (приемы работы), породы древесины,
охрана труда при точении;
- тесты для теоретической части (Приложение № 1);
- задание для 2 этапа конкурса (Приложение№2);
- образец (Приложение №3);
- технический рисунок таврового соединения (Приложение №4);
- положение электрода при сварке таврового соединения в нижнем
положении шва (Приложение №5)
- безопасность труда при проведении сварочных работ (Приложение №6)
Тип урока:
Практическая работа.
Ход урока
I. Организационная часть
1.1.Проверка явки обучающихся.
1.2.Осмотр внешнего вида обучающихся (соответствие одежды безопасным
условиям труда и требованиям эстетики).
II. Вводный инструктаж
2.1. Сообщить тему и цели урока.
2.2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
Задачи этапа: систематизировать знания и умения по ранее пройденным
темам учебной практики и теоретическому курсу.
Первый этап: Мастер п\о:
1. Поясняет правильность выполнения тестового задания.
2. Поясняет критерии оценок.
3. Раздает обучающимся тестовые задания.
4. Принимает ответы, оценивает.
Второй этап: Мастер п/о:
1. Доводит до обучающихся название конкурсной работы.
2.
Доводит
до
обучающихся
технологическую
последовательность
выполнения конкурсной работы.
3.
Проводит инструктаж по технике безопасности;
4.Выдает инструмент и расставляет обучающихся по рабочим местам.
5. Выдает карту трудового процесса для выполнения практического задания.
6. Проводит целевые обходы.
7. Проводит приемку и оценку выполненных работ.
III. Самостоятельная работа обучающихся.
1.Выполнение тестового задания.
2. Выполнение практического задания:
IV.Текущий инструктаж. Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
1ый: Проверить содержание рабочих мест обучающихся;
2ой: Обратить внимание на правильность выполнения приемов;
3ий: Проверить правильность соблюдения технологической
последовательности выполнения трудовых приемов;
4ый: Проверить правильность ведения самоконтроля (промежуточного,
межоперационного и т.п.); соблюдение технических условий работы;
5ый: Провести приемку и оценку выполненных работ.
Во время обходов рабочих мест особое внимание обращать на технику
безопасности.
V.Заключительный инструктаж
Подвести
итоги
выполнения
теоретического
и
практического
заданий
каждого обучающегося.
Итоги занести в протокол.
Сообщить количество баллов и место полученные обучающимися.
Приложение №1
Задание
конкурса
профессионального
мастерства
по
профессии
«Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки(наплавки)
Теоретическая част
№п/п
Задание (вопрос)
Этало
н
ответа
Инструкция по выполнению заданий № 1- 2: соотнесите содержание столбца 1 с
содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов
букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В
результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
№ задания Вариант ответа
1. 1 – Б, 2 – А, 3 - В
1
Установите соответствие между содержанием столбца1 и
столбца 2
1 2
1 – Б
2 – Г
3 – А
4 - В
1) Операция, в результате которой
заготовка принимает требуемую
форму и размеры за счёт
растяжения наружных слоёв
металла и сжатия внутренних
2) Операция по выпрямлению
изогнутого или покоробленного
металла
3) Операция по нанесению на
поверхность заготовки линий
(рисок), определяющих контуры
детали
4) Операция, связанная с
разделением материала на части
А) разметка
Б) гибка
В) резка
Г) правка
2
Установите соответствие классов и марок сварочной проволоки:
1 – Б
2 – А
3 – В
1.
Низкоуглеродистая
2.
Низколегированная
3.
Высоколегированная
А. 20 ХМ
Б .12 ГС
В. 12 Х18 Н9Т
Инструкция по выполнению заданий № 3-10: Выберите букву,
соответствующую варианту ответа и запишите её в бланк
ответов.
3
Помещения, в которых постоянно выполняются и
электросварочные работы должны быть расположены
А.На 1-м этаже. Б. в подвале. В. выше 2-го этажа.
А
4
В чем заключается опасность такого дефекта, как непровар?
А. Уменьшается механическая прочность соединения
Б. Увеличивается сопротивление протеканию жидкости в
трубопроводах
В. Увеличивается опасность получения неплотного сварного
А
соединения
Г. Непровар не является дефектом
5
Основное отличие стали от чугуна состоит в том, что
А. В сталь входят легирующие элементы
Б. В стали содержание углерода не более 2,14%, а в чугуне - более
2,14%
В. В стали содержание углерода более 2,14%, а в чугуне - менее
2,14%
Г. Сталь менее пластичная
Б
6
Назовите сварные швы, классифицируемые по отношению к
направлению действующих усилий
А. цепные, сплошные
Б. фланговые, лобовые
В. однослойные, многослойные
Г. горизонтальные, вертикальные
Б
7
Чем отличаются электроды типа Э-46 и Э-46А
А. Электроды типа Э-46А легируются азотом для повышения
прочности
Б. Отличий нет
В. У электродов Э-46 ниже пластические свойства наплавленного
металла
Г. Электроды Э-46А обеспечивают более высокую прочность
наплавленного металла
Г
8
Укажите газ, оказывающий отрицательное влияние на качество
шва.
А. Кислород
Б. Гелий
В. Аргон
А
9
Сварочная электрическая дуга представляет собой
А. Столб газа, находящегося в состоянии плазмы
Б. Струю расплавленного металла
В. Столб паров материала электродной проволоки
А
10
Почему детали перед сваркой собирают с зазором?
А. Для обеспечения полного провара соединения
Б. Для обеспечения условий работы сварщика
В. Для снижения сварочных напряжений
Г. Для повышения скорости сварки
А
Задание
конкурса
профессионального
мастерства
по
профессии
«Сварщик
(ручной и частично механизированной сварки(наплавки)
Теоретическая част
№п/п
Задание (вопрос)
Этало
н
ответа
Инструкция по выполнению заданий № 1- 2: соотнесите содержание столбца 1 с
содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов
букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В
результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,
№ задания Вариант ответа
1. 1 – Б, 2 – А, 3 - В
1
Установите соответствие между содержанием столбца1 и
столбца 2
1 2
1) Операция, в результате которой
заготовка принимает требуемую
форму и размеры за счёт
растяжения наружных слоёв
металла и сжатия внутренних
2) Операция по выпрямлению
изогнутого или покоробленного
металла
3) Операция по нанесению на
поверхность заготовки линий
(рисок), определяющих контуры
детали
4) Операция, связанная с
разделением материала на части
А) разметка
Б) гибка
В) резка
Г) правка
2
Установите соответствие классов и марок сварочной проволоки:
1.
Низкоуглеродистая
2.
Низколегированная
3.
Высоколегированная
А. 20 ХМ
Б .12 ГС
В. 12 Х18 Н9Т
Инструкция по выполнению заданий № 3-10: Выберите букву,
соответствующую варианту ответа и запишите её в бланк
ответов.
3
Помещения, в которых постоянно выполняются и
электросварочные работы должны быть расположены
А.На 1-м этаже. Б. в подвале. В. выше 2-го этажа.
4
В чем заключается опасность такого дефекта, как непровар?
А. Уменьшается механическая прочность соединения
Б. Увеличивается сопротивление протеканию жидкости в
трубопроводах
В. Увеличивается опасность получения неплотного сварного
соединения
Г. Непровар не является дефектом
5
Основное отличие стали от чугуна состоит в том, что
А. В сталь входят легирующие элементы
Б. В стали содержание углерода не более 2,14%, а в чугуне - более
2,14%
В. В стали содержание углерода более 2,14%, а в чугуне - менее
2,14%
Г. Сталь менее пластичная
6
Назовите сварные швы, классифицируемые по отношению к
направлению действующих усилий
А. цепные, сплошные
Б. фланговые, лобовые
В. однослойные, многослойные
Г. горизонтальные, вертикальные
7
Чем отличаются электроды типа Э-46 и Э-46А
А. Электроды типа Э-46А легируются азотом для повышения
прочности
Б. Отличий нет
В. У электродов Э-46 ниже пластические свойства наплавленного
металла
Г. Электроды Э-46А обеспечивают более высокую прочность
наплавленного металла
8
Укажите газ, оказывающий отрицательное влияние на качество
шва.
А. Кислород
Б. Гелий
В. Аргон
9
Сварочная электрическая дуга представляет собой
А. Столб газа, находящегося в состоянии плазмы
Б. Струю расплавленного металла
В. Столб паров материала электродной проволоки
10
Почему детали перед сваркой собирают с зазором?
А. Для обеспечения полного провара соединения
Б. Для обеспечения условий работы сварщика
В. Для снижения сварочных напряжений
Г. Для повышения скорости сварки
Критерии оценки за выполнение теста
Количество баллов
Критерии
5
9-10 правильных ответов
4
7-8 правильных ответов
3
5-6 правильных ответов
2
3-4 правильных ответов
1
1-2 правильных ответов
0
0 правильных ответов
Приложение№2
Задание для 2 этапа конкурса профессионального мастерства по профессии
«Сварщик
(ручной
и
частично
механизированной
сварки
(наплавки):
Выполнение практического задания (сварка образцов).
Задание
Эталон Правильного выполнения задания
Задание: Сварка пластин в нижнем
положении таврового соединения
Условия выполнения задания:
1. Материал в расчете на одного
конкурсанта:
- металлические пластины (2шт.) из
углеродистой стали без
подготовленных кромок размером:
150 х150х 5мм
- электроды МР-3
2. Оборудование:
- трансформатор сварочный марки
ТДМ-303 У-2;
3. Инструмент и приспособление в
расчете на одного конкурсанта:
- шлакоотделитель
- щетка-сметка
- щетка по металлу
4. Средства индивидуальной
защиты:
- сварочный костюм
- берет-шапочка
- рукавицы
- спец. обувь
- сварочная маска
- маска – очки
5. Документация
- тестовое задании
- рисунок
- таблица
- критерии оценок
6. Эталон изделия
- образец изделия по сварке в нижнем
положении таврового соединения.
7. Количество рабочих мест: 4
8. Место проведения:
«Сварочная мастерская»
9. Норма времени: 40 мин
1. Изучить тестовое задание
2. Проверить комплектность и исправность
оборудования, инструментов и
приспособлений для выполнения
практического задания:
Технологическая последовательность
выполнения задания:
3. Собрать детали согласно эскизу:
- выполнить прихватки в нижнем положении
таврового соединения (с 2х сторон)
- зачистить прихватки.
- проверить качество прихваток
- выполнить корневой шов таврового
соединения пластин с двух сторон
- удалить шлак
- зачистить сварной шов
- проверить качество корневого сварочного
шва
- выполнить облицовочный шов в нижнем
положении таврового соединения пластин с 2-
х сторон
- удалить шлак
- зачистить сварной шов
- проверить качество сварного шва с обоих
сторон
- при выполнении работ уметь рационально
организовать рабочее место
- выполнить норму времени
- готовое изделие подписать и сдать
проверяющему.
- привести в порядок рабочее место.
Задание для 2 этапа конкурса профессионального мастерства по профессии
«Сварщик
(ручной
и
частично
механизированной
сварки
(наплавки):
Выполнение практического задания (сварка образцов).
Задание
Задание: Сварка пластин в нижнем положении таврового соединения
Условия выполнения задания:
1. Материал в расчете на одного конкурсанта:
- металлические пластины (2шт.) из углеродистой стали без подготовленных
кромок размером:
150 х150х 5мм
- электроды МР-3
2. Оборудование:
- трансформатор сварочный марки ТДМ-303 У-2;
3. Инструмент и приспособление в расчете на одного конкурсанта:
- шлакоотделитель
- щетка-сметка
- щетка по металлу
4. Средства индивидуальной защиты:
- сварочный костюм
- берет-шапочка
- рукавицы
- спец. обувь
- сварочная маска
- маска – очки
5. Документация
- тестовое задании
- рисунок
- таблица
- критерии оценок
6. Эталон изделия
- образец изделия по сварке в нижнем положении таврового соединения.
7. Количество рабочих мест: 4
8. Место проведения:
«Сварочная мастерская»
9. Норма времени: 40 мин
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Положение электрода при сварке таврового соединения в нижнем положении: а — на
прямой полярности; б— на обратной полярности:
1 — электрод; 2 — изделие; 3 — шов
Приложение №6