Автор: Сайкова Елена Вячеславовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Рекомендации для педагогов и родителей
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ».
Раздел: начальное образование
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У РЕБЕНКА
С ЗАИКАНИЕМ».
г. Ноябрьск
учитель-логопед МБОУ СОШ №3
Сайкова Елена Вячеславовна
Одним
из
постоянных
признаков
заикания
является
нарушение
речевого
дыхания.
Помимо
возможности
появления
судорожной
активности
в
мышцах
дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в
следующих показателях:
недостаточный
объем
вдыхаемого
воздуха
перед
началом
речевого
высказывания,
укороченный
речевой
выдох,
несформированность
координатных
механизмов между речевым дыханием и фонацией.
Работа
по
формированию
речевого
дыхания
включает
в
себя
следующие
этапы:
Расширение
физиологических
возможностей
дыхательного
аппарата
(постановка
диафрагмально-реберного
дыхания
и
формирование
длительного выдоха через рот).
Формирование длительного фонационного выдоха.
Формирование речевого выдоха.
Формирование
речевого
выдоха
имеет
принципиальное
значение
для
организации
плавной
речи.
Известно,
что
плавность
речи
-
это
целостное
непрерывное
артикулирование
интонационно-логически
завершенного
отрезка
высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.
Учитывая
то,
что
у
заикающихся
отмечается
поверхностное,
недостаточно
регулярное
дыхание,
при
котором
мышцы
грудной
клетки,
особенно
мышцы
верхнего
плечевого
пояса,
находятся
в
состоянии
излишнего
напряжения,
большинство
практиков
использует
в
коррекции
заикания
постановку
диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При
этом
типе
дыхания
особое
значение
имеет
работа
мышц
брюшного
пресса.
Постановку
диафрагмально-реберного
дыхания
начинают
в
положении
лежа.
Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне
мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с
элементами релаксации. В дошкольном возрасте формирование диафрагмального
дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа.
В этом
положении мышцы всего тела слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без
дополнительных инструкций устанавливается автоматически. В дальнейшем для
тренировки
диафрагмального
дыхания,
его
силы
и
длительности
используют
различные игровые приемы.
При этом должны быть учтены следующие методические указания:
Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом,
чтобы ребёнок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются
в
виде
игры
так,
чтобы
ребёнок
непроизвольно
мог
сделать
более
глубокий вдох и более длительный выдох.
Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением
двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся
«кпереди»
с
обхватом
грудной
клетки,
или
из
положения
«вверху»
движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном
вниз или в стороны.
Большинство
упражнений
для
детей
дошкольного
возраста
включают
выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией
гласных
звуков,
что
позволяет
логопеду
на
слух
контролировать
длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у
ребёнка обратную биологическую связь.