Напоминание

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ».


Автор: Сайкова Елена Вячеславовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Рекомендации для педагогов и родителей
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ».
Раздел: начальное образование





Назад




РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У РЕБЕНКА

С ЗАИКАНИЕМ».

г. Ноябрьск

учитель-логопед МБОУ СОШ №3

Сайкова Елена Вячеславовна

Одним

из

постоянных

признаков

заикания

является

нарушение

речевого

дыхания.

Помимо

возможности

появления

судорожной

активности

в

мышцах

дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в

следующих показателях:

недостаточный

объем

вдыхаемого

воздуха

перед

началом

речевого

высказывания,

укороченный

речевой

выдох,

несформированность

координатных

механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа

по

формированию

речевого

дыхания

включает

в

себя

следующие

этапы:

Расширение

физиологических

возможностей

дыхательного

аппарата

(постановка

диафрагмально-реберного

дыхания

и

формирование

длительного выдоха через рот).

Формирование длительного фонационного выдоха.

Формирование речевого выдоха.

Формирование

речевого

выдоха

имеет

принципиальное

значение

для

организации

плавной

речи.

Известно,

что

плавность

речи

-

это

целостное

непрерывное

артикулирование

интонационно-логически

завершенного

отрезка

высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая

то,

что

у

заикающихся

отмечается

поверхностное,

недостаточно

регулярное

дыхание,

при

котором

мышцы

грудной

клетки,

особенно

мышцы

верхнего

плечевого

пояса,

находятся

в

состоянии

излишнего

напряжения,

большинство

практиков

использует

в

коррекции

заикания

постановку

диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При

этом

типе

дыхания

особое

значение

имеет

работа

мышц

брюшного

пресса.

Постановку

диафрагмально-реберного

дыхания

начинают

в

положении

лежа.

Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне

мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с

элементами релаксации. В дошкольном возрасте формирование диафрагмального

дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа.

В этом

положении мышцы всего тела слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без

дополнительных инструкций устанавливается автоматически. В дальнейшем для

тренировки

диафрагмального

дыхания,

его

силы

и

длительности

используют

различные игровые приемы.

При этом должны быть учтены следующие методические указания:

Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом,

чтобы ребёнок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются

в

виде

игры

так,

чтобы

ребёнок

непроизвольно

мог

сделать

более

глубокий вдох и более длительный выдох.

Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением

двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся

«кпереди»

с

обхватом

грудной

клетки,

или

из

положения

«вверху»

движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном

вниз или в стороны.

Большинство

упражнений

для

детей

дошкольного

возраста

включают

выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией

гласных

звуков,

что

позволяет

логопеду

на

слух

контролировать

длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у

ребёнка обратную биологическую связь.



В раздел образования