Автор: Печенин Максим Викторович
Должность: Преподаватель классической, акустической и электрогитары
Учебное заведение: Музыкальная школа "Music Мир"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Современная гитара. Основные принципы обучения"
Раздел: дополнительное образование
Немецкая школа культуры с межэтническим компонентом
(экспериментальная школа дополнительного образования).
Дополнительная образовательная программа утверждена на
заседании педагогического совета от «__»____________2009 г.
на заседании экспертного совета от «__»___________ 2009г.
Название программы
«Современная гитара. Основные принципы обучения»
Программа рассчитана на детей 8 -15 летнего возраста и на взрослых
Автор программы: Печенин Максим Викторович,
преподаватель по классу акустической гитары.
Новосибирск 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.
Направленность данной дополнительной образовательной програм-
мы (ДОП), ее актуальность.
Настоящая программа составлена в соответствие с Законом Российской Феде-
рации «Об образовании», на основе типового положения об образовательном
учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановле-
нием Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233.
Программа рассчитана на детей 8-15 летнего возраста и на взрослых,
проходящих курс 3-х летнего обучения игре на гитаре. Программа дополни-
тельного образования направлена на обще-эстетическое развитие обучаю-
щихся, расширение их культурного кругозора, освоение и совершенствование
практических навыков игры на музыкальном инструменте (гитара) с включе-
нием немецкого этнического компонента.
Современная (шестиструнная) гитара – самый интернациональный му-
зыкальный инструмент. Истоки гитары уходят в глубокое прошлое, а её исто-
рия насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических
и культурных эпох.
XX
век
ознаменовался
появлением
большого
разнообразия
гитар:
электрогитары, полуаккустические гитары, гитары с пьезо звукоснимателями.
Этот инструмент проник в десятки жанров современной музыки (классика,
джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музы-
ка). Увидели свет произведения, написанные для той или иной разновидности
гитары.
Необходимо отметить, что для многих музыкальных культур гитара яв-
ляется традиционным инструментом, в том понимании, что многие направле-
ния и стили (в особенности ФЛАМЕНКО, ЛАТИНО-АМЕРИКАНСКАЯ МУ-
ЗЫКА, КАНТРИ, БОССА-НОВА), зарождаясь и развиваясь, исполнялись на
гитаре. И в каждом из них гитара приобретала характерные особенности
2
(форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, поста-
новка рук и т. д.). Широкая востребованность шестиструнной гитары обу-
словлена ее универсальностью, гитара одинаково «комфортно себя чувству-
ет» и в профессиональном музыкальном качестве, обладая богатейшей палит-
рой
выразительных
средств,
и
в
любительско-бытовом
музицировании.
Поэтому сегодня исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с различ-
ными музыкальными жанрами, стилями и направлениями разных стран (Гер-
мания, Америка, Испания, Италия, Англия, Бразилия).
2.
Цели и задачи курса.
Основная цель курса – эстетическое развитие и расширение музыкаль-
ного кругозора учащихся, обучение основным приемам игры на гитаре, раз-
витие музыкального слуха и чувства ритма, гармоничное владение своим те-
лом и игровым аппаратом.
Основные задачи курса:
разностороннее изучение немецкой музыкальной культуры на об-
разцах лютневой и гитарной музыки разных эпох.
освоение
основных
и
характерных
колористических
приемов
игры, характерных для различных видов гитары: тирандо, апоян-
до, арпеджио, легато, стаккато, рагеадо, баррэ, пикадо, тремоло,
пульгар, натуральные и искусственные флажолеты, тамбурин и
др.;
ознакомление и освоение разных стилей и направлений музыки:
старинная музыка, классика, джаз, фламенко и др., свободное ори-
ентирование в них;
обучений ученика элементарным навыкам общения с музыкаль-
ным инструментом: настройка, регулировка, подбор струн и т.п.
обучение ученика правильной посадке за инструментом. Освоение
правильных игровых движений.
3
достижение гармоничной работы всех необходимых мышц тела
(группы мышц спины, шеи, плеч и рук). Освоение навыков пра-
вильного распределения мышечной нагрузки, включения в работу
только нужных мышц тела, оставляя в расслабленном состоянии
все остальные;
освоение простых и сложных ритмических структур;
умение разучивать нотный материал и работать над ним самостоя-
тельно.
3.
Отличительные особенности данной методики от уже суще-
ствующих программ.
В нашей стране обучение игре на шестиструнной гитаре в государ-
ственных учебных заведениях (ДМШ, СУЗ и ВУЗ) осуществляется по про-
грамме, разработанной на базе методики обучения профессиональной игре на
классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры
на педагогическом репертуаре, разработанном за время становления класси-
ческой гитары как академического музыкального инструмента. Но поскольку
в настоящее время происходит синтез классической, современной, этниче-
ской и джазовой (в широком смысле) музыки, такая система обучения стано-
вится неполноценной и не удовлетворяет современные требования к знаниям,
навыкам и умениям. Поэтому в данной программе будет представлен другой
подход к обучению игре на гитаре, как элементу дополнительного образова-
ния, способствующему всестороннему расширению музыкального кругозора
учащихся и освоению ими максимально широкого круга игровых приемов,
характерных для различных разновидностей гитары.
Также следует отметить, что детскому музыкальному воспитанию и об-
разованию посвящена обширнейшая методическая литература. Весьма по-
дробно анализируются проблемы, связанные с развитием обще-музыкального
и слухового восприятия ребенка. Однако многие авторы, занимающиеся во-
просами детского музыкального образования, не обращают должного внима-
4
ния на двойственность ощущений, которая возникает в двигательной сфере
ребенка при его действиях в повседневной жизни и в его первых контактах с
музыкальным инструментом. В отличие от других работ, в данной образова-
тельной программе делается акцент на такие проблемы, как распространен-
ное нарушение осанки и мышечная зажатость вследствие неправильной по-
садки и неверного освоения игровых движений.
4.
Возраст учащихся.
Данная программа рассчитана, в первую очередь, на детей школьного
возраста (8–15 лет), а также может использоваться и для взрослых, с соответ-
ствующей корректировкой почасового плана в индивидуальном порядке.
5.
Сроки реализации.
Данная дисциплина рассчитана на 198 часов (ускоренный курс обуче-
ния – три года).
6.
Формы и режим занятий.
Формы обучения:
- индивидуальное классное практическое занятие,
- домашняя подготовка.
Форма работы.
Работа с учеником должна быть основана на комплексном подхо-
де
в
занятиях,
включающем
взаимосвязи
важнейших
аспектов
обучения,
включающих в себя:
прослушивание произведений;
поэтапное разучивание произведений;
поступенное освоение основных технических приемов;
освоение специфических игровых приемов;
регулярная работа над техникой: исполнение этюдов, упражне-
ний;
работа над мышечным расслаблением;
ансамблевая игра;
5
чтение с листа;
подбор по слуху.
Режим
занятий: два раза в неделю по 45 минут в немецкой школе
культуры с межэтническим компонентом.
7.
Ожидаемые результаты и формы контроля.
Ученик должен знать музыку разных эпох, жанров, стилей и направле-
ний, овладеть различным приемами исполнения, сформировать свой индиви-
дуальный музыкальный вкус и манеру исполнения.
Ученик должен овладеть умением правильной посадки за инструмен-
том, обладать правильной постановкой игрового аппарата, научиться рацио-
нально, использовать мышечную нагрузку.
Формы контроля.
Контроль за выполнением учебного плана осуществляется в форме эк-
замена (в конце каждого полугодия) и (или) академического публичного кон-
церта. На этом экзамене учащиеся показывают все, чему они научились в
течение полугода. Программа должна состоять из двух-четырех разнохарак-
терных произведений, включающих различные виды техники.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРГРАММЫ
1 класс
I
полугодие
№
темы
Разделы, темы
Теорет.
занятие
Практич.
занятие
Кол - во
часов
Введение
1
–
1
Раздел №1.Доинструментальный период. Фор-
мирование исполнительского аппарата и освое-
ние основных технических приемов. Элементы
музыкальной грамоты
1
Формирование правильной посадки. Рациональ-
ное распределение мышечной нагрузки за
1
3
4
6
инструментом
2
Рациональное распределение мышечной на-
грузки
1
4
5
3
Базовые приемы извлечения и снятия звука.
Тирандо, апояндо
1
3
4
4
Развитие и укрепление мышечных групп ос-
новных фаланг пальцев
0,5
2
2,5
5
Основные элементы музыкальной теории: дли-
тельности, простые размеры и т.п. Специфика
записи музыки для гитары
1,5
2
3,5
6
Разучивание одноголосных мелодий
0,5
3
3,5
7
Освоение арпеджио
0,5
2
3,5
8
Основы музыкальной артикуляции на гитаре.
Легато. Стаккато
-
6
6
Всего
30 ч.
II полугодие
№
темы
Разделы, темы
Теорет.
занятие
Практич.
занятие
Кол - во
часов
9
Чтение нот с листа одноголосных пьес
–
3
3
10
Диатонические гаммы
2
2
4
11
Работа с басом и двойными нотами
2
5
7
12
Основные ритмические структуры. Пунктирный
ритм, триоли и т.п
2
2
4
13
Освоение приема технического легато
1
3
4
14
Освоение приема баррэ
1
3
4
15
Хроматические гаммы
16
Освоение пьес старинной музыки
3
7
10
Всего
36 ч.
2 класс
I
полугодие
№
темы
Разделы, темы
Теорет.
занятие
Практич.
занятие
Кол - во
часов
Раздел№2. Освоение колористических приемов
игры и стилей классической и джазовой музыки
17
Освоение приема глиссандо, смена позиций ле-
вой руки
1
1
2
18
Освоение приема гитарного пиццикато
1
1
2
19
Гаммы двойными нотами (терции, сексты)
1
2
3
7
20
Чтение с листа двухголосных пьес
1
3
4
21
Изучение музыки эпохи классицизма
4
10
14
22
Тремоло
1
4
5
Всего
30 ч.
II полугодие
№
темы
Разделы, темы
Теорет.
занятие
Практич.
занятие
Кол - во
часов
23
Ознакомление с джазовыми направлениями
2
-
2
24
Освоение джазового стиля «свинг»
1
3
4
25
Блюз: Освоение блюзового звукоряда
1
2,5
3,5
26
Блюз: Освоение гармонической сетки 12-такто-
вого блюза
1
2,5
3,5
27
Босса-нова: «шагающий» бас
1
2
3
28
Босса-нова: “отбрасывание”, “сбрасывание” ак-
корда
1
3
4
29
Босса-нова: освоение синкоп, опережающих
сильную долю и запаздывающих
1
3
4
30
Босса-нова: независимость баса, мелодии и ак-
компанемента
1
3
4
31
Чтение с листа и разучивание легких джазовых
пьес
2
6
8
Всего
36 ч.
3 класс
I
полугодие
№
темы
Разделы, темы
Теорет.
занятие
Практич.
занятие
Кол - во
часов
Раздел №3: Освоение стиля фламенко. Закрепле-
ние пройденного материала
32
Подбор по слуху
0,5
1
1,5
33
Ансамблевая игра
0,5
2
2,5
34
Ознакомление со стилем фламенко
2
-
2
35
Пульгар
0,5
3
3,5
36
Расгеадо, гольпе
0,5
3
3,5
37
Арпеадо
0,5
1
1,5
38
Пикадо
0,5
2
2.5
39
Альтернадо
0,5
2
2.5
40
Тремоло фламенко
0,5
3
3,5
41
Разучивание пьес в стиле фламенко
1
6
7
8
Всего
30 ч.
II полугодие
№
темы
Разделы, темы
Теорет.
занятие
Практич.
занятие
Кол - во
часов
42
Закрепление стилистических особенно-
стей старинной музыки
2
4
6
43
Закрепление стилистических особенно-
стей классической музыки
2
5
8
44
Закрепление стилистических особенно-
стей блюза
2
5
7
45
Закрепление стилистических особенно-
стей босса-новы
2
6
9
46
Закрепление стилистических особенно-
стей фламенко
2
6
8
Всего
36 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОП
Введение
Знакомство с гитарой, её конструкцией, бережное обращение и уход за
инструментом. История гитары (инструменты-предшественники), ее художе-
ственные, тембровые и технические возможности (гитара – это своего рода
маленький оркестр). Репертуар. Исполнители-гитаристы (имена).
Основные правила посадки за инструментом, правильная постановка
игрового аппарата, рациональное использование мышечной нагрузки.
Знакомство с разными эпохами, жанрами, стилями и направлениям ги-
тарной музыки. Показ разных приемов исполнения. Индивидуальный музы-
кальный вкус и манера исполнения.
Раздел № 1: Доинструментальный период. Формирование исполни-
тельского аппарата и освоение основных технических приемов. Элемен-
ты музыкальной грамоты
9
Тема 1. Формирование правильной посадки. Рациональное распре-
деление мышечной нагрузки за инструментом
Освоение правильной посадки за гитарой (учащийся садится на стул
ближе к переднему краю, левая нога стоит на скамеечке высотой 12-18 см.
(также на левое бедро может ставиться подставка на присосках, к которой
крепится гитара), корпус гитары лежит выемкой на приподнятом левом бедре
(головка грифа находится на уровне плеча или уха). Направление грифа
немного
вперед
для
избегания
искривления
позвоночника,
правая
нога
немного в стороне. Предплечье правой руки у локтя лежит на большом изги-
бе обечайки. Пальцы правой руки в расслабленном состоянии стоят на стру-
нах. (Приложение. Рис.1). Левая рука свободно опущена вниз.
Умение правильно распределять мышечную нагрузку. Работа пальцев
от их основания при игре на p, mp и мелкой технике. Подключение крупных
мышц при игре на f. Избавление от перенапряжения мышц.
Тема 2. Базовые приемы извлечения и снятия звука.
Тирандо, апояндо
Базовые приемы звукоизвлечения. Опорные и безопорные приемы ра-
боты пальцев правой руки.
Тема 3. Постановка левой руки
Свободное, гибкое запястье левой руки. Пальцы перпендикулярны гри-
фу (Прил. Рис.2). Большой палец свободен, локоть опущен вниз (Прил.
Рис.3).
Общий и самый главный принцип постановки игрового аппарата - сво-
бодные, гибкие руки во время игры.
Тема 4. Развитие и укрепление мышечных групп основных
фаланг пальцев обеих рук
10
Существующий комплекс упражнений, разработанный специально для
развития мышц основных фаланг пальцев:
а) исходная позиция: положить ладонь на стол, все пальцы развести
несколько в стороны;
б) из этого положения активно поднимать до предела, последовательно,
каждый палец и возвращать его в исходное положение свободным броском;
при подъеме пальцев ладонь от плоскости не отводить. Упражнение делать
правой и левой рукой; каждый палец поднимать и опускать 3-4 раза. При вы-
полнении упражнения особое внимание обращать на активизацию подъема
слабых пальцев - 5-го и особенно 4-го.
На первом этапе упражнений целесообразно ладонью свободной руки
сверху зафиксировать основание всех пальцев. Ощущения при подъеме паль-
цев: максимальное напряжение в зоне основных фаланг пальцев, при бросках
-
максимальное
их
расслабление.
Главные
цели
упражнения:
укрепление
основных фаланг пальцев; регулирование процессов их напряжений и рас-
слаблений; развитие их самостоятельности и независимости при любых ви-
дах двигательных действий на инструменте.
Тема 5. Основные элементы музыкальной теории: длительности,
простые размеры и т.п. Специфика записи музыки для гитары
Единица длительности - целая нота, которая дробится: на 2 равные
доли, 4, 8, 16, 32; на произвольное количество равных частей, например: на 3,
5, 6, 7, 9 и так далее. Простые размеры: 2/2, 2/4, 2/8, 3/2, 2/4, 3/8. Скрипичный
ключ, тактовая черта и т. д.
Тема 6. Разучивание одноголосных мелодий
Освоение игры пьес в правильном ритме, с выдержанными ровными
длительностями. Чистое интонирование нотного текста; выделение сильных,
11
относительно сильных и слабых долей. Создание образа, передача настрое-
ния музыкального произведения.
Тема 7. Освоение арпеджио
Арпеджио - один из основных приемов игры. Поочередное чередование
струн пальцами правой руки. Независимость пальцев.
Тема 8. Основы музыкальной артикуляции на гитаре.
Легато. Стаккато
При исполнении легато только первый звук извлекается пальцами пра-
вой руки, а остальные с помощью пальцев левой руки.
Стаккато - отрывистое звучание звука.
Тема 9. Чтение нот с листа одноголосных пьес
Освоение чистого интонирования нот с правильным ритмом, выделени-
ем сильных и слабых долей. Создание образа, передача настроения музыкаль-
ного произведения. Учиться смотреть вперед на несколько тактов.
Тема 10. Диатонические гаммы
Систематическая игра гамм развивает моторно-двигательные навыки
обеих рук и синхронность их движений, помогает усваивать аппликатурные
принципы и правила взаимодействия обеих рук, вырабатывает динамическую
гибкость исполнителя, ощущения четкости артикуляции, оказывает помощь в
освоении нотной грамоты, прививает навыки работы над звуком и различны-
ми штриховыми приемами.
Тема 11. Работа с басом и двойными нотами
Работа над независимостью баса, мелодии и аккомпанемента.
12
Тема 12. Основные ритмические структуры. Пунктирный ритм,
триоли и т. п
Отрабатывание игры на гитаре различных ритмических структур (пунк-
тир, триоли, квинтоли, секстоли, септоли) на примерах гамм.
Тема 13. Освоение приема технического легато
3
вида легато:
1.
Нисходящее легато - звуки идут сверху вниз.
2.
Восходящее легато - звуки идут снизу вверх.
3.
На разных струнах.
Тема 14. Освоение приема баррэ
Баррэ – это положение левой руки, в котором указательный палец ло-
жится всей или частью своей длины на гриф параллельно ладу, прижимая
несколько струн, при этом остальные пальцы должны быть развиты так, что-
бы их движения были совершенно свободны и они могли прижимать струны
на других ладах. Баррэ делает доступной игру во всех тональностях, так как
прижимающий струны указательный палец играет роль передвижного порож-
ка.
Тема 15. Хроматические гаммы
Отрабатывание смены позиций левой руки. Артикуляция. Различные
виды штрихов.
Тема 16. Освоение старинной музыки
Старинная музыка позволяет научиться плавному и слитному исполне-
нию голосов полифонической фактуры; четкой и разнообразной артикуляции;
научится точно передавать настроение и характер произведения. Большое ко-
личество
музыкальных
произведений,
написанной
во XVI-XVIII вв, было
13
ориентировано на исполнение лютне и старинных разновидностях гитары.
Так как современная гитара является близким к лютне инструментом, уча-
щимся представляется прекрасная возможность познакомиться с музыкой
того времени.
Освоение стилистических особенностей музыки эпох Ренессанса и Ба-
рокко. Музыка знаменитых немецких лютнистов: Ханс и Мельхиор, Нойзид-
лер, Э. Г. Барон, С.Л. Вайс и др.
Раздел№2. Освоение колористических приемов игры и
стилей классической и джазовой музыки
Тема 17. Освоение приема глиссандо, смена позиций левой руки
Глиссандо – прием, связывающий два звука путем скольжением. При
исполнении глиссандо, левая рука меняет позиции.
Тема 18. Освоение приема гитарного пиццикато
Пиццикато – прием игры, при котором извлекаются отрывистые, при-
глушенные звуки. Положение ребра правой ладони со стороны мизинца на
струне у самой подставки, извлечение звуков большим пальцем правой руки -
р. Три основные разновидности того приема.
Тема 19. Гаммы двойными нотами (терции, сексты)
Гаммы интервалами развивают умение играть двойными нотами (тер-
ции,
сексты).
Они
необходимы
для
полноценного
технического
развития
аппарата.
Тема 20. Чтение с листа двухголосных пьес
14
Освоение чистого интонирования нот с правильным ритмом, выделени-
ем сильных и слабых долей. Создание образа, передача настроения музыкаль-
ного произведения. Учиться смотреть вперед на несколько тактов.
Тема 21. Изучение музыки эпохи классицизма
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) существовал в XVII - нача-
л е XIX вв. Классицизм испытывая воздействие других непосредственно со-
прикасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он оттал-
кивается от предшествующей ему эстетики возрождения и противоборствует
активно сосуществующему с ним искусству барокко. Для немецкого класси-
цистического зодчества XVIII -начала XIX вв. характерен строгий и рацио-
нальный стиль. Видные представители: композиторы мангеймской школы,
Глюк, Боккерини, Керубини, мастера венской классической школы. Эпоха
венского классицизма ознаменовалась временем рассвета гитары: Й.К.Мерц,
М.Джулиани. Ознакомление учащегося с особенностями сонатной формы.
Тема 22. Тремоло
Тремоло – быстрое повторение одного и того же звука пальцами р а m i.
Главный голос, мелодия при исполнении этого приема - бас, чередование од-
ного и того же звука в верхнем регистре – сопровождение. Достижение эф-
фекта звучания двух инструментов.
Тема 23. Ознакомление с джазовыми направлениями
Джаз – род профессионального музыкального искусства, возникший на
рубеже XIX-XX веков в результате взаимовлияния европейской и африканкой
музыкальных
культур.
Отличается
специфической
фразировкой,
сложной
многоплановой ритмической структурой, особым звукоизвлечением на музы-
кальных инструментах. Многие элементы и приемы джаза использовали в
своем творчестве ведущие европейские и американские композиторы-акаде-
15
мисты: Л. Бернстайн, Дж. Гершвин, К. Дебюсси, Д, Мийо, И. Стравинский и
др.
Джаз основан на блюзе и включает в себя множество стилей, таких как
свинг, би-боп, кул, босса-нова, джаз-рок и другие. Гитара в джазе.
Тема 24. Освоение джазового стиля «свинг»
«Свинг»
(англ. Swing
–
качание,
балансирование)
-
специфический
стиль исполнения джазовой музыки. Его обозначение:
выставляется
над ключом в начале произведения или после темпа. Ритм является главным
элементом джазовой музыки (Прил. Рис. 4).
Тема 25. Блюз: Освоение блюзового звукоряда
Блюз (быть печальным, тоска, меланхолия) – жанр традиционной афро-
американской музыки и джаза. Характерной особенностью блюза является
так называемый «блюзовый звукоряд» - семиступенный натуральный мажор с
прибавленными, т.н. «блюзовыми тонами», пониженными III,
V и VII ступе-
нями.
Тема 26. Блюз: Освоение гармонической сетки 12-тактового блюза
Блюзовая форма представляет собой 12-тактовую вопросно-ответную
структуру периода из 3-х фраз по 4 такта в каждой – ААВ (с повторным «во-
просом» А и однократным ответом «В», проявляющимся в мелодии): первые
4 такта – на тонической гармонии, по 2 – на субдоминанте и тонике и по 2 на
доминанте
и
тонике,
с
типичной
для
блюза
ка д е н ц и е й D-S-T
(Т/Т/Т/Т/S/S/T/T/D/S/T/T/). Размер 4/4, темп произвольный, чаще медленный.
Тема 27. Босса-нова: «шагающий» бас
16
Ритм - важнейший элемент джазовой музыки. В джазовом ансамбле за
ритм отвечают контрабас и ударные инструменты. Поэтому нужно играть
партию баса так, как будто это играет контрабас, - глубоким звуком, сохраняя
ровный «шаг». Общее впечатление должно быть такое, как будто играют два
инструмента – контрабас и гитара. Движение баса четвертями -«шагающий»
бас.
Тема 28. Босса-нова: “отбрасывание”, “сбрасывание” аккорда
Основное отличие джазового стиля «босса-нова» от «свинга» – ритм. В
стиле «босса-нова» все написанные восьмые играются ровно. Роль баса - рит-
мическая основа, а аккорды как бы «отбрасываются» от баса или «сбрасыва-
ются» на бас. При игре нужно стараться, чтобы аккорды как бы «отбрасыва-
лись» от баса, звучащего на 1-ю и 3-ю доли, при этом аккорды как будто
«сбрасываются» на бас, который звучит на 2-ю и 4-ю доли (Прил. Рис.5)
Тема 29. Босса-нова: освоение синкоп, опережающих сильную долю
и запаздывающих
Музыкальный
размер
босса-новы
–
4/4,
двутактовая
ритмоформула
имеет двуплановую полиметрическую структуру. Основной метр проводится
в размере 4/4, который контрастирует с метром, проводимый на уровне 8/8
(3+3+2+2+3+3) (Прил. Рис.6).
Тема 30. Босса-нова: независимость баса, мелодии и аккомпанемента
Во время исполнения нужно стараться услышать бас и мелодический
голос во взаимодействии. Мелодия и бас исполняются ярче, а аккомпанемент
тише. Все три партии (мелодия, аккомпанемент, бас) играются так, как будто
их играют три инструмента (контрабас, аккомпанирующая гитара и соло-
гитара).
17
Тема 31. Чтение с листа и разучивание легких джазовых пьес
Расширение музыкального кругозора, адаптация к специфическому зву-
чанию джаза, его гармонии и развитие чувства ритма.
Раздел №3: Освоение стиля фламенко.
Закрепление пройденного материала
Тема 32. Подбор по слуху
Развитие чувства ритма, ощущения звуковысотности, умение записы-
вать нотами то, что подобрал.
Тема 33. Ансамблевая игра
Развитие способности слышать всю музыкальную фактуру, ткань в це-
лом, умение работать в ансамбле, чувствовать партнера, то есть умение слу-
шать не только себя, но и других.
Тема 34. Ознакомление со стилем фламенко
Элементы
стиля
фламенко
встречаются
в
современной
гитарной
музыке. В этом стиле применяются специфические приемы игры, которые
явились
результатом
трансформации
старинной
техники
аккомпанемента
пению
и
танцу.
Они
практически
не
связаны
с
эволюцией
техники
классической гитары.
Особенности игры фламенко:
игра ближе к подставке, в результате вибрация струны сильнее передается
резонирующему корпусу гитары, за счет чего и достигается более дина-
мичное, яркое и резкое звучание.
постоянное чередование ритмических и мелодических элементов игры.
Особенности ритмической структуры музыки фламенко, использование
синкоп и разных мелодических акцентов (слушатель продолжает чувство-
18
вать основной ритм, подчеркиваемый хлопками в ладоши, перкуссией или
второй гитарой, и в то же время слышит мелодические акценты, которые
иногда совпадают с основным ритмом, а иногда выпадают между основ-
ными долями).
Тема 35. Пульгар
Пульгар
–
прием,
являющийся
основой
техники
фламенко,
это
исполнение
одноголосных
мелодий
или
разложенных
аккордов
большим
пальцем
правой
руки.
Отличие
способа
игры
большим
пальцем
у
фламенкистов от классического приема. У гитаристов фламенко запястье
сильнее выгнуто, чем у классического гитариста, задействована вся кисть,
вследствие
чего
увеличиваются
технические
возможности
этого
приема.
Запястье правой руки должно гибкое и подвижное, а кисть двигается по
направлению большого пальца.
Тема 36. Расгеадо, гольпе
Расгеадо – удар по струнам пальцами правой руки, употребляющийся для
сильных и слабых акцентов.
Основные виды. Для исполнения наиболее часто употребляемого вида надо
собрать вместе пальцы правой руки, кроме большого, и раскрывая их, сколь-
зить по всем струнам или по части их обратной стороной пальцев (со сторо-
ны ногтей), начиная с мизинца и заканчивая указательным. При этом звучит
арпеджированный аккорд, сильный, звонкий и продолжительный по звуку.
Также в расгеадо гитаристы подключают большой палец для усиления ярко-
сти аккорда.
Часто с приемом расгеадо чередуют прием гольпе, когда по верхней
деке постукивают ногтями безымянного или среднего пальцев правой руки.
Этот прием создает дополнительный шумовой эффект, что делает ритмиче-
скую основу музыки фламенко еще ярче.
19
Тема 37. Арпеадо
В направлении фламенко различные виды арпеджио называются арпеа-
до. В отличие от обычного арпеджио, здесь ярко акцентируется бас. Также
при освоении арпеадо нужно учитывать, что бас играется с небольшой оттяж-
кой, а пальцы i, m,a ускоряют свое движение.
Тема 38. Пикадо
Пикадо – основной прием, применяемый для исполнении одноголосых
пассажей чередованием указательного и среднего пальцев правой руки. В
этом приеме направление удара пальцем по струне - перпендикулярно к деке
гитары, что позволяет извлекать резкие, дребезжащие по ладам, перкуссион-
ные звуки, напоминающие звук ударного инструмента кахон.
Тема 39. Альтернадо
Альтернадо
–
чередование
указательного
и
большого
пальцев.
По-
строен он на том же принципе, что и пульгар, только кисть в данном случае
находится практически неподвижной. Для успешного овладения этого приема
от играющего требуется высокая четкость движений.
Тема 40. Тремоло фламенко
Последовательность пальцев во фламенко немного усложненная – р i а
m i.
Тема 41. Разучивание пьес в стиле фламенко
Формирование
высокого
технического
мастерства,
умение
держать
строгую пульсацию ритма.
20
Тема 42. Закрепление стилистических особенностей старинной му-
зыки
Закрепление пройденного материала на более сложных в техническом
отношении произведениях. Полифонические и танцевальные пьесы из лют-
невых сюит И.С.Баха.
Тема 43. Закрепление стилистических особенностей
классической музыки
Закрепление пройденного материала на более сложных в техническом
отношении произведениях. Пьесы И. К. Мерца, М. Джулиани, А. Диабелли и
т. д.
Тема 44. Закрепление стилистических особенностей блюза
Закрепление пройденного материала на более сложных в техническом
отношении произведениях. Произведения В. Н. Молоткова, А. Кузнецова,
Т. Эммануэля и т. д.
Тема 45. Закрепление стилистических особенностей босса-новы
Закрепление пройденного материала на более сложных в техническом
отношении произведениях. Пьесы Л. Альмейда, А. К. Жобима, А. И. Виниц-
кого
Тема 46. Закрепление стилистических особенностей фламенко
Закрепление пройденного материала на более сложных в техническом
отношении произведениях. Разучивание пьес Г. Нуньеза, Томатито, Пако де
Лусии и т. д.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
21
Методика обучения
1. Мышечная свобода
Рука – творец!
Г. Холл
Осанка.
Осанка – положение корпуса человека как в неподвижном состоянии -
его положении стоя или сидя, так и в процессе его двигательных действий -
походки, совершении всякого вида работ, гимнастических упражнений и т.д.
У музыкантов понятие «осанка» связано также с постановкой корпуса и взаи-
модействием различных частей корпуса в процессе исполнения. Нагрузка, ло-
жащаяся на диски позвоночника, резко меняется в зависимости от положения
тела.
Даже
легкое
изменение
положения
тела
может
привести
к
зна-
чительному увеличению или уменьшению нагрузки. К примеру, если вы си-
дите, выпрямившись, нагрузка на позвоночник умеренная, но, нагнувшись
вперед - резко увеличивается.
Очень
важно
научить
ученика
заниматься
на
гитаре
с
правильной
осанкой, так как это очень важная составляющая успешного обучения на дан-
ном инструменте. С первых же уроков необходимо приучать ученика зани-
маться с правильной посадкой, с правильно и свободно поставленным игро-
вым
аппаратом.
И
стараться
не
допускать
неправильного
положения
за
инструментом. Ученик должен знать, что зажатость мышц, неправильные
движения, неправильная посадка и постановка игрового аппарата влекут за
собой серьезные последствия, которые могут негативно отразиться на его
обучении в дальнейшем и здоровье всего организма.
Позвоночник весьма чувствителен к различного рода внутренним и
внешним негативным воздействиям. Физические перенапряжения провоциру-
ют неправильно формирующиеся двигательные приемы (например, физиоло-
гически необоснованные действия рук, игра в неудобной позе), т.е. непра-
вильная (нерациональная) постановка корпуса исполнителя при игре сидя.
22
Необходимо своевременно устранять причины перенапряжений, ибо
длительные перенапряжения мышц влекут роковые последствия. Следует
сразу же разграничить понятия – напряженное и перенапряженное состоя-
ние рук.
Мышечное напряжение – нормальное состояние активно функциони-
рующих мышечных групп. Они управляемы, поддаются необходимой коррек-
ции и активному
расслаблению. Перенапряжения же, возникающие в ре-
зультате противоестественных действий различных мышечных групп, с тру-
дом поддаются коррекции и практически не управляемы. Самым опасным яв-
ляется то, что находящиеся долго в перенапряженном состоянии мышцы лю-
бой части тела неизбежно переносят свое перенапряженное состояние на об-
ласть спины – позвоночник. Накапливаясь в области спины, перенапряжение
создает очаги постоянной зажатости мышц в непосредственной близости от
позвоночника. Поэтому, чтобы не было перенапряжения, нужно уметь пра-
вильно управлять своими мышцами.
Зона позвоночника особенно подвержена остеохондрозу. У учеников в
результате неправильного положения корпуса при игре на гитаре развивается
сколиоз - искривление позвоночника.
Шея.
Участки позвоночника в разной степени подвержены деформации и бо-
левым ощущениям. Наиболее уязвимы участки поясницы и шейных позвон-
ков. Мышечные группы шеи от природы очень слабые, они взаимодействуют
синхронно с мышечными группами плечевого пояса. При изолированном на-
клоне головы вперед происходит перенапряжение шейных мышц, - эти мыш-
цы не выдерживают нагрузки, которую оказывает на них очень тяжелая голо-
ва. Очаг перенапряжений в зоне шеи один из наиболее опасных, ибо он бы-
стро распространяется на другие мышечные группы и, провоцируя зажатость
в области мышечных групп рук и спины, трудно поддается исправлению. От-
ведение головы назад и особенно наклоны ее вперед должны происходить од-
23
новременно с движениями верхней части корпуса - его сгибании или разгиба-
нии в зоне крестца. Постоянное удерживание шеи в положении наклона
вперед неизбежно вызывает боли. Критерием правильности ощущений в об-
ласти шеи служит ненапряженное состояние ее мышц. Эти ощущения сохра-
няются при условии, когда шея и плечевой пояс совершают совместные одно-
сторонние - синхронные движения.
Область спины - одна из основных частей корпуса. Мышечные группы
спины играют решающую роль в организации всех двигательных действий
человека, особенно его рук.
Рука.
Для того чтобы человек свободно руководил действиями руки, она
должна быть полностью подвластна его воле, беспрепятственно выполнять
все приказы мозга, быть предельно управляемой.
Специфика действий руки как орудия труда различна: от применения
грубой физической силы до мельчайших движений, требующих ювелирной
точности и минимально необходимого применения силы.
Благодаря действиям руки человек зримо слышит результат своей му-
зыкальной деятельности. Но в повседневной жизни музыканты часто забыва-
ют, что руки, выполняющие творческие функции, являются неотъемлемой и
весьма уязвимой частью их организма. Неизменно подчиняясь воле человека,
в
той
же
степени
они
должны
подчиняться
физиологическим
законо-
мерностям организма. Человек, занимающийся на гитаре и пренебрегающий
физиологическими особенностями рук, обрекает себя на многочисленные фи-
зические страдания.
Поэтому, помимо занятий за инструментом ученик должен постоянно
тренировать свои мышцы (поясницу, шею, руки, пальцы), укреплять их, что-
бы они могли выдерживать нужную нагрузку во время занятий на гитаре. Но
24
в тоже время ученик должен уметь и расслаблять свои мышцы, давать им
необходимый отдых.
2. Музыка разных эпох и стилей
На данный момент существует большое количество гитарной музыки.
Она делится по эпохам, стилям, направлениям, и каждая эпоха или направле-
ние ставят перед гитаристами свои цели и задачи.
Для начала ученика нужно познакомить со старинной музыкой. Эта му-
зыка не требует от музыканта высокого технического мастерства, но в ней
нужно уметь точно передавать настроение. И поэтому, изучая старинную му-
зыку ученик может хорошо развить образное мышление, что очень важно на
начальном этапе обучения. Также следует отметить, что поскольку старинная
музыка была написана не для гитары, а для лютни, учащийся будет зна-
комиться с переложениями лютневой музыки для гитары.
Затем
нужно
познакомить
ученика
с
музыкой
периодов
барокко
и
классцизма. В ней ученик узнает, какие бывают формы, строение произведе-
ний, познакомится с гитаристами и композиторами, которые вывели гитару
на новый уровень, освоит новые жанры, технические возможности, средства
выразительности, характерные для данного периода развития музыки.
Далее следует познакомить учашегося с таким жанром как блюз.
Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазо-
вых стилях; к ней обращались в своем творчестве многие ведущие академи-
ческие композиторы XX века (Гершвин, Равель, Мийо, Онеггер и др.), под
влиянием блюза возникли многие формы и жанры современного рока и поп-
музыки.
Босса-нова – это одно из основных направлений в современной гитар-
ной музыке. Влияние этого стиля проникает как в классическую, так и попу-
лярную музыку наших дней. И поэтому сегодня гитаристу необходимо хоро-
шо ориентироваться и в этом стиле. Осваивая босса-нову ученик познакомит-
25
ся с разнообразными ритмическими структурами, с характерным ритмом бра-
зильской самбы, научится чувствовать пульсацию и ощущать её внутри себя.
Фламенко – это один из немногих направлений, в котором гитара зани-
мает лидирующую роль. Под ее аккомпанемент исполняются танцы, под нее
поют песни, которые не похожи на другие направления.
Гитарист фламенко использует другую технику, другие приемы звуко-
извлечения. Хотя они во многом пересекаются с классическими приемами.
Следует отметить, что во фламенко добиваются более резкого звучания, чем в
классике или босса-нове. В этом направлении делается большой акцент на
строгом ритме, четкой пульсации.
Изучение стиля фламенко очень полезно для современного гитариста,
так как этот стиль развивает не только хорошее чувство ритма, но и новые
технические приемы и возможности.
Методы обучения
Показ, объяснение, организация домашней подготовки, оценка.
К каждому ученику применяется индивидуальный подход, но суще-
ствует и несколько универсальных правил, благодаря которым можно гаран-
тировано добиться хороших как минимум и блестящих как максимум ре-
зультатом.
Педагогические принципы
В педагогике существует деструктивная критика. Это один негативных
видов человеческого поведения. Она уменьшает уверенность учащегося в
себе, подрывает успеваемость и производительность ребёнка в любых его на-
чинаниях. Некоторые педагоги детей критикуют чаще, чем хвалят. И если ре-
бенка постоянно ругают за неуспеваемость, то вскоре у него складывается не-
гативная ассоциативная связь между учебой и собственным самочувствием.
Ребенок начинает её ненавидеть и избегать любыми способами. Истинная
конструктивная критика приводит к тому, что ребенок чувствует себя лучше и
считает, что способен в будущем сделать работу лучше, подготовиться тща-
26
тельнее, сделать больше, у ребенка растет самоуважение и повышается оцен-
ка ребенком собственной эффективности. Цель такой критики
– добиться
улучшений. Она должна помочь, а не причинить вред.
Существует семь шагов, следуя которым вы добьетесь нужных Вам и
ребенку улучшений, дадите конструктивную обратную связь:
Первое – старайтесь не навредить самоуважению ребенка. Относитесь
к нему, как к воздушному шарику, оберегая его от опасных иголок. Будьте
вежливы.
Второе - сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом. Используй-
те выражения вроде «Давай в следующий раз ты…».
Третье - сосредоточьтесь на поведении или поступках, а не на лично-
сти. Замените слово «ты» на описание самой проблемы. Вместо того, чтобы
сказать « Ты недостаточно подготовился», скажите: «Твоя подготовка не та-
кая хорошая, как я ожидал. Давай поработаем, чтобы не допустить этого в
следующий раз».
Четвертое – используёте местоимение «я» для выражения собственных
чувств. Вместо слов «Ты меня огорчаешь» скажите: «Я чувствую огорчение,
когда ты так поступаешь /так делаешь/ не делаешь этого», «я недоволен та-
ким положением вещей и хотел бы решить, что мы можем сделать.
Пятое – будьте конкретны по поводу того, что нужно изменить, когда и
как. Ориентируйтесь на будущее. Скажите нечто вроде; «В будущем очень
важно, чтобы ты более усердно и внимательно занимался».
Шестое – предложите помощь. Покажите, что и как нужно сделать.
Будьте спокойны, терпеливы, восприимчивы, логичны, конструктивны
и оказывайте поддержку, вместо того, чтобы злиться. Воодушевляйте ребен-
ка, а не подавляйте его и тогда вы вместе добьетесь удивительных результа-
тов.
Седьмое – предположите, что ученик хочет сделать работу, домашнее
задание хорошо и что если он сделал это плохо или допустил ошибки, то не-
27
намеренно. Проблема заключается в недостатке навыков, неполной информа-
ции или недопонимания.
Дидактический материал
Нотные сборники, аудио - видеозаписи, книги о музыке.
Нотный материал
1.
Роберт де Визе. Пьесы, сюиты.
2.
Доуленд Дж. Пьесы для лютни.
3.
Доуленд Дж. Четыре гальярды.
4.
Мигель де Фуэнльяна. Две фантазии.
5.
40 немецких песен и танцев старых мастеров для трех гитар.
6.
Трестер М. 10 этюдов для гитары соло.
7.
Джулиани М.. 12 вальсов.
8.
Агуадо Д. Избранные произведения.
9.
Ковач В. Легкая старинная музыка для гитары.
10.Виницкий А. Детский джазовый альбом: Упражнения, этюды, пьесы, ду-
эты.
11.Виницкий А.И. Концертные композиции на основе тем А.К. Жобима в
аранжировке А. Виницкого.
12. Виницкий А. Композиции на еврейские темы для классической гитары.
13. Нуньес Г. Шлола фламенко.
14. Музыка Испании. – Вып. 1, 2, 3.
15. Торопов А. Гитара фламенко.
16. Пако де Лусия. Фантазия фламенко. Вып. 1, 2.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп- му-
зыки: Термины и понятия. – М., 2006.
2.
Винницкий А.И. Джаз на классической гитаре: Детское пособие.
3.
Брайан Трейси Достижение максимума.
4.
Вайсборд. М. А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. –
М.: Музыка, 1983.
5.
Волков В.Д. Проблемы гитарного репертуара. // Гитарист, 2000, №1
6.
Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Му-
зыка, 1974.
7.
Вайсборд. М.А. Гитара и гитаристы. – М.: Музыка, 1979.
Приложение к программе
Правильное положение рук:
28
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Рис.4
29
Рис.5
Рис.6
30
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….2
Учебно-тематический план ДОП…………………………………………….6
Содержание программы ДОП………………………………………………..9
Методическое обеспечение ДОП…………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...28
Приложение к программе…………………………………………………….29
31