Автор: Чернышев Алексей Николаевич
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: с.Пушкинское Гулькевичский район Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изучение физических явлений и процессов на просторах Кубани"
Раздел: среднее образование
Рецензия
на методическую разработку
«Изучение физических явлений и процессов на просторах Кубани»,
разработанную Чернышевым Алексеем Николаевичем,
учителем физики и астрономии МБОУ СОШ №21
с.Пушкинского МО Гулькевичский район
Методическая разработка «Изучение физических явлений и процессов на
про сторах
Кубани» разработана
учителем
физики
и
астрономии
Чернышевым Алексеем Николаевичем и предназначена для учителей физики,
педагогов дополнительного образования как в урочной, так и во внеурочной
деятельности и имеет краеведческую направленность.
Разработка актуальна и педагогически целесообразна.
Часто у учащихся
отсутствует интерес к физике. Может быть оттого, что «сухие» формулы и
законы не вызывают никаких эмоций, мотивации к учёбе.
Формулы, соотношения, зависимости могут быть красивы, но это нужно
уметь
почувствовать,
тогда
учеба
вместо
суровой
необходимости
может
стать трудным, но приятным делом. Так во внеурочной деятельности, в
походах, экскурсиях нередки картины физических явлений в природе. Вот
здесь и следует описать различных процессы, заинтересовать ребят.
В методической разработке использованы технологии проектного обучения,
исследовательские технологии, информационно-коммуникативные.
Таким
образом,
физические
явления
и
процессы
наблюдаемые
в
повседневной
жизни
побуждают
к
активной
умственной
деятельности
и
являются отличным средством формирования познавательного интереса к
физике.
Данная
разработка
обеспечивает
познавательное
направление
образовательного
процесса,
может
служить
методическим
пособием
учителям и педагогам дополнительного образования.
Руководитель РМО учителей
физики _____________
Директор РИМЦ _____________
Изучение физических явлений и процессов на просторах Кубани
Чернышев Алексей Николаевич,
учитель физики и астрономии МБОУ СОШ №21
с.Пушкинского МО Гулькевичский район
Физика
–
необыкновенная
наука!
Она
изучает
самые
основные,
фундаментальные законы окружающего нас мира. Ее законы универсальны.
Они объясняют свойства атомов, кристаллов и живых клеток, а также полет
ракеты
и
работу
холодильника,
телевизора
и
электронной
машины.
Без
физики не обойтись!
Любовь к предмету можно прививать всячески. Я люблю летом ходить в
многодневные походы. Вот где безграничная фантазия детей, и тут можно
играючи, ненароком, объяснить физические явления и процессы на примерах
окружающего мира.
Приведу некоторые примеры.
Золотое
правило
похода
–
не
брать
бьющуюся
посуду.
Перед
походом
спрашиваю, кто взял стекло. И объясняю.
? Почему стекло разбивается даже при небольшой нагрузке?
Ответ. Стекло относится к хрупким телам, у этих тел отсутствует область
пластической
деформации,
и
за
ничтожно
малой
областью
упругой
деформации следует разрушение.
Иногда наблюдаем дым из труб в аулах.
? Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально?
Ответ. Так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и
расширяется
до
тех
пор,
пока
не
охладится.
Такой
вид
теплопередачи
называется конвекцией.
В походе часто разговариваем о еде, дети вспоминают дом. Разговорились о
том, как нужно солить я6локи.
? На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы
яблоки просолились быстрее?
Ответ. Это явление называется диффузией. Ионы Na и С1 беспорядочно
движутся в воде, сквозь поры проникая в яблоки. Чем выше температура
раствора,
тем
больше
скорость
движения
ионов
и,
следовательно,
тем
быстрее они попадут в яблоки.
В походе погода непредсказуема. Интересны прогнозы ребят, тут даю научное
объяснение.
? Можно ли по описанию погоды определить влажность воздуха? Чему она
равна?
Ответ. Так как идет дождь, то влажность воздуха, особенно в самой туче,
близка к 100%.
? Объясните образование тумана. Определите влажность воздуха, принимая
температуру воздуха равной 10 °С.
Ответ. Туман - это капельки сконденсировавшихся паров воды, которые
образуются при понижении температуры воздуха (а вместе с ним и водяного
пара) до температуры, при которой водяной пар становится насыщенным.
Влажность воздуха равна 100%.
? При каком условии на лужах появляется лед? Как называется этот процесс?
Ответ. Для процесса кристаллизации необходимо выполнение двух условий:
1)
температура
воды
должна
быть
равна
температуре
плавления
(кристаллизации) льда; 2) вода должна постоянно отдавать энергию, т.е.
температура воздуха должна быть ниже О °С.
? Объясните образование росы и инея. Могут ли одновременно появляться
роса и иней?
Ответ.
В
воздухе
всегда
есть
водяной
пар,
который
при
определенной
температуре, называемой точкой росы, становится насыщенным и начинает
конденсироваться. Если точка росы положительная, то появится роса, если же
отрицательная - то иней.
? Что можно сказать о влажности воздуха? При какой температуре выпадает
роса?
Ответ.
Относительная
влажность
равна
100%.
Роса
появляется
при
температуре,
когда
водяной
пар
в
воздухе
становится
насыщенным
(достигается точка росы).
Дети
часто
потеют
от
жары,
говорят
«футболка
прилипла
к
телу».
Спрашиваю
? Почему футболка «влипла в тело»?
Ответ. Футболка пропитана водой, а т.к. человеческая кожа водой хорошо
смачивается, то кофта «прилипает».
Разжигаем костер, и здесь интересный вопрос.
?
Расскажите
о
превращении
энергии
при
горении.
Сколько
энергии
выделится при полном сгорании 2 кг сухих дров?
Ответ.
При
горении
химическая
энергия
топлива
превращается
во
внутреннюю
Энергию,
в
том
числе,
воздуха.
При
сгорании
2
кг
дров
выделится 20 МДж энергии.
Часто
для
розжига
костра
используем
«тягу»
-
мащем
картонкой
или
футболкой.
? Для чего необходима тяга?
Ответ.
Без
притока
кислорода
процесс
горения
невозможен.
Чтобы
обеспечить приток воздуха, надо подать воздух с помощью мехов
Дети, когда видят соломенные крыши в лесу (навесы для отдыхающих и для
отдыха), удивляются, почему они не протекают.
? Почему вода не протекала сквозь соломенную крышу?
Ответ. Воде легче скатываться по гладким, несмачивающимся соломинкам
вниз, чем просачиваться сквозь плотно прижатые друг к другу соломинки, к
тому же разбухшие от дождя.
Иногда попадаем под дождь, ливень, град
? Расскажите об этих природных явлениях с точки зрения физики. Какие
тепловые процессы описываются в данном фрагменте?
Ответ. Дождь и ливень - это процессы конденсации воды в атмосфере, а град
- процесс кристаллизации.
Когда попадаем в такие процессы
«То с юга из пустыни суховей
Нас солнечным ударом стукнет в темя,
То запад целой армией дождей
Повадится нас поливать все время».
? Чем отличаются в этом отрывке воздушные массы с юга и запада?
Ответ. Влажностью воздуха. С юга воздух сухой, его называют суховеем,
относительная влажность этого воздуха 10-30
, а с запада воздух влажный,
его относительная влажность 60-80
.
Часто слышим «Упадешь в воду - сухим не выйдешь».
? Что нужно сделать, чтобы кожа человека не намокала при попадании воды?
Ответ.
Вода
хорошо
смачивает
кожу.
Чтобы
вода
скатывалась
с
нее,
необходимо уменьшить смачиваемость кожи, т.е. покрыть ее кремом, жиром
? Почему «серые облака» «вверх бегут»?
Ответ. Плотность дыма меньше плотности окружающего воздуха, и под
действием силы Архимеда клубы дыма поднимаются вверх.
Готовим на костре – и снова познания в физике.
? Если из кастрюли валит пар, можно ли сказать, что вода в кастрюле
закипела?
От
каких
физических
параметров
зависит
скорость
испарения
жидкости?
Ответ. Испарение воды происходит при любой температуре. То, что мы
видим, - не пар, а уже конденсат, туман, который появляется задолго до
кипения,
в
зависимости
от
рода
вещества,
его
температуры,
площади
поверхности жидкости, внешнего давления и температуры воздуха.
Часто говорят «котелок бурчит»
? Какое явление наблюдается в котле? Правильно ли сравнение этого явления
с бурей в озере?
Ответ.
кипение
воды
в
котле.
Сравнивать
явления
кипения
жидкости
с
воздействием ветра на верхние слои жидкости можно только визуально - это
совершенно различные процессы.
Слышали выстрелы
? Опишите физические процессы, которые происходят при выстреле. Можно
ли пистолет считать тепловым двигателем?
Ответ.
При
выстреле
внутренняя
энергия
газов
превращается
в
кинетическую
энергии
пули.
Пистолет
является
тепловым
двигателем
однократного действия.
Итак, можно в каждом явлении найти физику. Поверьте, детям интересно,
это запоминается, это применимо и объяснимо в жизни. Они проявляют
интерес, сами стараются объяснить с точки зрения физики. А главное, это
способствуют лучшему усвоению материала по физике, развитию мотивации
учения у школьников.
Подборка задач на основе природных физических задач – кропотливая, но
интересная работа, которую я хочу продолжить.