Напоминание

"Изучение физических явлений и процессов на просторах Кубани"


Автор: Чернышев Алексей Николаевич
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: с.Пушкинское Гулькевичский район Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изучение физических явлений и процессов на просторах Кубани"
Раздел: среднее образование





Назад




Рецензия

на методическую разработку

«Изучение физических явлений и процессов на просторах Кубани»,

разработанную Чернышевым Алексеем Николаевичем,

учителем физики и астрономии МБОУ СОШ №21

с.Пушкинского МО Гулькевичский район

Методическая разработка «Изучение физических явлений и процессов на

про сторах

Кубани» разработана

учителем

физики

и

астрономии

Чернышевым Алексеем Николаевичем и предназначена для учителей физики,

педагогов дополнительного образования как в урочной, так и во внеурочной

деятельности и имеет краеведческую направленность.

Разработка актуальна и педагогически целесообразна.

Часто у учащихся

отсутствует интерес к физике. Может быть оттого, что «сухие» формулы и

законы не вызывают никаких эмоций, мотивации к учёбе.

Формулы, соотношения, зависимости могут быть красивы, но это нужно

уметь

почувствовать,

тогда

учеба

вместо

суровой

необходимости

может

стать трудным, но приятным делом. Так во внеурочной деятельности, в

походах, экскурсиях нередки картины физических явлений в природе. Вот

здесь и следует описать различных процессы, заинтересовать ребят.

В методической разработке использованы технологии проектного обучения,

исследовательские технологии, информационно-коммуникативные.

Таким

образом,

физические

явления

и

процессы

наблюдаемые

в

повседневной

жизни

побуждают

к

активной

умственной

деятельности

и

являются отличным средством формирования познавательного интереса к

физике.

Данная

разработка

обеспечивает

познавательное

направление

образовательного

процесса,

может

служить

методическим

пособием

учителям и педагогам дополнительного образования.

Руководитель РМО учителей

физики _____________

Директор РИМЦ _____________

Изучение физических явлений и процессов на просторах Кубани

Чернышев Алексей Николаевич,

учитель физики и астрономии МБОУ СОШ №21

с.Пушкинского МО Гулькевичский район

Физика

необыкновенная

наука!

Она

изучает

самые

основные,

фундаментальные законы окружающего нас мира. Ее законы универсальны.

Они объясняют свойства атомов, кристаллов и живых клеток, а также полет

ракеты

и

работу

холодильника,

телевизора

и

электронной

машины.

Без

физики не обойтись!

Любовь к предмету можно прививать всячески. Я люблю летом ходить в

многодневные походы. Вот где безграничная фантазия детей, и тут можно

играючи, ненароком, объяснить физические явления и процессы на примерах

окружающего мира.

Приведу некоторые примеры.

Золотое

правило

похода

не

брать

бьющуюся

посуду.

Перед

походом

спрашиваю, кто взял стекло. И объясняю.

? Почему стекло разбивается даже при небольшой нагрузке?

Ответ. Стекло относится к хрупким телам, у этих тел отсутствует область

пластической

деформации,

и

за

ничтожно

малой

областью

упругой

деформации следует разрушение.

Иногда наблюдаем дым из труб в аулах.

? Почему в безветрие дым из трубы поднимается вертикально?

Ответ. Так как теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и

расширяется

до

тех

пор,

пока

не

охладится.

Такой

вид

теплопередачи

называется конвекцией.

В походе часто разговариваем о еде, дети вспоминают дом. Разговорились о

том, как нужно солить я6локи.

? На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы

яблоки просолились быстрее?

Ответ. Это явление называется диффузией. Ионы Na и С1 беспорядочно

движутся в воде, сквозь поры проникая в яблоки. Чем выше температура

раствора,

тем

больше

скорость

движения

ионов

и,

следовательно,

тем

быстрее они попадут в яблоки.

В походе погода непредсказуема. Интересны прогнозы ребят, тут даю научное

объяснение.

? Можно ли по описанию погоды определить влажность воздуха? Чему она

равна?

Ответ. Так как идет дождь, то влажность воздуха, особенно в самой туче,

близка к 100%.

? Объясните образование тумана. Определите влажность воздуха, принимая

температуру воздуха равной 10 °С.

Ответ. Туман - это капельки сконденсировавшихся паров воды, которые

образуются при понижении температуры воздуха (а вместе с ним и водяного

пара) до температуры, при которой водяной пар становится насыщенным.

Влажность воздуха равна 100%.

? При каком условии на лужах появляется лед? Как называется этот процесс?

Ответ. Для процесса кристаллизации необходимо выполнение двух условий:

1)

температура

воды

должна

быть

равна

температуре

плавления

(кристаллизации) льда; 2) вода должна постоянно отдавать энергию, т.е.

температура воздуха должна быть ниже О °С.

? Объясните образование росы и инея. Могут ли одновременно появляться

роса и иней?

Ответ.

В

воздухе

всегда

есть

водяной

пар,

который

при

определенной

температуре, называемой точкой росы, становится насыщенным и начинает

конденсироваться. Если точка росы положительная, то появится роса, если же

отрицательная - то иней.

? Что можно сказать о влажности воздуха? При какой температуре выпадает

роса?

Ответ.

Относительная

влажность

равна

100%.

Роса

появляется

при

температуре,

когда

водяной

пар

в

воздухе

становится

насыщенным

(достигается точка росы).

Дети

часто

потеют

от

жары,

говорят

«футболка

прилипла

к

телу».

Спрашиваю

? Почему футболка «влипла в тело»?

Ответ. Футболка пропитана водой, а т.к. человеческая кожа водой хорошо

смачивается, то кофта «прилипает».

Разжигаем костер, и здесь интересный вопрос.

?

Расскажите

о

превращении

энергии

при

горении.

Сколько

энергии

выделится при полном сгорании 2 кг сухих дров?

Ответ.

При

горении

химическая

энергия

топлива

превращается

во

внутреннюю

Энергию,

в

том

числе,

воздуха.

При

сгорании

2

кг

дров

выделится 20 МДж энергии.

Часто

для

розжига

костра

используем

«тягу»

-

мащем

картонкой

или

футболкой.

? Для чего необходима тяга?

Ответ.

Без

притока

кислорода

процесс

горения

невозможен.

Чтобы

обеспечить приток воздуха, надо подать воздух с помощью мехов

Дети, когда видят соломенные крыши в лесу (навесы для отдыхающих и для

отдыха), удивляются, почему они не протекают.

? Почему вода не протекала сквозь соломенную крышу?

Ответ. Воде легче скатываться по гладким, несмачивающимся соломинкам

вниз, чем просачиваться сквозь плотно прижатые друг к другу соломинки, к

тому же разбухшие от дождя.

Иногда попадаем под дождь, ливень, град

? Расскажите об этих природных явлениях с точки зрения физики. Какие

тепловые процессы описываются в данном фрагменте?

Ответ. Дождь и ливень - это процессы конденсации воды в атмосфере, а град

- процесс кристаллизации.

Когда попадаем в такие процессы

«То с юга из пустыни суховей

Нас солнечным ударом стукнет в темя,

То запад целой армией дождей

Повадится нас поливать все время».

? Чем отличаются в этом отрывке воздушные массы с юга и запада?

Ответ. Влажностью воздуха. С юга воздух сухой, его называют суховеем,

относительная влажность этого воздуха 10-30

, а с запада воздух влажный,

его относительная влажность 60-80

.

Часто слышим «Упадешь в воду - сухим не выйдешь».

? Что нужно сделать, чтобы кожа человека не намокала при попадании воды?

Ответ.

Вода

хорошо

смачивает

кожу.

Чтобы

вода

скатывалась

с

нее,

необходимо уменьшить смачиваемость кожи, т.е. покрыть ее кремом, жиром

? Почему «серые облака» «вверх бегут»?

Ответ. Плотность дыма меньше плотности окружающего воздуха, и под

действием силы Архимеда клубы дыма поднимаются вверх.

Готовим на костре – и снова познания в физике.

? Если из кастрюли валит пар, можно ли сказать, что вода в кастрюле

закипела?

От

каких

физических

параметров

зависит

скорость

испарения

жидкости?

Ответ. Испарение воды происходит при любой температуре. То, что мы

видим, - не пар, а уже конденсат, туман, который появляется задолго до

кипения,

в

зависимости

от

рода

вещества,

его

температуры,

площади

поверхности жидкости, внешнего давления и температуры воздуха.

Часто говорят «котелок бурчит»

? Какое явление наблюдается в котле? Правильно ли сравнение этого явления

с бурей в озере?

Ответ.

кипение

воды

в

котле.

Сравнивать

явления

кипения

жидкости

с

воздействием ветра на верхние слои жидкости можно только визуально - это

совершенно различные процессы.

Слышали выстрелы

? Опишите физические процессы, которые происходят при выстреле. Можно

ли пистолет считать тепловым двигателем?

Ответ.

При

выстреле

внутренняя

энергия

газов

превращается

в

кинетическую

энергии

пули.

Пистолет

является

тепловым

двигателем

однократного действия.

Итак, можно в каждом явлении найти физику. Поверьте, детям интересно,

это запоминается, это применимо и объяснимо в жизни. Они проявляют

интерес, сами стараются объяснить с точки зрения физики. А главное, это

способствуют лучшему усвоению материала по физике, развитию мотивации

учения у школьников.

Подборка задач на основе природных физических задач – кропотливая, но

интересная работа, которую я хочу продолжить.



В раздел образования