Напоминание

"Кубанские художники–фронтовики"


Автор: Виговская Наталья Фёдоровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: с.Пушкинское Гулькевичский район Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кубанские художники–фронтовики"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кубанские художники-фронтовики

(методическая разработка к внеклассному мероприятию

«И помнит мир спасенный…»)

Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые по

прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием

архивных

хранилищ.

Но

есть

события,

значение

которых

не

тускнеет

от

неумолимого бега времени.

Напротив, каждое прошедшее десятилетие с возрастающей силой подчеркивает

их

величие,

их

определяющую

роль

в

мировой

истории.

К

таким

событиям

относится победа советского народа в Великой Отечественной войне. Память об

этих событиях неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из

поколения в поколение, она переживает века.

Память о прошлом… Нет, это не просто свойство человеческого сознания, его

способность сохранять следы минувшего. Память – это связующее звено между

прошлым и будущим, это – чрезвычайный и полномочный посол, направляемый

историей в грядущее для того, чтобы облегчить человечеству дальнейший путь.

Память

не

нейтральна,

не

пассивна.

Она

учит

и

призывает,

убеждает

и

предостерегает, дает силы и внушает веру. Из памяти народной мы черпаем силы

для новых свершений. Вот почему наш народ так благоговейно чтит память о

подвигах тех, кто не жалел ни сил, ни самой жизни в великой битве с врагом, в

борьбе

за

светлый

грядущий

день

Отчизны.

И

чем

меньше

остается

живых

свидетелей прошлого, тем большей становится наша всенародная забота о его

сохранении в вечной памяти благородных потомков.

Великая

Отечественная

война,

самые

ее

значительные

события,

тяжелые

оборонительные сражения в 1941 году, путь к победе и, наконец, победа над

германским

фашизмом

все

это

нашло

свое

достойное

отображение

в

произведениях художников и скульпторов.

Сегодняшний классный час называется «Сражающееся искусство». Конечно, вы

поняли, что речь будет идти о произведениях художников – баталистов. А я хочу

добавить, что речь будет идти о художниках и скульпторах Кубани. Работать на

уроке мы будем творческими группами, каждая из которых будет защищать свой

архитектурный проект.

В захватнических планах Гитлера важное место занимала Кубань. Фашисты

стремились овладеть нефтью Майкопа и цементом Новороссийска, морскими

портами на Черном море, использовать плодородные почвы края для обеспечения

себя продовольствием. Взятие Кубани открывало им путь для завоевания Кавказа.

С начала войны в крае формировались казачьи части из людей непризывного

возраста (пожилых и юношей). Это было осенью 1941 года. Такая сотня была

сформирована в Успенском районе. Добровольцам успенской сотни колхозы дали

лошадей, сделали седла, отковали самодельные сабли. В такой боевой готовности

сотня

отправлялась

в

село

Новокубанское.

Там

сформировались

полки.

Дальнейшее формирование полков в дивизии, дивизий в корпус проходило в

станице Тбилисской.

1

Так родился 17-й кавалерийский корпус (позже он именовался 4-ый). В январе

1942 года корпус был зачислен в Красную Армию, казаки приняли присягу,

получили огнестрельное оружие, обмундирование, заменили сабли на настоящие

и

начали

упорно

заниматься

военной

подготовкой.

Командиром

корпуса

был

назначен Ф.М.Малеев, а затем легендарный генерал Н.Я.Кириченко.

Красная Армия отступала с боями, часто жестокими. Так, 2 августа 1942 года

казаки

17-го

кавалерийского

корпуса

получили

задание

вступить

в

бой

с

фашистами в районе ст. Кущевской. Немцы имели численное превосходство в

оружии

и

занимали

выгодные

позиции.

Но

под

натиском

казаков

сначала

отступали, потом бежали. Фашистским офицерам пришлось силой своего оружия

возвращать солдат на боевые позиции. Один гитлеровский полковник в донесении

начальству писал: «Передо мной – казаки. Они нагнали такой смертельный страх,

что я не могу продвигаться дальше».

Посмотрите на портрет- «Волик Николай Александрович – войсковой старшина

Офицерской сотни Кубанского казачьего войска, участник Великой Отечественной

войны»

Мы

видим

пожилого

человека.

Глубокие

морщины

рассекают

его

лицо,

многочисленные награды говорят о смелости и храбрости. От прямосидящей

фигуры, открытого взгляда веет спокойствием и духовной силой. Портрет написан

яркими, сочными жизнеутверждающими красками. Этот портрет стал типичным

образом казака-воина, которого так боятся и уважают за храбрость враги.

На автостраде Ростов – Баку, в нескольких километрах от станицы Кущевской

Краснодарского

края

высится

памятник,

посвященный

подвигам

казаков-

гвардейцев. Могучий всадник на боевом коне, привстав на стременах и обнажив

саблю, зорко вглядывается вдаль…

На постаменте надпись: «Здесь в августе 1942 года стояли на смерть, защищая

ворота Кавказа, гвардейцы 4-го Кубанского кавалерийского казачьего корпуса,

удивив мир своей стойкостью и величием духа». Памятник сооружен из бетона и

железобетона.

Установлен

в

1967

году.

Авторы

памятника

скульптор

О.Коломейцев, архитектор А.Корсаков.

Летом

1942

года

обстановка

на

фронтах

Великой

Отечественной

войны

осложнилась. Гитлеровское командование, создав значительный перевес в живой

силе, танках, авиации, стало развивать наступление на Северный Кавказ. 6 августа

17-ая

немецко-фашистская

армия

нанесла

удар

по

Краснодарскому

оборонительному обводу.

С

9-го

августа

1942

года

по

12

февраля

1943

года

под

властью

фашистов

находился Краснодар. В Краснодаре они впервые применили «душегубки», в

которых погибли 7000 человек.

Как и на других захваченных территориях, фашисты стремились создать здесь

«новый

порядок»,

проводили

жестокую

карательную

политику,

грабили

природные ресурсы.

В

начале

февраля

1943

года

сове6тские

войска

начали

Краснодарскую

наступательную операцию. Первыми в город ворвались части 40-й отдельной

мотострелковой бригады генерал-майора П.Ф.Цепляева, 31-й стрелковой дивизии

полковника

П.К.Богдановича

и

10-й

стрелковой

бригады

подполковника

Н.М.Ивановского.

2

Краснодарцы

вместе

с

действующими

войсками

одержали

победу

в

кровопролитной битве, выстояли в тяжелейшее для родного города время. Победа

далась не легкой ценой.

Этому

светлому

дню

посвятил

свою

работу

художник

Петр

Николаевич

Ружейников – «Вступление Красных частей в Краснодар 12 февраля 1943 года».

Мы

видим

идущую

колонну

солдат

Красной

Армии

по

центральной

дороге.

Радостные

горожане

встречают

своих

освободителей:

кто-то

приветственно

размахивает шапкой, кто-то дарит цветы, а мальчишка довольный бежит рядом с

танком. По колориту картина довольно сдержанна, преобладают приглушенные

серо-зелено-коричневые тона. На ней изображен не парадный марш победителей,

но нам картина дорога этими фронтовыми буднями, из которых и сложилась

великая победа.

В том феврале, суровом, снежном,

Вняв человеческим надеждам,

Как песня к жаждущим губам,

Пришла победа на Кубань.

Казалось, хлынула лавина

С вершин седых Кавказских гор

И все вокруг заполонила:

Дорогу, речку, косогор…

В том феврале рассветной ранью

Тревожно хрустнул ветки сук,

В окно с цветущею геранью

Раздался первый дробный стук.

И он вошел с морозным паром –

Шинель внакидку, автомат, -

Обыкновенный русский парень,

Советской Армии солдат…

В

ознаменование

этого

события

на

площади

Победы

в

городе

Краснодаре

установлен

величественный

монумент

«Советским

воинам

освободителям

города Краснодара». В центре скульптурной композиции – многометровая фигура

советского

воина

с

автоматом

в

руке.

За

спиной,

словно

парус

на

ветру,

развивается

плащ-палатка.

На

груди

воина

солдатский

орден

Славы.

Боевые

медали.

А

под

сапогом

воина

растоптанное

фашистское

знамя.

По

бокам

монумента. Словно склоненные стяги, установлены по горизонтали две стены с

барельефными изображениями.

На

стеле

слева

воины

в

бою.

Среди

них

автоматчик,

моряк,

минометчик,

командир-офицер,

боец

с

гранатой

в

руке.

Их

лица

мужественны,

взгляды

решительны. На стеле справа – барельефная композиция, отражающая радость

встречи воинов-освободителей с краснодарцами.

Авторы монумента – скульптор И. Шмагун, архитектор Е. Лашук

Без преувеличения можно сказать, что главным источником, который питал и

продолжает питать творчество баталиста, создающего произведения о Великой

Отечественной войне, является богатейший фонд фронтового рисунка. Сотни

тысяч зарисовок, сделанных в походных альбомах, тысячи живописных этюдов,

3

выполненных в боевой обстановке, представляют собой исключительно ценный

документальный материал.

К нему обращаются также постоянно, как к архивным документам, штабным

донесениям, мемуарным записям и дневникам, не только сами художники, но и

писатели,

кинематографисты,

историки,

все

те,

кто

исследуют

и

воссоздают

достоверную картину войны.

Военный художник, отправляясь на фронт, исходил из того, что «дать обществу

картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль, из

прекрасного далека. Нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в

атаках, штурмах, победах». Художники шли на войну по велению сердца, как

солдаты

своей

родной

армии.

На

фронте

они

сближались

с

бойцами,

сопереживали с ними все невзгоды и трудности, все радости боевых успехов,

делили с солдатами трудный фронтовой быт и редкие моменты отдыха.

Картина «Родные мелодии» Булгакова Григория Александровича. Сам участник

Великой Отечественной войны, воевал с 1941 по 1945 год. На картине художник

изобразил минуту передышки бойцов. На переднем плане, спиной к нам сидит

солдат и играет на музыкальном инструменте. Рядом сидит пожилой раненный

солдат,

чуть

поодаль

два

молодых

бойца.

Все

они

сосредоточенно

и

внимательно слушают музыку, вспоминая свои счастливые минуты жизни до

войны. Все солдаты одеты в шинели и плащ-палатки, на головах каски, в руках

оружие. И мы понимаем, что это только минута передышки, что закончится

мелодия, и они опять уйдут воевать.

На тему отдыха солдат другим художником, Коноваловым Иваном Яковлевичем,

написана картина «Окопные сны». В первые же месяцы войны Коновалов уходит

на фронт. Рисунки его особенно многочисленны. Они изображают войну с разных

сторон, но прежде всего показывают участвовавшего в ней человека. В них и

преклонение

перед

воинским

подвигом

и

лирическая

нежность

к

простому

солдату. И.Я.Коновалов умел открыть глубокое содержание в самых обыденных

сценах.

Вот и на картине «Окопные сны» мы видим момент фронтовой жизни. Два

молодых бойца уснули, едва очутившись в окопе, не успев снять с себя ни

вещмешки, ни оружия. В центре картины высветленным пятном мы видим совсем

юного солдата. Ему снится его мама, она говорит ему какие-то ласковые и нежные

слова. В реальности падает редкий снежок, а у солдата на душе весна. Ему

кажется, что это бабочки касаются его лица, он даже ощущает вкус ягод вишни со

своего сада. Глубоким лиризмом пронизана эта обыденная сцена.

Изгнание фашистов с Кубани началось зимой 1943 года. Холодная и ветряная

февральская ночь 4 февраля, когда отряд особого назначения, состоящий только из

добровольцев, осуществил рискованную операцию по созданию плацдарма юго-

западнее

Новороссийска

в

районе

Мысхако

(он

известен

как

Малая

Земля),

навсегда вошел в летопись Великой Отечественной войны.

Беспримерный героизм продемонстрировали бойцы десанта Цезаря Куникова.

Малая земля стала символом самоотверженности, отваги и героизма, символом

великой стойкости. Борьба на этом кусочке суши (около 30 кв. км.) продолжалась

более семи месяцев. Авиация и артиллерия немцев перепахали здесь буквально

4

все. На Малой земле не осталось ничего живого, даже деревья и травы были

выжжены, и советские воины продолжали сражаться.

Сейчас на Малой земле воздвигнут замечательный Мемориальный комплекс. А

городу Новороссийску в 1973 году было присвоено звание города-Героя.

Новороссийск,…

Когда война ударила норд-остом,

Он, как моряк, подставил буре грудь.

Перед врагом,

Перед стальным нахлестом

Он встал утесом, преграждая путь.

Гремели залпы

Штурмовой атаки,

Ревело пламя,

Камни пепеля…

Пример высокой

Воинской отваги

Явила миру

Малая земля.

О судьбах молодых героев, искалеченных войной, их непреклонном мужестве и

готовности

пожертвовать

всем

во

имя

Родины,

рассказывает

в

своей

автобиографической работе «Юнги 43-го. Огненная Малая земля. Новороссийск»

малоземелец, заслуженный художник России Алексей Николаевич Шинкоренко.

В центре картины автопортрет самого художника. С декабря 1942 года он был

юнгой тральщика «Земляк» военной базы Черноморского флота. Рядом с собой он

изобразил

друзей

своей

фронтовой

юности.

Молодые

бойцы

стоят

на

фоне

огненной

сопки.

И

это

колористическое

решение

картины

навевает

грусть

и

тревогу. Обращая свое поэтическое воспоминание о военной юности к молодежи,

художник пытается донести до зрителя мысль о том, что, несмотря на все тяжкие

испытания, она была прекрасна отвагой, преданностью и чистотой чувств.

В ознаменование героической обороны Новороссийска возведен памятник –

трехфигурная композиция бойцов с автоматами и знаменем. На постаменте

надпись:

Воинам

Защитникам

Города

Новороссийска

1943 год

Авторы – скульпторы Н.Тимошин, И.Шмагун, архитекторы Е.Лащук,

К.Михайлов.

В нашей галерее картина Павла Степановича Калягина «День победы».

Помните

«Этот день победы порохом пропах

Это - праздник с сединою на висках,

Это – праздник со слезами на глазах

5

День Победы! День Победы!»

Все это мы видим и ощущаем в этой картине. В центре картины – солдат-

победитель. За ним – плачущие, смеющиеся, обнимающиеся солдаты. А в левом

углу картины два солдата и медсестра тихи и задумчивы. Они вспоминают своих

товарищей, родных, близких не доживших до этого дня. Картина написана ярко,

сочно, пронизана светом. И, глядя на нее, мы почти физически ощущаем праздник

Победы!

В

заключение

нашего

урока

мы

соберем

композицию

из

ваших

проектов

и

назовем ее «Слава павшим героям».

На основу, оклеенную цветной фотографией макового поля, вы установите свои

памятники. Не случайно фоном выбрано маковое поле. Погодной из легенд маки –

это капли крови воинов, погибших в бою.

Звучит песня Ю.Антонова «Красные маки»

По всей территории нашей страны – в граните, в бронзе, в металле – высятся

памятники воинам, городам и сражениям, партизанам и подпольщикам, матерям и

сестрам.

В увековечивании славы героев есть теперь и наша частица – давайте помнить об

этом и хранить память.

6



В раздел образования