Автор: Герасимова Аида Афанасьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РС(Я) "Нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей инвалидов"
Населённый пункт: город Нюрба, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: «Вода и ее свойства». Простейшие лабораторные опыты с водой.
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Познание (Формирование целостной картины мира).
Тема: «Вода и ее свойства». Простейшие лабораторные опыты с водой.
Подготовила и провела воспитатель младшей группы
ГБУ РС(Я) «Нюрбинский республиканский реабилитационный центр
для детей инвалидов и детей с ОВЗ »
Герасимова Аида Афанасьевна.
Город Нюрба – 2018г.
Цель: Сформировать у детей представление о воде, закрепить знания о ее
свойствах,
обучать
детей
навыкам
проведения
простейших
лабораторных
опытов. Развивать социальные навыки.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без
запаха, без вкуса.
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры
безопасности.
Развивающие:
Развивать у детей фонематический слух.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными и
прилагательными по теме занятия. Учить детей последовательно
излагать свои мысли, правильно строить свою речь.
Учить отгадывать загадки.
Воспитательные:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать
мнение партнера, привить бережное отношение к воде.
Пробудить интерес к природе, её явлениям.
Ход занятия.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ( «Звуки природы»)
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Капитошка (Таммахчаан),
он хочет проверить, какие вы сообразительные, и сейчас загадает вам загадку.
Капитошка. Что в руках не удержать, в решете не унести?
Ребята. Вода.
Капитошка. Молодцы, ребята! Вы - умные и сообразительные.
А теперь скажите, что сильнее: вода или огонь?
(Дети затрудняются с ответом.)
Воспитатель. Чтобы узнать об этом, мы отправимся в сказочную
страну, которая называется Водоландия, а Капитошка будет нашим
проводником, он приведёт нас в Водоландию. Все идём по
реабилитационному центру и заходим в актовый зал - сказочную страну. В
зале стоят столы, на которых стоят вода, тазики, различные баночки,
стаканчики и т. д. Это и есть Водоландия. Что же интересное нас здесь ждёт?
Что нового мы узнаем о воде? Капитошка, где же жители этой страны, почему
мы никого не видим?
Капитошка. Жителями этой страны являются капельки, такие, как я, а все
вместе они образуют воду, которая, посмотрите, у вас на столе в тазиках.
Беседа о воде: «Показ слайда о воде». Звучит музыка природы.
Сегодня мы будем помощниками Капитошки и сделаем опыты с водой.
Опыт №1: «Вода это жидкость».
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с капельками. Капитошка
рассказывает об обитателях Водоляндии – о воде и её свойствах. «Я могу
литься, растекаться...» Так, давайте проверим. Возьмите стакан с водой и
вылейте немного воды на тарелку. Но выливать надо медленно, чтобы
увидеть, как вода растекается. Вы убедились, что вода льётся и растекается?
Дети. Убедились (после каждого опыта дети убираются за собой, вытирают
стол и пол тряпкой ).
Физ.минутка «Водичко, водичко умой мое личико»
Опыт №2: «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель. Дети, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы
детей) А теперь добавьте в стаканчик с водой щепотку соли или сахара. Что
изменилось? (Вода стала сладкая, кислая). Мы изменили вкус воды. Вывод:
вода не имеет вкуса.
Опыт №3: «Вода без цвета, прозрачная».
Воспитатель: Дети, давайте в стакан положим пуговицу и нальем воды. Что
мы видим? Мы видим пуговицу на дне стакана.
Воспитатель: А если добавим в нее краску? (добавляем и перемешиваем) Что
изменилось? Дети: Вода изменила цвет и пуговицу мы не видим.
Воспитатель: Вода не имеет цвета, она прозрачная или бесцветная. Вода
может менять цвет от того что в нее добавили.
Опыт №4: «Вода не имеет запаха».
Воспитатель:
Дети, понюхайте воду в стаканчике. Чем она пахнет? (ответы детей)
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте.
Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №5: «Превращение воды в лед и снег»
Сюрпризный момент «Волшебный сундучок».
Из волшебного сундучка вытаскиваем стакан с водой и выливаем в другой
сосуд. Затем стакан с водой обратно ставим в сундучок. Потом проговариваем
слова «Абра – кадабро» и вытаскиваем с сундучка стакан со льдом. Начинаем
выливать воду, а вода не выливается. Почему?.... (ответы детей). Вывод: вода
при холодной температуре замерзает и превращается в лед – твердый
предмет. Затем детям раздаются льдинки заранее замороженные в формочки.
Дети вот эти льдинки опускают в теплую воду и наблюдают как она тает.
Такой же опыт проделываем со снегом.
Анализ занятия.
Воспитатель задает детям вопросы как закрепление темы занятия и дает
ответ к вопросу «Что же сильнее: Вода или Огонь». Берет горящую,
пылающую огнем бумагу и тушит ее водой. Вот и ответ к вопросу.