Автор: Веревкина Вера Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: с.Пушкинское Гулькевичский район Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе"
Раздел: начальное образование
«Использование здоровье сберегающих технологий в начальной школе»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №21
с.Пушкинского муниципального образования Гулькевичский район
Веревкина Вера Викторовна
Цель:
Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, сформировать у него
необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни.
Задачи:
1.
Обеспечить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса
(соблюдение норм СанПиНа).
2.
Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.
3.
Обеспечить гармоничное, соответствующее возрасту, развитие учащихся:
физическое, психологическое, социальное.
4.
Создать условия для укрепления здоровья учащихся.
5.
Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у
них потребность грамотно заботиться о своем здоровье.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
1.
Эколого - гигиеническиеские технологии, определяющие структуру учебного
процесса, частично регламентированную в СанПиНе, способствующих
предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других
дезаптационных состояний.
2.
Психолого-педагогические технологии - это технологии здоровьесберегающей
организации образовательного процесса на уроках и во внеурочной работе с
учащимися.
3.
Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся
принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры
здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье,
мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение
их родителей.
Соблюдение СанПиНа
1. Правильная величина парт и стульев
2. Достаточная освещенность класса
3. Проветривание класса
4. Соблюдение режима дня
Организация учебного процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит
функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком
уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
В соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями.
Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его
участников.
Чередование различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок).
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности
каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его
потенциала;
Технология дифференцированного обучения
позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные
условия для развития сильных учащихся;
Технология рефлексивного обучения
даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания
учебного материала;
Педагогика сотрудничества
помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся
и педагогов;
Технология игровых методов
(уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить
психологическую разгрузку учащихся.
Утренняя зарядка
Утренняя зарядка проводится перед первым уроком , способствует быстрому переходу от
сна к бодрствованию, повышает работоспособность детей.
Музыкальное сопровождение помогает создать хорошее настроение.
Физкультминутки
Роль физкультминуток на уроке:
Положительно влияют на деятельность мозга
сердечно - сосудистую и дыхательную системы
улучшают кровоснабжение внутренних органов
улучшают работоспособность нервной системы,
помогают снижению умственного переутомления
Требования к физкультминуткам:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Проводятся на начальном этапе утомления.
Упражнения должны быть разнообразны.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Физкультминутки включают:
Гимнастику для глаз
Упражнения для кистей рук
Упражнения для профилактики нарушения осанки
Упражнения для профилактики плоскостопия
Дыхательные упражнения
Психогимнастику
Игровой самомассаж
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
Гимнастика для глаз
Движение глазного яблока по заданным направлениям
Самомассаж
Использование бумажных офтальмотренажеров
Упражнения для улучшения осанки
Правильная осанка обеспечивает:
Оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата;
Правильное размещение внутренних органов;
Нормальное функционирование спинного мозга;
Нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов.
1.
Правильная поза учащегося во время занятий: принять правильное положение и
зафиксировать его.
2.
Упражнения для профилактики нарушения осанки:
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Вот проверили осанку и свели лопатки.
Психогимнастика
Цель: сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных
расстройств у детей.
Передай ритм по кругу
Передай чувство по кругу
Движение по кругу
Разговор через стекло
Изобрази эмоцию
Зеркало
Это специальные упражнения, в которых
-
участники общаются без помощи слов;
-
выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений,
мимики и пантомимики;
-
учатся снимать психофизическое напряжение,
-
преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.
3. Физкультурно – оздоровительная работа
Физкультурные занятия
Спортивные праздники «Самая спортивная семья»
Соревнования «День бегуна»; «Веселые старты»; «Лыжная эстафета»
Спартакиады
Спортивные секции, кружки
Туристические слёты
Дни здоровья (1 раз в месяц)
Формирование здорового образа жизни
Оформление уголка здоровья
Факультатив «Основы здорового образа жизни»
Классный час: «Учимся не болеть», «Береги зрение», «Уход за зубами»,«О вреде
курения»
Проектно-исследовательская
работа «Планета здоровья»
Конкурсы плакатов, рисунков «Как сохранить здоровье»
Работа с родителями
•
Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и
систематической работы по формированию здорового образа жизни.
•
Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.
1.Проведение родительских собраний и конференций, с приглашением специалистов;
индивидуальные беседы, консультации по организации закаливания в семье.
2.Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3.Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к
самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
5.Участие в конкурсах и выставках:поделок, стихотворений, плакатов.
7. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
29.03.2016г.