Авторы: Ветрова Наталья Сергеевна, Пыжова Анастасия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 59 "Ягодка"
Населённый пункт: г. Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Сохраним память"
Раздел: дошкольное образование
«Сохраним память». Патриотическое воспитание в ДОУ.
Ветрова Наталья Сергеевна,
Пыжова Анастасия Олеговна,
МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка»
Россия – государство с многовековой историей. Красота русской
природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины
закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженье любое!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобою!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
Именно мы, воспитатели, можем и должны помочь детям увидеть нашу
Отчизну и почувствовать себя частью России.
ФГОС ДО нацеливают ДОУ на формирование первичных
представлений о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках. Патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях
осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта.
Сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается
преемственность поколений в воспитании детей и прежде всего в сфере
передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.
Подрастающее поколение недостаточно знает о Великой Отечественной
войне и интересуется событиями, происходившими в то тяжелое для страны
и народа время. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно
больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания в старшей группе
является празднование Дня Победы. Мальчики, как будущие защитники
Родины должны принимать самое активное участие в театрализованных
сценках, посвященных этому празднику. Игровой элемент должен
сопровождаться разъяснительной работой воспитателя – кратким изложением
информации о великих победах советской армии. Без исторических сведений
невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начало
патриотических чувств. Особое внимание необходимо обращать на подбор
литературных произведений, иллюстративного материала, песенного
и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство
сопереживания, подготовить ребенка к осознанию исторических событий.
Знакомству детей с праздником День победы предшествует подготовка. Это
создание развивающей предметно-пространственной среды в возрастных
группах, оформление в группах уголков по патриотическому воспитанию
«Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней», «Слава героям
землякам», размещение информация для родителей «Кто подарил нам этот
мир!»
По возможности в преддверии праздника следует организовать осмотр
одного из памятников героям Великой Отечественной Войны, необходимо
ориентировать родителей на индивидуальное ознакомление ребенка с этими
монументами. Полученная на экскурсиях информация, пробуждающая
положительные чувства, вызывает и стремление детей к деятельности:
желание нарисовать, слепить, поучаствовать в конкурсе, сделать что- то
своими руками. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе,
постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только
всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько
бесед, например, о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель
отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы
познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание
посетить эти места.
Еще одним из тематических мероприятий, приуроченных ко Дню
Победы могут быть составление (создание) открыток (рисунков) ветеранам
Великой Отечественной Войны. Нужно помнить, что в топонимике
большинства российских городов преобладают наименования улиц,
площадей, переулков в честь героев Великой Отечественной Войны,
выдающихся деятелей науки, культуры и государственного управления.
Потому воспитатель может предложить наиболее развитым детям одним-
двумя предложениями рассказать, почему улица, где он живет с родителями
носит чье-то имя, кто этот человек.
Кроме патриотизма, занятия , посвященные Дню победы, помогут :
o
Развить и обогатить словарный запас детей, научить их
правильно излагать свои мысли и впечатления.
o
Активизировать словарь детей пословицами и поговорками,
обогащать его путем уточнения понятий: Русь, Россия,
Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться;
справедливая, священная, народная, героическая война; пехота,
танкисты, артиллеристы, летчики; дзот, таран, фашизм, блокада,
окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.
o
Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать
интерес к ее героическому прошлому.
o
Знакомить детей с картой России, крупными городами нашей
Родины, городами-героями: Москвой, Санкт-Петербургом
(Ленинградом), Волгоградом (Сталинградом).
o
Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному
городу, умение восхищаться не только его красотами, но и
жителями и их поступками.
o
Развивать любознательность, расширять кругозор детей,
стремление узнать больше нового, полезного, интересного об
истории родного края.
o
Формировать у детей патриотические чувства и представление о
героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины
на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
o
Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к
своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших
Великую Отечественную войну или погибших на полях
сражений.
o
Закладывать в детские души уважение к современным
российским воинам, надежным защитникам Отечества.
Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей
страны, своего народа.
o
Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность
сопереживать другим людям.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе
дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми
ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими
причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими
Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к
выполнению своих гражданских обязанностей.