Автор: Гарбузюк Юлия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №21"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы инклюзивного образования
Раздел: начальное образование
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество потому
что они могут нас чему – то научить»
Жан Ванье
Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто
отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями,
способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты
успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми
образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как
для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает
необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и
множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное
образование.
Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование– процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в
том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования
заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая
отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для
детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена
национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая президентом
Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой
школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно
«приобщает» и «втягивает» в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в
практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд
сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в
которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная
инклюзия только начинает складываться и развиваться. Статья 43 Конституции
РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также
запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать
участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права
закреплены Семейным Кодексом РФ и законом «Об образовании». Определяя принципы
государственной политики в области образования, Закон «Об образовании» 1992 г.
устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об
образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от
состояния здоровья и социального положения (ст. 5 Закона об образовании).
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
также устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью:
Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были
зафиксированы в Саламанской декларации «О принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», провозгласившей:
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность
получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; каждый ребенок имеет уникальные
особенности, интересы, способности и учебные потребности; необходимо разрабатывать
системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы
принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными
принципами, моральными нормами, уровнем знаний.
В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Для
педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к
каждому ребенку.
Учитель - основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится
ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), не может создать необходимые
условия для обучения и развития. Важнейшее условие - наличие команды специалистов,
осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед, социальный
педагог и медицинский работник. Нами были составлены индивидуальные образовательной
программы ребенка с особыми образовательными потребностями.
Считаю, что работа в коррекционном классе дала положительные результаты.
Есть небольшие, но как мне кажется, победы: Рома, ребёнок с аутизмом, поднимает руку,
чтобы поработать у доски, самостоятельно переодевается на урок физической культуры,
ходит в библиотеку, сам обсуживает себя в школьной столовой, выходит в рекреацию на
перемену, участвует во внешкольных мероприятиях, школьный шум меньше утомляет его.
Дети принимают Рому в коллективе, окружают заботой, сами становятся добрее и
милосерднее. Сейчас Рома продолжает учиться в 6 классе, по многим предметам на «4» и
«5». Учителя предметники среднего звена консультировались со мной, как классным
руководителям, знакомились с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Мною,
при переходе детей в 5 класс, подготовлены психолого-педагогические характеристики на
каждого ребёнка.
Все дети разные
Все дети могут учиться
Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.
Система адаптируется к потребностям ребёнка.
На современном этапе развития западной и отечественной социальной педагогики
начинает проявляться новый социально-педагогический смысл процесса интеграции детей
с ОВЗ – инклюзия, т.е. социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в
жизнь общества. Понятие «инклюзия» противопоставляется понятию «эксклюзия», т.е.
исключение из общества.
Термины «интегрированное образование» и «инклюзивное образование» педагоги,
специалисты часто используют как взаимозаменяемые. Тем не менее, в философии между
этими
понятиями
огромная
разница.
Понимание
различий
между
ними
позволит
педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и
свои цели в обучении детей с ОВЗ.
В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу
и
в
центре
именно
вопрос
посещения.
Ребёнок
с
особыми
образовательными
потребностями
становится
проблемой
для
традиционно
устроенного
учебно-
воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так,
чтобы он подходил школе или обществу.
Инклюзивное
образование
предполагает
изменение
образовательной
системы,
школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое
образовательное
пространство
урока,
занятия,
мероприятия
акцентировано
на
возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.
Модель инклюзивного образования, предлагаемая КК ИПК и ППРО
Модель ИО строится на основании социального подхода – надо изменять не людей с ОВЗ,
а надо изменять общество и отношение общества к инвалидам.
В основу ИО положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей,
которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия
для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
1.
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.
Все люди нуждаются друг в друге.
5.
Подлинное
образование
может
осуществляться
только
в
контексте
реальных
взаимоотношений.
6.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут.
8.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
9.
Все обучающиеся должны быть успешными.
10.
Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.
В ходе проектных работ была разработана модель образовательного пространства,
обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников с ОВЗ, в условия массового
обучения.
Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии
обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что
позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их
социализации
и
реализации
их
индивидуальных
способностей.
Для
этого
предлагают
соответствующим образом выстроить образовательное пространство.
Личностно-деятельностный
подход я в л я е т с я
о с н о в о й
о р г а н и з а ц и и
образовательного
пространства.
И
все
принципы,
приемы
и
методы
личностно-
ориентированного
подхода,
с
которым
все
знакомы,
работают
при
организации
инклюзивного обучения.
Так же необходимо обеспечение:
Индивидуальных образовательных маршрутов
Безотметочного оценивания в течение всех 4 лет
Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка
Взаимопроникновение сред (учение, обучение, социализация) в образовательном
пространстве
Формы инклюзивного образования:
Школа будущих первоклассников.
Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)
Специальный (коррекционный) класс частичной интеграции
Школа надомного обучения
Семейное обучение, экстернат
Педагогическими
средствами
включения
детей с
различными
возможностями
в
образовательное пространство урока можно назвать создание условий для организации
процессов
рефлексии,
планирования,
детского
сотрудничества,
наблюдения,
моделирования,
включения
детей
в
разные
виды
деятельности
при
сопровождении
дефектологов
и
психологов.
Используются
приемы
системы
развивающего
обучения
Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я.Гальперина.
Таким образом, необходимо отметить, что, к сожалению, инклюзивное обучение стоит
не дешевле специального (дифференцированного), так как оно все равно требует создания
особых условий для особого ребенка.
По словам Н.Н. Малофеева интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные
учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в
любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе
и Россия.
«Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал сатирик Михаил
Жванецкий. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы
ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия
между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.
Учителя часто боятся устанавливать разные правила для разных детей. Они считают, что
если сделают послабление одному ребенку, то остальные захотят того же. Однако особый
ребенок тратит огромные усилия на постижение того, что другим дано от рождения.
Справедливо — это не значит одинаково. Сами дети прекрасно понимают этот принцип,
проблема в нас взрослых.
Спасибо за внимание!