Напоминание

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РИСКАМИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ


Автор: Шкредова Светлана Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Белочка"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РИСКАМИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РИСКАМИ ИХ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ

С.А. Шкредова

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.

Генрих Гейне.

Аннотация. В статье рассказывается, как помочь ребенку с ограниченными

возможностями здоровья и рисками их возникновения справится с недугом, через

игровой стретчинг. Описаны значения и правила проведения игрового стретчинга.

Приведены простейшие примеры упражнений игрового стретчинга, которые можно

выполнять и в домашних условиях.

Ключевые слова: ограниченные возможностями здоровья (ОВЗ), физическое

развитие, стретчинг, игровой стретчинг.

Каждый родитель, с появлением в семье ребенка, желает для него доброго и

крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой

жизни. Беречь и укреплять своё здоровье, приобщать ребёнка к здоровому образу

жизни нужно своим примером! Пока ребенок ещё совсем маленький, охрана его

здоровья – это непосредственная обязанность родителей, которую они не вправе

перекладывать

на

окружающих.

Но

не

каждый

знает,

как

добиться

того,

чтобы

ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры применять?

Решение

этого

вопроса

лежит

в

определении

физического

развития.

Ведь

физическое

развитие

-

это

самый

главный

элемент

в

жизни

ребенка,

так

как

происходит

динамический

процесс

роста

и

биологическое

сознание

ребенка

в

определенном

периоде

детства.

Поэтому

уже

с

ранних

лет

нужно

заниматься

физическим воспитанием ребенка, так как с помощью этого у него формируется

умственное, нравственное, эстетическое, трудовое развитие. Если у ребенка имеется

явное отставание в физическом развитии, то, следовательно, наблюдается умственное

и психическое отклонение в развитии. Для того чтобы улучшить общую активность и

подвижность ребенка, подвижность всех суставов его тела, нам поможет игровой

стретчинг

2, с. 3

.

Игровой стретчинг способствует улучшению и укреплению здоровья наших

детей.

В

последние

годы

возросла

проблема,

в

ухудшении

здоровья

нашего

подрастающего

поколения.

У

детей

дошкольного

возраста,

особенно

младшего

школьного возраста имеют различные проблемы, связанные с опорно–двигательной

системой. Нарушение зрения, внимания, осанки, плоскостопие, даже искривление ног

– это ещё не болезни, а дефекты развития костно – мышечного аппарата. Однако на

фоне этих, как многим кажется, безобидных нарушений развиваются такие серьёзные

заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом

поддаются лечению и способны испортить всю дальнейшую жизнь. Кроме того,

деформация скелета неблагоприятно сказывается на развитие внутренних органов,

приводит к различным расстройствам

их деятельности. Поэтому крайне важно с

раннего возраста прививать любовь и интерес к занятиям физкультурой и игровому

стретчингу.

Стретчингом

называется

метод,

с

помощью

которого

можно

легко

и

эффективно

развить

подвижность

мышц

тела,

суставов,

не

опасаясь

переломов.

Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы,

без резких рывков, так же он позволяет выделить ту или иную группы мышц и

тренировать лишь её.

У детей младшего и дошкольного возраста часто определяется так называемая

вялая

осанка,

как

правило

это

признаки

намечающегося

нарушения

осанки.

Признаками

такой

осанки

является:

увеличение

шейного

и

грудного

изгибов

позвоночника, голова обычно слегка опущена, плечи опущены и сдвинуты вперёд,

лопатки отстают от спины, живот отвисает, ноги слегка согнуты в коленях.

Одной

из

главных

причин

формирования

вялой

осанки

и

является

слабое

развитие мускулатуры ребёнка, его недостаточная физическая активность, частые или

длительные заболевания. Так же могут быть и врождённые дефекты строения и

формирования скелета или родовые травмы.

Неправильные

статические

позы

положении

стоя,

сидя,

во

время

сна)

приводит

к

искривлению

позвоночника.

Необходимо

воспитывать

устойчивую

привычку

в

жизни,

так

и

на

занятиях

правильно

держать

тело

в

различных

положениях и движениях. Контролировать положение тела ребёнка нужно не только в

детском саду, но и дома т.к самостоятельно ребёнок не придаёт значения важности

правильности своего положения при положении стоя, сидя и т.д.

«В

1962

году

в

Ленинграде

была

принята

единая

классификация

типов

нарушения осанки. В ней были учтены изменения взаиморасположения частей тела

во фронтальной (вид спереди и сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку)».

Согласно этой классификации, можно выделить следующие типы нарушения

осанок:

плоская

спина,

плосковыгнутая

спина,

сутулая,

круглая,

кругловыгнутая

спина. Плоская

спина,

этот

дефект

осанки

часто

встречается

у

ослабленных,

отстающих в развитии детей, но может наблюдаться и у детей быстро растущих,

мышечная система которых не успевает за ростом скелета. Сутулая спина, причина

неправильная

поза

при

чтении,

неправильное

положение

плечевого

пояса.

При

сутулой спине уменьшается подвижность грудной клетки, снижается оббьем лёгких,

затрудняется работа сердца, что неблагоприятным образом сказывается на здоровье

ребёнка. Кругловыгнутая

спина,

признаки

сутулость

и

увеличенный

прогиб

поясничного отдела позвоночника. Сколиотическая осанка, перекос плечевого пояса и

смещение позвоночной оси вправо или влево.

Проблемы

с

осанкой

приводят

к

проблемам

с

памятью,

головным

болям,

невниманием. Наступают неврологические нарушения. Заболевания ребёнка, травмы,

страхи,

стрессы,

неуверенность

в

себе

приводит

к

мышечным

спазмам

в

межпозвонковом

пространстве

и

околопозвоночной

области.

Спазмированные

мышцы нарушают кровообращение и обменные процессы в центральной нервной

системе, так как множество сосудов проходит рядом с позвоночником и имеет в нём

иннервацию. Мышцы теряют упругость, истончаются, позвоночник как бы оседает по

вертикали, зажимая при этом нервные корешки, перелавливая кровеносные сосуды.

Не стоит забывать, что позвоночник является энергетической осью, которая

накапливает и распределяет жизненную энергию по всему телу.

Что бы изменить или же избежать данные проблемы необходимо чередование

динамических и статических упражнений с игровым подходом. Игровой подходит

снимает

эмоциональную

напряжённость

у

ребёнка,

убирает

страхи,

комплексы,

тревогу, а соответственно разрушаются мышечные блоки приводящие к болезням

опорно-двигательного аппарата.

Эффективность

игрового

подхода

к

занятиям

в

коррекции

опорно-

двигательного аппарата.

Игра – это прекрасная возможность для детей в решении различных проблем, к

примеру

коммуникативных.

Игровой

подход

к

физическим

занятиям

с

детьми

позволяет

добиться

наибольших

результатов

в

коррекции

опорно-двигательного

аппарата.

Сила

воздействия

игры

всестороннее

развитие

заключается

в

эмоциональном

возбуждении

и

расслаблении,

интересе

и

увлечении.

Заинтересованный ребёнок, увлечённый способен приложить массу усилий и быть

очень старательным и исполнительным в выполнении упражнений направленных на

профилактику и коррекцию осанки и всего опорно-двигательного аппарата.

У детей дошкольного возраста целесообразно использовать имитационные

игры. «Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие понятия детям

названия животных или имитационных движений и выполняя по ходу сюжетно-

ролевой игры. На каждом занятии дети превращаются в различных животных или

насекомых

и

так

далее,

выполняя

в

такой

увлекательной

форме

сложные

упражнения».

Так

же

хорошо

включать

упражнения

на

расслабление,

во

время

которых ребятам предлагать закрывать глаза и фантазировать, предложить ребятам

представить себя парящей птицей или же черепашкой греющуюся на солнышке. Так

же в занятия стоит вводить элементы пальчиковой гимнастики.

Дети меньше устают, если занятия проходят в игровой форме им радостно и

комфортно,

они

эмоционально

раскрепощаются.

И

чем

больше

положительных

эмоций получает ребёнок, тем более гармоничным и радостным предстаёт перед ним

мир, люди, тем более уютнее и увереннее ощущает он себя в мире.

У

детей

дошкольного

возраста

целесообразно

использовать

имитационные

игры. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие понятия детям

названия

животных

или

имитационных

движений

и

выполняя

по

ходу

сюжетно

ролевой игры. На каждом занятии дети превращаются в различных животных или

насекомых

и

так

далее,

выполняя

в

такой

увлекательной

форме

сложные

упражнения».

Так

же

хорошо

включить

упражнения

на

расслабление,

во

время

которых ребятам предлагают закрывать глаза и фантазировать, предложить ребятам

представить себя парящей птицей или же черепашкой греющейся на солнышке. Так

же в занятиях стоит вводить элементы пальчиковой гимнастики.

Занятие игрового стретчинга «Прогулка в лесу».

Данный

комплекс

занятия

написан

самостоятельно

стихи

и

упражнения

придуманы в процессе обучения.

Педагогическая

цель

данной

работы

раскрепостить

детей

на

занятиях

физического

воспитания

с

помощью

игрового

стретчинга.

Это

занятие

имеет

определённый подход к детям, желание их приучить заниматься во время занятия

усердно

и

с

позитивным

настроем,

с

мягким

голосом,

под

музыкальное

сопровождение звуки природы..

Задачи:

Обучающие

-

обучить

детей

комплексу

упражнений,

которые

развивают

растяжку, гибкость, координацию, правильную осанку для выполнения их на занятии.

Воспитательные

-

воспитывать

в

детях

желание

заниматься

игровым

стретчингом. В игровой форме им будет интересней

Развивающие – развивать в детях навыки и способности для вырабатывания

растяжки, гибкости, координации и правильной осанки.

Стретчинг

это

комплекс

упражнений,

основанных

на

растягивании

мышц.

Увеличивается

подвижность

суставов,

мышцы

становятся

более

эластичными

и

гибкими, меньше подвержены травмам и более сохраняют работоспособность.

Игровой стретчинг – это комплекс физических упражнений, основанный на

растягивании мышц в результате игры.

Педагог -

«Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поиграем в игру «Прогулка

в лесу». Я вам буду читать стишки и показывать упражнения, а вы их будите

выполнять. Отправляемся на прогулку в лес. Начинаем свой путь на полянке».

Упражнение №1 Для шейного отдела.

Утро жарко на полянке,

Солнце светит ярко-ярко.

Мы посмотрим на лучи,

Зачирикают птенцы.

С права лес, а с лева речка.

А над нами облачка.

Небо, небо голубое,

Солнце, лето и вода. (круговые вращения головой).

Упражнения №2 Для ног и спины.

Мы собрались на прогулку,

В лес по ягоды пойдём.

Взяли мы с тобой корзинку.

И друзей с собой возьмём (шаг на носках, пятках).

Упражнение №3 Для рук и плеч.

В нашем сказочном лесу деревца красивые,

Много елок и берёз, и дубов раскидистых.

Ручки вверх мы поднимаем

Нагрузка должна подбираться на каждый возраст индивидуально, упражнения

на растягивание повторяться симметрично, для обеих сторон тела. Если ребенок от

года до трех, то повтор упражнений 4 раза в обе стороны, с трех до четырех лет 6 раз

в обе стороны, с четырех до шести 8 раз в обе стороны и т.д.

Даная методика подойдет для детей имеющие особенности в развитии:

- нарушение опорно-двигательного аппарата;

- нарушение дыхательной, сердечно - сосудистой, нервной систем. Работая с

детьми

ОВЗ

необходимо

помнить,

что

не

интенсивность,

а

систематичность

упражнений – вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

Библиографический список:

1.

Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. М.,

2009.

2.

Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для

ДОУ. М., 2010.

3.

Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг.

- М., 2012. – 107 с.



В раздел образования