Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии и во внеурочное время"


Автор: Новикова Ирина Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ Гагинская СШ
Населённый пункт: с. Гагино
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии и во внеурочное время"
Раздел: среднее образование





Назад




МАОУ Гагинская СШ

Тема педсовета: «Здоровьесберегающая система

образовательного учреждения как модель образовательного

пространства в формировании здорового образа жизни,

сохранения и укрепления здоровья детей»

Подготовила учитель технологии МАОУ Гагинской СШ –

Новикова Ирина Ивановна

2019 г.

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и

укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий

обучения.

Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные

документы, определяющие стратегию развития образования.

« Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года»

(2 слайд) предусматривает создание условий для повышения качества общего

образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями,

предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и

физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях

условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за

счет:

• реальной разгрузки содержания общего образования;

• использование эффективных методов обучения;

• повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

• организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

• улучшение организации питания обучающихся в образовательных

учреждениях;

• рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего

отдыха детей и молодежи.

Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья

школьников фактически определяют направления ликвидации основных

школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию

перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в

образовательных учреждениях различных типов и видов.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех

времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. За последние

десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых,

неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм

многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов.

Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье

школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или

тридцать лет назад. По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам

доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет

14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по

отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый

пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком -

инвалидом. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам

болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни

органов дыхания – 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за

счет гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре

заболеваемости учащихся занимают нервно-психические дисфункции

(37,7%), нарушения осанки (30%), т.е. так называемые школьные формы

патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды.

Проблема

здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить

вопрос: «А что для нас важнее – их физическое состояние или обучение». В

Уставе Всемирной организации здравоохранения (2 слайд) говорится:

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального

благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Закон Российской Федерации «Об образовании» (2 слайд) уточняет:

«Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим

биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние

страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество

окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны

материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к

проблемам материнства и детства».

Вот почему в настоящее время одной из

главных проблем является моделирование новой системы

здоровьесберегающего образования. Необходимо организовать такую

учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это

возможно когда в урок включены здоровьесберегающие технологии.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления ( слайд 3):

1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма

развития психофизических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство

оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный

рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для

ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с

пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его

бодрствования (слайд 4). В то же время в этот период происходит наиболее

интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся

жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам

окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная

образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с

действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих

здоровье детей школьного возраста.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья

учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально

подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска

показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и

решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их

профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти

резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья

учащихся. Урок остается основной организационной формой

образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и

построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим

условием преодоления здоровьезатратного характера школьного

образования.

Одним из важнейших аспектов является психологический

комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом,

решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется

дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого

ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и

эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно

повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному

усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Так как нашим детям присуще такие качества характера, как

невнимательность, неусидчивость, неумение управлять своим поведением,

чувствами, и понимая, что это связано с особенностями их психики, учитель

должен стараться тщательно продумывать все этапы своего урока. Не делать

громких замечаний, стараться говорить спокойным голосом, фиксировать

внимание на положительных проявлениях учащихся, стараться подбодрить и

похвалить их. Ни в коем случае нельзя показывать свое раздражение или

плохое настроение, это отрицательно скажется на психике детей. Не стоит

подгонять учеников, хотя часто они работают очень медленно, замечания

вроде «быстрее» или «ты задерживаешь всех» не допустимы в работе.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к

каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика

выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,

поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор

или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал,

которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей

каждого ребенка. Всё это способствует нормальному психическому здоровью

детей.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или

замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои

знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает

эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не

справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и

напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных

психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку

зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную

оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки,

ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке,

воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным

стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет

стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных

возможностях.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением,

поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически

отсутствовали.

Основные принципы здоровьесберегающей деятельности.(слайд 5)

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит

от методологических и методических подходов и строится на принципах,

отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной

физиологии РАО, а именно:

• комплексность;

• системность;

• целостность;

• динамичность (повторяемость);

• репрезентативность;

• методическое единство.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга

показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и

персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и

внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности

ученика.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и

количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но

также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих

структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения

общего образования.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных,

подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому

учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год –

осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же

учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями

статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от

объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет

обследования достаточно больших контингентов учащихся.

Методическое единство непременное условие сопоставимости данных,

полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных

учреждениях образования.

Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий. (слайд 6)

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе

образования, можно выделить несколько групп, в которых используется

различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и

формы работы:

• медико - гигиенические технологии (МГТ);

• физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);

• экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

• технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

• здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

• существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих

технологий.

По характеру действия они могут быть подразделены на следующие

группы:

• защитно-профилактические;

• компенсаторно-нейтрализующие;

• стимулирующие;

• информационно-обучающие.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить

на три подгруппы. (слайд 8)

• организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие

структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН,

способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

• психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с

непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он

оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится психолого-

педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

• учебно - воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы

по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры

здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,

предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение

организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков,

просвещение их родителей.

Цель (слайд 9) здоровьесберегающих образовательных технологий обучения

– обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период

обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и

навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в

повседневной жизни.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие

образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи

(слайд 10):

• объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с

профессиональной деятельностью, составление плана необходимой

самокоррекции и его реализация;

• необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья,

здоровьесберегающих технологий;

• ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в

аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

• целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных

технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с

учащимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным

ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;

• содействовать формированию в своем образовательном учреждении

здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному

взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их

родителей для создания условий

• реализация программ, направленных на сохранение, формирование и

укрепление здоровья.

Таким образом, (слайд 11) главная задача реализации

здоровьесберегающих технологий это такая организация образовательного

процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и

воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих

технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно

адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть

свои творческие способности, а учителю эффективно проводить

профилактику асоциального поведения.

(слайд 12) Здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет

ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и

восхищаться;

г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,

наблюдательность, воображение, самообучаемость;

д) в нравственном плане – честен, самокритичен.

Так что же такое здоровьесберегающая образовательная технология?

(слайд 13) Здоровьесберегающая технология та, которая подчиняется

главному закону «НЕ НАВРЕДИ!». Та, которая предполагает не ОБучение, а

учение. Та, где образовательный процесс ориентирован на ребёнка и

осуществляется для ребёнка.

Можно долго проветривать класс городским смогом, можно засеять всю

школу луком и повесить детям на шею дольки чеснока. Можно делать на

каждой перемене оздоровительную гимнастику и проводить на каждом уроке

по несколько физкультминуток. Но всё это нельзя назвать

здоровьесберегающей образовательной технологией. Здоровьесбережение

начинается тогда, когда учитель видит и знает все индивидуальные проблемы

своих учеников, когда учебный процесс строится с учётом особенностей

восприятия и темперамента каждого ученика, когда урок перестаёт быть

«русской рулеткой» - «спросит-не спросит», когда дети перестают идти к

доске как за линию фронта: «прикрой, атакую», а сами выбирают уровень

сложности учебного задания.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению

здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики

образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на

здоровье ребенка. (слайд 14)

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии (слайд 15)

Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников.

Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической

работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов,

создаются условия для здорового развития детей

1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

– время трудоспособности, утомляемости учащихся;

– учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,

– физкультминутки.

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

– воздушно-тепловой режим;

– световой режим;

- чистота кабинета

– режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3. Формируется здоровый образ жизни.

На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления,

нарушения осанки. Большое внимание уделяется нормированию домашних

заданий, для недопущения перегрузок. В кабинете технологии воздушно-

тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно

проветривается и своевременно делается генеральная уборка. Ведется

журнал по технике безопасности.

Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать

принципы здоровьясбережения в темы уроков.

При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом

пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека

в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на

необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники

учатся составлять меню с учетом требований к здоровому рациональному

питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с

пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению

культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических

требований.

В ходе изучения тем «Комнатные растения в интерьере» обучающиеся

знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных

растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое

состояние людей. На подоконниках выращиваем растения-фитонциды: лук,

герань, а так же лечебные растения: алоэ, золотой ус, живое дерево, коланхое.

На уроках технологии с детьми можно изготовить амулеты, в которые

помещать дольки чеснока или пихтовое масло. Это даст ощутимый результат

проведенной работы во время вспышки заболеваний гриппом.

При изучении тем раздела «Изготовление швейных изделий» обучающиеся

знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из

которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на

здоровье человека.

Очень сильно на уроках швейного дела напрягается зрение, поэтому для

предотвращения зрительного утомления применяю упражнения для глаз,

особенно на уроках, где девочки работают с мелкими деталями, вышивают,

работают с бисером, вяжут – это очень действенно и актуально. Упражнения

воздействуют на психоэмоциональную сферу и снижают зрительное

утомление.

Гимнастика для глаз (слайд 16)

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно,

зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от

очков.

1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева

направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх, вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Работая на пришкольном участке(слайд 17), обучающиеся получают

дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом

воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что

посильный сельскохозяйственный труд оказывает благотворное влияние на

развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует

определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится

на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует

нормальной деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания,

пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон,

повышает работоспособность и выносливость.

При этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали

возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося,

а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены,

безопасности труда и требований к режиму и условиям. Неправильно

организованный сельскохозяйственный труд учащихся, вместо ожидаемого

оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений

(искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом

развитии и здоровье.

Большое значение на уроках технологии имеют безопасные приемы работы с

оборудованием, инструментами, соблюдение правил техники безопасности и

санитарно-гигиенических требований, которые направлены на

предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Разработаны

специальные инструкции, которые обязательно соблюдаются.

Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние

и вид учеников, выходящих с урока. (слайд 18)

Спасибо за внимание!!! (слайд 19)

ЛИТЕРАТУРА.

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.:

Просвещение, 1990.

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие /

Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.



В раздел образования