Автор: Долмонего Елена Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка»
Населённый пункт: г. Калача – на – Дону, Волгоградской области
Наименование материала: Самообразование
Тема: «Речевое развитие дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Тема по самообразованию: «Речевое развитие дошкольников» была выбрана
не случайно. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС особую
актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного
возраста. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее
выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с
взрослыми. Каждый ребенок должен научиться в детском саду
содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать
свои мысли. В
последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками.
Большую его часть они проводят за игрой в компьютер и просмотром
телевизора. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять
рассказы, плохо пересказывают. Анализируя данные педагогической
диагностики в младшей группе, я пришла к выводу, что более 50%
воспитанников имеют нарушения речевого развития. Для повышения
качества связной речи детей, мною были проанализированы средства
развития речи и выделено наиболее эффективное из них. Таким средством, на
мой взгляд, является игра. Использование игры развивается память, уточняет
знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении
информации. Дети учатся связно, последовательно, грамматически
правильно излагать свои мысли, преодолевают робость и застенчивость.
Цель моего самообразования:
1.Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения игр в
современные технологии.
2.Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного
возраста
.
3.
Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве
приоритетных задач были выделены следующие:
1. Изучение методической литературы по данной теме
2. Развитие активного словаря
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление папок-передвижек
5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи
6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр,
пальчиковых игр, физкультминуток, сборник консультаций)
7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме
самообразования.
Поставив перед собой цель и задачи я начала работу по следующим
направлениям:
- изучение литературы;
- работа над созданием наглядно – демонстрационного и методического
материала;
- занятия с детьми;- взаимодействие с родителями.
На основе изученной литературы организовала секцию «Грамотейка», целью
которого является развитие коммуникативной функции речи и активизации
познавательной деятельности детей.
Разработала и составила планирование совместной деятельности с
воспитанниками на учебный год в средней группе. Изготовила наглядно –
демонстрационный и методический материал: иллюстрации, картотеку
художественного слова, сюжетно – ролевых игр, дидактических игр,
подвижных игр, пальчиковых игр, карточки-схемы, пиктограммы,
мнемотаблицы по темам запланированных занятий.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда
ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения,
его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения,
например, папе или бабушке. Успешную работу
с детьми по развитию речи невозможно выстроить без партнерских
отношений с родителями. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу
речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Было
проведено родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников
через игровую деятельность», проведены консультации на темы:
«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли
говорит ваш ребенок?», «Использование пальчиковых игр для развития
словаря детей младшего дошкольного возраста», индивидуальные беседы о
речевом развитии детей. Родители оказывали необходимую помощь в
создании предметно-развивающей среды. Практика показала: успехов в
работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и
методы. Таким образом, используя игры в
работе с детьми по развитию речи, мне удалось достичь следующих
результатов: - у детей увеличился
круг знаний об окружающем мире;
- появился интерес к заучиванию стихов и потешек, желание пересказывать
тексты, придумывать интересные истории;
- уровень развития связной речи вышел на более высокий уровень.
На мой взгляд, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или
пересказывать, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь
является важным показателем умственных способностей ребенка и
готовности его к школьному обучению.