Напоминание

«Речевое развитие дошкольников»


Автор: Долмонего Елена Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка»
Населённый пункт: г. Калача – на – Дону, Волгоградской области
Наименование материала: Самообразование
Тема: «Речевое развитие дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема по самообразованию: «Речевое развитие дошкольников» была выбрана

не случайно. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС особую

актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного

возраста. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее

выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с

взрослыми. Каждый ребенок должен научиться в детском саду

содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать

свои мысли. В

последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками.

Большую его часть они проводят за игрой в компьютер и просмотром

телевизора. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять

рассказы, плохо пересказывают. Анализируя данные педагогической

диагностики в младшей группе, я пришла к выводу, что более 50%

воспитанников имеют нарушения речевого развития. Для повышения

качества связной речи детей, мною были проанализированы средства

развития речи и выделено наиболее эффективное из них. Таким средством, на

мой взгляд, является игра. Использование игры развивается память, уточняет

знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении

информации. Дети учатся связно, последовательно, грамматически

правильно излагать свои мысли, преодолевают робость и застенчивость.

Цель моего самообразования:

1.Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения игр в

современные технологии.

2.Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного

возраста

.

3.

Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве

приоритетных задач были выделены следующие:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря

3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр,

пальчиковых игр, физкультминуток, сборник консультаций)

7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме

самообразования.

Поставив перед собой цель и задачи я начала работу по следующим

направлениям:

- изучение литературы;

- работа над созданием наглядно – демонстрационного и методического

материала;

- занятия с детьми;- взаимодействие с родителями.

На основе изученной литературы организовала секцию «Грамотейка», целью

которого является развитие коммуникативной функции речи и активизации

познавательной деятельности детей.

Разработала и составила планирование совместной деятельности с

воспитанниками на учебный год в средней группе. Изготовила наглядно –

демонстрационный и методический материал: иллюстрации, картотеку

художественного слова, сюжетно – ролевых игр, дидактических игр,

подвижных игр, пальчиковых игр, карточки-схемы, пиктограммы,

мнемотаблицы по темам запланированных занятий.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда

ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения,

его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения,

например, папе или бабушке. Успешную работу

с детьми по развитию речи невозможно выстроить без партнерских

отношений с родителями. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу

речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Было

проведено родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников

через игровую деятельность», проведены консультации на темы:

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли

говорит ваш ребенок?», «Использование пальчиковых игр для развития

словаря детей младшего дошкольного возраста», индивидуальные беседы о

речевом развитии детей. Родители оказывали необходимую помощь в

создании предметно-развивающей среды. Практика показала: успехов в

работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и

методы. Таким образом, используя игры в

работе с детьми по развитию речи, мне удалось достичь следующих

результатов: - у детей увеличился

круг знаний об окружающем мире;

- появился интерес к заучиванию стихов и потешек, желание пересказывать

тексты, придумывать интересные истории;

- уровень развития связной речи вышел на более высокий уровень.

На мой взгляд, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или

пересказывать, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь

является важным показателем умственных способностей ребенка и

готовности его к школьному обучению.



В раздел образования