Напоминание

«Малышок–здоровячок»


Автор: Максименко Эльвира Наильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Программа
Тема: «Малышок–здоровячок»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

«Малышок-здоровячок»

Основной

целью

программы

является

развитие

здоровьесберегающей

компетентности

у

старших

дошкольников,

что

обусловливает

решение

следующих

задач:

- сформировать

представления

у

ребенка

о

своем

теле,

способах

сохранения

своего

здоровья,

соблюдении

личной

гигиены,

культуре

питания;

определении

и

поддержании

состояния

здоровья;

соблюдении

правил

безопасного

поведения

в

быту,

в

разных

видах

деятельности

и

ситуациях;

разумном

поведении

в

непредвиденных

ситуациях;

оказании

элементарной

медицинской,

психологической

самопомощи

и

помощи;

- развивать

у

детей

потребность

в

освоении

способов

сохранения

своего

здоровья,

в

выборе

здорового

образа

жизни;

- приобщать

детей

к

ценностям

физической

культуры,

обращенных

в

специальных

видах

двигательной

деятельности:

народных

подвижных

играх,

туризме,

играх

с

элементами

спорта,

плавании;

- формировать

поведение

и

опыт

сохранения

здоровья

в

любых

жизненных

ситуациях.

Содержание

программы

строится

на

ведущих

педагогических

идеях

дошкольного

образования:

1)

идея

личностно-ориентированного

подхода

и

развивающего

обучения

предполагает

использование

индивидуальных

особенностей

личности

ребенка

в

его

развитии

и

саморазвитии:

2)

идея

воспитания

в

деятельности

и

общении,

т.е.

создание

условий

для

насыщенного

участия

в

различных

видах

деятельности;

активизация

разнообразных

способов

общения,

развивающей

среды;

3)

и д е я

сенсорно-подражательного

владения

м и р о м

(Л.А.Венгер,

А.В.Запорожец,

Р.Штайнер,

М.Монтессори

и

др.),

суть

которой

заключается

н е

в

информационном

способе

познания

мира,

а

в

эмоционально-сенсорном

освоении

действительности,

опирающемся

н а

потребность

ребенка

в

подражательной

деятельности,

учете

логики

познания

мира

дошкольником:

желание

-

чувства

-

мысль;

4)

идея

системно-комплексного

подхода,

построенного

н а

установлении

ребенком

целостного

контакта

с

миром,

для

чего

необходимо

создать

условия

для

интегрированного

овладения

знанием,

обучив

ребенка

приемам

и

способам

познания

мира

и

себя.

Принципами

построения

программы

являются:

1.

Принцип

гуманизации,

который

представляет

с о б о й

процесс,

направленный

на

развитие

личности

ребенка

как

субъекта

творческой

деятельности.

Суть гуманизации состоит в очеловечивании всех знаний, полученных ребенком, в

важности и необходимости для развития каждого человека. Гуманизация составляет

важнейшую

характеристику

образа

жизни

педагогов

и

детей,

предполагающую

установление

подлинно

человеческих,

равноправных

и

партнерских

отношений,

направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья ребенка.

2.

Принцип

свободы

и

самостоятельности,

позволяющий

ребенку

самостоятельно

выбирать

цель,

определяться

в

мотивах

и

способах

действия,

в

дальнейшем применении результата данного действия и самооценке.

3.Принцип

индивидуализации,

проявляющийся

в

п р о е к т и р о в а н и и

индивидуального

пространства

развития

ребенка,

где

происходит

его

рефлексия,

создается

собственная

«Я-концепция».

Реализация

этого

принципа

требует

как

глубокого изучения особенностей детей, так и создания управляемой системы форм и

методов индивидуального развития.

4.

Принцип

интеграции

всех

процессов

образовательного

пространства

-

обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы,

индивидуального и совместного пространства, что обеспечивает уравновешенность и

стабильность пространства.

5.

Принцип диалогичное™ реализует разнохарактерные и разноуровневые

диалоги: диалог культур, внутренний диалог ребенка со своим «Я», диалог искусств и

т.п.

6.

Принцип

ориентации

на

зону

ближайшего

развития,

включает

в

себя

дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения

ребенком, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении образования,

построения с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.

Региональный компонент в дошкольном образовании имеет свою специфику. Его

преимущество в том, что он позволяет использовать местные своеобразные историко-

культурные,

национальные,

географические,

климатические

особенности

своего

региона.

Программа

состоит

из

шести

блоков:

«С

чего

все

начиналось»,

«Человек

и

окружающий его мир», «Жильцы внутреннего мира человеческого домика», «Жизнь в

мире с природой», «Как и чем мы питаемся», «Опасности, которые нас подстерегают».

Блок «С чего все начиналось»

Формировать представления о том, что человека окружает природа - солнце,

воздух, вода, растения, животные. Природа бывает живая и неживая. Солнце, воздух,

вода, полезные ископаемые (каменный уголь, нефть, соль, золото, алмазы и т.д. - это

неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа. Живые организмы, в

отличие от предметов неживой природы, дышат, питаются, размножаются, умирают.

Формировать представления о том, что природа живет, изменяется, развивается

по

своим

законам:

рождается,

растет,

развивается,

стареет,

отмирает

(например,

растения).

Человек тоже рождается, растет, развивается, стареет, умирает, следовательно, он

-часть природы и живет по ее законам. Человек зависит от природы. Он не может жить

без

воздуха,

воды,

пищи.

Человек

находит

пищу

в

дикой

природе;

научился

выращивать культурные растения; приручил животных.

Жизнь на Земле возникла очень давно. Многие из живых обитателей нашей

планеты

давно

исчезли,

другие

значительно

изменились

за

всю

историю

Земли.

Человек появился гораздо позднее, чем возникли растения и животные. Первые люди

были двуногие существа небольшого роста. Они могли быстро бегать, жили стаями, так

им было легче защищаться и прокормиться.

Современный человек во многом схож с древними людьми, но во многом более

развит.

Современного

человека

называют

человек

разумный,

сознательный.

Он

изобрел подводные лодки, космические корабли, компьютер, создал «умные» машины,

которые сочиняют музыку и могут решить в одну минуту тысячи задач.

Блок «Человек и окружающий его мир»

Познакомить детей с тем, что человек, как животные и растения, является частью

живой природы. Человеку, как и всем живым существам, нужны свет, тепло, воздух,

вода, пища. Из материалов природы человек создает все необходимое для жизни.

Тело человека хорошо устроено: голова находится высоко - в самом надежном

месте; руки гибкие, могут делать все, что нужно, достанут и то, что вверху над головой,

и то, что внизу; ноги сильные, длинные - человек может ходить, бегать, прыгать, лазать,

ползать и т.д. Под кожей, покрывающей все тело, находятся кости и мышцы. Кости

составляют скелет человека. Скелет является опорой тела, а также защищает многие

внутренние органы от повреждений.

2

Для

восприятия

окружающего

мира

есть

глаза,

уши,

нос,

язык,

кожа.

Это

помощники

человека.

Глаза

позволяют

видеть

предметы,

людей,

различать

цвет,

форму,

величину;

благодаря

им

мы

читаем

книги,

смотрим

терепередачи,

рассматриваем иллюстрации; уши нужны, чтобы слышать разные звуки, речь людей,

пение, музыку; нос - чтобы различать запахи, дышать; язык - чтобы узнавать вкус пищи;

с помощью кожи человек определяет характер поверхности предметов, их качества:

мягкие,

твердые,

холодные,

гладкие,

шероховатые.

Органы

чувств

помогают

любоваться, наслаждаться красотой окружающего мира. Человек должен беречь свои

органы чувств. Для этого необходимо знать и выполнять правила бережного отношения

к своим органам чувств. Человеку, лишенному какого-либо органа чувств, тяжело жить.

В природе все взаимосвязано. Живым организмам необходимо тепло и свет,

воздух, вода. Живая природа не может существовать без живой. Но и живая природа

влияет на неживую. Например, растения очищают воздух. Растения служат пищей

животным.

Человек

как

живое

существо

приспосабливается

к

природе,

но

как

существо

разумное создает необходимые условия для жизни. У человека во все времена была

необходимость

и

потребность

в

труде.

Труд

обеспечивает

человеку

не

только

материальные условия жизни. Он способствует развитию личности, помогает завоевать

уважение

со

стороны

других

людей

и

испытать

самоуважение.

У

человека

есть

потребность

в

общении,

любви,

дружбе,

образовании.

Для

удовлетворения

этих

потребностей

человек

создал

семью,

детские

сады

и

школы,

театры,

музеи,

библиотеки, произведения искусства.

Человек

способен

думать,

выражать

свои

мысли

словами,

записывать

их.

Человеку в жизни необходимы разные умения. Многим из них он может научиться в

детстве: акку¬ратно одеваться, беречь вещи, помогать взрослым поддерживать чистоту

в помещении, ухаживать за комнатными растениями, рисовать.

Очень важно уметь поддерживать свое здоровье.

Правша ухода и сохранения здоровья органов познания: 1. Чтобы сохранить

органы чувств, необходимо содержать их в чистоте, не засовывать в нос мелкие

предметы, не тереть глаза руками, не прикасаться руками к незнакомым предметам

(горячим, холодным, острым и т.д.), выполнять упражнения для глаз, промывать нос,

уши и глаза; наслаждаться красивыми объектами, слушать приятную музыку.

Блок «Жильцы внутреннего мира человеческого домика»

У человека есть внутренние органы: сердце, легкие, желудок, кишечник, мозг.

Желудок и кишечник переваривают пищу. Благодаря легким человек дышит. Он вдыхает

свежий воздух, наполняет им легкие, как мы надуваем шарики. Кровь из легких несет

воздух к каждому органу. Затем человек выдыхает прежний воздух, - он уже вреден для

организма, в нем много углекислого газа, - и снова вдыхает свежий воздух. Человек

дышит

днем

и

ночью.

Сердце

работает

как

мотор,

разносит

свежий

воздух

и

питательные вещества по всему организму. Самый главный орган - мозг. Он находится

в голове. От ударов, ушибов его защищает череп. Мозг управляет всем органами.

Человек хорошо себя чувствует, когда у него все органы здоровы.

Правила сохранения внутренних органов:

1.

Чтобы сохранить сердце здоровым, необходимо выполнять дыхательные

упражнения

на

свежем

воздухе,

совершать

пешеходные

прогулки,

физические

упражнения, на-ходиться в хорошем настроении, не злить и не злиться ни на кого,

выполнять посильную работу.

2.

Чтобы не испортились зубы, необходимо чистить зубы два раза в день,

полоскать рот после еды. Чтобы не повредить органы пищеварения, необходимо знать

и выполнять правила культуры приема пищи: использование приборов, тщательное

3

пережевывание пищи, прием теплой пищи, согласовывать движения рук и приборов,

способов общения за столом.

3.

Чтобы не сломать кости, необходимо много бегать, прыгать и т.п., чтобы

движения были ловкими, изящными, быстро меняющимися, точными; не взбираться, не

залезать куда-нибудь (на что-нибудь), если не знаешь, не изучил данный предмет,

ситуацию. Чтобы не сломал твои кости другой, необходимо не мериться силой, не

договорившись о спортивных правилах, не вступать в драку, а отойти от сильного и

злого,

необходимо

заниматься

спортом,

упражнениями.

Учись

защищать

себя,

правильно падать, сгруппировавшись, свернувшись в калачик, закрывай голову руками.

Чтобы кости были прочными, необходимо употреблять особые продукты - яблоки,

молоко, творог, яйца.

4. Чтобы сохранить органы дыхания здоровыми, необходимо дышать свежим

воздухом, делать дыхательные упражнения, не закрываться шарфом. Содержать в

чистоте помещения и воздух, в котором находятся животные. Проветривать и делать

влажную

уборку.

Избегать

резких,

сильных

запахов.

Не

кричать,

чтобы

не

перенапрягать голосовые связки.

Блок «Жизнь в мире с природой»

Расширять представления о том, что человек - разумная часть природы, он не

может нарушать ее законы, изменить ее развитие. Человек выделяется в природном

мире

и

отличается

от

животных

тем,

что

думает,

делает

все

сознательно,

предусматривает результаты своей деятельности. Он - высшее создание природы. Он

обладает речью, мышлением, системой социальных отношений.

Человек

обладает

сознанием.

Он

мыслит,

имеет

память,

воображение,

вырабатывает свое личностное отношение к окружающему. Человек создан природой

для

того,

чтобы

помогать

природе,

совершенствовать

мир,

улучшать

и

совершенствовать его.

Разумный и гуманный человек заботливо относится к природе: бережет воду,

воздух, энергию, экономно расходует природные богатства, защищает редких животных

и растения, внесенных в Красную книгу, сохраняет заповедные места. Разводит парки и

сады, огороды, заботится о домашних животных и культурных растениях, сохраняет

плоды растений (строит овощехранилища, консервирует продукты и др.).

Учить детей использовать целебные силы природы: солнце, воздух и вода -

помогают закаливать организм.

Правша и секреты закаливания:

1.

Одеваться по погоде, не кутаться.

2.

Делать зарядку.

3.

Обтираться влажным полотенцем.

4.

Ежедневно принимать прохладный душ.

5.

Больше двигаться, играть в подвижные игры, бегать.

6.

Заниматься плаванием, лыжами, катанием на коньках.

7.

Закаляться постепенно. Постоянно.

Растительный

мир

подарил

человеку

огромное

богатство

-

лекарственные

растения, которые всегда были источником жизни и здоровья. Лук репчатый улучшает

аппетит, пищеварение, используется для лечения простудных заболеваний. Чеснок

оказывает

противомикробное,

противовоспалительное

действие.

Используется

при

простудных заболеваниях, бронхитах, коклюше, для лечения бородавок. Облепиха

богата витаминами, используется для профилактики многих заболеваний. Черемуха

имеет сильное лекарственное воздействие. Используется как потогонное средство, при

глазных болезнях. Фитонциды, выделяемые черемухой, очищают воздух от микробов.

Ромашка используется при простуде, для улучшения сна.

Блок «Как и чем мы питаемся».

4

Питаться организму помогают органы, состоящие из костей: зубы (самые сильные,

крепкие) и мягких тканей - небо, язык - здесь все пережевывается, перемалывается,

перетирается пища и ощущается ее вкус - кислый, сладкий, горький, соленый и т.п.

Затем пища попадает через глотку в пищевод, далее в желудок, кишечник, где пища

превращается в жидкость, переходящую в кровь. В кишечнике ранее называемая пища

разделяется на полезную и ненужную жидкость. Полезная жидкость всасывается в

клетки крови и перемешивается с ней, а ненужная - выбрасывается наружу, удобряет

землю. Человек питается, чтобы получить наслаждение и радость, чтобы выполнять

любое дело и изменяет употребляемую пищу, чтобы получить энергию, силы для

создания новых продуктов питания, предметов быта, произведений искусств.

Всем нужно питаться: и большим и маленьким, но особенно тем, кто маленький и

должен расти. Питательные вещества находятся в продуктах. Масло - есть очень много

различных масел, например, оливковое, подсолнечное. Лучше употреблять масло в

сыром виде, например, для заправки салата, а не жарить на нем. Яйца - в яичном

белке много белковых веществ, а в желтке есть белки, жиры, витамины и минеральные

соли. Мясо -содержит в основном белки и жиры. Белое мясо (курятина, телятина) более

постное,

чем

красное

(говядина,

свинина).

Рыба

-

особенно

богата

фосфором,

способствующим развитию памяти. Замороженные продукты - частично теряют свою

питательную ценность. Консервированные продукты - не так питательны и полезны, как

свежие.

Фрукты

-

содержат

много

воды,

сахара,

витамины

и

минеральные

соли.

Особенно много их в кожуре. Поэтому лучше есть и кожуру, хорошо промыв ее. Овощи -

дают мало энергии, но много воды и клетчатки, которая помогает кишечнику лучше

выводить отходы, образующиеся при пищеварении. Молочные продукты - молоко,

масло,

сыры

и

йогурты

содержат

белки,

жиры,

минеральные

соли

и

витамины,

необходимые для укрепления костей. Хлеб и мучные изделия - богаты клетчаткой. Рис -

очень легко усваивается, поэтому подходит для питания больных и маленьких детей.

Содержит крахмал и витамины. Вода - переносит вещества внутри тела и регулирует

его температуру. Более половины массы нашего тела составляет вода. Нужно пить

много

воды!

Напитки

-

газированные

напитки

имеют

приятный

вкус,

но

содержат

вредные для организма газы, красители и подслащивающие вещества. Сладости -

быстро дают нам много энергии. Однако слишком много сладостей могут навредить.

Десять правил хорошего питания:

1.

Перед едой нужно помыть руки, чтобы не занести в рот инфекцию.

2.

Завтрак

должен

быть

более

обильным,

чем

ужин:

утром

расходуется

больше энергии, чем ночью.

3.

Жевать нужно с закрытым ртом, чтобы не заглатывать воздух, который

вреден для желудка.

4.

Хорошо пережевывать - значит ощущать вкус пищи, это помогает лучшему

перевариванию ее.

5.

Желудок тоже должен отдыхать, поэтому лучше, чтобы между приемами

пищи проходило несколько часов.

6.

За столом нельзя ругаться, нужно улыбаться, тогда пища будет лучше

перевариваться.

7.

После еды не стоит заниматься гимнастикой, т.к. кровь нужна желудку и не

может помогать мышцам.

8.

После еды нужно хорошо почистить или прополоскать зубы, чтобы они

были чистыми и здоровыми.

9.

В сырых фруктах и овощах содержится много клетчатки, которая помогает

кишечнику освободиться от ненужных веществ.

10.

Полезно выпивать много воды в день, но лучше пить ее в промежутках

между приемами пищи.

5

Блок «Опасности, которые нас подстерегают»

Познакомить

детей

с

тем,

что

человек

часто

встречается

с

ситуациями,

угрожающими его здоровью. Гроза опасна разрывами молний, которые могут вызвать

пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. Чаще молнии

ударяют в предметы, возвышающиеся среди других (башни, высокие здания, трубы и

др.). В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие

деревья.

Правша поведения во время грозы:

1.

Лучше находиться в помещение, но закрыть окна и двери и не допускать

сквозняков, т.к. молния обычно проходит в землю по поверхности здания и может

проникнуть в открытые окна.

2.

Во время грозы нельзя пользоваться телефоном.

3.

Безопасно оставаться в машине и в автобусе, но надо закрыть окна.

4.

Нельзя пускать воздушного змея.

5.

В лесу укрываться лучше под кустарником, невысокими деревьями.

6.

Молнии реже поражают березу.

Чтобы избежать несчастья на воде, следует выполнять правила: запрещается:

- самостоятельно входить в воду (бассейн, реку, озеро, море)4

- прыгать в воду и подныривать;

- садиться друг на друга;

- нырять навстречу друг другу;

- топить друг друга, выполнять неожиданные действия;

- звать на помощь без причины.

Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь на улице, необходимо знать и выполнять

правила дорожного движения, правила личной гигиены: дышать носом, не есть на

улице; правила социальных отношений: не вступать в разговоры с незнакомыми и

подозрительными людьми, не отставать от мамы или воспитателя, не принимать от

незнакомых людей продукты питания и игрушки; правила общения с бездомными и

незнакомыми кошками и собаками - кормить, но не дотрагиваться, разговаривать, но не

ласкать, не угрожать палкой, не размахивать руками, не кричать, не убегать.

Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, знать, что в пищу можно

употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

Советы детям:

1.

Никогда не собирайте для употребления в пищу незнакомые грибы.

2.

Никогда не берите в рот сырых грибов.

3.

Знакомые грибы внимательно рассмотрите со взрослыми.

4.

Употреблять в пищу съедобные грибы можно только после обработки.

5.

Внимательно осмотрите место, где нашли грибы, там могут быть еще

грибы.

6.

Старые грибы не срывайте: пусть рассеют споры, чтобы выросли грибы на

будущий год.

7.

Будьте в лесу заботливыми хозяевами, не вырывайте грибы с корнем,

осторожно выкрутите ножку гриба.

8.

Несъедобные грибы (мухоморы, поганки) оставьте для обитателей леса.

Они ими лечатся.

6

Методика

проведения

исходно-диагностического

этапа

исследования

Для

выявления

развития

когнитивного

уровня

здоровьесберегающей

компетентности

у

детей

старших

дошкольников

были

составлены

следующие

задания:

1.

«Человек

и

его

потребности»

Цель:

выяснить,

какие

потребности

ребенок

считает

жизненно

важными

для

человека,

какие

условия

необходимы

для

их

удовлетворения.

Материал:

картинка

с

изображением

необитаемого

острова,

маленькие

карточки

с

изображением

жилища

(шалаш),

одежды,

еды,

источника

тепла

(костер,

печь),

посуды,

мебели

(стол,

кресло),

книг,

телевизора,

телефона,

животных

(собака,

кошка).

2.«Представления

о

культурно-гигиенических

навыках»

А.

Беседа

Цель:

выявить

уровень

сформированности

представлений

о

значении

культурно-

гигиенических

навыков

для

сохранения

здоровья

человека:

а)

Для

чего

нужно

быть

чистыми

и

опрятными?

б)

Зачем

люди

моют

руки

перед

едой?

в)

Для

чего

необходимо

чистить

зубы?

г)

Какие

предметы

нужны

человеку

для

личной

гигиены?

Б.

«Неоконченные

предложения»

а)

Чистить

зубы

надо

2

раза

в

день

...

(утром

и

вечером);

б)

Перед

едой

нужно

обязательно

...

(вымыть

руки

с

мылом);

в)

Во

время

еды

надо

следить

за

...(осанкой,

позвоночником),

не

класть

на

стол

...(локти),

не

разговаривать

с

полным

...(ртом);

г)

Никогда

не

ешь

немытые

...(фрукты

и

овощи).

3.

«Организм

человека»

Цель:

выявить

уровень

сформированности

представлений

у

детей

о

человеческом

организме.

Беседа:

а)

Как

ты

думаешь,

из

чего

ты

сделан,

из

чего

состоит

твое

тело?;

7

б)

Представь

себе,

что

у

тебя

есть

волшебная

подзорная

труба,

которую

мы

можем

приставить

к

животику

и

посмотреть,

что

там

находится.

Что

мы

там

увидим?

в)

Интересно,

если

бы

внутри

тебя

не

«сидел»

скелет,

а

взял

и

убежал,

не

оставив

ни

одной

косточки:

- Твое

тело

осталось

бы

таким

же

или

стало

каким-то

другим?

- Ты

бы

смог

жить

без

скелета?

Почему?

г)

Что

за

«силачи»

находятся

в

твоем

теле

и

заставляют

двигаться

твой

скелет?

Что

могут

делать

твои

мышцы?

д)

Что

за

неутомимый

мастер

стучит

у

тебя

внутри?

Для

чего

нужно

сердце?

е)

Для

чего

нужна

кровь?

Кровь

внутри

тебя

находится

в

неподвижном

состоянии

или

постоянно

двигается?

ж)

Зачем

мы

дышим?

Куда

попадает

воздух

после

того,

как

ты

вдохігул

его

носом?

з)

Для

чего

человеку

необходимо

есть?

Куда

попадает

пища?

Что

с

ней

происходит?

и)

Куда

девается

съедаемая

за

день

пища?

к)

Что

находится

у

тебя

в

голове?

Для

чего

тебе

нужен

мозг?

Чем

и

как

он

тебе

помогает?

4.

«Здоровье

человека.

Пути

его

сохранения

и

укрепления»

Цель:

выявить

уровень

развития

представлений

у

старших

дошкольников

о

своем

здоровье,

а

также

о

его

сохранении

и

укреплении.

A.

Беседа:

а)

Хорошо

ли

быть

здоровым

человеком?

Почему?;

б)

Что

нужно

делать,

чтобы

быть

здоровым

человеком

и

не

болеть?;

в)

Тебе

нравится

болеть?

Почему?

г)

Какие

продукты

полезны

для

человека,

а

какие

нет?

д)

Зачем

нужно

делать

гимнастику?

е)

Как

ты

закаляешься?

ж)

Каким

видом

спорта

ты

занимаешься?

Б.

«Неоконченные

предложения»

а)

Никогда

не

нюхай

и

не

пробуй...

(незнакомые

вещества);

б)

Кожа

помогает

человеку

чувствовать...

(тепло,

холод,

боль);

в)

Чтобы

не

портить

зрение,

нельзя...(садиться

близко

к

экрану

и

смотреть

телевизор);

г)

Чем

громче

звуки,

тем

быстрее

...(устают

уши);

д)

Что

ты

будешь

делать,

если...

(обжег

руки

или

ноги;

отморозил

нос

и

уши?;

если

из

носа

пошла

кровь?;

появился

кашель

или

чихание?);

е)

Что

ты

посоветуешь

своему

другу,

приехавшему

к

тебе

в

гости

из

Африки,

чтобы

он

не

простудился...(теплее

одеваться;

заниматься

физкультурой;

не

выходить

на

улицу;

начать

закаляться).

B.

«Проверь

себя»

а)

Из

каких

частей

состоит

твое

тело?

б)

Какие

органы

расположены

у

тебя

внутри?

в)

Для

чего

нужны

глаза,

нос,

рот,

уши,

голова,

ноги,

руки?

Г.

Игра

«Здоровье-болезнь»

Участвовали

дети

всей

группы

и

два

воспитателя

(«Здоровье»

и

«Болезнь»).

Детям

предлагалось

описать

части

тела

при

здоровье

и

болезни

после

того,

кто

им

бросил

мяч.

Части

тела

Здоровье

Болезнь

Волосы

Блестящие

Тусклые

Щеки

Румяные

Серые

8

Глаза

Веселые

Грустные

Рот

Уголки

вверх,

улыбка

Уголки

вниз,

уныние

Плечи

Прямые

Опущенные

П.

Рисование

«Портрет

Здоровья

и

Болезни»

Детям

предлагалось

пофантазировать

и

нарисовать

портреты

Здоровья

и

Болезни.

Для

изучения

уровня

развития

эмоционально-волевой

сферы

здоровьесберегающей

компетентности

составлены

следующие

задания:

1.

«Сила

честности»

Каждому

ребенку

из

команды

было

предложено

по

очереди

отжиматься

от

пола

столько

раз,

сколько

сможет,

но

«честно»,

т.е.

не

сгибаясь,

полностью

касаясь

грудью

пола

и

подымаясь

на

вытянутые

руки.

Как

только

«честный»

отжим

не

получается,

игрока

сменяет

партнер

по

команде,

а

сам

он

становится

в

конец

строя.

Побеждает

команда,

первой

набравшая

100

«честных»

отжиманий.

То

же

можно

предложить

с

качанием

пресса.

2.

Методика

«Лица»

Цель:

выявить

предпочитаемые

занятия

детьми.

Ход:

1.

Детям

давали

карточки,

на

которых

изображены

наиболее

распространенные

занятия

старших

дошкольников:

1)

ребёнок

играет;

2)

смотрит

телевизор;

3)

рисует;

4)

читает;

5)

поливает

цветы;

6)

делает

зарядку;

7)

гуляет

в

лесу.

Давалась

инструкция:

«Подбери

«лицо»

к

этим

картинкам:

уныние,

радость,

восторг,

грусть».

2.

Задание:

«Выбери

твои

любимые

продукты»

(овощи,

фрукты,

чипсы,

молоко,хлеб,

конфеты).

Обработка

результатов:

- 3

балла

-

ребёнок

отдаёт

предпочтение

активным

видам

деятельности,

а

также

полезным

продуктам

питания,

аргументирует

ответ;

- 2

балла

-

ребёнок

отдаёт

предпочтение

менее

активным

видам

деятельности,

не

понимает

зависимости

здоровья

от

питания;

- 1

балл

-

ребёнок

отдаёт

предпочтение

малоактивным

видам

деятельности,

не

может

аргументировать

свой

ответ.

3.

Наблюдение

за

поведением

ребенка

в

течение

1-2

недель,

в

ходе

которого

фиксировались:

- устойчивость

и

направленность

любых

действий

и

деятельности

дошкольников

на

ценность

здоровья

и

человеческой

жизни;

- осознание

и

принятие

нравственных

эталонов

жизнедеятельности

(гуманности,

доброты,

заботы,

понимания,

уважения

честности,

справедливости,

трудолюбия

и

ДР-)-

С

целью

изучения

развития

мотивационного

компонента

здоровьесберегающей

компетентности

детям

предлагались

следующие

задания:

1.

Беседа:

«Почему

я

забочусь

о

своём

здоровье»

Цель:

Выявить

у

детей

мотивы

сохранения

и

укрепления

здоровья.

1.

Для

чего

мы

моем

руки?

2.

Когда

нужно

мыть

руки?

3.

Для

чего

мы

чистим

зубы?

4.

Для

чего

мы

умываемся?

5.

Ты

делаешь

гимнастику?

Зачем?

6.

Ходишь

ли

ты

на

физкультурные

занятия?

Зачем?

7.

Часто

ли

ты

гуляешь

на

свежем

воздухе?

Для

чего?

9

8.

Зачем

необходимо

прикрывать

рот

рукой,

отворачиваться,

когда

ты

чихаешь

или

кашляешь?

9.

Для

чего

ты

принимаешь

витамины?

10.

Для

чего

ты

хочешь

быть

здоровым?

Обработка

результатов:

- 3

балла

-

ребёнок

даёт

полные

и

правильные

ответы

на

поставленные

вопросы;

- 2

балла

-

ребёнок

не

в

полном

объёме

владеет

информацией

о

сохранении

своего

здоровья;

-1

балл

-

ребёнок

не

знает

об

условиях

сохранения

здоровья

человека

2.

Наблюдение

за

поведением

ребенка

в

течение

1-2

недель,

в

ходе

которого

фиксировались:

- проявление

интереса

к

сбережению

своего

здоровья;

- мотивация

к

сбережению

своего

здоровья

и

здоровья

окружающих

людей,

сверстников

и

взрослых.

3.

Беседы

по

содержанию

литературы

эколого-валеологического

характера:

«Больная

кукла»

В.Берестова,

«Айболит»

К.Чуковского,

«Приключения

Стобеда»

Д.Орловой,

«Цветик-семицветик»

В.Катаева

и

др.

Цель:

изучить

особенности

ценностного

отношения

детей

к

здоровью.

Вопросы:

1.

Нравится

ли

тебе

сказка?

2.

Кто

твой

любимый

герой

из

сказки?

Почему?

3.

А

если

бы

ты

оказался

в

этой

ситуации,

как

бы

ты

себя

повел?

Почему?

4.

Если

бы

у

тебя

оказалась

волшебная

палочка,

что

бы

ты

сделал?

С

целью

определения

уровня

развития

предметно-практического

компонента

здоровьесберегающей

компетентности

подобраны

и

составлены

следующие

задания:

Наблюдение

за

режимными

процессами

(модифицированная

методика

Г.А.Урунтаевой,

Ю.А.Афонькиной)

Цель:

выявить

уровень

сформированное™

у

детей

культурно-гигиенических

навыков.

A.

Умывание

1.

Как

пользуется

водой,

мылом,

полотенцем,

не

пропускает

ли

отдельные

действия,

соблюдает

ли

правильную

их

последовательность

и

т.д.;

2.

Замечает

ли

нарушения

другими

детьми

правильной

последовательности

действий

и

как

реагирует

на

это

(обращается

с

жалобой

к

взрослому,

делает

замечания

самостоятельно

и

т.д.);

3.

Осознает

ли

необходимость

умывания,

чем

мотивировано

выполнение

этого

действия

(действует

по

собственной

инициативе

или

по

указанию

взрослого).

Б.

Прием

пищи

1.

Как

пользуется

столовыми

приборами

какой

руке

держит

ложку,

умеет

ли

пользоваться

вилкой

и

т.д.);

2.

Аккуратно

ли

ест

(не

крошит

ли

хлеб,

не

проливает

пищу

и

т.д.);

3.

Сохраняет

ли

за

столом

правильную

позу;

4.

Как

заканчивает

еду

(задвигает

ли

стул,

благодарит

ли

взрослых

и

т.д.).

B.

Одевание

и

раздевание

1.

Соблюдает

ли

правильную

последовательность

действий;

2.

Необходима

ли

помощь

взрослого

и

когда,

обращается

ли

за

ней

ко

взрослым

или

сверстникам;

3.

Аккуратно

ли

одевается,

замечает

ли

неполадки

в

своей

одежде

и

одежде

других

детей

и

как

их

устраняет;

4.

Как

складывает

одежду

(аккуратно,

небрежно

и

т.д.);

10

5.

Сформировано

ли

бережное

отношение

к

предметам

одежды,

в

чем

оно

проявляется.

2.«Неокончеппые

предложения»

1.

На

свежем

воздухе

я...

2.

Мама

меня

часто...

3.

Аппетит

у

меня

...

4.

Иногда

я

чувствую

себя...

5.

Утром

я

просыпаюсь

и...

6.

Телевизор

смотрю...

7.

Обливаться

холодной

водой

я...

8.

Простуда

меня...

9.

Свои

руки

я...

10.

Зубы

свои

я...

11.

Заниматься

спортом

я...

12.

Больше

всего

я

люблю...

13.

Если

бы

у

меня

была

волшебная

палочка

здоровья,

я

бы

загадал...

14.

Иногда

я

болею,

потому

что...

11



В раздел образования