Автор: Гурьянова Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов высшей категории
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ п. Искателей"
Населённый пункт: Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методический материал
Тема: "Индивидуальные и групповые проекты в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Индивидуальные и групповые проекты
в начальной школе.
«Человек рождён для мысли и действия» - так говорили
древние мудрецы.
«Если бы каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша!»
А.П. Чехов
Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и человечество в
целом, но только времени у человека меньше, чтобы пройти свой путь познания и
оставить свой личный вклад в эволюции, т.е. оставить полезный след после себя. Если это
так, то исследовательской и проектной деятельностью необходимо заниматься с самого
раннего детства. Почему с детства? Да потому что дети – прирождённые исследователи,
неутомимые и старательные. Только нужно увлечь их предметом исследования.
Именно поэтому с 2011 года, с введением ФГОС нового поколения, с целью
развивающего обучения в программу начальной школы официально включена проектная
деятельность. Именно для реализации целей и задач развивающего обучения в своей
работе
учитель
должен
использовать
деятельностные,
проблемные,
практико-
ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время всё большую
популярность
приобретают
исследовательские
и
проектные
методы.
Творчески
работающий
педагог
всегда
задумывается
о
выборе
метода,
т.е.
о
том,
как
лучше
организовать учебный процесс, чтобы детям было не безразлично, интересно то, чем они
занимаются.
О том, что метод проектов не является новым, мы знаем, а потому нам только
остаётся
задуматься
над
тем,
как
интереснее,
с
пользой
для
ученика,
организовать
проектную деятельность.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания нового
объекта.
В
основе
метода
лежит
развитие
познавательных
интересов
обучающихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться
в
информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой
проекта, развивать критическое мышление.
В
начальной
школе
мы
формируем
и
развиваем
умение
планировать
работу.
Сначала дети учатся составлять план для себя и выполнять работу в соответствии с
планом,
а
затем
составляют
план
как
инструкцию
для
других.
Потом
мы
учимся
составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учимся выполнять
самостоятельно
все
этапы
технологии
проектирования:
от
рассмотрения
проблемной
ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть
чётко выстроена цепочка действий (логическая схема):
Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
Методы: это виды деятельности.
Результат: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.
Различие методов:
Проектный метод
Исследовательский метод
1.
Процесс создания какого-либо заранее
запланированного объекта.
2.
Решение определённой, ясно осознаваемой
задачи.
1.
Процесс поиска, неизвестных знаний.
2.
Бескорыстный поиск истины.
Этапы методов:
Проектный метод
Исследовательский метод
1.
1. Выбор темы проекта.
3.
Постановка целей и задач.
4.
Планирование проектной деятельности.
5.
Реализация проекта.
6.
Оценка и самооценка проекта.
7.
Презентация.
1.
Выбор темы исследования.
2.
Постановка целей и задач.
3.
Выдвижение гипотезы.
4.
Организация исследования:
Исследование гипотезы путём
наблюдения, эксперимента,
теоретического анализа.
Разрешение вопроса и проверка.
5.
Фиксирование результатов исследования
в форме записи, рисунка, коллекции.
6.
Презентация.
Перед организаторами проектной деятельности учащихся иногда возникает дилема:
"Какой вид проекта эффективнее использовать: индивидуальный или групповой?".
А на самом деле, какой из них более эффективен?
Преимущества каждого вида проекта.
Индивидуальный проект.
Групповой проект.
1)
план работы над проектом может быть
выстроен и отслежен с максимальной
четкостью;
2)
у обучаемого полноценно формируется
чувство ответственности, поскольку
выполнение проекта и его качество
зависят только от него самого;
3)
учащийся приобретает опыт
деятельности на всех этапах
выполнения проекта - от рождения
замысла до итоговой рефлексии;
4)
у обучаемого полноценно формируются
общеучебные умения и навыки
(исследовательские, информационные,
презентационные, оценочные) и их
формирование оказывается вполне
управляемым процессом.
1)
у участников проектной деятельности
формируются навыки сотрудничества,
что очень важно для жизни в
современном обществе;
2)
проект может быть выполнен наиболее
глубоко и разносторонне;
3)
каждый учащийся, в зависимости от
своих сильных сторон, наиболее активно
включен в определенный этап работы, на
котором может в полной мере раскрыть
себя как личность;
4)
в рамках проектной группы могут быть
образованы подгруппы, предлагающие
различные пути решения проблемы,
идеи, гипотезы, точки зрения; этот
соревновательный элемент повышает
мотивацию участников и положительно
влияет на качество выполнения проекта.
Как видим, каждый вид проекта имеет свои положительные и отрицательные
стороны.
Каждый
учитель,
в
зависимости
от
особенностей
своего
класса
или
поставленных целей, может выбрать тот или иной проект, либо сочетать два вида проекта
в течение учебного года.
Однозначного ответа на поставленный выше вопрос нет.
Организация работы над проектом:
преимущества и проблемы
Проектная
деятельность
предполагает
в
основном
самостоятельную
работу
учащихся. И здесь следует обратить внимание на различия в организации работы над
групповым и индивидуальным проектом.
Чаще всего во внеурочной деятельности по какому-либо предмету предпочитают
индивидуальные проекты. При организации индивидуальной работы учащегося над
проектом
учителю
предоставляется
возможность
учитывать
не
только
возрастные
возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности
и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в
знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом.
Учащиеся,
склонные
к научно-исследовательской
деятельности,
получают
возможность
исследовать
свои
предположения,
находить
доказательства
для
них,
проводить
свои
собственные
исследования,
разрабатывать
впоследствии
собственные
методики.
Но
главным
условием
реализации
этой
деятельности
является
работа
на
интерес
ученика,
а не
подстраивание
под
цели
педагога.
Для
этого
учитель
предварительно должен выяснить, каким багажом интересов и склонностей обладает
ученик.
Исследовательская деятельность предоставляет большой простор для развития
творческого,
критического
мышления
ученика,
расширяет
его
кругозор,
приучает
к
самостоятельности в добывании знаний, готовит учащихся к дальнейшему обучению в
вузах и колледжах. Ведь именно научно-исследовательская деятельность направлена на то,
чтобы найти способы и пути развития активного, самостоятельного мышления ребёнка,
научить не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь
применять их на практике (в методике это принцип политехнизма, на что в анализе
урока обращается особое внимание).
В исследовательской деятельности от умения презентовать свой труд зависит оценка
результата работы, поэтому ребята очень серьёзно готовятся к защите своих работ, сначала
защищая их перед классом и отвечая на вопросы одноклассников. Юные исследователи
имеют возможность использовать все доступные средства компьютерных технологий для
того,
чтобы
сделать
своё
выступление
более
зрелищным.
Защита
исследовательской
работы сопровождается презентацией, в подготовке которой ребята учатся составлять
диаграммы, таблицы, текстовые рисунки и многое другое.
Научно-исследовательская деятельность с применением ИКТ – это ещё и творческий
процесс, который позволяет реализовать межпредметные связи в обучении предмету и
осуществить широкую опору на практические виды деятельности. В ходе подготовки
работы учащиеся самостоятельно или под
руководством учителя занимаются поиском
разрешения
проблемы,
личностно-значимой
для
них.
Таким
образом,
у
учащихся
развивается
креативная
компетенция,
как
показатель
коммуникативного
владения
предметом.
С
другой
стороны, групповая
проектная
работа
на
уроке
и
особенно
исследовательские
проекты
представляют
определённую
трудность:
формирование
проектной группы, сотрудничество в группе, гибкость и проницательность, умение видеть
точку
зрения
другого
и
убедительно
отстаивать
собственную
позицию,
идти
на
компромисс ради общей цели и т.п.
Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых проектов.
Тип проекта
Преимущества
Проблемы
Групповой
● формируются навыки сотрудничества,
умения проявлять гибкость, видеть точку
зрения другого, идти на компромисс ради
общей цели;
● групповая работа позволяет распределить
обязанности, и каждый участник группы
может проявить свои сильные стороны в той
работе, которая ему лучше всего удаётся;
● совместная работа даёт возможность
обогащаться опытом других участников,
видеть наиболее эффективные стратегии
поведения и учебной деятельности;
● при успешном взаимодействии может
подняться статус отдельных учащихся в
группе сверстников;
● такой проект способствует групповому
сплочению.
● отдельные ученики не
проявляют активность, а
«выезжают» за счёт более
инициативных и ответственных;
● труднее организовать и
координировать работу;
● нет возможности получить
всесторонний опыт работы на всех
этапах проекта для каждого
участника группы;
● труднее оценить вклад каждого
члена группы.
Индивидуальный
● автор проекта получает наиболее полный и
разносторонний опыт проектной
деятельности на всех этапах работы;
● развивается личная инициатива,
ответственность, настойчивость, активность;
● тема проекта может быть выбрана в
максимальном соответствии с интересами
автора;
● ход работы и её результат зависят только от
автора проекта;
● итоговая оценка наиболее полно отражает
качество работы автора
● не вырабатывается опыт
группового сотрудничества;
● нет возможности обогащаться
опытом других, видеть более
эффективные стратегии работы;
● работа более трудоёмкая и
ответственная на всех этапах
проекта.
Таким
образом,
грамотно
выбранная
позиция
учителя
даст
не
только
возможность
оказывать на учеников воспитательное воздействие, но и вовлечёт их в проектный или
исследовательский процесс на любом изучаемом предмете.
Литература.
1.
М.К.
Господникова
и
другие.
Проектная
деятельность
в
начальной
школе.
–
Волгоград: Учитель, 2011.
1.
В.Ф.
Феоктистова.
Исследовательская
и
проектная
деятельность
младших
школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011.
2.
М.Ю. Шатилова и другие. Проектирование в начальной школе: от замысла к
реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.