Напоминание

"Индивидуальные и групповые проекты в начальной школе"


Автор: Гурьянова Марина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов высшей категории
Учебное заведение: ГБОУ НАО "СШ п. Искателей"
Населённый пункт: Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методический материал
Тема: "Индивидуальные и групповые проекты в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Индивидуальные и групповые проекты

в начальной школе.

«Человек рождён для мысли и действия» - так говорили

древние мудрецы.

«Если бы каждый человек на кусочке своей земли

сделал бы всё, что он может,

как прекрасна была бы земля наша!»

А.П. Чехов

Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и человечество в

целом, но только времени у человека меньше, чтобы пройти свой путь познания и

оставить свой личный вклад в эволюции, т.е. оставить полезный след после себя. Если это

так, то исследовательской и проектной деятельностью необходимо заниматься с самого

раннего детства. Почему с детства? Да потому что дети – прирождённые исследователи,

неутомимые и старательные. Только нужно увлечь их предметом исследования.

Именно поэтому с 2011 года, с введением ФГОС нового поколения, с целью

развивающего обучения в программу начальной школы официально включена проектная

деятельность. Именно для реализации целей и задач развивающего обучения в своей

работе

учитель

должен

использовать

деятельностные,

проблемные,

практико-

ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время всё большую

популярность

приобретают

исследовательские

и

проектные

методы.

Творчески

работающий

педагог

всегда

задумывается

о

выборе

метода,

т.е.

о

том,

как

лучше

организовать учебный процесс, чтобы детям было не безразлично, интересно то, чем они

занимаются.

О том, что метод проектов не является новым, мы знаем, а потому нам только

остаётся

задуматься

над

тем,

как

интереснее,

с

пользой

для

ученика,

организовать

проектную деятельность.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания нового

объекта.

В

основе

метода

лежит

развитие

познавательных

интересов

обучающихся,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания

и

ориентироваться

в

информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой

проекта, развивать критическое мышление.

В

начальной

школе

мы

формируем

и

развиваем

умение

планировать

работу.

Сначала дети учатся составлять план для себя и выполнять работу в соответствии с

планом,

а

затем

составляют

план

как

инструкцию

для

других.

Потом

мы

учимся

составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учимся выполнять

самостоятельно

все

этапы

технологии

проектирования:

от

рассмотрения

проблемной

ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть

чётко выстроена цепочка действий (логическая схема):

Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

Методы: это виды деятельности.

Результат: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Различие методов:

Проектный метод

Исследовательский метод

1.

Процесс создания какого-либо заранее

запланированного объекта.

2.

Решение определённой, ясно осознаваемой

задачи.

1.

Процесс поиска, неизвестных знаний.

2.

Бескорыстный поиск истины.

Этапы методов:

Проектный метод

Исследовательский метод

1.

1. Выбор темы проекта.

3.

Постановка целей и задач.

4.

Планирование проектной деятельности.

5.

Реализация проекта.

6.

Оценка и самооценка проекта.

7.

Презентация.

1.

Выбор темы исследования.

2.

Постановка целей и задач.

3.

Выдвижение гипотезы.

4.

Организация исследования:

Исследование гипотезы путём

наблюдения, эксперимента,

теоретического анализа.

Разрешение вопроса и проверка.

5.

Фиксирование результатов исследования

в форме записи, рисунка, коллекции.

6.

Презентация.

Перед организаторами проектной деятельности учащихся иногда возникает дилема:

"Какой вид проекта эффективнее использовать: индивидуальный или групповой?".

А на самом деле, какой из них более эффективен?

Преимущества каждого вида проекта.

Индивидуальный проект.

Групповой проект.

1)

план работы над проектом может быть

выстроен и отслежен с максимальной

четкостью;

2)

у обучаемого полноценно формируется

чувство ответственности, поскольку

выполнение проекта и его качество

зависят только от него самого;

3)

учащийся приобретает опыт

деятельности на всех этапах

выполнения проекта - от рождения

замысла до итоговой рефлексии;

4)

у обучаемого полноценно формируются

общеучебные умения и навыки

(исследовательские, информационные,

презентационные, оценочные) и их

формирование оказывается вполне

управляемым процессом.

1)

у участников проектной деятельности

формируются навыки сотрудничества,

что очень важно для жизни в

современном обществе;

2)

проект может быть выполнен наиболее

глубоко и разносторонне;

3)

каждый учащийся, в зависимости от

своих сильных сторон, наиболее активно

включен в определенный этап работы, на

котором может в полной мере раскрыть

себя как личность;

4)

в рамках проектной группы могут быть

образованы подгруппы, предлагающие

различные пути решения проблемы,

идеи, гипотезы, точки зрения; этот

соревновательный элемент повышает

мотивацию участников и положительно

влияет на качество выполнения проекта.

Как видим, каждый вид проекта имеет свои положительные и отрицательные

стороны.

Каждый

учитель,

в

зависимости

от

особенностей

своего

класса

или

поставленных целей, может выбрать тот или иной проект, либо сочетать два вида проекта

в течение учебного года.

Однозначного ответа на поставленный выше вопрос нет.

Организация работы над проектом:

преимущества и проблемы

Проектная

деятельность

предполагает

в

основном

самостоятельную

работу

учащихся. И здесь следует обратить внимание на различия в организации работы над

групповым и индивидуальным проектом.

Чаще всего во внеурочной деятельности по какому-либо предмету предпочитают

индивидуальные проекты. При организации индивидуальной работы учащегося над

проектом

учителю

предоставляется

возможность

учитывать

не

только

возрастные

возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности

и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в

знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом.

Учащиеся,

склонные

к научно-исследовательской

деятельности,

получают

возможность

исследовать

свои

предположения,

находить

доказательства

для

них,

проводить

свои

собственные

исследования,

разрабатывать

впоследствии

собственные

методики.

Но

главным

условием

реализации

этой

деятельности

является

работа

на

интерес

ученика,

а не

подстраивание

под

цели

педагога.

Для

этого

учитель

предварительно должен выяснить, каким багажом интересов и склонностей обладает

ученик.

Исследовательская деятельность предоставляет большой простор для развития

творческого,

критического

мышления

ученика,

расширяет

его

кругозор,

приучает

к

самостоятельности в добывании знаний, готовит учащихся к дальнейшему обучению в

вузах и колледжах. Ведь именно научно-исследовательская деятельность направлена на то,

чтобы найти способы и пути развития активного, самостоятельного мышления ребёнка,

научить не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь

применять их на практике (в методике это принцип политехнизма, на что в анализе

урока обращается особое внимание).

В исследовательской деятельности от умения презентовать свой труд зависит оценка

результата работы, поэтому ребята очень серьёзно готовятся к защите своих работ, сначала

защищая их перед классом и отвечая на вопросы одноклассников. Юные исследователи

имеют возможность использовать все доступные средства компьютерных технологий для

того,

чтобы

сделать

своё

выступление

более

зрелищным.

Защита

исследовательской

работы сопровождается презентацией, в подготовке которой ребята учатся составлять

диаграммы, таблицы, текстовые рисунки и многое другое.

Научно-исследовательская деятельность с применением ИКТ – это ещё и творческий

процесс, который позволяет реализовать межпредметные связи в обучении предмету и

осуществить широкую опору на практические виды деятельности. В ходе подготовки

работы учащиеся самостоятельно или под

руководством учителя занимаются поиском

разрешения

проблемы,

личностно-значимой

для

них.

Таким

образом,

у

учащихся

развивается

креативная

компетенция,

как

показатель

коммуникативного

владения

предметом.

С

другой

стороны, групповая

проектная

работа

на

уроке

и

особенно

исследовательские

проекты

представляют

определённую

трудность:

формирование

проектной группы, сотрудничество в группе, гибкость и проницательность, умение видеть

точку

зрения

другого

и

убедительно

отстаивать

собственную

позицию,

идти

на

компромисс ради общей цели и т.п.

Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых проектов.

Тип проекта

Преимущества

Проблемы

Групповой

● формируются навыки сотрудничества,

умения проявлять гибкость, видеть точку

зрения другого, идти на компромисс ради

общей цели;

● групповая работа позволяет распределить

обязанности, и каждый участник группы

может проявить свои сильные стороны в той

работе, которая ему лучше всего удаётся;

● совместная работа даёт возможность

обогащаться опытом других участников,

видеть наиболее эффективные стратегии

поведения и учебной деятельности;

● при успешном взаимодействии может

подняться статус отдельных учащихся в

группе сверстников;

● такой проект способствует групповому

сплочению.

● отдельные ученики не

проявляют активность, а

«выезжают» за счёт более

инициативных и ответственных;

● труднее организовать и

координировать работу;

● нет возможности получить

всесторонний опыт работы на всех

этапах проекта для каждого

участника группы;

● труднее оценить вклад каждого

члена группы.

Индивидуальный

● автор проекта получает наиболее полный и

разносторонний опыт проектной

деятельности на всех этапах работы;

● развивается личная инициатива,

ответственность, настойчивость, активность;

● тема проекта может быть выбрана в

максимальном соответствии с интересами

автора;

● ход работы и её результат зависят только от

автора проекта;

● итоговая оценка наиболее полно отражает

качество работы автора

● не вырабатывается опыт

группового сотрудничества;

● нет возможности обогащаться

опытом других, видеть более

эффективные стратегии работы;

● работа более трудоёмкая и

ответственная на всех этапах

проекта.

Таким

образом,

грамотно

выбранная

позиция

учителя

даст

не

только

возможность

оказывать на учеников воспитательное воздействие, но и вовлечёт их в проектный или

исследовательский процесс на любом изучаемом предмете.

Литература.

1.

М.К.

Господникова

и

другие.

Проектная

деятельность

в

начальной

школе.

Волгоград: Учитель, 2011.

1.

В.Ф.

Феоктистова.

Исследовательская

и

проектная

деятельность

младших

школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011.

2.

М.Ю. Шатилова и другие. Проектирование в начальной школе: от замысла к

реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.



В раздел образования