Напоминание

"Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Три склонения имен существительных"


Автор: Мухамедьянова Зиля Анваровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КОУ ХМАО-Югры "Мегионская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Мегион
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Три склонения имен существительных"
Раздел: среднее образование





Назад




КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«МЕГИОНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему:

«Три склонения имен существительных»

Подготовила: Мухамедьянова З.А.,

учитель русского языка

Мегион

2019

Слайд №1

Тема: Три склонения имен существительных.

Тип урока: Урок - обобщение изученного материала по теме: «Три

склонения имён существительных»

Цели урока:

1.Образовательная:

Закреплять умение определять склонение имён существительных

по роду и окончанию (в И.п.)

2. коррекционно – развивающая: Коррекция аналитико-

синтетической деятельности на основе упражнений в составлении

целого.

3. коррекционно-воспитательная: формирование положительной

мотивации к учению.

Оборудование

: Таблица «Три склонения имён существительных»,

таблица «Алгоритм работы», таблички со схемами (состав слова),

сигнальные карточки, карточки для дифференцированной работы,

учебники, смайлики, мяч,

электронная презентация (Приложение),

ПК.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Цель: настроить школьников на работу на уроке, заинтересовать

их.

Методы: слово учителя: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К

нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Всем- всем добрый

день!

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

Проверьте, пож-ста ,наличие учебных предметов на парте. Всё на

месте?

Ребята проверяют наличие этих предметов на рабочем столе.

- С каким настроением вы пришли на урок? (С весенним!)

е

к

о

с

л

н

и

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми

человечками).На доску прикрепили смайлик. (На экране)

Слайд №2

II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической

деятельности.

Опора на зрительный анализатор.

Цель: организовать внимание учащихся. Активизация внимания с

помощью цвета.

Методы: слово учителя,

наглядный метод.

Слайд №3

А теперь, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется

«Шифровальщики».

На доске зашифровано слово. Этот ключ поможет его прочитать.

-

Какое же слово получилось?

-

С какой частью речи связываем понятие «склонение»?

- Как вы думаете, какова же тема урока?

(Склонение, с именем существительным)

«Склонение имен существительных»

Итак, ребята, откроем тетради и записываем число и тему

сегодняшнего урока:

«Три склонения» … имён существительных.

Мотивация: Ребята, роль имён существительных в нашей речи

огромна. И конечно, знание грамматических признаков

существительного как род, число, падеж, склонение необходимо

каждому из нас.

Цель: Сегодня мы будем работать над обобщением и

закреплением знаний и умений по теме «Три склонения имён

существительных»

Слайд №4

III. Актуализация опорных знаний.

1. Упражнение в соотнесении. Подбери слова к схемам.

Цель: закрепить знания и умения, необходимые для

самостоятельной работы учащихся по пройденной теме, учить

применять знания в сходной ситуации.

Метод: словесные методы: фронтальная беседа.

Наглядные методы:

- Посмотрите на доску. Даны таблички со схемами:

Печка

печник

печь

Вопросы: 1. Из каких частей состоит первое слово? Второе? Третье?

Первое слово состоит только из корня, второе из корня , суффикса,

нулевого окончания, третье слово – из корня, суффикса, окончания а.

На парте лежат карточки .

Подберите к каждой схеме карточку с нужным словом.

Ребята, нужно соотнести данные схемы с написанными словами, то

есть подобрать слова к схемам.

По одному выходят к доске и

прикрепляют карточки со словами к данным схемам.

-

К какой части речи относятся эти слова?

-

Определите род каждого существительного.

-

Какого рода не хватает?

-

Среднего рода. (прикрепляю карточку ср.р.)

Ребята, для того, чтобы определить склонение, что нужно знать) Род

имён существительных и уметь выделять окончания в н.ф.

По роду и окончанию определить склонение.

прикрепляем на доску

2.Алгоритм работы: (для определения склонения

существительных)

Шаг 1. Определить род существительного.

Шаг 2. Выделить окончание в начальной форме (И.п.)

Шаг 3. По роду и окончанию определить склонение.

- А сколько типов склонения есть в русском языке?

- На какие вопросы отвечают имена существительные?

Какие сущ. Отн-ся к 1 склонению?

Какие сущ. Отн-ся к 2 склонению?

Какие сущ. Отн-ся к 3 склонению?

3.Обобщающая беседа.

Таблица «Три склонения имён

существительных» на доску.

(Работаем по таблице)

Имена существительные бывают трёх склонений. К 1

склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –

а, -я. Например:, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся

существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями

– о, -е. Например: порт, поле. К 3 скл. относятся существительные

ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).

Слайд №5

IV.Тренировочные упражнения на закрепление учебных

навыков.

1. Распределительный диктант.

А сейчас мы с вами напишем распределительный диктант. Итак,

страничку делим на 3 столбика.

В первый столбик записываем–

существительные первого склонения, во второй столбик -

существительные второго склонения, в третий столбик –

существительные третьего склонения)

Пишем под диктовку: Весна, март, капель, небо, земля, радость.

По очереди у доски работают. Все слова - весенние.

- Проверка написанных слов. Окончания выделяем.

Вывод:

-

Почему они относятся к I скл.?

-

Почему они относятся к II скл.?

-

Почему они относятся к III скл.?

-

Выводы: Как мы определяем склонение сущ –х? по роду и

окончанию.

Слайд №6

Физкультминутка. Разминка для глаз:

1.Глаз-путешественник: в разных углах развешаны листы цветной

бумаги.

Найти глазами указанный лист бумаги, можно поворачивать

голову.

2.А теперь глазами рисуем треугольник; горизонтальную

восьмёрку.

Слайд №7

2.Работа с деформированным предложением. На доске

карточка прикреплена.

- Что надо сделать в этом задании? Составить П, восстановив

порядок слов в предложении и связав слова по смыслу.

(Связать слова по смыслу) в предложении.

На , весенний, небо, светит, солнце, яркое.

На весеннем небе светит яркое солнце.

Устное составление предложения с последующей записью и

проверкой. Один ученик пишет и разбирает П у доски.

1. В предложении подчеркните главные и второстепенные члены

предложения,

2. Составление схемы.

3. Определите склонение подлежащего.

Вывод: Как мы составляем П? Все слова в П связаны

грамматически, то есть по смыслу.

3.Динамическая пауза.

Упражнение на развитие вербальной памяти.

Задание с опорой на несколько анализаторов (слуховой и

двигательный).

Цель: Повторить пройденный материал через игру.

Методы: психо-коррекционный метод – игра: «ДА» или «Нет»

Учитель бросает ученику мяч и задает вопросы, а обучающиеся,

возвращая мяч, должны ответить да или нет.

1.

Имя сущ. – это часть речи?

2.

Одуш сущ. отвечают на вопрос что?

3.

Лиза -это имя собственное?

4.

Стрекоза – это неод. Сущ?

5.

Дождь –это сущ. среднего рода?

6.

Книги –это сущ. ед. ч.?

7.

Зима –это сущ. 1 скл.?

8.

Ель –это сущ.2 скл.?

Ученик возвращает мяч и называет слово.

Слайд №8

4. Разноуровневая самостоятельная работа по карточкам

А теперь мы с вами выполним самостоятельную работу по группам,

проверим, как вы умеете применять полученные знания на

практике.

1 группа –

2 группа –

3 группа –

Объясняю задания каждой группе.

Карточка № 1 – 1 группа

В каждом столбике вычеркни «лишнее» слово и укажи род,

склонение остальных существительных.

1.

Лось, конь, лошадь, олень -

2.

Сорока, ворона, журавль, сова -

Карточка № 2 – 2 группа

Выпиши существительные только 3 склонения.

Соль, дочь, январь, дверь, сирень, гнездо, день, тайга, тетрадь,

огонь, ночь.

Карточка № 3 – 3 группа

Спиши существительные. Выдели окончание, укажи род,

склонение.

Зима -

Лето -

Осень -

Слайд №9

Проверяем работы.

Выводы: Молодцы! Я вижу, что материал усвоили вы хорошо.

Слайд №10

V. Домашнее задание: Работа с учебником.

Цель: проверить, как усвоили программный материал

обучающиеся. Записываем в дневниках.

Выполнение упражнения 248 на стр.156.

Подбери к существительным 1-го склонения однокоренные

существительные 3-го склонения. Запиши их парами.

Образец. Клетка (ж р., 1-е скл.) – клеть (ж.р., 3-е скл.)

Клетка, площадка, лошадка, морковка, постелька, кроватка,

тетрадка.

Слайд №11

VI. Итог урока.

Цель: сделать вывод и подвести итог по пройденному материалу.

Методы:

1. фронтальная беседа.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

Над какой темой мы работали?

Склонение имён существительных.

- Сколько склонений у имен существительных?

- По каким признакам мы определяем склонение

существительных? (По роду и окончанию)

2. Рефлексия. (Карточки разноцветные на доске прикреплены)

1) - Я хочу спросить, кто может сегодня про себя может сказать:

- Я молодец! - поднимает зелёную карточку.

2) - Я старался, но мне помогали -синяя карточка

3) - Не все получалось- жёлтая карточка

4) - Понравился вам урок?

Какое у вас настроение сейчас? – смайлик (поставили лайк)

3. Выставление оценок.

- Ребята, мне тоже понравилось, как вы работали сегодня.

Оценку «пять» за сегодняшний урок получают _________.

Хорошо работали ____________

Всем спасибо. Урок окончен.

Слайд № 12.



В раздел образования