Автор: Мухамедьянова Зиля Анваровна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КОУ ХМАО-Югры "Мегионская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Мегион
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Три склонения имен существительных"
Раздел: среднее образование
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«МЕГИОНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему:
«Три склонения имен существительных»
Подготовила: Мухамедьянова З.А.,
учитель русского языка
Мегион
2019
Слайд №1
Тема: Три склонения имен существительных.
Тип урока: Урок - обобщение изученного материала по теме: «Три
склонения имён существительных»
Цели урока:
1.Образовательная:
Закреплять умение определять склонение имён существительных
по роду и окончанию (в И.п.)
2. коррекционно – развивающая: Коррекция аналитико-
синтетической деятельности на основе упражнений в составлении
целого.
3. коррекционно-воспитательная: формирование положительной
мотивации к учению.
Оборудование
: Таблица «Три склонения имён существительных»,
таблица «Алгоритм работы», таблички со схемами (состав слова),
сигнальные карточки, карточки для дифференцированной работы,
учебники, смайлики, мяч,
электронная презентация (Приложение),
ПК.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Цель: настроить школьников на работу на уроке, заинтересовать
их.
Методы: слово учителя: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К
нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Всем- всем добрый
день!
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
Проверьте, пож-ста ,наличие учебных предметов на парте. Всё на
месте?
Ребята проверяют наличие этих предметов на рабочем столе.
- С каким настроением вы пришли на урок? (С весенним!)
е
к
о
с
л
н
и
(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми
человечками).На доску прикрепили смайлик. (На экране)
Слайд №2
II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Упражнение на коррекцию аналитико-синтетической
деятельности.
Опора на зрительный анализатор.
Цель: организовать внимание учащихся. Активизация внимания с
помощью цвета.
Методы: слово учителя,
наглядный метод.
Слайд №3
А теперь, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется
«Шифровальщики».
На доске зашифровано слово. Этот ключ поможет его прочитать.
-
Какое же слово получилось?
-
С какой частью речи связываем понятие «склонение»?
- Как вы думаете, какова же тема урока?
(Склонение, с именем существительным)
«Склонение имен существительных»
Итак, ребята, откроем тетради и записываем число и тему
сегодняшнего урока:
«Три склонения» … имён существительных.
Мотивация: Ребята, роль имён существительных в нашей речи
огромна. И конечно, знание грамматических признаков
существительного как род, число, падеж, склонение необходимо
каждому из нас.
Цель: Сегодня мы будем работать над обобщением и
закреплением знаний и умений по теме «Три склонения имён
существительных»
Слайд №4
III. Актуализация опорных знаний.
1. Упражнение в соотнесении. Подбери слова к схемам.
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для
самостоятельной работы учащихся по пройденной теме, учить
применять знания в сходной ситуации.
Метод: словесные методы: фронтальная беседа.
Наглядные методы:
- Посмотрите на доску. Даны таблички со схемами:
Печка
печник
печь
Вопросы: 1. Из каких частей состоит первое слово? Второе? Третье?
Первое слово состоит только из корня, второе из корня , суффикса,
нулевого окончания, третье слово – из корня, суффикса, окончания а.
На парте лежат карточки .
Подберите к каждой схеме карточку с нужным словом.
Ребята, нужно соотнести данные схемы с написанными словами, то
есть подобрать слова к схемам.
По одному выходят к доске и
прикрепляют карточки со словами к данным схемам.
-
К какой части речи относятся эти слова?
-
Определите род каждого существительного.
-
Какого рода не хватает?
-
Среднего рода. (прикрепляю карточку ср.р.)
Ребята, для того, чтобы определить склонение, что нужно знать) Род
имён существительных и уметь выделять окончания в н.ф.
По роду и окончанию определить склонение.
прикрепляем на доску
2.Алгоритм работы: (для определения склонения
существительных)
Шаг 1. Определить род существительного.
Шаг 2. Выделить окончание в начальной форме (И.п.)
Шаг 3. По роду и окончанию определить склонение.
- А сколько типов склонения есть в русском языке?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
Какие сущ. Отн-ся к 1 склонению?
Какие сущ. Отн-ся к 2 склонению?
Какие сущ. Отн-ся к 3 склонению?
3.Обобщающая беседа.
Таблица «Три склонения имён
существительных» на доску.
(Работаем по таблице)
Имена существительные бывают трёх склонений. К 1
склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –
а, -я. Например:, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся
существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями
– о, -е. Например: порт, поле. К 3 скл. относятся существительные
ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).
Слайд №5
IV.Тренировочные упражнения на закрепление учебных
навыков.
1. Распределительный диктант.
А сейчас мы с вами напишем распределительный диктант. Итак,
страничку делим на 3 столбика.
В первый столбик записываем–
существительные первого склонения, во второй столбик -
существительные второго склонения, в третий столбик –
существительные третьего склонения)
Пишем под диктовку: Весна, март, капель, небо, земля, радость.
По очереди у доски работают. Все слова - весенние.
- Проверка написанных слов. Окончания выделяем.
Вывод:
-
Почему они относятся к I скл.?
-
Почему они относятся к II скл.?
-
Почему они относятся к III скл.?
-
Выводы: Как мы определяем склонение сущ –х? по роду и
окончанию.
Слайд №6
Физкультминутка. Разминка для глаз:
1.Глаз-путешественник: в разных углах развешаны листы цветной
бумаги.
Найти глазами указанный лист бумаги, можно поворачивать
голову.
2.А теперь глазами рисуем треугольник; горизонтальную
восьмёрку.
Слайд №7
2.Работа с деформированным предложением. На доске
карточка прикреплена.
- Что надо сделать в этом задании? Составить П, восстановив
порядок слов в предложении и связав слова по смыслу.
(Связать слова по смыслу) в предложении.
На , весенний, небо, светит, солнце, яркое.
На весеннем небе светит яркое солнце.
Устное составление предложения с последующей записью и
проверкой. Один ученик пишет и разбирает П у доски.
1. В предложении подчеркните главные и второстепенные члены
предложения,
2. Составление схемы.
3. Определите склонение подлежащего.
Вывод: Как мы составляем П? Все слова в П связаны
грамматически, то есть по смыслу.
3.Динамическая пауза.
Упражнение на развитие вербальной памяти.
Задание с опорой на несколько анализаторов (слуховой и
двигательный).
Цель: Повторить пройденный материал через игру.
Методы: психо-коррекционный метод – игра: «ДА» или «Нет»
Учитель бросает ученику мяч и задает вопросы, а обучающиеся,
возвращая мяч, должны ответить да или нет.
1.
Имя сущ. – это часть речи?
2.
Одуш сущ. отвечают на вопрос что?
3.
Лиза -это имя собственное?
4.
Стрекоза – это неод. Сущ?
5.
Дождь –это сущ. среднего рода?
6.
Книги –это сущ. ед. ч.?
7.
Зима –это сущ. 1 скл.?
8.
Ель –это сущ.2 скл.?
Ученик возвращает мяч и называет слово.
Слайд №8
4. Разноуровневая самостоятельная работа по карточкам
А теперь мы с вами выполним самостоятельную работу по группам,
проверим, как вы умеете применять полученные знания на
практике.
1 группа –
2 группа –
3 группа –
Объясняю задания каждой группе.
Карточка № 1 – 1 группа
В каждом столбике вычеркни «лишнее» слово и укажи род,
склонение остальных существительных.
1.
Лось, конь, лошадь, олень -
2.
Сорока, ворона, журавль, сова -
Карточка № 2 – 2 группа
Выпиши существительные только 3 склонения.
Соль, дочь, январь, дверь, сирень, гнездо, день, тайга, тетрадь,
огонь, ночь.
Карточка № 3 – 3 группа
Спиши существительные. Выдели окончание, укажи род,
склонение.
Зима -
Лето -
Осень -
Слайд №9
Проверяем работы.
Выводы: Молодцы! Я вижу, что материал усвоили вы хорошо.
Слайд №10
V. Домашнее задание: Работа с учебником.
Цель: проверить, как усвоили программный материал
обучающиеся. Записываем в дневниках.
Выполнение упражнения 248 на стр.156.
Подбери к существительным 1-го склонения однокоренные
существительные 3-го склонения. Запиши их парами.
Образец. Клетка (ж р., 1-е скл.) – клеть (ж.р., 3-е скл.)
Клетка, площадка, лошадка, морковка, постелька, кроватка,
тетрадка.
Слайд №11
VI. Итог урока.
Цель: сделать вывод и подвести итог по пройденному материалу.
Методы:
1. фронтальная беседа.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
Над какой темой мы работали?
Склонение имён существительных.
- Сколько склонений у имен существительных?
- По каким признакам мы определяем склонение
существительных? (По роду и окончанию)
2. Рефлексия. (Карточки разноцветные на доске прикреплены)
1) - Я хочу спросить, кто может сегодня про себя может сказать:
- Я молодец! - поднимает зелёную карточку.
2) - Я старался, но мне помогали -синяя карточка
3) - Не все получалось- жёлтая карточка
4) - Понравился вам урок?
Какое у вас настроение сейчас? – смайлик (поставили лайк)
3. Выставление оценок.
- Ребята, мне тоже понравилось, как вы работали сегодня.
Оценку «пять» за сегодняшний урок получают _________.
Хорошо работали ____________
Всем спасибо. Урок окончен.
Слайд № 12.