Напоминание

«Некоторые методические принципы В.Н. Цыбина"


Автор: Захарова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №1 им. Т.П. Николаевой
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Некоторые методические принципы В.Н. Цыбина"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств № 1 им. Т.П. Николаевой»

ПРИНЯТО:

Методическим советом

муниципального бюджетного

учреждения дополнительного

образования

«Детская школа искусств № 1 им. Т.П.

Николаевой»

Протокол № 6 от « 21» 02 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор муниципального бюджетного

учреждения дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1 им. Т.П.

Николаевой» Денбновецкая Е.В.

/_______________/«____»____________2018г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

На тему:

«Некоторые методические принципы В.Н. Цыбина

Составитель:

преподаватель отделения

оркестровых инструментов

Захарова Т.В.

1

История

флейтового

исполнительского

искусства

насчитывает

несколько

столетий.

Начиная

с XXVII

века,

флейта

пользовалась

такой

любовью современников, что стала неотъемлемой частью их жизни. Играть

на флейте почиталось признаком «хорошего тона», а флейта на сцене театра

была

достойным

участником

драматического

спектакля.

Многие

произведения живописи, литературы, театра представляют современников из

различных слоёв общества, играющих на флейте. На ней играли русский

художник Федотов и прусский король Фридрих II. На русской сцене в пьесе

А.Грибоедова «Горе от ума» флейта появлялась дважды: рано утром, когда

Фамусов застаёт Лизу за переводом часовой стрелки, и вечером на балу у

Фамусовых в беседе старых друзей – Чацкого с Платоном Михайловичем. В

пьесе английского драматурга Шеридана «Школа злословия» дуэтом флейты

и арфы начинается

I действие, На флейте играл персонаж Ч.Диккенса Урия

Хип

в

«Дэвиде

Копперфильде».

Одно

из

самых

ранних

изображений

поперечной

флейты,

относящееся

к

XI веку, можно увидеть в Киеве в

Софийском соборе в Южной башне на фреске «Скоморохи». Изображение

играющих на флейте присутствует на картинах фламандского художника Ван-

Дейка, голландских художников Хальса, Стэна и других.

Деревянные духовые инструменты в своих

сочинениях использовал

основоположник

русской

классической

музыки

М.Глинка,

украшая

их

звучанием образы некоторых персонажей. В опере «Руслан и Людмила»

флейта

сопровождает

Людмилу,

кларнет

Руслана,

фагот

Гориславу,

английский рожок – Ратмира. Важную роль в подготовке отечественных

исполнителей

на

духовых

инструментах

сыграли

открытие

Русского

музыкального общества, а затем и профессиональных учебных заведений –

консерваторий – в Москве и Петербурге.

В

России

профессиональное

исполнительство

на

духовых

инструментах

появилось

в XXVII

веке

и

связано,

в

основном,

с

иностранными

музыкантами.

Началом

подготовки

отечественных

исполнителей

можно

считать

обучение

в

инструментальных

классах

при

придворной капелле с января 1741 года. Руководил образованием И.Гюбнер,

после обучения музыканты служили в придворном оркестре. Выпускники

этих классов давали также сольные концерты из сочинений европейских

композиторов, так как отечественной музыки для духовых инструментов в

этот

период

не

создавалось.

Первым

профессором

Петербургской

консерватории

по

классу

флейты

был

Цезарь

Иосифович

Чарди

(солист

итальянской

труппы).

Его

сменил

Карл

Фридрих

Ватерстраат

(немецкий

флейтист, также солист оркестра). В Петербургской консерватории

позже

работали

русские

музыканты

:

солисты-флейтисты

Императорского

симфонического оркестра и оркестра Мариинского театра оперы и балета

Ф.Степанов, Н.Верховский, Б.Тризна и другие.

2

Вторая

половина XIX века и начало XX столетия в русской культуре

отмечены

стремительным

развитием,

В

это

время

начинается

процесс

становления отечественной школы игры на духовых инструментах. Первые

основательные

отечественные

публикации,

посвящённые

теоретическим

проблемам обучения и игре на духовых инструментах, появились в России в

30-40-х

годах XX

века.

В

их

числе

следует

назвать

учебное

пособие

С.Розанова, профессора Московской консерватории, под названием «Основы

методики преподавания игры на духовых инструментах» (1935). В 30-50-е

годы XX столетия благодаря усилиям московских флейтистов были созданы

работы, сформировавшие фундамент методики обучения игре на флейте. В

1931

году

профессор

Московской

консерватории

Н.Платонов

выпустил

работу «Метод изучения игры на флейте», а в 1933 году была опубликована

«Школа игры на флейте», которая позднее вошла составной частью в его

значительный

труд

«Пути

развития

исполнительства

на

флейте».

На

отечественную

методику

обучения

игре

на

духовых

инструментах,

безусловно,

огромное

влияние

оказал

исполнительский

и

педагогический

опыт

видных

музыкантов,

который

был

накоплен

ими

в

процессе

многолетней практической деятельности. К крупным деятелям в области

флейтового искусства относится и известный исполнитель-солист оперных

оркестров Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге

Владимир

Николаевич

Цыбин,

который

был

не

только

выдающимся

музыкантом,

но

и

талантливым

педагогом,

одним

из

основателей

отечественной школы игры на флейте.

Для формирования отечественной школы флейтового исполнительства

начала XX века являются знаковыми личность и творчество видного русского

исполнителя, дирижёра, педагога и композитора

Владимира Николаевича

Цыбина. Обращение в этой работе к имени и педагогическим принципам

В.Н.Цыбина связано с датой – в 2019 году исполнилось 70 лет со дня

кончины замечательного русского музыканта-педагога.

В.Н.Цыбин родился в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) в 1877 году

в музыкальной семье. Отец его был профессиональным музыкантом, играл на

скрипке, создал собственный оркестр. Мать играла на гитаре и прекрасно

пела, подбирала на слух романсы и даже некоторые арии из опер. В девять

лет талантливого мальчика, проверив слух, взяли в ученики-флейтисты в

Гренадёрский полк, а в 12 лет приняли на среднее отделение консерватории,

что

соответствует

первому

курсу

современного

музыкального

училища.

Вместе с ним в классе профессора Кречмана учились будущие известные

музыканты Ямин, Бауэ, Кузьмин, Левин, Соболев и другие.

После

окончания

консерватории

Цыбин

был

принят

на

работу

в

оперный состав оркестра Большого театра. Прослужив там десять лет, в 1907

году Цыбин по итогам конкурса сумел занять вакансию первой флейты в

Мариинском

театре.

Должность

солиста

оркестра

позволила

оказаться

в

3

сфере

интересов

самого

известного

русского

художественного

проекта

дореволюционной

эпохи

:

летом

1909

года

Владимир

провёл

несколько

месяцев на гастролях в Париже с оперой и балетом «Русских сезонов»

Дягилева.

В возрасте 34 лет музыкант решился и поступил осенью 1909 года в

Петербургскую

консерваторию

по

классу

теории

композиции.

Его

преподавателем по тоерии композиции был А.Лядов, а по дирижированию

Н.Черепнин. После блестящего окончания консерватории по теоретическим

дисциплинам

Цыбину

было

предложено

вести

класс

флейты

в

той

же

консерватории.

В 1920 году Цыбин с семьёй переезжает в подмосковное Пушкино, на

так называемую Дачу Берга, где при поддержке Н.Крупской основывает

МХТК

(Музыкально-Художественную

трудовую

колонию)

имени

А.В.Луначарского,

куда

направлялись

музыкально

од а р ё н н ы е

«беспризорные» дети.

В

1925

году,

к

100-летнему

юбилею

основания

Большого

театра,

музыкант получил первую государственную награду, ему было присвоено

звание

Заслуженного

артиста

РСФСР.

Позже

правительство

ещё

не

раз

награждало музыканта. В 1923 году Цыбин получил место профессора и

возглавил класс флейты в Московской консерватории, где преподавал до

конца жизни.

В.Н.Цыбин

-

один

из

первых

отечественных

ученых-методистов,

которые пытались научно изложить специфические проблемы и практические

вопросы методики игры на флейте, опираясь на комплекс знаний психологии,

физиологии,

теории

и

практики

исполнительства.

Свои

педагогические

принципы

музыкант

изложил

в

ряде

методических

пособий.

Одним

из

изданий,

обобщающих

опыт

педагогической

деятельности

В.Н.Цыбина,

явилась вышедшая из печати в 1940 году первая часть его работы «,Основы

техники игры на флейте», где В.Н.Цыбин обосновал некоторые из своих

методических принципов.

Так, одним из главных требований педагога Цыбина было извлечение

на

флейте

красивого

звука.

Первый

раздел

его

педагогического

труда

«Основы техники игры на флейте» предназначен для работы над интонацией

и качеством тембра. Автор большое значение придавал умению читать с

листа и требовал от исполнителя умения ,играя одну фразу, заглядывать

вперед,

стремясь

охватить

нотный

текст

целиком,

что

немаловажно

для

будущего

оркестрового

исполнителя

и

солиста-духовика.

Второй

раздел

педагогического пособия посвящен знакомству учащихся с оркестровыми

партиями

и

основам

работ

с

ними.

Отдельным

вопросом

методики

В.Н.Цыбина было изучение и совершенствование аппликатуры не только

основной,

но

и

вспомогательной.

По

его

мнению,

это

имеет

большое

значение

при

исполнении

современного

сложного

репертуара.

Особое

4

внимание педагог уделял репертуару своих учеников, поэтому для освоения

отдельных

элементов

техники

звукоизвлечения,

формирования

красивого

звука предлагал пьесы собственного сочинения.

Как мудрый педагог, Владимир Николаевич понимал, что воспитание

грамотного

исполнителя-духовика

невозможно

без

успешного

освоения

цикла

теоретических

дисциплин,

который

дает

необходимые

знания

для

понимания строения музыкальной мысли, законов формообразования, типах

музыкальной

фактуры,

гармонического

и

мелодического

развития

целого

музыкального сочинения. Заслуживают внимания попытки Цыбина связать в

своих работах вопросы обучения в специальных классах с занятиями по

общемузыкальным предметам. Об этом, например, говорится в его докладе

«Занятия по общему фортепиано студентов кафедры духовых инструментов»

(прочитан на кафедре общего фортепиано 21.03.31.)

Педагог-методист,

он

не

только

отлично

знал

«секреты»

своего

искусства,

старался

определить

индивидуальные

способности

каждого

ученика. Его понимание особенностей дарования каждого из них позволяло

педагогу в короткий срок исправлять недостатки игры ученика.

В.Н.Цыбин

с

первых

уроков

советовал

учащимся

приобретать

инструменты хорошего качества. «Пользуясь инструментом плохого качества,

-часто говорил он, -ученик приобретает вредные привычки, в результате чего

неправильно

развиваются

нижние

зубы,

нарушается

правильное

функционирование

сердца

и

при

всём

этом

учащийся

мало

успевает».

Касаясь

вопроса

техники

пальцев,

Владимир

Николаевич

советовал

прикрывать

клапаны

инструмента

только

нижней

фалангой

пальцев

и

запрещал держать пальцы в вытянутом положении. Он считал, что основой

техники

игры

на

флейте

является

сочетание

постановки

амбушюра

с

правильным положением пальцев. Большим достижением в методических

поисках

Цыбина

был

отказ

от

приема

вращения

головки

инструмента.

Чистота интонирования, по его мнению, должна достигаться не вращением

головки инструмента, а гибкостью, силой и направлением воздушной струи.

Новаторством в области искусства исполнения на духовых инструментах

было

и

применение

В.Н.Цыбиным

новых

выразительных

средств,

в

частности,

вибрато.

В

те

годы,

по

мнению

многих

исследователей

его

творчества, эстетическая культура звука традиционно отвергала вибрато не

только

на

флейте,

но

и

на

других

духовых

инструментах.

Владимир

Николаевич считал, что звук, лишённый вибрато, сух и невыразителен.

Педагогические и методические принципы В.Н.Цыбина применяются

преподавателями уже много лет в различных учебных заведениях. Работая в

ДШИ, я провожу занятия по классу флейты .Изучая методику преподавания,

читая

различную

методическую

литературу,

наблюдая

за

учениками,

5

попробую сформулировать некоторые проблемы при исполнении на флейте, с

которыми приходилось сталкиваться в процессе обучения.

Первая

проблема

-

неправильная

постановка

исполнительского

аппарата,

что

приводит

к

отсутствию

качественного

звукоизвлечения.

Выражается

это,

прежде

всего,

в

шипящем

звуке.

Хотя

шип

и

является

атрибутом естественного тембра флейты, однако безобразного шипа избежать

можно. Как определить качество вашего шипа и когда он переходит в плохой?

Правильный

шип

флейты

-

это

тембр,

напоминающий

произношение

,,фффффф", он намного выше звучащей ноты. Плохой же шип ниже звучащей

ноты

(является

унтертоном)

и

вызывает

неприятные

ассоциации

с

водосточной трубой. Почему получается неприятный шип? При сильной

растяжке

губ

воздух

не

попадает

чётко

в

отверстие

,он

скользит

по

поверхности. Это трение порождает «водосточный» шип. Чтобы избавиться

от «неправильного» шипа необходимо, во-первых: в положении губ убрать

,,улыбку", во-вторых - подать губы вперёд, чтобы был виден их красный

эпителий.

Вторая общая проблема исполнителей - зажатые руки. Очень часто

начинающие флейтисты стремятся сразу начать играть в быстром темпе,

чтобы

продемонстрировать

свои

успехи.

Но

часто

такая

поспешность

приводит к тому, что зажимаются руки, возникают болезненные ощущения, а

чрезмерное

усердие

в

занятиях

с

зажатыми

руками

может

привести

к

профессиональному заболеванию. Чтобы такого не происходило, при первых

же

болезненных

симптомах

необходимо

отложить

флейту

и

постараться

расслабиться.

В

дальнейшем

играть

только

в

медленном

темпе,

учить

трудные места с разными акцентами, с остановками на отдельных звуках. И

только после всего этого можно попробовать немного увеличить темп.

Третья

группа

проблем

определяется

неправильной

постановкой

корпуса, ведет к зажатости мышц спины и рук, влечет за собой проблемы

дыхания и пальцевой техники. При первых занятиях на инструменте педагогу

необходимо следить за тем, чтобы ученик ровно держал голову. Излишний

наклон головы или чрезмерное откидывание её назад скажется на интонации.

Также

немаловажное

значение

имеет

умение

не

упускать

ни

один

из

моментов рациональной постановки, стараться соблюдать все требования

одновременно, чтобы добиться профессионального исполнения.

Для того, чтобы занятия доставляли радость ученикам и приводили к

успехам, предложу несколько советов:

самостоятельно

заниматься

музыкой

нужно

осмысленно;

важно,

чтобы

занятия были ежедневными, для начала 15-20 минут;

всегда начинать занятие на позитивной эмоциональной волне и стараться

сохранить этот настрой на протяжении всего флейтового «сеанса»;

6

если

что-то

не

выходит

-

отложить

занятие,

расслабить

мышцы,

переключиться на другую работу;

внимательно слушать задание и рекомендации преподавателя;

в начале урока обязательно разыграться;

демонстрировать свои достижения (пусть даже самые маленькие) родителям

и друзьям.

Профессор В.Н.Цыбин в процессе формирования отечественной методики

обучения игре на духовых инструментах в ХХ веке практически заново

основал отечественную флейтовую школу. Его методические рекомендации,

изложенные в "Школе" и концертных пьесах, заложили основы техники и

служили эталоном виртуозного стиля для многих последующих поколений

отечественных флейтистов. Однако самое большое общественное признание

В.Н.Цыбин получил как крупный педагог-основоположник научных основ

отечественной школы игры на флейте, чего невозможно было бы достичь,

если

бы

он

не

являлся

замечательным

исполнителем,

увлеченным

композитором и вдумчивым музыкантом. Педагогические принципы, которые

развивал Цыбин, нашли своих продолжателей. Ими стали такие известные

ученики педагога, как Ю.Г.Ягудин и Б.В.Тризно, которые, основываясь на

методике обучения своего преподавателя, создали собственную флейтовую

школу. В настоящее время в учебных заведениях различного уровня России

обучение

по

классу

флейты

ведётся

по

методике

великого

российского

педагога и музыканта. Цыбиным, как композитором, был внесён огромный

вклад в создание нового исполнительского и методического репертуара для

флейты. До сих пор его сочинения являются обязательными для исполнения

на различных конкурсах и входят в репертуары современных исполнителей.

Учебные

пособия,

написанные

Цыбиным,

считаются

этапными

вехами

в

7

развитии отечественной флейтовой методики и представляют несомненный

интерес для преподавателей и учащихся. Они отличаются от большинства

бытовавших в то время в России «Школ игры на флейте». Главным их

отличием

является

то,

что

система

обучения

и

исполнительства,

предложенная в них, основывается на научных изысканиях прошлого века, а

учебный

материал,

предлагаемый

в

пособиях,

имеет

значительную

художественную

ценность.

Бережно

восприняв

педагогический

и

исполнительский опыт предшественников из Петербургской и Московской

консерваторий (прежде всего своего педагога, профессора В.В.Кречмана),

внимательно и уважительно относясь к достижениям коллег-современников,

В.Н.Цыбин тем не менее никогда не копировал этот опыт, а вырабатывал

собственное

понимание

основных

закономерностей

искусства

игры

на

флейте.

В

сфере

флейтовой

педагогики

Владимир

Николаевич

смело

переосмысливал то, что ранее в силу многолетней традиции выступало едва

ли не в качестве непреложного правила. Его творческие принципы обучения

и воспитания использовали педагоги различных национальных и зарубежных

флейтовых школ.

Литература:

Абанович

А.

"Владимир

Цыбин

-

"Русский

Таффанель".

//Музыкальная

академия - 2009. - №4. - с.2-17.

ТуренковаН.П.

"В.Н.Цыбин

-

исполнитель,

педагог,

композитор.

"

//Межвузовский

сборник

научных

статей

"Методика,

теория,

история

и

культура искусства"/ - Саратов СГК им.Л.В.Собинова, 2007.с. 33-36.

Цыбин В.Н. "Основы техники игры на флейте». Гос. Муз. Издательство. М.,

1940.

8



В раздел образования