Автор: Азарнова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Мценск детский сад №4 Орловская область
Населённый пункт: Орловская область г.Мценск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание в детском саду
Раздел: дошкольное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Аннотация. В статье рассмотрена сущность экологического воспитания
как одного из основных направлений в системе дошкольного образования.
Определена роль воспитателя в формировании экологического сознания
дошкольников и обозначены задачи воспитатель при экологическом
воспитании. Приведены структура исследовательской деятельности и этапы
опытно-поисковой деятельности экологического воспитания.
Ключевые слова. Экологическое сознание, экологическая культура,
экологическое воспитание, явления и объекты природы, проектные методы
воспитания.
Первым звеном в системе общественного экологического воспитания
является дошкольное образование. Требования к уровню экологического
развития детей являются тем самым базовым компонентом дошкольного
образования, который посредством базовой программы развития ребенка
дошкольного возраста знакомит с флорой и фауной родного края,
разнообразием форм жизни, их признаками, потребностями и средствами
приспособления к среде, явлениями и объектами природы, взаимосвязи между
ними и человеком, его деятельностью, формирование познавательного интереса
ребенка, эмоционально-ценностного отношение к природной среды и тому
подобное.
Современный ребенок живет в созданной человечеством окружающей
среде, в которой люди, природный и социальный мир взаимосвязаны. Надо
учитывать и то, что городские дети меньше, чем сельские, имеют возможность
свободно находиться в естественном окружении, общаться с животными,
наблюдать за природными явлениями. Информацию о них они
преимущественно получают из детских энциклопедий, рисунков, телепередач,
видеофильмов, при этом большинство родителей не всегда обращает внимания
на окружающую среду, растения, которые находятся рядом в городском дворе,
парка. Поэтому дети не в полной мере приобретают достаточный опыт
природоцелесообразного поведения в природе [3, c. 40].
Разъяснять значение деятельности людей в окружающей среде,
формировать у ребенка определенное представление о необходимости помогать
природе и приумножать ее богатства является задачей воспитателя.
Как сказал Ян Амос Коменский «Учить надо так, чтобы люди, настолько
это возможно, приобретали знания не из книг, а с неба и с земли, из дубов и
буков, то есть знали и изучали сами объекты, а не только наблюдения и
сведения о них»
1
.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малышей в
окружающий мир так, чтобы они ежедневно открывали в нем что-то новое для
себя, росли исследователями, каждый их шаг был путешествием к истокам
чудес в природе, чтобы в маленьких сердцах росло благородство и закалялась
воля [4, c. 168].
В свое время Константин Ушинский говорил, что изучение детьми
природы должно начинаться не из курьезов и диковин, а из того, что
непосредственно окружает ребенка, то есть с тех объектов и явлений природы,
которые ребенок может наблюдать каждый день.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе
образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и
убеждения [1, c. 12]. Именно поэтому, для реализации этих задач в дошкольном
учебном заведении должен быть создано соответствующее развивающее
жизненное пространство, благоприятное для развертывания активного бытия
детей в естественной среде в специфических для старшего дошкольного
возраста видах деятельности: игровой, учебно-познавательной, речевой и
коммуникативной, продуктивной.
Также важную роль в экологическом воспитании дошкольников играет
личностно-ориентированный, доброжелательно-эмоциональный стиль общения
1
Ян Амо́
с Ко́
менский – чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской
церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
с детьми, понимание воспитателем самоценности и состояния природной
среды. Такой стиль общения воспитателя с детьми поможет детям лучше
усваивать доступныt для их возраста экологические знания и применять их в
самостоятельной деятельности [2, c. 79].
Педагогический процесс должен быть направлен на формирование таких
психологических свойств личности, как потребность в общении с природой,
интерес к познанию ее законов, мотивы поведения и деятельности по охране
природы. Воспитатель должен реализовывать следующие задачи
экологического воспитания:
– воспитание гуманного отношения к природе;
– формирование системы экологических знаний и представлений о
природу;
– развитие умения видеть и чувствовать красоту, привлекательность
каждого элемента окружающей среды, любоваться и восхищаться ими;
– включение в посильную эколого-ориентированную деятельность.
Решение этих задач обеспечит активное общение дошкольника с
природной средой и способствовать их социализации.
Рассмотрим подробнее роль воспитателя в формировании экологического
сознания дошкольников. Методический инструментарий обеспечения
экологического сознания у детей составляют формы, методы, средства и
приемы работы. Рассмотрим некоторые из них.
Известно, что дошкольники – прирожденные исследователи. Именно
поэтому эффективной в работе с детьми является опытно-поисковая
деятельность. Проводя с детьми опыты, воспитателю следует придерживаться
структуры исследовательской деятельности, а именно: постановка проблемы;
поиск путей решения и построение гипотез; решения задачи с помощью
практических действий; анализ результатов, подтверждение или опровержение
гипотезы; при опровержении гипотезы – возвращение к новым поискам путей
решения проблемы.
На этапе подготовки к исследовательской деятельности воспитатель
должен изучить информацию об исследуемом объекте, определить цели и
задачи конкретного опыта, провести предварительную работу с детьми в виде
наблюдений за объектом или явлением природы, бесед на выявление знаний
детей по отношению к нему, подготовить необходимый реквизит, обеспечить
соблюдение правил техники безопасности.
На этапе проведения опыта от воспитателя требуется четкое руководство
ходом его проведения. Это должны быть четкие, доступные детям указания,
объяснения работы. Детям не следует сразу давать ответ, а предлагать самим
найти его. Надо дать ребенку возможность лично проследить за ходом опыта от
начала до конца, сделать определенные выводы по поводу увиденного.
На заключительном этапе воспитатель должен подвести итог увиденного
и в дальнейшем практически применять полученные знания [1, c. 13].
Для формирования у детей экологически сознательного поведения
эффективным и результативным является метод проектов. Метод проектов – это
способ организации педагогического процесса, построенного на
взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в
реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению
определенной цели.
И. В. Цветкова утверждает: «Специфика метода проектов заключается в
том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия
ребенка с окружающим миром, познания ребенком окружающей среды
(природного и социального), педагогическое воздействие осуществляется в
совместной с ребенком деятельности, опирается на ее личный опыт». «Проект –
цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Это конкретная
практическая, творческая деятельность, поэтапное движение к цели. Проект –
метод педагогически организованного усвоения ребенком окружающей среды.
Проект – звено в системе воспитания» [5, c. 129].
Поэтому мы склоняемся к мысли указанной ученым, что именно метод
экологических проектов обеспечит системность и результативность реализации
задач воспитания экологической культуры у дошкольников.
Выводы. Итак, современное ДОУ является первой ступенью обогащения
детей знаниями о естественном и социальном окружении, ознакомления с
общей, целостной картиной мира и формирование научно обоснованного,
нравственного и эстетического отношение к нему. Таким образом, одной из
ведущих задач, которая встает перед воспитателем современного дошкольного
образовательного учреждения, является экологическое воспитание детей, что
предусматривает формирование у ребенка эмоционального и бережного
отношения к объектам природы, способности видеть их красоту. Это обеспечит
формирование первых представлений об окружающем мире, отношения к
природе, конкретного поведения на эмоциональном уровне.
Этому вопросу посвящены исследования многих отечественных
педагогов прошлого и современности, разработанные практические
рекомендации по работе с формированием экологической культуры
дошкольников, которая является составной их экологического сознания.
Экологическая культура – это форма духовного и практического освоения
личностью мира природы, «кодекс поведения» в естественной окружающей
среде. Важным этапом в формировании экологической культуры является
воспитание экологического сознания – составного сознания личности,
связанного с отображением процессов взаимодействия человека, общества с
объектами и явлениями природы.
Литература.
1.
Мартинович Е.В. Экологическое воспитание младших школьников и его
формы // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2015. – № 2. – С.
12-14.
2.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб.
посо- бие для средних пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 2-е изд.,
испр. – М.: Академия, 2014. – 215 с.
3.
Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологичес-кого
образования в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2014. – №9 – С. 40-42.
4.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – 8-е изд. – К.: Рад. школа, 1984. –
288 с.
5.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы, игры и проэкты. –
Ярославль: Академия развития, 2013. – 168 с.